Методика анализа на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»
Оценка 4.7

Методика анализа на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл—7 кл
25.03.2021
Методика  анализа  на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»
1.Музыкальный образ Песня «Почему медведь зимой спит» - это смешная и поучительная музыкальная история о задумчивом медведе, испуганной лисе и мудром дятле. Фольклорным истоком являются любимые с детства сказки о животных . Есть в сюжете и стилистика басни – в конце из уст Дятла звучит «Мораль».Огромным успехом пользуется у детей просмотр прекрасного мультфильма «Раз морозною зимой». 2.Музыкальный жанр «Почему медведь зимой спит» - шуточная детская песня. Она исполняется как небольшой спектакль, характер интонации меняется вслед за событиями. М.И.Глинка называл «злобами»особые выразительно – изобразительные моменты (наступил, зашумел, вмиг залез). Маленькие дети очень любят участвовать в драматизациях этой песни, где кроме Медведя, Лисы, Дятла можно всех остальных учеников класса задействовать в роли Леса. 3.Музыкальная форма В песне есть коротенькое вступление – звуки тоники с форшлагом. В песне два куплета В куплете 16 тактов В куплете нет припева В куплете две части. Самостоятельной частью можно считать раздел со слов «Шел он шел к своей берлоге», так как ему предшествует завершение предыдущей части на тонике(совершенная каденция),одновременно происходит изменение более двух средств музыкальной выразительности: 1. Тональность – параллельный си минор. 2. Мелодическое изменение: появляются решительные восходящие квартовые ходы вместо повествовательно распевного начального мотива. 4.Фактура (во втором классе обратить внимание на басовый голос в аккомпанементе) В фактуре песни один голос - мелодия, бас, гармонические голоса. 5.Аккомпанемент В аккомпанементе песни звучит мелодия, она помогает начинающим вокалистам правильно исполнять мелодию, ее нужно слышать! В первой части песни пианист играет штрихом, нон легато, так тяжело ступает мишка.. В начале второй части пианист играет штрихом, стаккато, затем легато. Штрих стаккато помогает ощущению тревоги. 6.Мелодия Диапазон мелодии октава (ре – ре1) В мелодии песни 8 фраз Самый широкий интервал в мелодии чистая октава. Принцип развития мелодии секвенция, повторение. Обратите внимание, насколько во втором куплете эпизод с Дятлом идеально ложится на стучащие интонации. 7.Тональность Песня написана в тональности ре мажор. Эта тональность много веков назад уже воспринималась, как тональность солнца, шутки(Инвенции Баха, Сонаты Гайдна). Можно провести на уроке эксперимент - зажмурившись, определить время суток в песне. Большинство скажет, что это солнечный морозный денек! Смена тональности во второй части на параллельный минор связана с неприятным инцидентом и его последствиями. 8.Гармония Песня начинается с тонического органного пункта. Гармонический оборот первой фразы T53-D64-T53. Каденция первого предложения совершенная, это тоника в положении примы. Вторая часть начинается с трезвучия VI ступени. Заключительная каденция песни, совершенная. 9.Метр, размер и темп Музыкальный метр песни двухдольный. Размер песни 2\4 Темп песни оживленный (аллегро). Авторская ремарка: «Весело, живо». Но в пределах основного пульса правильнее делать некоторые отклонения – начало исполняется чуть медленнее, в «развалочку».Легкое ускорение необходимо в кульминации – «И медведь с испугу вмиг на сосну большую влез». Важнейшую роль при исполнении песни играет фермата («И шагая через мост…) 10.Динамика Вступление песни звучит громко. Вокальная партия начинается тихо Кульминация первого куплета находится во втором предложении. Кульминация песни во втором куплете – «На сосну большую влез». Информация для учителя Эта песня написана человеком потрясающей судьбы (читайте в Интернете) в 1942 году через несколько месяцев после подготовки важнейшего специального задания разведки.
Раз морозною.docx

 

Методика  анализа  на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»

 

План анализа составлен на основе публикации Чарненко Е.А.

https://mega-talant.com/biblioteka/analiz-pesni-pochemu-medved-zimoy-spit-94680.html, Этот план можно использовать  и в других случаях, Для уроков в общеобразовательной школе (1,2, класс )  учитель выбирает доступный детям список средств музыкальной выразительности.

 

ноты новогодних песен15.0ноты новогодних песен15.1

 

1.Музыкальный образ

https://i.ytimg.com/vi/wSlCz6gNW1E/maxresdefault.jpg

Песня «Почему медведь зимой спит» - это смешная и поучительная музыкальная история о задумчивом медведе,  испуганной лисе и мудром дятле. Фольклорным истоком являются любимые с детства сказки о животных . Есть в сюжете и стилистика басни – в конце из уст Дятла звучит «Мораль».Огромным успехом пользуется у детей  просмотр прекрасного мультфильма «Раз морозною зимой».

2.Музыкальный жанр

«Почему медведь зимой спит» - шуточная детская песня. Она исполняется как небольшой спектакль, характер  интонации меняется вслед за событиями. М.И.Глинка называл «злобами»особые  выразительно – изобразительные моменты (наступил, зашумел, вмиг залез). Маленькие дети очень любят участвовать в драматизациях этой песни, где кроме Медведя, Лисы, Дятла можно всех остальных учеников класса задействовать в роли Леса.

3.Музыкальная форма

В песне есть коротенькое вступление – звуки тоники с форшлагом.

В песне два куплета

В куплете 16 тактов

В куплете нет припева

В куплете две части. Самостоятельной частью можно считать раздел со слов «Шел он шел к своей берлоге», так как ему предшествует завершение предыдущей  части на  тонике(совершенная каденция),одновременно  происходит изменение более двух средств музыкальной выразительности: 1. Тональность – параллельный си минор. 2. Мелодическое изменение: появляются решительные восходящие квартовые ходы вместо повествовательно  распевного начального мотива.

4.Фактура (во втором классе обратить внимание на басовый голос в аккомпанементе)

В фактуре песни один голос - мелодия, бас, гармонические голоса.

5.Аккомпанемент

В аккомпанементе песни звучит мелодия, она помогает начинающим вокалистам правильно исполнять мелодию, ее нужно слышать!

В первой части песни пианист играет штрихом, нон легато, так тяжело ступает мишка..

В начале второй части пианист играет штрихом, стаккато, затем легато. Штрих стаккато помогает ощущению тревоги.

6.Мелодия

Диапазон мелодии октава (ре – ре1)

В мелодии песни 8 фраз

Самый широкий интервал в мелодии чистая октава.

Принцип развития мелодии секвенция, повторение. Обратите внимание,  насколько во втором куплете эпизод с Дятлом идеально ложится на стучащие  интонации.

7.Тональность

Песня написана в тональности ре мажор. Эта тональность много веков назад уже воспринималась, как тональность солнца, шутки(Инвенции Баха, Сонаты Гайдна). Можно провести на уроке эксперимент - зажмурившись, определить время суток в песне. Большинство скажет, что это солнечный морозный денек! Смена тональности во второй части на параллельный минор связана с неприятным инцидентом и его последствиями.

8.Гармония

Песня начинается с тонического органного пункта.

Гармонический оборот первой фразы T53-D64-T53.

Каденция первого предложения совершенная, это тоника в положении примы.

Вторая часть начинается с трезвучия VI ступени.

Заключительная каденция песни, совершенная.

9.Метр, размер и темп

Музыкальный метр песни двухдольный.

Размер песни 2\4

Темп песни оживленный (аллегро). Авторская ремарка: «Весело, живо». Но в пределах основного пульса правильнее делать некоторые отклонения – начало исполняется чуть медленнее, в «развалочку».Легкое ускорение необходимо в кульминации – «И медведь с испугу вмиг на сосну большую влез».  Важнейшую роль  при исполнении песни играет фермата («И шагая через мост…)

10.Динамика

Вступление песни звучит громко.

   Вокальная партия начинается тихо

Кульминация первого куплета находится во втором предложении.

Кульминация песни во втором куплете – «На сосну большую влез».

 

Информация для учителя

Эта песня написана человеком потрясающей судьбы (читайте в Интернете) в 1942 году  через несколько месяцев после подготовки важнейшего специального задания разведки.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методика анализа на примере песни

Методика анализа на примере песни

Почему медведь зимой спит» - шуточная детская песня

Почему медведь зимой спит» - шуточная детская песня

Самый широкий интервал в мелодии чистая октава

Самый широкий интервал в мелодии чистая октава

Кульминация песни во втором куплете – «На сосну большую влез»

Кульминация песни во втором куплете – «На сосну большую влез»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021