Методы диагностики физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
автор: Фролова Оксана Викторовна
Развитие физических качеств детей будет успешнее, если педагог владеет диагностическими средствами.
Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков.
Существует два уровня развития: «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития. Под «зоной актуального развития» он понимает тот уровень развития психической функции ребенка, которые складываются в результате определенных уже завершавших циклов его развития. На этом уровне ребенок выполняет задание самостоятельно.
1.«Зона ближайшего развития» - это уровень, на который ребенок должен перейти. На этом уровне все процессы находятся в состоянии становления, созревания, развития. Ребенок не может справиться с заданием и разрешает проблемы с помощью взрослого.
Для того чтобы диагностировать у детей уровень развития физических качеств, нужно выявить зону актуального развития. Выявления зоны актуального развития требует разработки специальных диагностических средств, введения критериев и их показателей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сенситивные периоды развития психофизических качеств. Для детей старшего дошкольного возраста - это скоростно-силовые качества, выносливость и быстрота.
М.А. Рунова и Г.Н. Сердюковская предлагают следующие
диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста
1. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 37-45. С.38
1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты). Цель:
определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
В забеге участвует не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег). Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3-10 м.
В забеге принимают участие два ребенка. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости. Цель: определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчетов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя:
продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребенок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств. Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. 2. «При приземлении нельзя опираться сзади руками.
Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат» .
Результаты диагностики могут быть по следующим уровням: высокий; средний; низкий.
Дети, имеющие высокие показатели физической подготовленности, выполняют все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно ведут себя при выполнении упражнений, умеют слушать воспитателя, понимают инструкции и выполняют задания без ошибок. Они отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Дети, имеющие средние показатели физической подготовленности, выполняют задания без признаков переутомления, но допускают ошибки при усвоении инструкции воспитателя. Их характеризует неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения.
Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.).
Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать.
2.Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И. Фонарева. - М.:
Физкультура и спорт, 2009. с.137
Они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. 3. «Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность». Для диагностики уровня развития физических качеств можно использовать также наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основополагающими условиями педагогического наблюдения является выборка критерий развития тех или иных показателей двигательной активности ребенка.
Педагогический эксперимент – организованная деятельность педагога и детей с заранее поставленными целями. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определять цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент состоит из констатирующего, формирующего и контрольного. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.В констатирующем эксперименте проводятся анализ состояния работы по исследуемой проблеме. В формирующим эксперименте разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проводят на практике. В заключительной или контрольной части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы, до и после проведения эксперимента.Важным моментом в организации процесса развития физических качеств является оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста в начале и в конце года, так же и промежуточная оценка.
3.Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И. Фонарева. - М.:
Физкультура и спорт, 2009. с. 139
При обследовании уровня физической подготовленности фиксируются количественные показатели (время, количество бросков), а также качество выполнения (соблюдение исходного положения сохранения равновесия, высота броска).
4.«Если обнаруживаются недостатки в развитии детей, то выявляются причины их возникновения и формулируются конкретные предложения к усовершенствованию содержания и методики проведения разных форм работы по физическому воспитанию».
Таким образом, для того, чтобы диагностировать у детей уровень развития физических качеств, нужно выявить зону актуального развития, которая требует разработки специальных диагностических средств, введение критериев и их показателей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сенситивные периоды развития психофизических качеств. Для детей старшего дошкольного возраста - это скоростно-силовые качества, выносливость и быстрота.
Методы диагностики физических качеств детей старшего дошкольного возраста предлагают М.А. Рунова и Г.Н. Сердюковская. Используются также наблюдение и эксперимент.
Размещено на Allbest.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.