Самоанализ педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Мешковой Ирины Викторовны
МБОУ «Бурдыгинская средняя общеобразовательная школа»
Сорочинского района Оренбургской области.
Я, Мешкова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы,1981
года рождения, работаю в школе с 2001 года (приложение №1). В 2003 году
окончила Оренбургский Государственный университет по специальности
«Филология». В своей практике имею опыт работы с детьми разных
возрастных категорий и уровня подготовленности.
Я всегда была уверена в том, что учительсловесник, как никакой другой
специалист, призван формировать этические устои личности, развивать ее
душевный и духовный потенциал. Литература часть культуры,
представляющая вечные нравственные и этические ценности, путь освоения
которых детьми и есть основа и путь их личностного становления и развития.
«Погружаясь» с учениками в Слово, в его происхождение, историю,
современное осмысление, я пытаюсь приобщить к общественным ценностям
своих учеников, приблизить их к пониманию и окружающего мира и самих
себя. И поэтому мое педагогическое кредо сложилось таким развитие
гармоничной личности на основе сотрудничества, творчества учителя и
ученика и самостоятельного поиска истины.
В настоящее время, когда формируется постиндустриальное общество,
объём информации постоянно увеличивается. В этих условиях коренным
образом меняются требования к образованию.Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,
ускорение темпов развития. Поэтому школа должна готовить своих учеников
к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм,
конструктивность, информативность.
Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в
формировании у обучающихся ключевых компетенций через разные виды
деятельности (использование ЦОР, метод проектов и другие)
Моя цель, как педагога, ориентирована на создание мотивации для
саморазвития жизнеспособной личности.
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального
развития:
совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение
опыта других учителей;
приобретать новые знания через курсы повышения квалификации,
взятые на изучение новые темы самообразования;
повышать качество знаний учащихся через их мотивацию учебной
деятельности.
Задачи своей деятельности вижу следующие:
1. Научить учиться, выбирать необходимые источники информации,
анализировать информацию.
2. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.
3. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих
разные культуры и мировоззрения.
4. Научить решать проблемы социального, профессионального
направлений.
5. Развивать в них умение работать совместно с другими людьми.
6. Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными
документами: Закон «Об образовании РФ», Концепция модернизацииРоссийского образования, Программы для общеобразовательных учреждений
Министерства образования и науки Российской Федерации, Образовательный
стандарт образования по предмету.
Методическое обеспечение:
Государственная программа Министерства образования и науки
Российской Федерации, утвержденная для классов общеобразовательных
учреждений. В 59 классах обучение по русскому языку ведется по
программе под редакцией М.М.Разумовской.
Обучение по литературе в 511 классах по программе под редакцией В.Я.
Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.
Грамотная речь способствует грамотному выражению своих мыслей не
только в устной форме, но и письменной. Ребёнок должен овладеть знаниями
о языке таким образом, чтобы суметь отобрать нужные слова, правильно
построить свою речь грамматически, чтобы она была точной, правильной,
яркой и выразительной. Эта цель всегда была актуальна для учителя, ведь
владение литературными нормами, умение правильно и грамотно оформить
звучащую, а значит и письменную речь, является важным показателем
грамотности любого человека.
Заинтересованность ребёнка в учебной деятельности также является одним
из важных моментов в обучении. Если ребёнок с интересом идет на урок, у
него горят глаза, то и новый материал он усвоит успешно и домашнее задание
будет выполнено без труда. Именно поэтому мотивация для меня является
одной из целей в моей профессиональной деятельности.
Для реализации моих целей я стараюсь создать на уроках такую атмосферу,
чтобы учащимся было комфортно, интересно, я учу их учиться.
В достижении данных результатов большую роль сыграло полное
взаимопонимание между мною и учениками. Несмотря на разный возраст
учащихся, мне удалось в каждом классе стать не только учителем,
наставником, но и старшим товарищем, поэтому мои уроки всегда проходят
живо, в постоянном общении. Непринуждённая обстановка способствует
лучшему усвоению знаний, так как дети не боятся чтото спросить, уточнить.На дисциплине же такая обстановка никак не отражается, так как у детей
развито чувство уважения к учителю, старшему товарищу.
Я как учитель предметник работаю в следующих классах: 5, 7, 8, 9 –ых
классах и являюсь также классным руководителем 9 класса (14 человек).
Класс пополнился учащимися из с. Октябрьского (7 человек), но мне удалось
найти с ними общий язык, создать дружескую атмосферу в классе. Ведётся
огромная и кропотливая работа не только с детьми, но и с их родителями
(проведение собраний, посещение квартир, доверительные беседы).
Я принимаю активное участие в школьном методическом объединении,
делюсь своим опытом работы, перенимаю опыт других филологов.
Свой опыт работы я представляю следующим образом:
доклад на межшкольном методическом объединении «Современные
образовательные технологии на уроках русского языка и литературы» (2010
2011гг)
выступление на педагогическом совете школы «Формы работы на уроке по
повышению мотивации учащихся» (20102011 гг);
«Современные педагогические технологии при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
сообщение из личного опыта (20122013 гг)
выступление на школьном методическом объединении учителей
гуманитарного цикла «Современный урок в рамках новых стандартов»;
доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и
литературы «Дифференцированное домашнее задание как способ повышения
качества знаний»
В целях создания условий, необходимых для подготовки к выпускным
экзаменам в 9, 11 классах мною разработан элективный курс «Коварные
знаки препинания», «Практический курс речеведения», «Практический курс
подготовки к Государственной итоговой аттестации», основанные на
принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и
дифференциации обучения, учёта возрастных возможностей.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний,получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся,
навыков
самовыражения,
творческого воображения,
самореализации,
коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к
результатам своей работы и работы коллектива, выявление одарённых детей
– вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной
деятельности по русскому языку и литературе. Используя современные
компьютерные технологии, провожу традиционные школьные мероприятия:
олимпиады
интеллектуальный марафон
предметные недели
научнопрактические конференции
игры:
«Колесо литературы»
конкурс знатоков русского языка
Решение задачи модернизации образования требует и новых учителей.
Современный педагог должен владеть психологопедагогическими
знаниями, понимать особенности развития школьников, способен помочь
ребятам найти себя в будущем, должен быть открыт ко всему новому.
Для педагога необходимо умение анализировать свою профессиональную
деятельность, видеть причины успехов и неудач, определять пути
дальнейшего совершенствования.
Для решения данных задач я веду работу по следующим направлениям:
изучение новых нормативных документов в образовании, новых
педагогических технологий и методик и возможности их использования в
учебном процессе;
обеспечение достойного участия учащихся в олимпиадах и творческих
конкурсах;
использование компьютера, Интернетресурсов;
активизация проектной деятельности.
Важное место в повышении квалификации занимает самообразование. Не
так давно темой моего самообразования была «Использование ИКТ на урокахрусского языка и литературы». На данный момент меня интересует
проектная деятельность на моих уроках. Мною ещё недостаточно освоен этот
вид работы, и поэтому чувствую в этом вопросе затруднение. Мне хотелось
бы пройти курсовую подготовку по этой проблеме. Так как в моей
профессиональной деятельности это мало выражено. Помимо этой трудности
есть и другая. Дети, взрослея, теряют интерес к таким предметам как
русский язык и литература. Сложнее становится убедить обучающихся
прочесть какоелибо произведение, так как книгу им всё чаще заменяют
компьютеры. Труднее стало детей удивить чемлибо, убедить, что это надо.
Чтобы справиться с этой трудностью, я стараюсь использовать разнообразные
методы обучения, дополнительно занимаюсь с детьми, привлекаю их к
участию в различных конкурсах, так как это позволяет детям прийти к
желаемому результату.
С приходом новых технологий в школу образовательный процесс стал более
интересным и эффективным не только для детей, но и для нас, учителей.
Как учительфилолог, считаю, что главная задача моей педагогической
деятельности не только дать определённую сумму знаний, а научить эти
знания применять в своей жизни, научить учиться, «зажечь факел» знаний, ко
всему прочему и самой идти в ногу со временем.
Работая в школе не так давно, я заметила, что наше образование утратило
себя, изжило, методы преподавания «устарели». Всё вокруг меняется, а в
школе – всё на прежнем уровне. Информационнообъяснительная техника
обучения на данный момент малоэффективна. Среди деятельностно
развивающих технологий обучения мне ближе технология критического
мышления как одна из наиболее перспективных. Особенность этой
технологии, на мой взгляд, заключается в переводе учебного процесса на
субъектную основу и дифференциацию учебного процесса.
Быть учителем – значит, в первую очередь чувствовать свою ответственность
за формирование личности каждого ученика, за развитие его индивидуальных
склонностей и способностей.
Развитие индивидуальности каждого школьника – требование, в реализации
которого домашнему заданию отводится особая роль.
Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, мы имеем в виду
необходимость:– добиваться, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание
образования, хотя бы и постепенно, разными путями;
– на основе этого использовать индивидуальные склонности, способности,
сильные стороны каждого ученика;
– выявлять особо одаренных учеников и целенаправленно развивать их
способности.
Применяя элементы личностноориентированной технологии в
преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой задачи:
∙ Как сделать урок радостным и интересным? ∙ Как активизировать
деятельность учащихся на уроке?
∙ Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и
дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать
все больше и больше?
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном
использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении,
новейших современных технологий.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование
компьютера, так как это позволяет решать проблему мотивации учебной
деятельности, создавать модель «учения с увлечением». На современном
этапе достижение результата в обучении русскому языку и литературы без
использования информационнокомпьютерных технологий не интересно и не
актуально. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области
русского языка и литературы Сайт компании Кирилл и Мефодий
. km
. ru), содержащий разнообразную образовательную информацию для
(www
учителей и их обучающихся, фестиваль педагогических идей
http
:// festival
.1 september
. ru и т.д.
Свою работу выстраиваю следующим образом: на уроках часто создаю проблемные ситуации, так сказать «погружаю в
проблему» (вывожу на спор, через дискуссию стараемся прийти к единому
мнению). Я придерживаюсь такого мнения, что именно в споре рождается
ИСТИНА!
особое место на моих уроках занимает, помимо всего прочего, игровая
деятельность. Я считаю, что игра всегда будет одним из эффективных
средств формирования личности обучающихся, их волевых качеств.
О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по
русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют
результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:
ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ
Педагогу, как человеку творческой профессии, необходимо повышать свой
профессиональный уровень, не останавливаться на достигнутом. Постоянно
совершенствую свои знания, свою работу. Повышение квалификации и
профессионализма осуществляю прежде всего посредством обучения на
курсах повышения квалификации и переподготовки. В 2013 году я прошла
курсы в государственном бюджетном учреждении «Региональный центр
развития образования Оренбургской области» курсы по программе «Основы
применения ИКТ в профессиональной деятельности»; 2013 г. в г. Оренбург
ИПК и ППРО , проблемные курсы «ПрФГОС ООО» для учителей русского
языка и литературы.
Дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в
районных олимпиадах.
Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников
Год
Уровень
Предмет
Класс
Результат
20102011
Муниципальный
Русский язык
10
20102011
Муниципальный
Литература
Русский язык
20132014
Муниципальный
Русский язык
9
9
8
3 место
3 место
2 место
3 место
Ежегодно даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия по своему
предмету для учителей школы. Участвую в методической работе школы ирайона. В нашем образовательном учреждении мы с коллегами стараемся
работать в команде, обмениваемся опытом, посещаем уроки, внеклассные
мероприятия. С целью расширения теоретических знаний и приобретения
опыта работы я являюсь участником сетевых сообществ: Оренвики ( http://
www/orenwiki).