Исследовательская работа «Мир един, но у каждого он свой»
Автор: Горчакова Карина Владимировна, обучающаяся 10 класса
Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии, психологконсультант
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ХантыМансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Батово»
Научная статья
Познай себя, ибо человек великая тайна
и чудо природы, мерило всех ценностей
и ключ к науке о природе…
(Протагор, V век до нашей эры)
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переработки информации у
школьников в психологопедагогической литературе
Изучение влияния индивидуального стиля учебной деятельности на достижение
результатов в обучении является наиболее актуальным в настоящее время. Учёные
исследуют влияние различных параметров индивидуальности обучающихся на
результативность обучения. Система образования должна быть направлена на развитие
личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его
самоопределения и самореализации.
В 1982 году американский психонейрохирург Р. Сперри получил Нобелевскую премию
за фундаментальное открытие в области различий в психической деятельности правого и
левого полушарий головного мозга. Результаты исследования Р. Сперри показали, что
левое полушарие – это анализ, дедукция, факты, данные, цифры, структура, логика,
математические модели, целесообразность, последовательное решение задач, вербальный
(словесный) язык, планирование, самоконтроль, произвольное внимание, любовь и
альтруизм, воля и ответственность. Правое полушарие – это образ тела, идеи и чувства,
индукция, глобальное мышление; процесс, а не результат; использование опыта; обучение
через образы; интуиция, медитация, мистика; запоминание лиц, спонтанность, фантазии;
пространственные представления, восприятие звуков и шумов; творчество. Одно из
полушарий человека может доминировать, то есть вносить больший вклад в его
индивидуальнопсихологические особенности, которые, кроме того, формируются в
зависимости от социальнокультурных условий общества.
Учителю в процессе организации учебной деятельности на уроке необходимо уметь
оперировать данными не только о межполушарной асимметрии но и об особенностях
сенсорного восприятия каждого учащегося в классе [4]. Известно, что информация,
воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к ним в виде образов, звуков и
ощущений (обоняние, осязание, вкус). Называются эти каналы восприятия – сенсорные
системы или модальности восприятия. По признаку предпочитаемой модальности
правополушарных школьников можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и Исследовательская работа «Мир един, но у каждого он свой»
Автор: Горчакова Карина Владимировна, обучающаяся 10 класса
Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии, психологконсультант
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ХантыМансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Батово»
кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие), а
левополушарных – на аудиалов (слуховое восприятие). Модальность учащихся является
«одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека. … Если одну и
ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить,
что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее
ощупывать» [5].
1.1.
Модальности: каналы приема и переработки информации и их роль в
обеспечении учебного успеха.
Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов
восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и
через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию –
кинестетический канал. (Некоторые исследователи считают, что есть ещё один канал
восприятия – когда мозг не использует «периферию», а воспринимает информацию
полевого свойства, «читая» информационное поле окружающего пространства –
знаменитое шестое чувство.)
Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию
через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.
Есть такие ситуации, когда информация представлена текстом, надо её читать
глазами, а есть ситуации, когда для решения задачи можно (а иногда и нужно) использовать
разные каналы. Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически
определено предпочтение какойлибо модальности. В основной массе человечество
обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях.
Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от
наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для
восприятия информации.
Существуют примеры обучения человека, у которого открыт только один канал.
Например, кинестетический: Элен Келлер, слепоглухонемая девочка, которая научилась
активно общаться с людьми, используя специальный язык для слепоглухонемых. Другой
пример, физик Стивен Хокинг, человек, который слышит и видит, но вследствие полной Исследовательская работа «Мир един, но у каждого он свой»
Автор: Горчакова Карина Владимировна, обучающаяся 10 класса
Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна, учитель биологии, психологконсультант
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ХантыМансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Батово»
обездвиженности реализует свой творческий потенциал, общается и даже читает лекции с
использованием электронных технических средств.
Школьное обучение для ребенка это, в основном, процесс восприятия и усвоения
предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно
можно разделить на четыре категории:
«Мир един, но у каждого он свой»
«Мир един, но у каждого он свой»
«Мир един, но у каждого он свой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.