Михаил Зощенко «Не надо врать»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебные задачи: • познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать» • ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»; • учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям) • учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения; • отрабатывать навык чтения вслух и про себя. Учебные умения: • проследить идею автору, определить учащимися важность умения говорить правду в любых жизненных ситуациях; • определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; • выделять смысловые части рассказа; • выразительно читать текст. Планируемые результаты: Ориентироваться в тексте, быстро находить нужные эпизоды, характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Формулировать учебную задачу, рефлексировать по поводу своих успехов. Выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения. Оборудование: • текст рассказа; • презентация (иллюстрации); • тесты.
Иконка файла материала 1 (44).docx
Урок литературного чтения в 4 классе             Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать» Тип урока: Урок ­ игра «Мудрые советы» Учебные задачи: познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не  надо врать» ознакомить с понятиями «автор­рассказчик», автор­герой  произведения»; учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к  другим героям) учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения  автора и выражать свою точку зрения; отрабатывать навык чтения вслух и про себя. Учебные умения: проследить идею автору, определить учащимися важность умения  говорить правду в любых жизненных ситуациях; определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать  свою точку зрения; выделять смысловые части рассказа; выразительно читать текст. Планируемые результаты: Ориентироваться в тексте, быстро находить нужные эпизоды, характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Формулировать учебную  задачу, рефлексировать по поводу своих успехов. Выбирать из текста нужные  для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, делать  выводы и обобщения. Оборудование: текст рассказа; презентация (иллюстрации); тесты. Ход урока 1.Организационный момент.  1)Позитивный настрой «Концентрация на свет» Пожалуйста, сядьте удобно. Расслабьтесь, закройте глаза.  Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в  середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами  света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце  расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль,  каждое чувство, эмоцию и желание.Представьте, что свет начинает все больше и больше распространяться по  вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по  рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать  только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается  вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас  только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут  инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку.  Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова.  Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки.  Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее  и видеть во  всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только  добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за  пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте  свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем,  с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их  сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей,  животных, растения, на все живое, повсюду.… Посылайте свет во все уголки  Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть  Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...   Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.  Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 2)Формулировка учебной задачи: ­Если вы гуляли в шапке, А потом она пропала,­ Не волнуйтесь, дома маме Можно что­нибудь соврать. Но старайтесь врать красиво, Чтобы, глядя восхищенно, Затаив дыхание, мама Долго слушала вранье. (Григорий Остер) ­Что вас рассмешило? ­О чем говорит автор? (дает совет) ­Хороший ли совет, дельный? Вы его принимаете? ­Знаете ли вы произведения, в которых герой использует вранье, прибегает ко  лжи? ­ Посмотрите на доску и прочтите: «Человеческая жизнь – великое чудо.  И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.»  ­ Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен  обладать человек? (Нужно быть отзывчивым, добрым честным.)­ А какими качествами должен обладать ученик на уроке? (Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т.д.) 2.Знакомство с биографией М. Зощенко ­Мы сегодня будем работать над рассказом М. Зощенко «Не надо врать». М.  Зощенко родился 29 июля 1895 года в Санкт­ Петербурге в семье художника.  В семье было 8 детей. В 1913 году поступил на юридический факультет  Петербургского университета.  В 1920­1921 г появились первые его рассказы.  М. Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из  личного опыты». Он весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а  какими быть. Среди них такие рассказы как «Елка», «Не надо врать». Сегодня мы продолжим изучать мудрые советы Зощенко. Я предлагаю вам стать  реальными участниками тех событий, о которых идет речь в рассказе «Не  надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев  произведения. Какую учебную задачу мы можем спланировать? (лучше узнать  героев, понять их мысли и чувства, выявит главную мысль произведения) 4. Работа с текстом. 1.Чтение рассказа учащимися. 2.Первичное закрепление. ­Какое впечатление произвел на вас рассказ? ­Какова тема рассказа? ­Что о вас может рассказать ваш дневник? ­Какова идея рассказа? ­ Откройте произведение и зачитайте первый абзац рассказа. ­ От чьего имени ведётся повествование? (От имени автора) ­ А в событиях рассказа автор принимает участие? (Принимает) ­ Автор ведёт рассказ от своего имени и принимает участие в событиях  рассказа, как его можно назвать? (автор­рассказчик, автор­герой произведения) ­ С какого события начинается рассказ? (Автор­рассказчик знакомит нас с маленьким мальчиком) ­ Что можно сказать об этом мальчике?  (Это маленький мальчик, который учился в подготовительном классе  гимназии.) ­ Перечитайте ещё раз. Как зовут мальчика? (Минька) ­ Что впервые заставило мальчика пойти на обман? ( Это была его первая единица и он ещё не знал, что за это бывает.) 3. Чтение по ролям ­Прочитайте по ролям разговор отца с сыном.­ Перескажите эпизод, где мальчик рассказывает о том, что произошло с его  дневником. ­ Ребята, скажите, что такое ложь? (Ложь – это утверждение, не  соответствующее истине) 5. Работа в группах ­Работать будем в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У  каждой группы будет один из героев произведения, которого вам надо  защитить или оправдать в сложившейся ситуации – мысленно ставите себя на  место вашего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою  позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают  бонус. Кто наберет больше всех бонусов, получает хорошую оценку. 1 группа – Минька Вопросы: ­Дайте портретную характеристику Миньке. ­Каким вы увидели Миньку? ­Почему была получена единица? ­Почему мальчик не решился сказать правду сразу? ­Как вы оцениваете поведение главного героя? 2 группа – Леля ­Кто такая Леля? ­Какой была Леля по характеру? ­Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет  вранье? ­Почему папа рассердился на Лелю? ­Оцените поступок Лели? 3 группа – учитель ­Что вы знаете о работе учителя? ­Какой была учительница Миньки? ­Как она относится к поступкам Миньки? ­Как ведет себя учительница при разговоре с папой? ­Оцените поступок учительницы 6. Выводы и обобщения ­Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных  сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали  побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя  ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее,  очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек  воспринимает в мире не только белый и черный цвет, но учится различать их  оттенки, особенно в человеческих отношениях. ­Какие главные слова были сказаны папой Лели и Миньки, которые мы тоже  должны запомнить? Может быть, для кого­то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.­Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом  Зощенко? ­Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем­ нибудь из близких людей. С кем именно? 8. Рефлексия ­Понравилась ли вам работа на уроке? ­Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудным? ­Оцените свои достижения, посчитав все бонусы (объявляется победитель) 9. Домашнее задание ­Вспомните подобные ситуации из своей жизни и напишите об этом мини­ сочинение. 10.Исполнение Песни про совесть (на мотив песни «Голубой вагон») 11.Заключительная минутка урока. ­А теперь закройте глазки и вспомните все то, о чем мы сегодня говорили.  Надо всегда поступать по совести. Что бы ни случилось в вашей жизни, нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным. И  на душе у нас от того, что мы признались и сказали правду, становится легко  и светло. Постарайтесь это запомнить. А теперь откройте глазки. Спасибо за  урок!

Посмотрите также