Методическое пособие для дошкольно-образовательных учреждений для работы с детьми 4-5 лет
Оценка 5

Методическое пособие для дошкольно-образовательных учреждений для работы с детьми 4-5 лет

Оценка 5
Научные работы
doc
изобразительное искусство
Детсад—1 кл
05.02.2020
Методическое пособие для дошкольно-образовательных учреждений для работы с детьми 4-5 лет
пояснительная записка.doc

 

Қарасу ауданы әкімдігінің Білім бөлемі ММ

Государственное учреждение «Ленинская средняя школа

отдела образования акимата Карасуского района»

 

 

 

9.jpg

 

 «Рисование нетрадиционным методом».

 

 

Методическое пособие

для дошкольно-образовательных учреждений

для работы с детьми 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: Фот И.З, Шматько Ю.В, Кащеева А.Т,

Кернус К.Я, Попова Е.Г. - воспитатели мини-центра

Государственное учреждение «Ленинская средняя школа

отдела  образования акимата Карасуского района»

            

 

 

Данное методическое пособие направлено на развитие интереса, воображения   и изобретательности ребенка при выполнении продуктивных, творческих заданий, нетрадиционное рисование.

  В ходе работы с методическим пособием у детей развивается воображение, творческое мышление и творческая активность. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Занятия строятся так, чтобы для детей были интересными, увлекательными и  занимательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карасу 2018

 

 

 

Используемая литература

1.     Изобразительная деятельность. Методическое пособие для воспитателей старших групп детского сада/ Алматы «Алматыкітап баспасы», Губанова А.П., Бухарева Л.Н., 2008 г.

2.      Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте 3-7лет/ Салинен Е.В., 2010г

3.     Рисование веревочкой: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности/ Никитина А. В., 2006г.

4.     Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / Лыкова И.А., 2009г.

5.     «Рисуем и считаем» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.

6.     «Учим Азбуку» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

В.А.Сухомлинский
  

        Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий, созидательный характер.

        Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Новый ГОСО в дошкольном детстве – это новый ресурс, который дает возможность по-новому взглянуть на детство. Научиться быть счастливым, творческим – такова главная цель человеческого детства. Научиться любить жизнь и мечтать, действовать навстречу своей мечте – это основа счастливого будущего каждого человека.

Парадигма счастливого детства стала ведущей в новом стандарте дошкольного образования и соответствует парадигме ребенка как личности. 

Определение образовательных областей, раскрывают содержание дошкольного  образования.

Образовательная область «Творчество»  направлена на развитие интереса, воображения и изобретательности ребенка при выполнении продуктивных, творческих заданий.

       Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

       Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками 4-5 лет для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

       В связи с этим, мы  разработали цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые бы способствовали более результативному обучению и развитию. 

 

    Цель программы:  развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

 

Реализация цели предполагает решение ряда задач:
    1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;

2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

4. Развивать познавательную активность детей. 

5. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

 

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Принцип культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Принцип развивающего характера художественного образования.

Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных особенностей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 

Методическое обеспечение:

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев.

 

Методы и приемы учебно-воспитательного процесса:

-Информационно-рецептивные методы (рассматривание, наблюдение).

-Словесные методы (беседа, рассказ).

-Репродуктивные методы (прием повтора, работа в черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).

-Эвристические методы.

-Исследовательские методы.

 

Дидактико – методическое сопровождение программы.

Дидактический материал:

- иллюстрации

- образцы работ

- стихи, загадки, пальчиковые игры

 

Оборудование:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

В помощь программе составлены методические рекомендации, которые состоят из следующих разделов:

·        Художественное слово

Детское творчество отражает окружающий мир, как на основе его непосредственного восприятия, так и в результате знакомства с произведениями литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше накапливает ребёнок знаний, тем богаче, ярче становится воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, то есть поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

       Художественное слово способно  вызывать эмоции, чувства у маленьких слушателей, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Оно заостряет впечатления и воображение, то есть усиливает  мыслительную деятельность ребёнка.

·        Пальчиковые игры

     Одним из близких и доступных видов работы с детьми по  

     формированию мелкой моторики является изобразительная,         

     художественно-продуктивная деятельность. Она приносит много

     радости и заложена у детей на генетическом уровне. Использование

     нетрадиционных техник на занятиях по рисованию способствует

     развитию мелкой моторики у детей. Мы предлагаем включать в занятия

          пальчиковые игры (массажи) с используемым на данном занятии

          изобразительным материалом.

·        Конспекты организованной учебной деятельности

 

Ожидаемые результаты:

   Воспроизводят: приёмы и техники нетрадиционного рисования

   Понимают: более самостоятельное, творческое, оригинальное воображение.

   Применяют:   используют известные приемы и техники, делают  выбор в соответствии с замыслом разных вариантов рисования (например, облака могут сделать при помощи воска, набрызга, щетинистой кистью или по-сырому);
         

 

Перспективный план занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми  средней группы.

 

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Сентябрь

1

На яблоне поспели яблоки

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить дорисовывать рисунок, нанося точки на определенную поверхность бумаги. Закрепить умения набирать краску на кисть и хорошо ее промывать. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.

2

Кучерявый барашек

Рисование пальчиками.

Учить самостоятельно обводить трафарет. Упражнять в умении ритмично и равномерно наносить точки на определенную поверхность бумаги. Расширять знания детей о домашних животных.

Октябрь

3

Красивый фартук

Рисование пальчиком + метод тычка

Познакомить с методом тычка. Учить составлять простой узор, ритмично чередуя элементы. Развивать творческое воображение, цветовое восприятие.

4

Осенний натюрморт

Отпечаток  листьями

(оттиск)

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

Ноябрь

5

Рыбки плавают в аквариуме

Восковые мелки + акварель, оттиск пенопластом  или печатками.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели, а также с методом оттиска.  Учить тонировать лист разными цветами акварели. развивать цветовосприятие, творчество.

6

Осенний дождь

Рисование по мокрой бумаге расческой.

Познакомить с техникой рисования по мокрой бумаге расческой. Упражнять в умении тонировать лист разными цветами акварели. развивать цветовосприятие, творчество.

Декабрь

7

На джайлау

Оттиск поролоном + аппликация из мятой бумаги.

Закрепить навыки рисования гуашью. Упражнять в умении  сочетать в работе разный материал: оттиск поролоном, комкание (скатывание) бумаги и дорисовывание  деталей. Расширять представление детей о быте казахского народа.

8

Нарядная ёлка

Рисование пальчиком, оттиск печатками, восковые карандаши.

 Учить передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Упражнять в умении работать с шаблоном. Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма

Январь

9

Красивая снежинка

Свеча + акварель

Познакомить с техникой рисования свечой. Учить рисовать снежинку, используя прямые, ломаные линии, геометрические фигуры. Развивать глазомер, фантазию.

10

Снеговик

Оттиск печатками из картофеля.

Продолжать знакомить с техникой оттиск печатками (из картофеля). Упражнять в умении располагать части снеговика, соотнося их по величине (большой круг, средний, маленький). Закрепить умение дорисовывать картинки со снеговиком (метла, ведро, глаза, нос-морковка).

Февраль

11

Сказочная птица

Рисование ладошкой.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (сказочная птица). Развивать воображение творчество.

12

Нарядный платок

Рисование на ткани оттисками.

Закреплять умения украшать платок  простым узором (бутон тюльпана, воронья лапа). Учить располагать его по центру и по углам. Развивать чувство композиции, творческое воображение.

Март

13

Ветка мимозы

Рисование пальчиками.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

14

Праздничная юрта

Восковые мелки + акварель, оттиск печатками.

Закреплять умение украшать предметы орнаментом (тюльпан, крылья птицы), используя восковые мелки и оттиск печатками. Развивать ритм, творческое воображение. Продолжать знакомить с бытом казахского народа.

Апрель

15

Одуванчики в траве

Рисование по мокрой бумаге + метод тычка.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие) по мокрой бумаге. Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

16

Красивые цветы

Рисование ладошкой, метод тычка.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (красивые цветы). Закреплять умение дорисовывать цветок. стебельки и листочки. Развивать чувство композиции, творческое воображение.

Май

17

Разноцветный салют

Метод выдувания.

Познакомить с нетрадиционной техникой выдувание. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество.

18

Красивые бабочки

Рисование ладошкой.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (бабочка). Развивать воображение творчество, цветовое восприятие. Расширять знания детей о насекомых.

 

 

    Организация занятий:

Два занятия в месяц по 15 – 20 минут.

  

 

 

 

 

 

 

 

а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно - ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

 



 

 

 

                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                                                                                          

 

 

 


Білім бөлемі ММ Государственное учреждение «Ленинская средняя школа отдела образования акимата

Білім бөлемі ММ Государственное учреждение «Ленинская средняя школа отдела образования акимата

Составители: Фот И.З, Шматько

Составители: Фот И.З, Шматько

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.

Пояснительная записка " Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев

Пояснительная записка " Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев

Творческая личность – это достояние всего общества

Творческая личность – это достояние всего общества

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов

Принцип обучения деятельности.

Принцип обучения деятельности.

В помощь программе составлены методические рекомендации, которые состоят из следующих разделов: ·

В помощь программе составлены методические рекомендации, которые состоят из следующих разделов: ·

Перспективный план занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы

Перспективный план занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы

Учить тонировать лист разными цветами акварели

Учить тонировать лист разными цветами акварели

Февраль 11Сказочная птицаРисование ладошкой

Февраль 11Сказочная птицаРисование ладошкой

Одуванчики в траве Рисование по мокрой бумаге + метод тычка

Одуванчики в траве Рисование по мокрой бумаге + метод тычка

Личностно ориентированные принципы

Личностно ориентированные принципы

а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020