Мир образов вокальной и инструментальной музыки в творчестве С. Рахманинова.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений. Задачи: 1 Продолжать знакомить школьников с музыкальной терминологией. 2.Заинтересовать учащихся жизнью и творчеством С.В.Рахманинова. 3.Учить ребят правильно слушать и исполнять музыкальные произведения. 4.Помочь ученикам задуматься о роли музыки в их жизни. Ход урока: Под музыку песни Е.Крылатова «Рассвет-Чародей» читаю стих В.Семернина: Музыка всюду живет. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живёт- В шелесте трав, В шуме дубрав, Только прислушаться надо. Звонко струится ручей Падает гром с небосвода Это мелодией вечной своей мир наполняет природа. Птицы встречают восход; Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живет, Только прислушаться надо. Беседа с учащимися о характере песни и содержании стихотворения: - ребята, можно ли представить себе жизнь без музыки? - выражено ли в песне отношение автора к проироде? - каков характер песни? - а могут ли исполнить музыку птицы, ветер, ветви деревьев? - какие группы музыкальных инструментов вы знаете? Вывод после беседы: чтобы музыка прозвучала, нужно её сочинить, услышав, может быть, в природе, нужно её исполнить на любом музыкальном инструменте. На сегодняшнем уроке мы заполним музыкальный кроссворд.
Иконка файла материала 9.docx
Тема урока:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Цель: Понимать жизненно­образное содержание музыкальных  произведений. Задачи: 1 Продолжать знакомить школьников с музыкальной  терминологией. 2.Заинтересовать учащихся жизнью и творчеством  С.В.Рахманинова. 3.Учить ребят правильно слушать и исполнять музыкальные  произведения. 4.Помочь ученикам задуматься о роли музыки в их жизни.                         Ход урока:      Под музыку песни Е.Крылатова «Рассвет­Чародей»  читаю  стих  В.Семернина: Музыка всюду живет. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живёт­ В шелесте трав, В шуме дубрав, Только прислушаться надо.Звонко струится ручей Падает гром с небосвода Это мелодией вечной своей мир наполняет природа. Птицы встречают восход; Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живет, Только прислушаться надо. Беседа с учащимися о характере песни и содержании  стихотворения: ­ ребята, можно ли представить себе жизнь без музыки? ­ выражено ли в песне отношение автора к проироде? ­ каков характер песни? ­ а могут ли исполнить музыку птицы, ветер, ветви деревьев? ­ какие группы музыкальных инструментов вы знаете? Вывод после беседы: чтобы музыка прозвучала, нужно её  сочинить, услышав, может быть, в природе, нужно её исполнить  на любом музыкальном инструменте.  На сегодняшнем уроке мы заполним музыкальный кроссворд.1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 1. Большая музыкантов, вместе 2. о р к е с т м е л о д и я н о т а ц р е г и с т р группа  играющих  р и т м т е м б р Последовательность разных звуков 3. Знак при помощи которого записываются звуки. 5. Характер звучания звукоряда. 6. Организация музыки во времени 7. Окраска голоса человека или инструмента. Беседа после решения кроссворда: ­ Ребята, а может ли понравиться музыкальное произведение,  исполненное с неправильно построенной мелодией, с нечеткимритмом, в невнятном регистре , с непонятной тембровой  окраской? Вывод после беседы: музыка разговаривает с нами особенным  языком; языком выразительных средств: ­ мелодия ­ регистр ­ ритм ­ тембр ­ Ребята! А какое слово получилось по вертикали?(Концерт) ­А что такое концерт? 2 значения: концерт ­ праздник, выступление артистов. Концерт –музыкальное произведение для солирующего  инструмента с оркестром.                        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Слушание в записи Концерта №2 С.В.Рахманинова ч.1. Беседа о характере произведения. Рассказ учителя о жизни и творчестве композитора: ­ творческий путь до 1917г. ­ эмиграция ­ жизнь в Америке ­ невозможность вернуться в Россию­ концерт в пользу Красной Армии. Учитель рассказывает под музыку: …Рахманинов чувствовал, что играет в последний раз перед  такой большой аудиторией, и потому торопился в захлёб  рассказать народу Америки о своей Родине; и люди, замершие в  креслах, околдованные его музыкой, подсознательно понимали,  что народ, у которого есть такая музыка, победить невозможно.  В этой музыке звучала Россия, её поля, города, реки, в ней  звучала могучая сила русского народа, который невозможно  поставить на колени. Вера в свой народ, в его непобедимость  звучала в каждой ноте, которые жадно ловил восторженный зал.  Даже те, кому не по душе была реклама концерта ( концерт в  пользу Красной Армии), молчали и глотали слёзы по давно  утраченной Родине. Беседа с детьми : почему музыка Рахманинова так повлияла на  эмигрантов? С.В.Рахманинов умер 28 марта 1943 года, не дожив одного дня  до своего 75­летия, так и не узнав, что в этот день многие  советские газеты печатали полные любви и уважения статьи о  его творчестве. Никогда не узнал он о том, что в тот же день, в  одном из освобожденных городов России, в полуразрушенном  бомбами клубе состоялся концерт. На сцену вышел  молоденький лейтенант, вчерашний студент, и, скрывая  смущение, объявил: " Великий русский композитор  С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром". …На тихом русском кладбище, в 30 милях от Нью­Йорка, у  белого мраморного креста с надписью "Сергей Рахманинов"  растет сейчас куст сирени (любимые цветы композитора). Это  русская сирень, и её корни засыпаны русской землей, землёй с  могилы П.И.Чайковского.                 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКАБеседа с учащимися: ­ Почему тема Великой Отечественной войны звучит в музыке,  кино, литературных произведениях уже почти 70 лет, волнует  по­прежнему и не оставляет нас равнодушными и сегодня? Слушание и разучивание песни И.Лученка и М.Ясеня «Майский  вальс» ­ Беседа с учениками о содержании, форме и характере песни. При разучивании песни обратить внимание на правильное  интонирование, динамику, артикуляцию, выразительное  исполнение. Вывод:   жизненно­образное содержание музыкальных  произведений помогает постичь музыку,  как величайшую науку  добра и гуманизма