Информационная карта инновационного педагогического опыта
Ф.И.О.
Учреждение
Мешкова Ирина Викторовна
МБОУ « Бурдыгинская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургская область, Сорочинский район, с.Бурдыгино,
улица Школьная 1тел. 8 35346 22213.
Email bsch410008@mail.ru
Должность
учитель русского языка и литературы
Стаж работы в
должности
11 лет
1. Тема инновационного
педагогического опыта
« Развитие интереса к урокам русского языка и
литературы »
2. Источник изменений
Современные требования к методике преподавания, появление
новых методик, новые требования к качеству образования,
очевидные преимущества развивающих технологий. Проблема
адаптации учеников, обучающихся по традиционным технологиям.
Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое
падение у обучающихся интереса к русскому языку и литературе и,
как следствие, падение нравственности, снижение грамотности,
неумение правильно и ясно выразить свою мысль, неумение
общаться.
3. Идея изменений
Идея изменений заключается в использовании новых современных
технологий обучения, акцентировании внимания на умении учиться
добывать знания самостоятельно, а не усваивать готовый материал.
4. Концепция
изменений:
Концепция изменений предполагает совершенствование урока
за счёт внедрения современных технологий. Достижение цели при
помощи новых компонентов образовательных инновационных
технологий. Интеграция технологий в урочной и внеурочной
деятельности, формирование адаптированной личности,
формирование творческого подхода к решению любых задач.
Организация учебного процесса на развивающих, проблемных
технологиях. Ученик становится субъектом учебного процесса.
Повышается мотивация к учению, ученик самореализовывается,
учится отстаивать свою точку зрения. Развивается мышление,
коммуникативные и речевые способности, навыки исследовательской и проектной деятельности. Повышается
качество и эффективность обучения, открываются возможности
вариативной учебной деятельности, ее индивидуализации и
дифференциации. Изменяется процесс обучения и формируется
положительная мотивация к предмету. Использование
проблемных методов на уроках истории и обществознания
позволяют мне реализовать идею развивающего обучения,
повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до
минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на
уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок
более ярким и увлекательным. Применение современных
технологий обучения, таких как технология проектной
деятельности, информационнокоммуникативных технологий
развивают творческое мышление, коммуникативные
способности у учащихся. Способствуют формированию
умений и навыков исследовательской деятельности,
осмысленного владения информацией и ее последующее
использование в коммуникациях. Использование
мультимедийных технологий помогает образному восприятию
материала.
5. Условия реализации
изменений
(предлагаемого опыта
работы)
Основными условиями реализации изменений являются:
1. Нормативная база в соответствии с Федеральным базисным
планом Министерства образования и науки Р.Ф.
2. Преемственность образовательной программы на разных
ступенях.
3. Системность преподавания с использованием новых
технологий на всех ступенях обучения.
4. Комплектация ТСО и соответствие кабинета для
реализации инновационных технологий.
5. Постоянный мониторинг и рефлексия достижений
учащихся.
6. Результат изменений
(использования
предлагаемых способов
Пробуждение интереса обучающихся к урокам русского
языка и литературы; формирование умений самостоятельно
добывать необходимые знания, формирование обучения и воспитания)
положительной мотивации к изучению предмета, повышение
статуса русского языка и литературы;
повышение уровня грамотности и начитанности молодого
поколения; пополнение активного словарного запаса, расширение
кругозора ученика.
Успешное прохождение выпускных испытаний (9, 11 классы).
Успеваемость учащихся за последние три года – 100 %.
7. Публикации
8.Описание
инновационного опыта
учителя (размещается
как приложение)
На современном этапе очень много причин для того, чтобы
перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из
них:
желание развития творческого мышления,
потребность в развитии письменной и устной речи,
увеличение объёма информации,
уменьшение количества часов по предметам,
снижение познавательной деятельности учащихся,
низкая мотивация учебной деятельности.
Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы
обучения. Меня поиски привели к использованию технологии
развития критического мышления. Из всех технологий она, на
мой взгляд, самая рациональная. При её использовании нет
необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить
ему на слово, “насильно вести за руку”, работа в коллективе
заставляет ребенка взглянуть на себя подругому,
мобилизовать свой потенциал.
Целью всей моей работы стала модернизация традиционного
обучения, его преобразование в духе эффективной
организации усвоения новых знаний через использование
мощностей технологии развития критического мышления и
передовых информационных технологий.
Современный этап педагогической практики характеризуется
переходом от информационнообъяснительной техники
обучения к деятельностноразвивающей, формирующей
широкий спектр личностных качеств ребёнка. Среди
деятельностноразвивающих технологий обучения выделяют технологию критического мышления как одну из наиболее
перспективных, характерной особенностью которой является
перевод учебного процесса на субъект – субъектную основу,
реальная индивидуализация и дифференциация учебного
процесса.
Как совершенная педагогическая технология, она имеет всё
её признаки:
научность (базируется на деятельном подходе);
оптимальность (личностный, системный контактный
подходы);
воспроизводимость процесса обучения и его
результатов;
эффективность;
качественную и количественную оценку результатов
обучения;
перевод учебного процесса на субъект – субъектную
основу;
программирование деятельности учителя и ученика.
Путем введения в обучение элементов технологии
критического мышления на уроках русского языка и
литературы идет большая организация самостоятельной
деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал
ребёнка и увеличивается активность.
Технология критического мышления характеризуется тем, что
предполагает:
четкое определение целей обучения, а его содержание
представлено в объёме, достаточном для достижения
этих целей;
учет потребностей обучаемых;
организацию процесса обучения в соответствии с
подготовленностью обучаемых;
возможность выбора той или иной программы
обучения;
применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета
(возможность работать в парах, группах, общаться с
товарищами),
целенаправленное формирование и развитие предметов
русского языка и литературы;
использование дидактических и целесообразных
средств обучения;
ориентацию учащихся на усвоение не только учебного
содержания, но и приёмов учебной деятельности;
коррекцию знаний учащихся после проверки
успешности реализации частных и интегрированных
целей обучения;
Сущность технологии развития критического мышления
состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают
знания, используя разнообразные формы работы и средства
обучения, например, работу с таблицами, кластерами,
инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в
группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и
письмо.
Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же
мотивирует их деятельность.
Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете.
Повышается активность на уроке, даже самые
слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали
проявлять заинтересованность в собственных достижениях,
добиваться успеха.
Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной
технологии:
1. От учителя требуется прежде всего нестандартный
подход к каждому уроку.
2. Времени на подготовку каждого урока тратится очень
много.
3. Не хватает дополнительной литературы для учащихся.
Урок по технологии критического мышления композиционно
предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию.
Если посмотреть на 3 стадии занятия, то с точки зрения
традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на
каждом обычном уроке, а именно – сначала идет введение в
проблему, потом следует изучение нового материала и,
наконец, закрепление материала.
В чем же различие? Элементы новизны содержатся в
методических приемах, которые ориентируют на создание
условий развития каждой личности, на каждой из стадий
урока используются свои методические приёмы. Их
достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они
направлены, в конечном счете, на развитие речи.
У меня сложилась своя система использования этих приемов
на каждом из этапов.
Прием “Корзина идей, понятий, имен ” используется мною на
стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает
в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (12
минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2
3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в
“корзину”, причем, действительно все: и правильные, и
неправильные. В первые моменты работы по этой технологи я
сразу поставила одно условие перед учащимися – стараться
произносить, если это возможно, только полные ответы. В
результате – прием сразу стал “работать” на развитие устной
речи.
В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к
“корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих
ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так
и на уроке литературы.
Он позволяет активизировать, приводить в действие все
полученные ранее знания ребят. Очень хорош этот прием на
уроках литературы по биографии и творчеству писателей.
Кроме этого приема на первой стадии урока, я использую
“Мозговой штурм”, который проводится в группах из 45
человек. Этот прием тоже помогает развивать не только
творческое мышление, но и, естественно, речь. Уместен этот
прием и на уроках по развитию речи.
Чтение с пометками особенно эффективно на уроках
литературы, при изучении биографии писателей, на уроках
русского языка практически любой темы, потому что, как правило, каждая тема в учебниках дается от “простого к
сложному”, всегда есть от чего оттолкнуться.
Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три
колонки “знаю”, “узнал новое”, “хочу узнать поподробнее”. В
каждую колонку необходимо разнести полученную
информацию, одно условие – записи нужно делать только
своими словами, не должно быть цитат исходного текста. Этот
приём позволяет проверить знания буквально каждого
ученика, если время не позволяет заполнить таблицу на уроке,
то можно продолжить её заполнение дома. Приём в данной
работе хорошо формирует письменную речь, это проявляется
при заполнении таблицы, в выборе лексики.
Еще я очень люблю художественные формы рефлексии, это и
эссе (и на уроках русского языка, и на уроках литературы), и
синквейны. Синквейны – это возможность резюмировать
информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова,
обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому,
осуществляют рефлексию на основе полученных знаний.
И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то
впоследствии огромный интерес.
К одной и той же задаче можно подходить поразному, в
зависимости от знаний в данной области, особенностей своего
характера. Мыслящий человек это интересный человек,
человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели,
удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об
успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у
него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация
своей позиции!
Таким образом, апробировав технологию развития
критического мышления на своих уроках русского языка и
литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть
качественно нового уровня знаний. Использование технологии
развития критического мышления, ее приемов и методов дает
хороший результат.
Экспертное заключение Опыт учителя рекомендуется для распространения на
муниципальном, региональном уровнях для учителей истории
и обществознания. Так как реализация опыта имеет
практическое подтверждение и высокую результативность.(см.
результаты изменений) Ф.И.О. эксперта
Директор МБОУ «Бурдыгинская средняя
общеобразовательная школа» Воронов К.А.
Оренбургская область, Сорочинский район, с.Бурдыгино,
улица Школьная, 1 телефон 835346222213
Email bsch410008@mail.ru
Составляющие
образования
Обучение по инновационным технологиям, внеурочная
деятельность.
Ключевые слова
Современный урок, интерес к уроку, повышение мотивации,
современные технологии обучения, эффективность обучения,
жизнеспособный выпускник.
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Методических рекомендаций по подготовке к аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.