Михаил Зощенко «Не надо врать»
Оценка 4.6

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
28.02.2018
Михаил Зощенко «Не надо врать»
Учебные задачи: • познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать» • ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»; • учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям) • учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения; • отрабатывать навык чтения вслух и про себя. Учебные умения: • проследить идею автору, определить учащимися важность умения говорить правду в любых жизненных ситуациях; • определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; • выделять смысловые части рассказа; • выразительно читать текст. Планируемые результаты: Ориентироваться в тексте, быстро находить нужные эпизоды, характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Формулировать учебную задачу, рефлексировать по поводу своих успехов. Выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения. Оборудование: • текст рассказа; • презентация (иллюстрации); • тесты.
1 (44).docx
Урок литературного чтения в 4 классе             Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать» Тип урока: Урок ­ игра «Мудрые советы» Учебные задачи: познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не  надо врать» ознакомить с понятиями «автор­рассказчик», автор­герой  произведения»; учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к  другим героям) учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения  автора и выражать свою точку зрения; отрабатывать навык чтения вслух и про себя. Учебные умения: проследить идею автору, определить учащимися важность умения  говорить правду в любых жизненных ситуациях; определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать  свою точку зрения; выделять смысловые части рассказа; выразительно читать текст. Планируемые результаты: Ориентироваться в тексте, быстро находить нужные эпизоды, характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Формулировать учебную  задачу, рефлексировать по поводу своих успехов. Выбирать из текста нужные  для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, делать  выводы и обобщения. Оборудование: текст рассказа; презентация (иллюстрации); тесты. Ход урока 1.Организационный момент.  1)Позитивный настрой «Концентрация на свет» Пожалуйста, сядьте удобно. Расслабьтесь, закройте глаза.  Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в  середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами  света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце  расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль,  каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все больше и больше распространяться по  вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по  рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать  только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается  вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас  только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут  инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку.  Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова.  Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки.  Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее  и видеть во  всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только  добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за  пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте  свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем,  с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их  сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей,  животных, растения, на все живое, повсюду.… Посылайте свет во все уголки  Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть  Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...   Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.  Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 2)Формулировка учебной задачи: ­Если вы гуляли в шапке, А потом она пропала,­ Не волнуйтесь, дома маме Можно что­нибудь соврать. Но старайтесь врать красиво, Чтобы, глядя восхищенно, Затаив дыхание, мама Долго слушала вранье. (Григорий Остер) ­Что вас рассмешило? ­О чем говорит автор? (дает совет) ­Хороший ли совет, дельный? Вы его принимаете? ­Знаете ли вы произведения, в которых герой использует вранье, прибегает ко  лжи? ­ Посмотрите на доску и прочтите: «Человеческая жизнь – великое чудо.  И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.»  ­ Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен  обладать человек? (Нужно быть отзывчивым, добрым честным.) ­ А какими качествами должен обладать ученик на уроке? (Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т.д.) 2.Знакомство с биографией М. Зощенко ­Мы сегодня будем работать над рассказом М. Зощенко «Не надо врать». М.  Зощенко родился 29 июля 1895 года в Санкт­ Петербурге в семье художника.  В семье было 8 детей. В 1913 году поступил на юридический факультет  Петербургского университета.  В 1920­1921 г появились первые его рассказы.  М. Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из  личного опыты». Он весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а  какими быть. Среди них такие рассказы как «Елка», «Не надо врать». Сегодня мы продолжим изучать мудрые советы Зощенко. Я предлагаю вам стать  реальными участниками тех событий, о которых идет речь в рассказе «Не  надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев  произведения. Какую учебную задачу мы можем спланировать? (лучше узнать  героев, понять их мысли и чувства, выявит главную мысль произведения) 4. Работа с текстом. 1.Чтение рассказа учащимися. 2.Первичное закрепление. ­Какое впечатление произвел на вас рассказ? ­Какова тема рассказа? ­Что о вас может рассказать ваш дневник? ­Какова идея рассказа? ­ Откройте произведение и зачитайте первый абзац рассказа. ­ От чьего имени ведётся повествование? (От имени автора) ­ А в событиях рассказа автор принимает участие? (Принимает) ­ Автор ведёт рассказ от своего имени и принимает участие в событиях  рассказа, как его можно назвать? (автор­рассказчик, автор­герой произведения) ­ С какого события начинается рассказ? (Автор­рассказчик знакомит нас с маленьким мальчиком) ­ Что можно сказать об этом мальчике?  (Это маленький мальчик, который учился в подготовительном классе  гимназии.) ­ Перечитайте ещё раз. Как зовут мальчика? (Минька) ­ Что впервые заставило мальчика пойти на обман? ( Это была его первая единица и он ещё не знал, что за это бывает.) 3. Чтение по ролям ­Прочитайте по ролям разговор отца с сыном. ­ Перескажите эпизод, где мальчик рассказывает о том, что произошло с его  дневником. ­ Ребята, скажите, что такое ложь? (Ложь – это утверждение, не  соответствующее истине) 5. Работа в группах ­Работать будем в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У  каждой группы будет один из героев произведения, которого вам надо  защитить или оправдать в сложившейся ситуации – мысленно ставите себя на  место вашего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою  позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают  бонус. Кто наберет больше всех бонусов, получает хорошую оценку. 1 группа – Минька Вопросы: ­Дайте портретную характеристику Миньке. ­Каким вы увидели Миньку? ­Почему была получена единица? ­Почему мальчик не решился сказать правду сразу? ­Как вы оцениваете поведение главного героя? 2 группа – Леля ­Кто такая Леля? ­Какой была Леля по характеру? ­Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет  вранье? ­Почему папа рассердился на Лелю? ­Оцените поступок Лели? 3 группа – учитель ­Что вы знаете о работе учителя? ­Какой была учительница Миньки? ­Как она относится к поступкам Миньки? ­Как ведет себя учительница при разговоре с папой? ­Оцените поступок учительницы 6. Выводы и обобщения ­Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных  сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали  побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя  ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее,  очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек  воспринимает в мире не только белый и черный цвет, но учится различать их  оттенки, особенно в человеческих отношениях. ­Какие главные слова были сказаны папой Лели и Миньки, которые мы тоже  должны запомнить? Может быть, для кого­то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко. ­Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом  Зощенко? ­Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем­ нибудь из близких людей. С кем именно? 8. Рефлексия ­Понравилась ли вам работа на уроке? ­Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудным? ­Оцените свои достижения, посчитав все бонусы (объявляется победитель) 9. Домашнее задание ­Вспомните подобные ситуации из своей жизни и напишите об этом мини­ сочинение. 10.Исполнение Песни про совесть (на мотив песни «Голубой вагон») 11.Заключительная минутка урока. ­А теперь закройте глазки и вспомните все то, о чем мы сегодня говорили.  Надо всегда поступать по совести. Что бы ни случилось в вашей жизни, нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным. И  на душе у нас от того, что мы признались и сказали правду, становится легко  и светло. Постарайтесь это запомнить. А теперь откройте глазки. Спасибо за  урок!

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»

Михаил Зощенко «Не надо врать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018