ОКРЫТЫЙ УРОК.
Предмет: русский язык.
3 класс
Тема: МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛОА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
Цель: познакомить с падежными окончаниями имён прилагательных во множественном числе.
Тип урока. ОЗН.
Формы работы учащихся: работа фронтальная, в группах (парах), индивидуальная.
На уроке используется
- технология деятельностного метода (ТДМ),
- средства ИКТ (интерактивная доска, презентация, созданная в программе Notebook).
Предметные результаты:
ü умение определять грамматические признаки имени прилагательного: род, число падеж.
ü умение склонять имена прилагательные во множественном числе.
ü умение правильно писать окончания имени прилагательного с опорой на ударное окончание вопроса.
Личностные УУД:
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи
- умение организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения
- интерес к познанию русского языка Познавательные УУД:
– умение пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию:
- умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - договариваться с соседом, работая в паре.
Регулятивные УУД:
- способность мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
- умение отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - умение действовать по инструкции.
Ход урока.
№ |
Формирование УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование ИКТ |
1. |
Организационный момент (установление психологического комфорта). |
|
|
|
|
Личностные УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения. |
Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. |
Слушают учителя, настраиваютс я на работу на уроке, записывают число, тему урока |
|
2. |
Самоопределение к учебной деятельности. |
|
|
|
|
Регулятивные УУД: мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной |
- Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Г.Паустовский - Что писатель говорит о языке? - Какой художественный приём он использует в своём |
Фронтальная работа, отвечают с места
|
|
|
обстановки. Личностные УУД: представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России |
высказывании? - Какой частью речи выражены эпитеты? - Какое прилагательное не является эпитетом? - Какое слово похоже на прилагательное? Какая это часть речи? - Какие чувства хотел передать писатель? Итог: писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и настроение автора. Кого напоминает поэту наш язык? Наш язык таит в себе много секретов. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. |
|
|
3. |
Актуализация знаний. |
|
||
|
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с |
Начнем урок с повторения. -Запишите имена прилагательные (списывание с доски). Б_гатый, ме_кий, м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий. - Укажите общие признаки имён прилагательных. |
Фронтальная работа, отвечают с места |
|
|
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других
|
(Прилагательные стоят в форме единственного числа мужского рода – в начальной форме). -Как вы определили число и род имён прилагательных? (Согласуется с существительным «язык»). - Групповая работа. Заполните таблицу, ответив на вопрос. 1.Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам, родам и падежам? 2. Какая из двух частей речи - главная, а какая - зависимая?
Сверка с эталоном (поставить режим 2-х страниц на экране) Правила бывают не только орфографические. |
Выполняют задание в тетради
Выполняют задание на листах. 1 человек у доски заполняет шаблон и проверяет сверив с эталоном. |
|
|
|
В речи нам приходится соблюдать правила употребления слов в словосочетании. |
|
|
3. |
Пробное действие |
|
|
|
|
Познавательные УУД: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
|
Поставьте прилагательное «русский» в форму множественного числа Винительного падежа. |
Выполняют задание на листах |
|
4. |
Выявление места и причины затруднения. |
|
|
|
|
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Кто выполнил задание? Кто не справился? Кто уверен, что выполнил его правильно? Вы можете доказать свою правоту? (Должен быть эталон) Кто не уверен? В чём затруднение? (Нет эталонов падежных вопросов и падежных окончаний прилагательных мн. числа) |
Фронтальная работа, отвечают с места
|
|
5. |
Постановка учебной задачи. |
|
|||||
|
Регулятивные УУД: самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Личностные УУД: интерес к познанию русского языка;
|
Тема урока: «Форма множественного числа имени прилагательного» - Что мы уже знаем об имени прилагательном в форме множественного числа? -Что нам надо узнать и чему научиться? (ответ сверить, открыв таблицу) - Какую цель поставим перед собой? (научиться склонять (изменять по падежам) имена прилагательные во множественном числе)
З – Что мы Х – Что мы хотим У – Что мы узнал знаем узнать что нам осталось узнать |
Фронтальная работа, отвечают с места
и |
|
|||
|
прил. во мн. числе в И.П. – ые, - ие нет категории |
Падежные вопросы имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Падежные окончания имён прил. во мн. ч. |
|
||||
|
|
|
рода может изменяться по падежам |
|
|
|
|
|
6. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
|
|
|||||
|
Познавательные УУД: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
|
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать, чтобы решить поставленную задачу? (изменить по падежам прилагательное во множественном числе и составить таблицу окончаний). - Какими ключами мы можем пользоваться? (Согласование, таблица падежей, окончания, выбор безударного гласного) |
Фронтальная работа, отвечают с места
|
|
||||
7. |
Работа в парах. |
|
|
|||||
|
Регулятивные УУД: действовать по инструкции Коммуникативные УУД: |
Заполните таблицу. Выделите окончания. Сравните свои словосочетания с эталоном. Какие выводы можно сделать? Что общего/ чем отличаются? Почему? |
Выполняют задание на листах |
|
|
договариваться с соседом, работая в паре. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; |
|
|
|
8. |
Физминутка. |
|
|
|
9. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
|
|
|
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. |
Проверка – сравнение с эталоном (слайд). Сравнение падежных таблиц Вывод об особенностях падежных окончаний Зафиксируем свои выводы в обобщающей таблице. И.п. (какие?) –ые/-ие, |
Фронтальная работа, отвечают с места
|
|
|
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
Р.п., П.п. (каких? )-ых/-их Д.п.( каким?) –ым/ -им, Т.п. (какими?)-ыми/ -ими В.п. неодуш. сущ. (какие?)-ые/-ие; одуш. сущ. (каких? ) –ых/ -их |
|
|
10. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. |
|
||
|
Регулятивные УУД: оценивать собственную успешность выполнения задания
|
Вставьте пропущенные окончания. Надпишите род, число падеж имен прилагательных. В соснов… лесах живут глухари. Они кормятся хвоей молоденьк… сосен. Дружн… стаями летают они по лесн… полянам. Проверка: В сосновых (мн.ч., П.п.) лесах живут глухари. Они кормятся хвоей молоденьких (мн.ч. Р.п..) сосен. Дружными (мн.ч., Т.п.) стаями летают они по лесными (мн.ч., Д.п.) полянам. |
Выполняют задание в тетради и сверяют с эталоном на слайде.
|
|
11. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
|
|
Регулятивные УУД: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися . того, что уже усвоено, и . что ещё подлежит . усвоению, осознание . качества и уровня усвоения) . . |
Тест. (Письменно или на пультах) 1. В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных. На реке бурые медведи любят ловить рыбу. А. И.п. B. П.п. C. В.п. D. Р.п. 2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях: Горячему чаю, по сосновым шишкам, в синей тучке. Употреблены в форме: А. единственного числа B. мужского рода дательного падежа творительного падежа 3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно? Под старыми берёзами виднелся домик лесника. |
Выполняют задание с помощью пультов или Выполняют задание в тетради – записывают 3 буквы ответов. или на листа, |
|
|
. |
А. мн.ч, в ж.р., в П.п |
|
|
|
|||
|
. |
B. мн.ч., в ж.р., в Т.п. |
|
|
|
|||
|
. |
C. мн.ч., в П.п D. мн.ч, в Т.п |
|
|
|
|||
12 |
Итог урока. |
|
|
|||||
|
Регулятивные УУД: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
|
Вспомним тему нашего урока. Чем отличается имя прилагательное множественног числа от имен прилагательных единственного числа? (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.) Как определить падеж прилагательного? Как будем действовать при написании безударного падежного окончания имён прилагательных? |
о |
Отвечают на вопросы учителя по пройденной теме |
|
|||
|
З – Что мы знаем
|
Х – Что мы хотим узнать |
У – Что мы узнали и что нам осталось узнать |
|||||
|
|
|
прил. во мн. числе в И.П. – ые, - ие нет категории рода может изменяться по падежам |
Падежные вопросы имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Падежные окончания имён прил. во мн. ч. |
Падежные вопросы. имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Склонение прил. во мн.ч. |
|
|
|
13. |
Домашнее задание. |
|
|
|||||
|
Регулятивные УУД: действовать по инструкции |
Выполняют задание, используя инструкцию Прилагательное детям Дарит маленький секретик: В окончанье есть вопрос- Ты, дружок, не вешай нос. Легче правил нет на свете – Что - в вопросе, то – в ответе. |
|
Слушают учителя, записывают задание |
|
|||
14. |
Рефлексия деятельности. |
|
||||||
|
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные УУД: самооценка и контроль результата деятельности. |
Я активно работал Я правильно отвечал на вопросы учителя Я смог сделать правильный вывод, работая в паре в самостоятельной работе Я правильно выбрал окончания прилагательных Я правильно определил падежи Я выполнил тест без ошибок Спасибо. |
отвечают на вопросы, оценивают свою работу. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.