Мир русской песни
Оценка 4.8

Мир русской песни

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
29.04.2018
Мир русской песни
Данная разработка представляет собой конспект урока музыкального искусства в 5 классе, целью которого является научить выделять особенности русской народной песни,вслушиваться в музыкальную ткань произведения. В ходе урока проследить музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.Цель урока: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, изучить разнообразие народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке; научить различать жанры народных песен; возбудить интерес к народной песенной культуре.конспект
музыка.docx
Открытый урок музыкального искусства в 5 классе Тема: «Мир русской песни» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств:  музыки и литературы, изучить разнообразие народной песни и ее дальнейшее развитие в  композиторской музыке; научить различать жанры народных песен; возбудить интерес к  народной песенной культуре. Задачи:  Образовательная: закрепление знаний о народной песне, разнообразии ее жанров, научить  выделять особенности русской народной песни, вслушиваться в музыкальную ткань  произведения, сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы. Развивающая: развивать эмоциональный отклик на слушание и исполнение музыки,  познавательную деятельность, интонационно­образное мышление, музыкальную память, чувство  ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном  стиле. Воспитательная:  формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных  произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству,  воспитание чувства патриотизма и уважения к истории родного края  Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиа презентация по теме урока, раздаточный  материал для работы в группах, иллюстрации жанров народных песен, плакат для рефлексии. Ход урока I. Организационный момент  Класс разделен на 3 группы по 8 человек Музыкальное приветствие (мотивация): (Слайд1) Добрый день, добрый день, Нам здороваться не лень Этими словами здороваемся с вами! Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке. Прежде, чем мы начнем, выберите в каждой  группе капитана команды, который будет принимать ответственные решения в спорных для  команды ситуациях и считать баллы полученные за правильные ответы. Капитан 1 команды  следит за счетом 3­й, 2­й за 1­й и 3 за 2­й. В конце урока узнаем, какая команда была наиболее  активной.(оценочный лист­названия конкурса и бал) Проверка домашнего задания  ­ На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны.  Скажите, как связаны музыка и литература?  ­ Почему так получилось, что музыка и слово слиты воедино? II. Постановка целей и задач урока Музыка и слово испокон веков неразрывны друг с другом. Как вы думаете, что осталось в  современной музыке от прошлых времен? ­ в каком направлении музыки особенно ярко видны традиционные интонации и ритмы русской  музыки? ­ назовите самый распространенный жанр народной музыки? ­ как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке? Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской  народной песни, выявим ее особенности, выясним, о чем рассказывает, как помогает, чему учит современного человека русская народная песня. А начнем рассматривать многообразие русской  песни со стихотворения поэта XIX века Ивана Сурикова. (Слайд 2) У каждой группы на столе четверостишья стихотворения, читает один представитель от команды Ученик 1: Как кому на свете  Дышится, живется­ Такова и песня  У него поется… Ученик 2: Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость,  Даст ли скорбь и муки, Ученик 3: Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета­ То и отразится  В песне у поэта Попробуйте сформулировать тему урока.  Мир русской песни (Слайд 3)  О чем же поется в народных песнях? На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями.  Какие жанры народных песен вы помните? (перечисляют жанры) У вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». Соберите слоги и у вас получатся жанры народных песен. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.  1. Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные, исторические, трудовые, героические,  плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, частушка 2. Сейчас я буду зачитывать характеристики, а вы должны понять, о каком жанре идет речь. Названия жанров записывайте на листах, которые есть у каждой команды. 1. Хороводные древний народный круговой массовый танец­игра. Танцоры движутся кругом,  взявшись за руки. (Слайд 4, 5) 2. Исторические песни связанные с историей (Слайд 6, 7) 3. Трудовые помогали в труде, описывают определённые действия (Слайд 8, 9) 4. Героические песни прославляющие героев родины (Слайд 10,11) 5. Плясовые плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс. (Слайд 12,13) 6. Солдатские песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.  (Слайд 14,15) 7. Лирические песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям  (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней  заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д. (Слайд 16,17) 8. Колыбельные назначение: укачать, убаюкать ребенка (Слайд 18, 19) 9. Плач жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными  певицами­плакальщицами. (Слайд 20,21) Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня­ плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека  провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет ­ почти на  всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку  замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили  людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи  иногда исполнялись специальными певицами­плакальщицами. 3.Слушая песни, определите, к какому название и к какому жанру она относится и соедините на листах название жанра и песню.  Название песни ­Жанр песни Слушание: 1. Во поле береза стояла хороводная (Слайд 22) 2. Солдатушки, браво, ребятушки! Солдатская (Слайд 23) 3. Эй, ухнем трудовая (Слайд 24) 4. Светит месяц плясовая (Слайд 25) 5. По млечному пути Лирическая (Слайд 26) 6. Ох, мой милый, дорогой плач (Слайд 27) Капитаны проверяют правильность заполнения  Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком. Жанр песенного фольклора; короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся  быстрым, учащенным темпом исполнения. (Частушка) (Слайд 28, 29) Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему. Распределите частушки  между участниками команды. Обратите внимание на то, кто должен исполнять. 4. Творческое задание «Исполни частушку». Не смотрите так, девчонки,  Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу  И посоревнуемся. Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат. Я читаю очень быстро, В школе все гордятся мной Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной. Я танцую и пою, И учусь отлично. Да к тому же, посмотрите. Очень симпатична. Ох, девчонки, не волнуйтесь Я ведь тоже не плохой,  И в учебе все в порядке –  Скоро буду я герой. Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела,  Все контрольные работы На пятерочки сдала. Молодцы! Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа, но все  эти жанры объединяют музыкальные особенности русской народной песни. Что общего у этих  песен? (предположительные ответы) 1. Междометия: ой, ай, люли­люли 2. Повторы 3. Слова в уменьшительно­ласкательной форме 4. Распевание гласного звука (Слайд 30) Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность,  которая объединяет все русские песни. Назовите её. (слайд) ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть) (Слайд 31) Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко  поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Одним из примеров таких песен является песня,  которую вы начали изучать на прошлом уроке. Как она называется? («Наш край» муз. Д.  Кабалевского ,сл. Антона Пришельца) (Слайд 32) Что вы можете сказать о характере этой песни? (плавная, неторопливая, мелодичная….) Чтобы песня получилась такой, какой вы ее описали, давай те закроем глаза и призовем на  помощь свое воображение. Представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и  музыкой, ­ То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой… Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой! Исполним изученные 3 куплета песни, а последний куплет исполню вам я, а вы проследите за  текстом на экране (исполнение песни) (Слайд 33) Изменилась ли мелодия в последнем куплете? (ответы детей).Верно, не изменилась. Вы знаете,  что часто народные песни исполнялись a capello, что это значит? (пение без музыкального  сопровождения). Используем эту особенность русской народной песни для изучения 4 куплета.  (Вокально­хоровая работа) Песня «Наш край» близка по характеру и содержанию народным песням. Давайте исполним  песню стоя, вспомним о правилах дыхания и звуковедения. Фразы начинать негромко, но при исполнении делать некоторое усиление звучности. (исполнение песни) (Слайд 34) Слушая и исполняя эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом  произведении.  ­ Какие чувства вызывает у вас эта песня?  Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Поясните свой  ответ. ­Мы поговорили о народных и композиторских песнях, вспомнили жанры народных песен и  выявили их особенности. Так как тема нашего раздела «Музыка и литература», мы обратимся к  литературному народному творчеству, к пословицам. (Слайд 35) «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Блиц опрос Подведем итоги урока. Капитаны команд подсчитывают баллы. ­ Мы сегодня проследили связь музыки и литературы, какой делаем вывод? ­ говорили о жанрах народной песни. Перечислите их и выберете иллюстрацию  соответствующую характеристике этого жанра. ­ о каких жанрах вы узнали только сегодня? ­ чему учит современного человека русская народная песня? Рефлексия  Капитаны команд, озвучьте итоги нашего урока, сколько баллов заработала каждая из команд.  (озвучивают баллы) У меня есть вот такие смайлики, веселый означает очень понравилось, грустный совсем не  понравилось, и третий смайлик ­ равнодушным. Оцените вашу деятельность на уроке и  прикрепите, чтобы получились нотки (что вам понравилось, что не понравилось совсем, к чему  остались равнодушны) ­ работать в команде ­ вспоминать старое и узнавать новое в игровой форме ­ петь частушки ­ работать над выразительным пением ­ общая оценка урока Домашнее задание (Слайд 35) Написать частушку о себе, своих друзьях, о своем классе Наш урок подошел к концу, спасибо за внимание. Поем «До свидания!» (Слайд 36)

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018