Методическое пособие
Оценка 4.6

Методическое пособие

Оценка 4.6
Научные работы
docx
химия +1
Взрослым
05.09.2017
Методическое пособие
Публикация является частью публикации:
среднесрочное планирование.docx
Учебный план  Биология 7 класс Сентябрь 2016 г.  Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 1 Содержание Долгосрочный план..................................................................................................3 О языковых целях...................................................................................................11 Среднесрочный план..............................................................................................13 7.1А: Биосфера и экосистемы................................................................................13 7.1В: Влияние деятельности человека на окружающую среду..........................18 7.1С: Классификация живых организмов.............................................................22 7.1D: Клеточная биология......................................................................................28 7.1Е: Вода и органические вещества....................................................................34 7.2А: Питание живых организмов.........................................................................43 7.2В: Транспорт веществ.......................................................................................47 7.2С: Дыхание.........................................................................................................55 7.3А: Выделение.....................................................................................................66 7.3В: Движение.......................................................................................................76 7.3С: Координация и регуляция.........................................................................81 7.4А: Закономерности наследственности и изменчивости............................100 7.4В: Клеточный цикл..........................................................................................107 7.4С: Размножение............................................................................................111 7.4D: Рост и развитие...........................................................................................118 7.4E: Микробиология............................................................................................123 Краткосрочный план............................................................................................130 Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 2 Долгосрочный план Предмет: Биология  Класс: 7 Раздел долгосрочного плана в учебном плане 7.1А Биосфера и  экосистема (4 часа) 7.1B Влияние  человеческой  деятельности на  окружающую среду  (4 часа) 7.1C Классификация живых организмов (4 Версия: 1  Сентябрь 2016 г. Темы/Содержание раздела долгосрочного плана Цели обучения 1 четверть Экологические факторы среды: абиотические  (температура, свет, рН, влажность),  биотические(микроорганизмы, животные,  растения).Лабораторная работа «Исследование  местных экосистем (на примере школьного участка)». Пищевые цепи и пищевые сети.  Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей» Экологические сукцессии: первичная и вторичная  сукцессия.Смена экосистем. Человек как часть экосистемы.Антропогенный фактор. 7.3.1.1 исследовать влияние факторов окружающей  среды местной экосистемы на жизнедеятельность и  распространение живых организмов  7.3.1.2  сравнивать природные пищевые цепи 7.3.1.3 составлять пищевые цепи и пищевые сети 7.3.1.4 описывать процесс экологических сукцессий 7.3.2.1 описывать взаимодействие человека и экосистемы Негативное влияние деятельности человека на  экосистему  Особо охраняемые территории Казахстана. Особо охраняемые территории региона. Красная книга РК. Животные и растения местного  региона, занесенные в Красную книгу РК. Общая характеристика пяти царств живых организмов:  прокариоты, протисты, грибы, растения, животные. Основные систематические группы растений и  7.3.2.2 приводить примеры отраслей человеческой  деятельности, негативно влияющих на экосистемы 7.3.2.3 описывать животный и растительный мир особо  охраняемых природных территорий Казахстана 7.3.2.4 приводить примеры животных и растений,  местного региона, занесенных в Красную книгу РК 7.1.1.1 объяснять значение систематики 7.1.1.2   определять   систематическое   положение   живых организмов 3 часа) 7.1D Клеточная  биология (2 часа) 7.1Е Вода и  органические  вещества (3 часа) Версия: 1  Сентябрь 2016 г. животных: Царства, Типы, Классы. Значение  классификации растений и животных.  Особенности внешнего строения беспозвоночных и  позвоночных животных.  Дихотомический метод.Использование  дихотомических ключей.. Понятия: клетка, ткань, орган, система органов. Сравнение растительной и животной клетки.  Органоиды, видимые под световым микроскопом:  пластиды, вакуоль, ядро, цитоплазма, клеточная  мембрана, клеточная стенка.  Свойства воды: поверхностное натяжение, движение  воды, растворимость, температура кипения и  плавления, теплоемкость. Биологическое значение  воды и ее роль в качестве растворителя, в поддержании и регулировании температуры. Лабораторная работа  «Исследование свойств и значения воды для живых  организмов».  Значение микро­(цинк, железо, селен,  фтор,) и макроэлементов (магний, кальций, калий,  фосфор) для жизнедеятельности организмов. Органические вещества: белки, жиры, углеводы в  продуктах питания. Лабораторная работа  «Исследование наличия углеводов, белков, жиров в  продуктах питания  Дефицит ­ макроэлементов (азот, калий, фосфор) у  растений. Удобрения: органические и минеральные  (азотные, калийные и фосфорные).  2 четверть 4 7.1.1.3 описывать отличительные признаки  беспозвоночных и позвоночных животных 7.1.1.4 использовать простые дихотомические ключи к  определённым организмам 7.4.2.1 объяснять понятия: клетки, ткани, органы,  системы органов 7.4.2.2 различать растительную и животную клетки  7.4.1.1 описывать свойства и значение воды для живых  организмов  7.4.1.2 описывать роль микро­ и макроэлементов в  жизнедеятельности организмов 7.4.1.3 доказывать наличие углеводов, белков, жиров в  продуктах питания 7.4.1.4 изучать значение азота, калия и фосфора в  минеральных удобрениях для растений 7.2A Питание живых организмов (2 часа) Строение и функции листа. Внутреннее строение  листа.. Устьица. Лист как специализированный орган  фотосинтеза.Испарение воды и газообмен.  Условия, необходимые для фотосинтеза: свет,  углекислый газ, температура.Лабораторная работа  «Исследование факторов, влияющих на процесс  фотосинтеза».  7.2B Транспорт  веществ (6 часов) Значение транспорта веществ для жизнедеятельности  живых организмов. Органы и системы органов живых  организмов, участвующих в транспорте веществ. Стебель и корень. Внутреннее строение стебля: кора,  камбий, древесина, сердцевина. Зоны корня:, зона  деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.  Внутреннее строение корня:, флоэма, ксилема, камбий.  Лабораторная работа «Исследование внутреннего  строения стебля». Лабораторная работа «Исследование зон корня». Ксилема и флоэма и их структурные элементы. .  Органы кровообращения у животных: у  кольчатыхчервей, моллюсков, членистоногих и  позвоночных.  Значение дыхания для растений и животных. Дыхание,  как источник энергии. Типы дыхания: анаэробное и аэробноеСравнение  аэробного и анаэробного дыхания: наличие/ отсутствие  кислорода, статическая/динамическая работа,  5 7.2C Дыхание (5  часов) Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 7.1.2.1 описывать внутреннее строение листа и объяснять взаимосвязь между строением и функцией 7.1.2.2 исследовать условия, необходимые для процесса  фотосинтеза 7.1.3.1 объяснять значение транспорта питательных  веществ в живых организмах 7.1.3.2 распознавать органы, участвующие в транспорте  веществ у растений  7.1.3.3 исследовать внутреннее строение стебля и корня 7.1.3.4 описывать взаимосвязь строения стебля и корня с  их функциями 7.1.3.5 сравнивать строение элементов ксилемы и  флоэмы 7.1.3.6 распознавать органы, участвующие в транспорте  веществ у животных 7.1.4.1 описывать значение дыхания для живых  организмов 7.1.4.2 различать анаэробное и аэробное типы дыхания теплокровные/холоднокровные животные. Дыхание растений. Дыхание семян или проростков  семян. Лабораторная работа «Исследование дыхания у  растений». Органы дыхания беспозвоночных и позвоночных  животных (трахеи насекомых, жабры рыб, легкие птиц  и млекопитающих) Моделирование «Сравнение органов дыхания беспозвоночных и позвоночных животных». Органы дыхания. Строение воздухоносных путей  человека, органы газообмена человека.  Заболевания органов дыхания. Причины и  профилактика заболеваний органов дыхания: рак  легких, астма, бронхит, туберкулез, грипп. 3 четверть Значение выделения для живых организмов. Продукты  выделения у животных. Конечные продукты обмена  веществ  Продукты выделения у растений: начальные и конечные продукты фотосинтеза и дыхания.  Лабораторная работа «Исследование особенностей  выделения у растений на примере проростков». Выделительная система животных. Сравнение строения  выделительных систем животных. 7.1.4.3 исследовать дыхание у растений 7.1.4.4 сравнивать строение органов дыхания  беспозвоночных и позвоночных животных 7.1.4.5 изучать особенности строения органов дыхания у  человека  7.1.4.6 объяснять причины и меры профилактики  заболеваний органов дыхания 7.1.5.1 объяснять значение выделения в  жизнедеятельности организмов 7.1.5.2 исследовать особенности выделения у растений 7.1.5.3 сравнивать строение выделительной системы  беспозвоночных и позвоночных животных Движение растений. Значение движения для  жизнедеятельности растений. Способы движений  растений (тропизмы, таксисы, ростовые  движения).Влияние света на рост и развитие  растенийПриспособления растений к меняющимся  7.1.6.1 описывать значение и объяснять причины  движений у растений (тропизмы, таксисы) 7.1.6.2 объяснять влияние света на рост и развитие  растений 7.1.6.3 описывать роль фотопериодизма у растений 6 7.3A Выделение (3  часа) 7.3B Движение (3  часа) Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 7.3C Координаци я и  регуляция  (13 часов)  условиям освещения. Фотопериодизм как адаптация  организма к длине светового дня.  Органы движения у животных. Роль движения в жизни  живых организмов. Способы движения животных,  примеры. Взаимосвязь между средой обитания и  способами передвижения организма. Сравнение типов  нервной системы: диффузная,  лестничная, узловая, трубчатая. Компоненты нервной системы. Функции нервной  системы. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты,  аксон. Функции нейрона.  Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Отделы головного мозга,  их строение и функции: продолговатый мозг, мост,  мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие  полушария головного мозга.  Рефлекторная дуга: рецептор, чувствительные,  вставочные, двигательные нейроны, рабочий орган.  Лабораторная работа: «Коленный рефлекс».» Рефлекторная природа поведения: условные и  безусловные рефлексы. Угасание условных рефлексов.  Нервная регуляция работы внутренних органов. Значение сна для организма человека. Биологические  7.1.6.4 сравнивать органы движения у беспозвоночных и  позвоночных животных 7.1.7.1 сравнивать типы нервной системы животных 7.1.7.2 называть функции нервной системы и ее  структурных компонентов 7.1.7.3 определять структурные компоненты нервной  клетки  7.1.7.4 сравнивать строение и функции отделов  центральной нервной системы 7.1.7.5 исследовать рефлекторную дугу 7.1.7.6 объяснять рефлекторную природу поведения  7.1.7.7 описывать функции вегетативной нервной  системы 7.1.7.8 объяснять значение сна для восстановления  Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 7 ритмы. Фазы сна: медленный, быстрый сон.  Работоспособность. Режим дня. Гигиена умственного и  физического труда. Стресс. Методы профилактики и  борьбы со стрессом. Влияние алкоголя, курения и других наркотических  веществ на работу нервной системы. жизнедеятельности и отдыха организма 7.1.7.9 описывать принципы сохранения хорошего  психического здоровья 7.1.7.10 объяснять последствия влияния алкоголя,  курения и других наркотических веществ на нервную  систему 4 четверть Роль генов в наследовании признаков человека.  Приобретенные и наследственные  признаки.Организация хромосом. Понятие о ДНК как  хранителе и носителе генетического материала. Моделирование «Исследование наследственных и  ненаследственных признаков организма человека». 7.2.4.1 исследовать наследственные и ненаследственные  признаки организма человека  7.2.4.2 называть прирывную и неприрывную изменчивость 7.2.4.3 объяснять роль генов в определении признаков 7.2.4.4объяснять роль генетического материала ­ ДНК в  хромосомах Количество хромосом у разных видов организмов.  Соматические и половые клетки. Гаплоидный,  диплоидный набор хромосом. Бесполое и половое размножение растений.  Биологическое значение бесполого и полового способов размножения.  Вегетативное размножение, его виды и биологическая  роль в природе. Использование вегетативного  размножения в растениеводстве. Черенкование,  отводки, прививки (черенком и глазком), размножение  тканями.  Лабораторная работа «Способы вегетативного  7.2.2.1 сравнивать количество хромосом у разных видов  организмов 7.2.2.2 называть количество хромосом в соматических и  половых клетках 7.2.1.1 описывать бесполое и половое размножения у  растений  7.2.1.2 сравнивать способы вегетативного размножения у растений 7.4A  Закономерн ости  наследствен ности и  изменчивост и (3 часа) 7.4B  Клеточный  цикл (1 час) 7.4.С  Размножени е (4 часа) Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 8 7.4D Рост и  развитие (4  часа) 7.4E  Микробиоло гия и  биотехнолог ия (4 часа) размножения растений». Строение цветка. Виды опыления. Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление). Понятие об  оплодотворении у растений и образование зиготы.  Двойное оплодотворение. Биологическое значение  двойного оплодотворения.  Понятие индивидуального развития организмов. Этапы  онтогенеза у животных и растений. Деление, рост,  размножение, старение. Рост растений. Рост стебля в  длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Лабораторная работа «Подсчет годичных колец». Прямой и непрямой типы онтогенеза у животных.  Примеры насекомых с неполным и полным  превращением. (М) «Сравнение типов онтогенеза у  животных» Разнообразие бактерий по форме. Распространение  бактерий.  Лабораторныая работа «Исследование  внешнего вида бактерии сенной палочки».  Лабораторная работа «Изучение клубеньковых  бактерий на корнях бобовых растений».  Применение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. Лабораторная работа «Исследование  производства йогурта и сыра». Способы борьбы с патогенами. Устойчивость бактерии  к антибиотикам. Лабораторная работа «Исследование  применения антибиотиков, антисептиков и  дезинфицирующих средств». 7.2.1.3 описать относительные преимущества  перекрестного опыления и самоопыления 7.2.1.4 описывать значение двойного оплодотворения  цветковых растений 7.2.3.1 описывать процессы роста и развития организмов 7.2.3.2 исследовать процесс роста растений в длину и  толщину 7.2.3.3 различать этапы онтогенеза животных и растений  7.2.3.4 сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у  животных 7.4.3.1 описывать различные формы бактерий 7.4.3.2 исследовать производство йогурта и сыра  7.4.3.3 описывать применение антибиотиков,  антисептиков и дезинфицирующих средств Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 9 Вирусы. Особенности строения вирусов как  неклеточнойформы организации жизни.  7.4.3.4 объяснять принадлежность вирусов к  неклеточной форме жизни Примечание:  Раздел представляет собой ряд занятий по общей изучаемой теме.   Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 10 О языковых целях Преподавая предметное содержание через второй или третий языки, Интеллектуальные школы   стремятся   создать   такую   среду,   которая   способствовала   бы   изучению,   как предметного содержания, так и языка. Каждый предмет имеет свой собственный стиль речи,   который   можно   назвать   "академическим   языком"   конкретного   предмета. Академический   язык   является   ключевым   инструментом   для   изучения   предметного содержания   и   улучшения   способности   думать   и   работать   с   понятиями   предмета. Большинство   учащихся,   обучающихся   через   второй   или   третий   языки,   нуждаются   в поддержке   на   протяжении   всего   процесса   обучения   для   того,   чтобы   освоить академический язык и предметное содержание. В контексте трехъязычного образования, развитие академического языка на первом языке также требует постоянного внимания, и то ограниченное время, отведенное на обучение через первый язык, должно использоваться эффективно и результативно. Языковые   цели  являются   важным   инструментом   для   овладения   академическим языком.     От   того,   насколько   ясно   сформулированы   языковые   цели,   будет   зависеть понимание учащимися того, что от них ожидается. Кроме того, языковые цели помогут учителям и учащимся создавать, измерять и поддерживать мотивацию к учебе. Учителя­ предметники,   которые   поддерживают   постоянный   двойной   фокус,   как   на   изучение предметного содержания, так и на развитие академического языка, показывают учащимся пример и помогают обучаться и тому, и другому.  Для   поддержания   обучения   академическому   языку,     учителям   рекомендуется включать следующие цели обучения в учебные планы: •   акцентирование   внимания   учащихся   на  академическом   языке  (например,   лексика, включающая   терминологию   и   фразы,   необходимые   для   достижения   целей   обучения предмета); •   предоставление  рабочего  языка  на   уроке,   необходимого   для   работы   с   понятиями предметного содержания (например, фразы, необходимые для: работы в группе, умения задавать вопросы, проведения анализа ситуации, дискуссии/дебатов); •  предварительное   обучение  и,   прежде   всего,  предварительное   использование  в уместном контексте лексики, включая терминологию и фразы, необходимые для того, чтобы научиться правильно использовать их в предмете; • использование учащимися   всех четырех языковых навыков в различных комбинациях (например, чтение­аудирование, чтение­письмо, чтение­говорение, аудирование­письмо, и т.д.) для достижения различных целей; • вовлечение учащихся в диалог­дискуссию (например, не принимать односложные ответы от учащихся и не задавать вопросы, ответы на которые просто демонстрируют знание; побуждать   учащихся   использовать   знания   для   эффективного   обсуждения,   а   также предоставлять богатый лексический запас, чтобы учащиеся могли поддержать диалог); •   развитие  навыков   обучения,   характерных   для   языка   (например,   избирательное прослушивание,   разъяснение,   развитие   металингвистического   и   метакогнитивного осознания, перефразирование и навыки пользования словарем); •   поощрение  критического   размышления  о   языке   (например,   сравнение   языков, поощрение учащихся использовать язык более точно, оценивание прогресса в изучении языка); Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 11 • постановка языковой  цели в начале урока и обсуждение прогресса в достижении этой цели в конце урока. Пример   языковой   цели   представлен   в   каждом   разделе   учебного   плана.   Пример языковой   цели  также   включает   в   себя   компоненты   академического   языка,   на использование и запоминание которого важно обратить внимание учащихся.  Они указаны под следующими заголовками:  (1) лексика и терминология, специфичная  для предмета,   (2)  набор полезных фраз для диалога/письма.  Если  язык понятен и ясен для учащихся, это поможет им достичь как предметные цели, так и цели в изучении языка.   Для   создания   языковых   целей   можно   использовать   следующие   глаголы: анализировать,     распределять   по   категориям,   выбирать,   классифицировать,   сравнивать, связывать,   сопоставлять,   копировать,   создавать,   критиковать,   определять,   описывать, разрабатывать,   оценивать,   объяснять,   приводить   примеры,   предполагать,   выявлять, обосновывать, вести переговоры, прогнозировать, производить, предлагать альтернативные решения, указывать причины почему, пересматривать, реорганизовывать, перефразировать, пересказывать,   пересматривать,   переписать,   играть   в   ролевые   игры,   обобщать, синтезировать   и   писать,   использовать   для   различных   целей,   писать   своими   словами определение, иллюстрировать. Несмотря на то, что некоторые языковые цели могут считаться целями предметного содержания, процесс разделения содержания и языка поможет учащимся поддерживать двойной   фокус,   как   на   содержании,   так   и   языке.   Это   также   поможет   сбалансировать внимание,   уделяемое   как   ответам/решениям,   так   и   процессам,   используемым   для нахождения этих ответов/решений. В частности, фокусируясь на этих процессах, можно способствовать   более   точному   использованию   языка   и   улучшению   мыслительной деятельности. На уроках неязыковых дисциплин большинство целей обучения будут сосредоточены на содержании, но хотя бы одна должна быть сосредоточена на развитии языка.  Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 12 Среднесрочный план Биология Основная Школа 7­класс 7.1А: Биосфера и экосистемы Рекомендуемые предварительные знания Учащиеся знают из курса «Естествознание» структуру экосистемы, компоненты экосистемы. Учащиеся могут классифицировать живые  организмы на потребителей, производителей и деструкторов. Учащиеся умеют создавать простые цепи питания и определять продуцентов и  консументов.  Контекст  В данном разделе изучаются понятия:  «факторы  окружающей среды», "пищевые цепи", "пищевые сети", "сукцесия" на основе   примеров местной   экосистемы.  Полученные   знания   и   навыки   подготовят   учащихся   к  исследованию  влияния  факторов   окружающей   среды   на жизнедеятельность и распространение живых организмов. В рамках изучения раздела есть возможность проводить исследовательские работы вне школы. Языковые цели по предмету «Биология» в данном разделе Ниже приводится пример языковой задачи в отношении соответствующего академического языка для учащихся. Цель обучения по  предмету Учащиеся могут: Языковая цель обучения Предметная лексика и  Учащиеся могут: Серия полезных фраз для диалога/письма Первичная сукцессия начинается с освоения  бесплодной среды, которая до этого не была  обитаема. Вторичные сукцессии развиваются на месте  сформировавшихся биоценозов после их  нарушения, например в результате эрозии,  засухи, пожара, вырубки леса и т. п.  описывать процесс  экологических  сукцессий Версия: 1  Сентябрь 2016 г.   исследовать стадии  сукцессионных  изменений после  пожара затем сравнивать  первичные и вторичные  сукцессии с  использованием  информации (навыки  терминология организм,  виды, «пионеры  суши», сообщества, население,  почва, горная порода, растение,  луг, кустарник, лес, экосистема,  среда обитания, заменить,  колонизировать, расти,  изменяться, адаптироваться,  появляться, умирать, постепенно, с течением времени, в конечном  итоге 13 чтения и письма) Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к  преподаванию  и обучению академическому языку, см. «О языковых целях» выше Описание Данный раздел начинается  с исследования  влияния факторов окружающей среды  на жизнедеятельность и распространение живых  организмов, учащиеся будут сравнивать природные пищевые цепи и составлять пищевые цепи и пищевые сети. Они описывают процессы  экологических сукцессий. Данный раздел закончится изучением  стадии процесса сукцессии, необходимых для исследования влияния  факторов окружающей среды местной экосистемы,   на жизнедеятельность и распространение живых организмов. Цели обучения Предполагаемая преподавательская  деятельность Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы Ссылка на  учебную  программу Биосфера,  экосистема, популяция 7.3.1.1  исследовать  влияние  факторов  окружающей  среды местной  экосистемы  на  жизнедеятельно сть и  распространени е живых  организмов  (T, Г) Рассмотреть фотографии сред обитания,  определить виды растений и животных в данной  среде и описать способы их адаптации. (Г) Предложить учащимся на пришкольном  участке провести исследования: а ­   изучение факторов окружающей среды:  учащиеся записывают экологические факторы  изучаемой среды обитания. Они могут включать  температуру, рН, уровень освещенности,  содержания кислорода, влажность  (сухая/влажная/мокрая), скорость течения воды; b – сбор и определение живых организмов:  учащиеся рассматривают животных и растения в данной среде обитания; Учащиеся также могут  исследовать местную экосистему.  Они могут использовать методы  сбора  животных и растений,  которых можно найти в регионе и  измерить некоторые абиотические  факторы.  Предметы,  необходимые для  эксперимента на пруду: сачок с  ручкой  блокнот и карандаш Работая в группах, каждая группа   изучает различные экологические   поддон факторы.  Им следует дать   ручная лупа задание: описывая данную среду   подходящие ключи для  обитания, делать заметки  с использованием показаний  термометра, фотометра, рН метра  и т.д. Тем не менее, желательно  определения  организмов Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 14 c ­ подсчет организмов и представление данных:  учащиеся подсчитывают численность живых  организмов методом квадрата. Биосфера,  7.3.1.2  (К) Предложите учащимся просмотреть  Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 15 каждой группе собрать  собственные данные. Для класса:   pH­метр  или комплект  Затем учащиеся должны наблюдать и делать заметки обо всех  найденных живых организмах  (дождевые черви, членистоногие,  ящерицы, воробьи, голуби и др.)  Растительный материал должен  быть определен на месте и не  должен перемещаться. Тем не  менее, это прекрасная  возможность привить учащимся  уважение к окружающей среде и  организмам, живущим в ней.  Следует, как можно меньше  тревожить пойманных животных и  они должны быть возвращены  обратно в окружающую среду  после определения вида.  Определение осуществляется с  помощью соответствующих  ключей или знаний  учителя/учеников  Необходимо провести    инструктаж по ТБ  перед тем, как  выводить учащихся на участок  исследования. Количество групп зависит от  для исследования  фотометр, при наличии • оксиметр, при  наличии • устройство для  регистрации данных  Предметы,  необходимые для  эксперимента на лугу  или лесу:  блокнот и карандаш  сачок с ручкой для  ловли насекомых  ручная лупа  пробирки для забора  образцов  квадрат  сосуд для насекомых  подходящие ключи  для идентификации  микроорганизмов https://twig­ экосистема, популяция сравнивать  природные  пищевые цепи 7.3.1.3  составлять  пищевые цепи и  пищевые сети  7.3.1.4  описывать  Биосфера,  экосистема, Версия: 1  Сентябрь 2016 г. видеоролики о водной экосистеме (1 группа) и  наземно­воздушной (2 группа).  количества учащихся класса. bilim.kz/mindmap/1533/ changing­ecosystems/ (Г) Учащиеся определяют на основе  видеороликов:   Вид экосистемы  Абиотические факторы животных и растений  Пищевые взаимоотношения между  обитающими организмами (Г) Учащиеся могут представить свои  наблюдения в виде таблицы с заголовками:  абиотические факторы, животные, растения,  цепь питания  1 группа ­ о водной экосистеме  2 группа ­ наземно­воздушной экосистеме (П) (ФО) Учащихся необходимо попросить  поделиться мнениями с другими учащимися,  которые изучали другую экосистему.  В течение  5 минут они опрашивают друг друга о своих  экосистемах и дополняют. (П) Ппредложите учащимся набор карточек,  чтобы составить пищевые цепи и сети с  использованием информации (И)  Учащиеся изучают фотографии с  изображением леса после пожара и обсуждают о  16 Работая в группах учащиеся  смогут составить пищевые цепи и  сети  из набора карточек. 1 группа ­ о водной экосистеме  2 группа ­ наземно­воздушной  экосистеме https://twig­ bilim.kz/film/what­is­a­ food­chain­6420/ Учащиеся могут использовать  термины и новые понятия для  http://festival.1septemb er.ru/Саморазвитие популяция процесс  экологических  сукцессий том, что произойдёт с лесом после пожара?  (Г) Обсуждая в группах, они должны  перечислить  стадии сукцессионных изменений  после пожара.  (П) (М) Учащиеся определяют стадии процесса  сукцессии, например перехода от пастбища к  местности покрытой кустарниками и деревьями  или от пруда к болоту и пастбищу. Затем они  создают модель стадии процесса сукцессии в  виде аппликации из рисунков. (И) Предложите учащимся заполнить таблицу  для сравнения первичной и вторичной  сукцессии. экосистемы Видеоуроки с сайта  info@infourok.ru  Видеоуроки на флэш  Биология 11 класс №27 определения процесса сукцессии:  организм, «пионеры суши», виды,  сообщества, население, почва,  горная порода, растение, луг,  кустарник, лес, экосистема, среда  обитания, заменить,  колонизировать, расти,  изменяться, адаптироваться,  появляться, умирать, постепенно, с течением времени, в конечном  итоге. К = обучение всего класса Г = групповая работа И = индивидуальная работа Э = учебный эксперимент Д  = демонстрация учителем T = объяснение учителем П = парная работа ФО = поддержка формирующей оценки  = советы по технике безопасности Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 17 Биология Основная Школа 7­класс 7.1В: Влияние деятельности человека на окружающую среду Рекомендуемые предварительные знания Из курса «Естествознание» учащиеся,  анализируя глобальные экологические проблемы, смогут определить и назвать экологические проблемы  Республики Казахстан. Учащиеся знают о значении Красной книги Республики Казахстан. Знают экологические проблемы и  экологический  паспорт своего региона. Из раздела «Биосфера и экосистемы» 7 класса учащиеся умеют описывать влияние факторов местной экосистемы  на  жизнедеятельность и распространение живых организмов.  Контекст Раздел позволяет изучить взаимодействие человека и экосистемы, особо охраняемые территории Казахстана, животных и растения местного  региона, занесённых в Красную книгу РК, примеры отраслей человеческой деятельности, негативно влияющих на экосистемы. Анализ  хозяйственной деятельности человека  способствует поиску путей решения экологических проблем.  Языковые цели по предмету «Биология» в данном разделе Ниже приводится пример языковой задачи в отношении соответствующего академического языка для учащихся. Цель обучения по  предмету Учащиеся могут: Предметная лексика и терминология Языковая цель обучения Учащиеся могут: земля, вода, земля, космос, флора, фауна, биоразнообразие,  кислотные дожди,  человеческая деятельность, экосистема,  среда обитания, леса, отходы,  климатические изменения, атмосфера,  ископаемое топливо, виды  вымирание, уничтожение, загрязнение  окружающей среды вызвать, загрязнять окружающую среду,  убивать, приводить к, уничтожать,  повреждать, изменять, вымирать,  создавать Серия полезных фраз для  диалога/письма Как человеческая деятельность  воздействует: на экосистемы поверхности воды? в космосе? в воздухе/в воде? Люди  несут ответственность за  изменения X, которые ведут к  опустошению Y Объясните, пожалуйста, еще раз? Как это произносится? Что это означает? У Вас есть дополнительная  приводить примеры  отраслей человеческой  деятельности, влияющих  на экосистемы сформулировать вопросы и  ответы для устного обмена  информацией о негативном  влиянии человеческой  деятельности на  экосистемы Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 18 Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к  преподаванию и  обучению академическому языку, см. «О языковых целях» выше Описание Учащиеся понимают, как человечество загрязняет землю, воду, воздух и окружающее пространство. Посредством эксперимента учащиеся  способны понять последствия кислотных дождей. Они описывают флору и фауну охраняемых территорий Республики Казахстан. информация? Цели обучения Предполагаемая преподавательская  деятельность Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы  (Г) Попросить учащихся изучить  последствия деятельности человека,  вызывающих загрязнение почвы,  воздуха и  воды, а также подготовить постер. (К) Рассмотреть влияние  человеческой  деятельности на окружающую среду,  представив перечень  факторов загрязнения  ­ Природные или Искусственные: опрос  «верно ­ неверно», презентации PowerPoint  или раздаточный материал. (Э/Г) Учащиеся опытным путем выясняют,  как влияют кислотные дожди на растения. В полиэтиленовый пакет помещают  саженцы кресса: в один с добавлением  веществ, содержащихся в «кислотных  19 Факты загрязнения:  Опрос «верно ­ неверно» Используйте  Интернет/CD­ ROM/Библиотеку для  исследования загрязнения Это может быть сделано в  виде «рынка», где различным группам по 4­5 учащихся  поручено стать экспертами в  одной из областей  загрязнения, вызванного  действиями людей (воздух,  вода, почва), и они затем   делятся своими знаниями с  другими группами, для  создания общего понимания  областей человеческой  деятельности, которая ведет  к загрязнению экосистем. Кресс семена должны быть  посеяны за несколько дней  Каждая группа • вата Ссылка на  учебную  программу Влияние  деятельности человека на  окружающую среду 7.3.2.1 описывать  взаимодействие  человека и  экосистемы  7.3.2.2 приводить  примеры отраслей  человеческой  деятельности,  негативно  влияющих на  экосистемы Версия: 1  Сентябрь 2016 г. дождях» (раствора метабисульфит натрия),  а в другой с дистиллированной водой.  Запечатать пакеты и оставить  на 1 неделю.  Затем учащиеся сравнивают рост кресс  саженцев. Влияние  деятельности человека на  окружающую среду 7.3.2.3 описывать  животный и  растительный мир  особо охраняемых  природных  территорий  Казахстана (Г) Попросить учащихся изучить флору и  фауну охраняемых территорий Республики  Казахстан и подготовить презентацию  PowerPoint. (T) Обсудить с учащимися необходимость  сохранения биоразнообразия видов.  (П) Учащиеся определяют  факторы,  вызывающие уменьшение биоразнообразия  (утрата мест обитания / вырубка лесов и  глобальное потепление и т.д.)                Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 20 • два полиэтиленовых  пакета • две чашки Петри кресс  саженцы  • две резинки • две крышки для чашки  Петри • две наклейки • раствор метабисульфит  натрия  • две пипетки с надписью  "кислотный дождь" • дистиллированная вода Используйте   Интернет/CD­ ROM/Библиотеку для  исследования флоры и  фауны охраняемых  территорий Казахстана   до урока   Необходимо надевать  средства для защиты глаз до  тех пор, пока пакеты не  запечатаны. Раствор  диоксида серы не пригоден  для данного эксперимента.  Раствор метабисульфит  натрия является менее  вредным, за исключением  того, что астматики должны  быть предупреждены, чтобы  не вдыхать пары. Возможность посещения  определенной охраняемой  территории в местном  регионе Республики  Казахстан, являющейся  местом проведения  проектных работ Некоторые исследования  показывают, что 30% всех  природных видов исчезнут к  2050 году при сохранении  нынешних тенденций к  утрате биоразнообразия,  существующей на  протяжении нескольких десятилетий. Количество растений и  животных будет зависеть от  количества групп. Список доступен по  ссылке: http://www.redbookkz.info / Влияние  деятельности человека на  окружающую среду 7.3.2.4 приводить  примеры  животных и  растений,   местного региона,  занесенных в  Красную книгу РК (Г) Предоставить каждой группе список  животных и растений. Они должны  выяснить, какие находятся в Красной книге,  а какие нет. (Г) Учащиеся  выбирают одно животное и  одно растение местного региона, занесенных  в Красную книгу РК и создают буклет. Буклет может включать в себя среду  обитания, причину, последствия и любые  реализуемые идеи о защите. К = обучение всего класса Г = групповая работа И = индивидуальная работа Э = учебный эксперимент Д  = демонстрация учителем T = объяснение учителем П = парная работа ФО = поддержка формирующей оценки  = советы по технике безопасности Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 21 Биология Основная Школа 7­класс 7.1С: Классификация живых организмов Рекомендуемые предварительные знания Из  курса  «Введение   в   науку»   учащиеся  знают   понятия:  «классификация»,   «царства   живой   природы»,   «позвоночные   и   беспозвоночные животные».   Умеют  описывать   царства   живых   организмов   и   распределять   организмы   по  соответствующим   царствам.     Умеют  использовать дихотомический ключ для определения живых организмов.   Контекст Данный раздел основывается на знаниях систематических категорий, полученных учащимися в 6 классе. Практическая направленность раздела  нацелена на развития использования дихотомических ключей к определённым организмам.  Языковые цели по предмету «Биология» в данном разделе Ниже приводится пример языковой задачи в отношении соответствующего академического языка для учащихся. Цель обучения по  предмету Учащиеся могут:  Языковая цель  обучения Учащиеся могут:   использовать  простые  дихотомические  ключи к  определённым  организмам  устно описывать и  определять внешние  особенности  организмов и  применять эти  знания при  составлении  дихотомических  ключей в  письменном виде  Версия: 1  Сентябрь 2016 г. Серия полезных фраз для диалога/письма беспозвоночные является/имеет …  Микроорганизм –маленький/ простой/ большой/  сложный/ видимый/ невидимый. Микроорганизм имеет ядро/различные органы/только  одну клетку/много клеток/внутренние органы/не имеет  внутренних органов. Какие свойства следует нам использовать?  Начнем с легких свойств.   Нам нужно начинать с 2 простых предложений.  Каждое предложение начинается со слова  Микроорганизм, далее следует является/имеет, затем  идет прилагательное/существительное.  Какие прилагательные/существительные мы можем  использовать, чтобы выделить различие?  Предметная лексика и  терминология виды, микроорганизмы,  прокариоты, эукариоты, ядро,  зародыш, характерные черты беспозвоночные и  позвоночные дихотомический ключ бактерия, вирус, грибы,  простейшие, патогенный  организм, антибиотик одноклеточный,  многоклеточный организм  22 Сейчас, нам необходимо написать еще предложения о  различных свойствах.  Бактерии являются/имеют x, а вирусы являются/имеют y,  не являются/не имеют x Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к  преподаванию и  обучению академическому языку, см. «О языковых целях» выше. Описание Учащиеся  ознакомятся  с понятием биологических ключей, используемых при классификации живых организмов.  К концу раздела, они должны  уметь определять основные особенности внешнего строения  организмов в каждом царстве и применять их для построения дихотомических  биологических ключей. Учащиеся распознают особенности внешнего строения одноклеточных и многоклеточных организмов, определяют  по  сиптомам  заболевания,  вызванные  простейшими микроорганизмами.   Ссылка на  учебную  программу Разнообрази е живых  организмов Цели обучения 7.1.1.1 объяснять  значение  систематики Рекомендуемые виды деятельности на  уроке Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы (К) Предоставьте учащимся понятие   классификации живых организмов. (Г) Покажите классу рисунки необычных  организмов и попросите учащихся  распределить их на группы и написать  причины, почему они выбрали эти группы. (К) Обсудите с классом различные группы  распределенных организмов. Все ли  одинаково осуществили распределение? Это  может затем привести к обсуждению с  классом классификации организмов на  Попробуйте использовать  изображения незнакомых  организмов, чтобы учащиеся  решили, как их сгруппировать, а не просто использовать свои  знания по классификации. Обсуждение должно развить  представление о том, почему  классификация организмов  имеет важное значение.  Например, она помогает  выявить общих предков и  назвать новые виды. Также  Для получения рисунков  см.: http://www.arkive.org/ На сайте также много  заданий, которые могут  быть адаптированы для  использования. Информация о  систематике: http://www.scienceprofonli ne.com/biology­ general/what­are­ biological­systematics­ Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 23 Ссылка на  учебную  программу Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности на  уроке Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы группы на основе их общих особенностей  (систематика). (К) Пересмотреть понятие «царства в  биологии»,  рассмотреть  общие   признаки   для классификации организмов.   включите в обсуждение  представление о том, что мы  не можем знать название  каждого вида, но мы можем,  по крайней мере, определить  группу. taxonomy­phylogeny.html Разнообрази е живых  организмов 7.1.1.2 определять  систематическое  положение живых  организмов  (П) Учащиеся в парах распределяют  несколько рисунков организмов по пяти  царствам (прокариоты, протисты, грибы,  растения, животные).  (К) Используйте один организм для  демонстрации  учащимся полной  таксономической иерархии. Обсудите с ними  необходимость группирования организмов в  меньшие подгруппы. Рассмотрите понятие  групп, имеющих схожие признаки, с помощью  задания «Найти картинки всех птиц или  млекопитающих и обсудить их сходства».  Затем учащиеся могут составить мнемосхему  для запоминания очередности.  Например,  Цапля Топчется Кружась Опять Схватить Редкую Водоросль. (Ц­царство,  Т­тип, К­ класс, О­ отряд, С ­ семейство, Р­  24 Версия: 1  Сентябрь 2016 г. Это дает возможность оценить  то, что помнят учащиеся из  программы 6­класса.  Презентация в PowerPoint из  веб­сайта «Arkive» по видам  может быть использована в  этом разделе, чтобы показать,  почему мы классифицируем  организмы. Термины «систематика» и  «таксономия» кажутся  взаимозаменяемыми, и на этом уровне важно, чтобы учащиеся знали, почему необходимо  группировать организмы. Не  имеет значения, какой именно  термин будет использоваться. Рисунки различных  организмов.  Убедитесь в том, чтобы  они включали несколько  птиц или  млекопитающихся  и по  одному образцу    водорослей, мхов,  папоротников,   голосеменных,  покрытосемянных   Некоторые из источников  доступны для скачивания  из веб­сайта TES http://www.tes.co.uk/teachi ng­resource/Which­ kingdom­6144076/ Ссылка на  учебную  программу Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности на  уроке Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы род, В­ вид) Разнообрази е живых  организмов 7.1.1.3 описывать  отличительные  признаки  беспозвоночных и  позвоночных   животных (И) Попросите учащихся описать разницу  между позвоночными и беспозвоночными.  Они должны написать свой ответ на мини­ доске, чтобы затем класс мог сравнить разные идеи. (И,ФО) Дайте учащимся задание написать  названия как можно большего количества  животных за 5 минут. Они должны написать  их в двух списках: «беспозвоночные» и  «позвоночные». Мини­доски можно  заменить стикеры или  листы бумаги А4. Веб­сайт с заданием по  определению акул с  помощью ключей: http://www.arkive.org/educ ation/teaching­resources­ 11­14 Необходимы изображения организмов и ключей. Разнообрази е живых  организмов 7.1.1.4   использовать  простые  дихотомические  ключи к  определённым  (Г) Различать виды. Учащиеся сравнивают  фотографии/картинки /влажные препараты  лягушки, жабы и понимают, что у них есть  различия, чтобы относить их к разным видам.  (Д) Показать пример дихотомического ключа, С помощью данной  деятельности учащиеся  должны понимать и  распознавать свойства,  которые могут быть  использованы при построении  Веб­сайт «Arkive» по  изучению видов: http://www.arkive.org/educ ation/teaching­resources­ 11­14 В режиме онлайн Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 25 Ссылка на  учебную  программу Цели обучения организмам Рекомендуемые виды деятельности на  уроке Заметки для учителя (по  методике преподавания) Учебные ресурсы который позволяет определить    беспозвоночные и позвоночные организмы в  царстве Животные. (Г) Учащиеся в паре составляют  дихотомический ключ для распределения  рисунков позвоночных  по систематическим  группам.  (Э) Дополнительно:  Попросить учащихся составить  дихотомический ключ для определения  различных видов одной группы позвоночных.  дихотомических ключей. Показать  видеосюжеты  ряда позвоночных и  спросить у учащихся, что  у  них общего фотографии/картинки  (или живые образцы)  лягушки и жабы К = обучение всего класса Г = групповая работа И = индивидуальная работа Э = учебный эксперимент Д  = демонстрация учителем T = объяснение учителем П = парная работа ФО = поддержка формирующей оценки  = советы по технике безопасности Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 26 Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 27 Биология Основная Школа 7 класс 7.1D: Клеточная биология Рекомендуемые предшествующие знания  Учащиеся знают из курса «Естествознания», что животные и растения состоят из клеток, тканей и органов (5­6 класс). Могут  описать  растительный и животный организмы, называя их сходства и различия. Из раздела «Разнообразие живых организмов»  (7 класс) знают, что  живые организмы разделяют на одноклеточные и многоклеточные.  Контекст Данный раздел формирует у учащихся знания о функциях  и  компонентах  животных и растительных клеток,  развивая  навыки анализа и   синтеза при их сравнении. Раздел способствует развитию навыков работы с рисунками и микрофотографиями,  при определении  структурных  компонентов клеток: цитоплазма, клеточная стенка, плазматическая мембрана, хлоропласт, лейкопласт, хромопласт, вакуоль, ядро,  митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи, клеточный  центр, рибосомы. Знания и навыки, приобретенные учащимися по окончании изучения  раздела, позволят учащимся быть компетентными в практической деятельности. В ходе изучения данного раздела осуществляется  межпредметная связь с физикой и химией при рассмотрении процессов диффузии, осмоса и транспорта веществ.  Языковые цели по предмету «Биология» в данном разделе  Ниже приводится пример языковой задачи в отношении соответствующего академического языка для учащихся. Цель обучения по  предмету Учащиеся могут: различать  растительную и  животную клетки  Языковая цель обучения Предметная лексика и  Полезная серия фраз для диалога/письма  Учащиеся могут:  объяснить различия растительной и  животной клеток  (навыки устной  речи и письма) терминология растительная клетка,  животная клетка,  цитоплазма, оболочка,  клеточная стенка,  плазматическая мембрана,  хлоропласт, лейкопласт,  хромопласт, вакуоль, ядро,  митохондрии, ЭПС, аппарат  Гольджи, клеточный  центр,  рибосомы Это растительная или животная клетка? Как Вы думаете, какая это клетка? Почему Вы думаете, что это клетка  растения/животного? Почему это не растительная/животная клетка? Вы уверены, что это клетка растения/животного? Как Вы узнали, что это клетка  растения/животного? Вы уверены? Я уверен (­а), что эта не растительная/животная  клетка. Должно быть, это клетка растения/животного. Версия: 1  Сентябрь 2016 г. 28

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017