Цель: Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений.
Задачи:
1 Продолжать знакомить школьников с музыкальной терминологией.
2.Заинтересовать учащихся жизнью и творчеством С.В.Рахманинова.
3.Учить ребят правильно слушать и исполнять музыкальные произведения.
4.Помочь ученикам задуматься о роли музыки в их жизни.
Ход урока:
Под музыку песни Е.Крылатова «Рассвет-Чародей» читаю стих В.Семернина:
Музыка всюду живет.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей
Падает гром с небосвода
Это мелодией вечной своей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход;
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Беседа с учащимися о характере песни и содержании стихотворения:
- ребята, можно ли представить себе жизнь без музыки?
- выражено ли в песне отношение автора к проироде?
- каков характер песни?
- а могут ли исполнить музыку птицы, ветер, ветви деревьев?
- какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
Вывод после беседы: чтобы музыка прозвучала, нужно её сочинить, услышав, может быть, в природе, нужно её исполнить на любом музыкальном инструменте. На сегодняшнем уроке мы заполним музыкальный кроссворд.
Тема урока: «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки»
Цель: Понимать жизненнообразное содержание музыкальных
произведений.
Задачи:
1 Продолжать знакомить школьников с музыкальной
терминологией.
2.Заинтересовать учащихся жизнью и творчеством
С.В.Рахманинова.
3.Учить ребят правильно слушать и исполнять музыкальные
произведения.
4.Помочь ученикам задуматься о роли музыки в их жизни.
Ход урока:
Под музыку песни Е.Крылатова «РассветЧародей» читаю
стих В.Семернина:
Музыка всюду живет.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.Звонко струится ручей
Падает гром с небосвода
Это мелодией вечной своей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход;
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Беседа с учащимися о характере песни и содержании
стихотворения:
ребята, можно ли представить себе жизнь без музыки?
выражено ли в песне отношение автора к проироде?
каков характер песни?
а могут ли исполнить музыку птицы, ветер, ветви деревьев?
какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
Вывод после беседы: чтобы музыка прозвучала, нужно её
сочинить, услышав, может быть, в природе, нужно её исполнить
на любом музыкальном инструменте. На сегодняшнем уроке мы
заполним музыкальный кроссворд.1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
1. Большая
музыкантов,
вместе
2.
о
р к е
с
т
м е
л о д
и я
н о
т
а
ц
р е
г
и с т р
группа
играющих
р и
т м
т е
м б р
Последовательность разных звуков
3. Знак при помощи которого записываются звуки.
5. Характер звучания звукоряда.
6. Организация музыки во времени
7. Окраска голоса человека или инструмента.
Беседа после решения кроссворда:
Ребята, а может ли понравиться музыкальное произведение,
исполненное с неправильно построенной мелодией, с нечеткимритмом, в невнятном регистре , с непонятной тембровой
окраской?
Вывод после беседы: музыка разговаривает с нами особенным
языком; языком выразительных средств:
мелодия
регистр
ритм
тембр
Ребята! А какое слово получилось по вертикали?(Концерт)
А что такое концерт?
2 значения: концерт праздник, выступление артистов.
Концерт –музыкальное произведение для солирующего
инструмента с оркестром.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слушание в записи Концерта №2 С.В.Рахманинова ч.1.
Беседа о характере произведения.
Рассказ учителя о жизни и творчестве композитора:
творческий путь до 1917г.
эмиграция
жизнь в Америке
невозможность вернуться в Россию концерт в пользу Красной Армии.
Учитель рассказывает под музыку:
…Рахманинов чувствовал, что играет в последний раз перед
такой большой аудиторией, и потому торопился в захлёб
рассказать народу Америки о своей Родине; и люди, замершие в
креслах, околдованные его музыкой, подсознательно понимали,
что народ, у которого есть такая музыка, победить невозможно.
В этой музыке звучала Россия, её поля, города, реки, в ней
звучала могучая сила русского народа, который невозможно
поставить на колени. Вера в свой народ, в его непобедимость
звучала в каждой ноте, которые жадно ловил восторженный зал.
Даже те, кому не по душе была реклама концерта ( концерт в
пользу Красной Армии), молчали и глотали слёзы по давно
утраченной Родине.
Беседа с детьми : почему музыка Рахманинова так повлияла на
эмигрантов?
С.В.Рахманинов умер 28 марта 1943 года, не дожив одного дня
до своего 75летия, так и не узнав, что в этот день многие
советские газеты печатали полные любви и уважения статьи о
его творчестве. Никогда не узнал он о том, что в тот же день, в
одном из освобожденных городов России, в полуразрушенном
бомбами клубе состоялся концерт. На сцену вышел
молоденький лейтенант, вчерашний студент, и, скрывая
смущение, объявил: " Великий русский композитор
С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром".
…На тихом русском кладбище, в 30 милях от НьюЙорка, у
белого мраморного креста с надписью "Сергей Рахманинов"
растет сейчас куст сирени (любимые цветы композитора). Это
русская сирень, и её корни засыпаны русской землей, землёй с
могилы П.И.Чайковского.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКАБеседа с учащимися:
Почему тема Великой Отечественной войны звучит в музыке,
кино, литературных произведениях уже почти 70 лет, волнует
попрежнему и не оставляет нас равнодушными и сегодня?
Слушание и разучивание песни И.Лученка и М.Ясеня «Майский
вальс»
Беседа с учениками о содержании, форме и характере песни.
При разучивании песни обратить внимание на правильное
интонирование, динамику, артикуляцию, выразительное
исполнение.
Вывод: жизненнообразное содержание музыкальных
произведений помогает постичь музыку, как величайшую науку
добра и гуманизма