Методические указания
Оценка 4.7

Методические указания

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.02.2017
Методические указания
Данные методические указания предназначаются для оказания помощи студентам в выполнении практических работ по учебной дисциплине «Литература». Практическая работа является формой самостоятельной учебной работы студентов под непосредственным руководством преподавателя, в процессе которой студенты учатся применять на практике теоретические знания, полученные ими в процессе обучения. В результате выполнения практических занятий студенты синтезируют теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях. При выполнении студентами практических заданий достигаются следующие цели:методические указания
методические указания.doc
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Литература» для студентов 1 курса Данные   методические   указания   предназначаются   для   оказания   помощи студентам   в   выполнении   практических   работ   по   учебной   дисциплине «Литература».      Практическая работа является формой самостоятельной учебной работы студентов   под   непосредственным   руководством   преподавателя,   в   процессе которой   студенты   учатся   применять   на   практике   теоретические   знания, полученные ими в процессе обучения.       В   результате   выполнения   практических   занятий   студенты   синтезируют теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях.   следующие цели:     При   выполнении     студентами   практических   заданий     достигаются 1. Расширяются   и   углубляются   первоначальные     знания   студентов, полученные   на   теоретических   занятиях,   а   также   в   процессе самостоятельной работы.  2. У студентов формируется правильная оценка содержания изучаемых произведений,   формируются   общеучебные   умения   и   навыки, ключевые компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:  поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно­следственных связей;  сравнение, сопоставление, классификация;   выполнение различных творческих работ;  способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;  осознанное беглое чтение, проведение информационно­смыслового анализа текста,   использование   различных   видов   чтения   (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);  владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;  составление плана, тезисов, конспекта;  подбор   аргументов,   формулирование   выводов,   отражение   в   устной   или письменной форме результатов своей деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных   источников   информации,   включая   энциклопедии,   словари, Интернет­ресурсы и др. базы данных;  самостоятельная   организация   практической   учебной   деятельности, владение   навыками   контроля   и   оценки   своей   деятельности,   осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Требования   к   знаниям   и   умениям   учащихся,   формируемым   во   время практических занятий, должны быть направлены на повышение общего уровня их   читательской   культуры   и   формирование   активного   отношения   к собственной   читательской   деятельности:   сознательном   и   целенаправленном выборе   книг   для   чтения,   в   привычке   и   умении   использовать   прочитанные книги в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.        Для достижения этих целей учебный процесс не может ограничиваться только   прослушиванием   лекций.   Прочность,   осознанность   и   действенность знаний   студентов   наиболее   эффективно   обеспечивается     решением практических задач.  Перечень практических работ, рекомендуемых студентам, для выполнения на уроках: 1.     Работа с тестами произведений (изучение текстов, а также выполнение различных заданий). 2.   Изучение   студентами   и   устный   анализ   текстов   произведений,   умение осознать   сложность   социально­психологического   конфликта   произведения, знание   творческой   истории,   композиции,   образов   главных   героев, проблематики произведения.   3. Написание рефератов, эссе, творческих работ по изучаемым темам. 4.   Изучение   и   анализ   студентами   произведений,   рекомендованных   для самостоятельного изучения. 5. Написание различного рода сочинений по предложенным преподавателем, а также самостоятельно выбранным студентами темам. 6.  Работа с дополнительной литературой. В связи с этим при выполнении практической работы, студент должен: 1. Предварительно повторить теоретический материал темы (тем) по которой проводится практическое занятие. При выполнении отдельных практических работ (например, написание творческой работы, реферата) тема может быть выбрана самостоятельно. 2. При выборе свободной темы необходимо согласовать ее с преподавателем. 3.   Ознакомиться   с   практическим   заданием,   уяснить   его   фабулу   и поставленные контрольные вопросы.  4. Составить план работы. 5. Продумать  логику и последовательность  изложения  материала. Решение должно быть аргументированным.   6.   Сдать   выполненную   в   полном   объеме   практическую   работу   в   срок, установленный преподавателем (в течение двух учебных часов).    Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ и получении по ним положительных оценок. Сочинение     в     учебном     процессе   —   одна     из     форм   закрепления, обобщения  и  практической  проверки теоретических  знаний   по  литературе и   русскому  языку.  Работа   над сочинением  способствует   формированию навыков   письменной  речи, развитию творческих  способностей. Сочинение —   форма     самостоятельной   письменной   работы,   которой необходимо овладеть,     четко     понимая       особенности     этой       формы,     представляя требования,  которые   предъявляются  к   сочинению.  При   подготовке   к сочинению     необходимо     поставить перед   собой     задачу   — научиться писать   сочинение   на   любую  из  предложенных  тем.  Научиться  этому возможно   при     соблюдении определенных условий.   Главное   из     них   — хорошее     знание     литературных   текстов,   предложенных   в   программе. Сочинение  —  форма  практической  учебной   работы.   Сочинение  может быть   творческой     работой,   а     может     быть   и     компилятивным,   но   в жанре научно ­ критической  статьи.  Лучше   всего  использовать   именно эту  жанровую форму.  В   сочинении   не   стоит  стремиться   к   особой оригинальности   стиля,  и  разного  рода   эффектам.  Эпиграф, помещаемый перед     сочинением,   должен   являться       ключом     к       основной     идее произведения. Эпиграф   пишется   в   правом  верхнем   углу   над  работой  и не     заключается   в     кавычки.   Для       сочинения       главное   —     правильное понимание     темы,     логичное       грамотное     изложение       мыслей,     знание художественных текстов,  убедительные   выводы,  вытекающие  именно  из Вашего  изложения  материала.  В   сочинении   обязательно  должен  в   той или   иной  мере  прозвучать  сам  художественный текст. Чтобы   научиться писать     сочинение,   удовлетворяющее   требованиям,   нужно     не     только исполнять  эти  условия,  но  и   овладеть  методикой  работы,  не   забывая при   этом   о  вдумчивом   изучении  художественных текстов. Очень  важно сделать     правильный   выбор      темы:    Вы    должны    хорошо   знать текст, помнить   хотя   бы  небольшие   фрагменты   наизусть,  понимать  место этого произведения     в     литературном     процессе.   В     выборе   темы   решающее значение   должно  иметь  наличие  у  Вас  опыта   в   написании   сочинения на  подобную тему. В   сочинении   на   выбранную   Вами  тему  Вы  должны проанализировать   или  упомянуть   все  связанные  с   темой   произведения (это  прежде  всего  касается  лирики),  данные  в   программе.  Привлечение внепрограммного       материала,   конечно,     возможно,     но     не       в       ущерб обязательным   текстам.  Необходимый  для анализа литературный материал отбирается  на  стадии  выбора темы. По  материалу  тема   может   оказаться монографической,     сопоставительной     и       обобщающей,     причем     внутри каждого   из   этих   делений  существуют  свои  подразделы,  позволяющие включить  в   монографические  темы  материал, связанный   как  с   анализом одного   произведения   в   целом,  так  и   с   анализом  какого ­ то   одного образа,  художественного  приема  или   проблемы.  Поэтому  неожиданный поворот   темы    может      сделать     трудным      для   анализа   даже  хорошо знакомое     произведение.   Монографические     темы     требуют       предельной детализации  описаний  и  рассуждений,  хорошего  знания   текста   и   умения сопоставлять       конкретные   эпизоды,     приемы     и       образы,     понимать произведение       как     целое.   В       сопоставительных       темах       к       анализу привлекаются     либо     несколько   произведений       одного       автора,     чтобы рассмотреть   ту     или     иную   проблему   в   развитии,   в     эволюции,   либо произведения   разных  авторов  на   близкие  темы. Раскрытие  такой  темы требует  умения  сопоставлять   произведения, определять   их  сходство   и видеть     различия,   понимать   причины     обращения   разных   авторов   к подобным  темам,  и   уметь  видеть   эволюцию,  развитие   темы на  фоне общественной и  литературной  жизни  страны. Сопоставление  может   быть как  жестко   направленным  формулировкой  темы (Онегин  и   Печорин   как типы «лишнего   человека »),  так  и  предполагающим  творческую  свободу автора       сочинения       в       подборе   материала.     Например,     к       теме «Вольнолюбивая   лирика  Пушкина »  принято относить   произведения   с ярко   выраженной  политической   направленностью, такие,  как «Вольность», « Деревня», « К     Чаадаеву », « Любви,   надежды,   тихой   славы ...», « Во глубине   сибирских   руд ...», «Арион». Но  автор  сочинения  имеет  полное право  включить  в   анализ   произведения,  в   которых   эта  тема  решается в   философском   ключе,  например, «Свободы   сеятель  пустынный ...», или в   плане  размышлений   поэта  о  свободе  творчества  («Поэт», « Поэту», «Поэт  и   толпа») и   о  свободе  личности  (« Пора,  мой   друг, пора ...»).  Для сопоставления   могут   быть   взяты   как   сходные     образы   и     мотивы   в творчестве   одного   или   нескольких   писателей,  так  и   противоположные. Обобщающая     тема     содержит     рассуждения       не       только       собственно литературного,     но     и       публицистического     характера,     основанные     на материале предложенных  произведений   или   самостоятельно   выбранных студентами в   рамках  списка   обязательной   литературы   и   заявленных   в теме   периода. По  формулировкам   темы  разделяются  на   темы ­ понятия, темы ­ суждения  и  темы ­ вопросы. Тема ­ понятие   определяет   явление, сущность  которого   и   надо   раскрыть   в  произведении. Темы – суждения ­ это  сочетание  понятий,  одно  из   которых  определяется   и   раскрывается через   другое.   Здесь   формулировки   тем   представляют     собой     мысль (тезис),  правомерность  которой  вам   предстоит обосновать.  Если  же  Вы полемист  по  своей  природе,  то   вам   лучше   выбрать   тему ­ вопрос или дискуссионную       тему.     Их     раскрытие     не       предполагает       наличия однозначных       ответов     на       поставленные       вопросы.     Надо     обращать внимание  на  возможные   противоречия   в   толковании   темы  и   различные точки   зрения  исследователей   по  данному   вопросу.  Например, «Горе  от ума » — комедия   нравов     или     трагедия     личности?». Выбрав   тему   и определив     для     себя       главное     направление     своей     работы,  важно       в процессе   работы  не   уклониться   от   него,  иначе  возможны  такие ошибки содержательного  характера,  как  уход  от   темы  или   неполное  раскрытие темы.     Таким       образом,     при       выборе     темы     необходимо     учитывать следующие  факторы:  хорошее   знание   текста   и   умение  выделить  в   нем главное  и  второстепенное;  понимание  сути  формулировки темы; интерес  к данной   теме,   желание   осмыслить     ее     для   себя     и     донести   свои размышления       до     преподавателя.     Сочинение       должно     быть     полным, самостоятельным  и  убедительным.  При     написании   письменных   практических   работ,   таких   как   сочинение, реферат, доклад, эссе следует уделить особое внимание составлению плана.                                                         План.       После   того,     как   тема   работы выбрана     и     осмыслена,   необходимо приступить   к   составлению     плана.   Работа     над   планом   поможет     вам представить     логику     развития       темы,     поможет       сделать     стройной композицию  работы,  избежать  неточностей и  неполноты. Наиболее  полно и   продуктивно  раскрыть   тему  поможет    составление развернутого  плана, сущность   которого     в     следующем:   каждый     пункт     подробного     плана разделяется   на     подпункты,   которые   напомнят   Вам     о   необходимости осветить       одну     из       сторон       общего     тезиса       или     понятия, сформулированного       в       данном     пункте     письменной   работы.     Пункты располагаются     в       основной     части     строго       последовательно.     Они взаимозависимые,  то   есть   не   могут  произвольно  меняться   местами. Каждый пункт   выражает   законченную     аргументированную     мысль.   Все вместе       они     доказывают     и       иллюстрируют     идею   работы.     При рассмотрении     темы переход   от     одного     пункта     к     другому     должен осуществляться   плавно,  должны соблюдаться   так  называемые «логические мостики»,   т. е.   мотивировка перехода,   объяснение     взаимосвязи   двух понятий,  обозначенных  в   пунктах плана.  При   работе   над  планом  можно пункты  плана  тут  же  дополнять примерами   из   текста,  на   которые   вы будете       ссылаться     при       написании     работы.     План   —     своеобразный конспект     вашей будущей работы,   он   организует   мысль,   способствует логике   изложения   материала.  План  можно   делать  рабочим,  т. е.  писать его  только   в   черновике.  Главное  в   плане —  правильно обозначить   ход и   последовательность   Ваших   размышлений.  При   устном   анализе   изучаемых   произведений   следует   уделить   внимание освещению таких вопросов как:  1. Тема произведения ­  это  то,  о  чем   идет   речь   в   произведении,  те события   и   явления действительности,  которые   отражены  в   нем.  Тема литературного произведения     охватывает     все   изображенное   в     нем     и поэтому   может   быть постигнута   с   нужной  полнотой  лишь  на   основе осмысления  всех   сторон  произведения.  Каждое  явление  жизни,  каждый характер,     изображенный     в     произведении,   —     это     отдельная     тема, совокупность   отдельных   тем   образует  тематику   произведения.   2. Проблема —  это  тот  вопрос,  который   ставит   писатель,  обращаясь   к той  или   иной  теме.  В   некоторых   произведениях  проблемный  характер темы   непосредственно   подчеркивается     их   названиями:   «Что     делать?» Н.Г.Чернышевского,  «   Кому     на       Руси     жить     хорошо»  Н.А.   Некрасова, «Преступление  и   наказание» Ф.М .Достоевского   и   др.  Одна  и   та   же тема   может   служить   основой  для  постановки   разных  проблем. 3.Проблематика   —     перечень       проблем,     затронутых       в     произведении. Пристальное     внимание     ко       всему       многообразию     тематики       и проблематики     особенно       необходимо     при       анализе     таких     крупных произведений,   как « Война     и     мир »   Л.Н.Толстого, «Преступление   и наказание»  Ф.М. Достоевского, « Тихий   Дон »  М.А.Шолохова, «Мастер и Маргарита»  М.А. Булгакова и  др.  4.Идея —  это  то,  что  хотел  сказать  автор,  решение   главной  проблемы или  указание   пути,  которым   она  может   решиться.  Например,  одной   из главных  идей  романа  Ф.М. Достоевского  « Преступление  и   наказание» является    идея   христианского  смирения   и    всепрощения.  христианской любви   к   людям   как основы  самовозрождения   личности.  В   некоторых случаях  идея   произведения  может   заключаться  в   приговоре  герою,  не нашедшему  верные  ориентиры   в  жизни.  Такова   идея   многих  романов XIX  века,  в   центре   которых  —  судьба  дворянского героя как «лишнего человека »,  «умной  ненужности».  5.Портрет  —  это  внешний   вид   героя,  его  одежда,  манера  вести  себя, через которые   можно   просчитать   внутреннюю  сущность  характера,  к чему  и  стремится  автор  (обратите   внимание  на   портреты  Печорина, гоголевских помещиков,  героев   романа «Отцы  и   дети »  и   др.).  Иногда дается   и   во  внешности   персонажа,  и   в   его  поведении,  и   в   его одежде  какая ­ то   одна   черта,  деталь,  по  которой  можно   составить представление  о  характере  и   судьбе  героя  в   целом  («лучистые  глаза» княжны     Марьи     Волконской,   «   старый   персидский       халат»     Обломова, который     сопровождает     героя   всю     его   жизнь, став     чуть     ли   не символом     его     судьбы,   «платок,     смоченный       одеколоном»,   которым пользуется   Павел  Петрович  Кирсанов,  разговаривая   с   крестьянами,  и др.).  6.Прямая     важнейших составляющих  ее   является   психологический  анализ   внутреннего  мира героя. Это  особенно   ярко   видно   в   авторских  характеристиках  Андрея Болконского, раненного   на     поле     Аустерлица,   Пьера   Безухова,     после разговора     с       Наташей     Ростовой,     трагически       переживающей       свое   характеристика.     авторская       Одной       из увлечение     Анатолием       Курагиным.   Авторская     характеристика       может также   служить   для  знакомства   читателей  с  предысторией  героев,  что мы     видим,     например,     в       романе   «   Отцы     и       дети   ».   Авторская характеристика   помогает   лучше   понять   атмосферу,  в   которой живет герой,  узнать  его окружение  и  т. д .    предусмотрено   выполнение Перечень   тем   по   предмету,   по   которым   письменных практических работ: 1. Изображение   природы   в   поэзии   В.А.Жуковского  и   А.С.Пушкина (сопоставительный  анализ).  2. Художественное своеобразие лирики А. С.Пушкина.  3. Жанр « Евгения Онегина»  А.С.Пушкина.  4. «Герой нашего времени »  и  мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.  5. Жанр « Мертвых  душ »  Н.  В.  Гоголя.  6. Человек и  природа в  поэзии  М.Ю.Лермонтова.  7. Народ в  « Мертвых  душах »  Н.В.Гоголя.  8. Человек и  природа в  лирике Ф.И.Тютчева.  9. «Гроза»  А.Н.Островского.  Смысл  названия.  10. Обломов  и  Штольц как психологические типы.  11. Смысл  названия  романа И.С.Тургенева « Отцы и  дети».  12. « Я  лиру посвятил  народу  своему ..."Н.А.Некрасова.  13.  « История  одного   города »  М. Е.Салтыкова ­ Щедрина:  особенности жанра.  14.  Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова   в   романе « Война   и мир» Л.Н.Толстого.  15. Кутузов и  Наполеон.  16. Россия будущего в пьесе « Вишневый  сад»  А.П.Чехова.  17. « Преступление и  наказание»  как « роман  идей».  18. Идеи смирения и  гордости  в  романе « Преступление и  наказание».  19.Самостоятельный   выбор   темы   для   выполнения   письменной   работы   по изученным произведениям. 20.Работы на свободную тему.        Перечень тем по предмету, по которым   предусмотрен устный   анализ изученных лирических  произведений      (полный    анализ:   тема,   проблема, изобразительно ­ выразительные   средства   языка,  ритмико ­ интонационный строй,  образ  лирического  героя  и   т. д.):   В.А.Жуковский «Море»;  А.С.Пушкин «Осень»;  М.Ю. Лермонтов  «Пророк»; Н.А. Некрасов «Еду   ли  ночью   по  улице   темной...»; Ф.И.Тютчев « О   чем ты  воешь ,  ветр   ночной...»;  А .А .Фет « Сияла  ночь. Луной   был   полон сад...»;  А.А.Блок « На  железной  дороге »; С.А.Есенин «Отговорила  роща золотая...»;   В.   В.   Маяковский « Хорошее     отношение     к   лошадям »; Б.Л.Пастернак « Сказка ». предусмотрено   выполнение Перечень   тем   по   предмету,   по   которым   письменных практических работ творческого характера (эссе): 1. Эволюция понятия « свободы »  в  лирике Пушкина.  2. День Онегина в  Петербурге.  3. Образ Невы в  «Медном всаднике».  4.  Почему  Лермонтов   находит  сильных   людей   не   в   настоящем,  а   в прошлом?   5. Тема поэта в  лирике Лермонтова.  6. Конфликт чувства и  долга в  « Грозе».  7. Судьба крестьянской  женщины в  лирике Н.А. Некрасова («Тройка»).  8. Народ как воплощение нравственного идеала  Л.  Н.Толстого.  9. Мое понимание темы «Маленького человека». 10. Работы на свободную тему. Перечень   произведений,   по   которым     предусмотрена   работа   с   текстом произведения  на практических занятиях: 1. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». 2. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». 3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». 4. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 5. Л.Н.Толстой. «Война и мир». 6. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». 7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». 8.  М.   Цветаева   «Лебединый   стан»,   «Поэма   Горы»,   «Поэма   Конца»,   поэма «Крысолов». 9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».  10.С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина». 11. М. Горький. Пьеса «На дне». 12.И.Э. Бабель. «Конармия». 13.М.А. Булгаков.  «Собачье сердце». 14.А.Н. Толстой. «Петр Первый». 15.И.С. Шмелев. «Лето Господне». 16.М.А. Шолохов. «Тихий Дон». 17.Э. Казакевич. «Звезда». В.Ажаев. «Далеко от Москвы».  18.А.Т. Твардовский. «По праву памяти». Перечень   тем   по   предмету,   по   которым     предусмотрен   устный   анализ произведений или творчества писателей: 1.Анализ рассказа А.П. Чехова (произведение по выбору студента). 2.   Анализ   сказки   М.Е.   Салтыкова   ­   Щедрина   (произведение   по   выбору студента). 3.Анализ рассказа М. Горького (произведение по выбору студента). 4.Анализ   произведения   зарубежной   литературы   (произведение   по   выбору студента). 5.Анализ творчества  одного из писателей второй половины девятнадцатого века (по выбору студента). 6.Анализ рассказа И.Э. Бабеля (произведение по выбору студента). 7.Анализ   произведения,   относящегося   к   периоду   «деревенской   прозы» (произведение по выбору студента). 8.Историческая романистика (произведение по выбору студента). 9.Анализ   произведения   современной   литературы   (произведение   по   выбору студента).               Практическая   работа   должна   быть   выполнена   в   срок,   назначенный преподавателем.         Если работа выполнена с явным опозданием, преподаватель имеет право снизить за нее оценку. Реферат,   доклад,   устная   информация   воспроизводится   студентом   на специальном   занятии   в   присутствии   всей   группы,   студент   отвечает   на вопросы, которые возникают у присутствующих.

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания

Методические указания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017