Представлена статья на тему-Мобильное обучение в образовательном процессе
Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране.мобильное обучение в системе профессионального образования должно строиться на принципе интерактивного управляемого самообучения, что позволить снизить деструктивное влияние информационно-коммуникационных технологий на социальную и когнитивную деятельность обучающегося.
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области, 2016 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Мобильное обучение в образовательном процессе
Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном
обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет
назад в англоязычной научнопедагогической литературе появилось
словосочетание «мобильное обучение» или «mlearnng», которое все чаще и
чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием
информационнокоммуникационных технологий в будущем будет тесно
связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных
программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного
интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его
возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной
практики в применении мобильного образования в обучении.
Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном
обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет
назад в англоязычной научнопедагогической литературе появилось
словосочетание «мобильное обучение» или «mlearnng», которое все чаще и
чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием
информационнокоммуникационных технологий в будущем будет тесно
связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных
программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного
интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его
возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной
практики в применении мобильного образования в обучении.
Аналитическое агентство Nielsen [3] провело исследование, посвященное
выявлению особенностей использования мобильных устройств жителями
разных стран (в исследовании участвовали жители 10 стан мира) и составило
подробную статистику. Все мобильные телефоны исследователи разделили на
1три группы: смартфоны («продвинутая» операционная система); телефоны
мультмедиа (устройства без современной ОС, но с QWERYклавиатурой или
тачскрином); фичафоны («звонилки»). Результаты исследования показали, что
практически во всех странах уровень проникновения мобильных телефонов
достаточно высок, в среднем от 81% до 99% населения старше 16 лет имеют
мобильные устройства. В большинстве стран пользователи «умных»
мобильных телефонов – это молодежь. Всемирный банк в докладе «О
глобальном финансовом развитиии2014» отмечает, что на 100 жителей
Российской Федерации приходится 179 мобильных телефонов, что делает
нашу страну мировым лидером по данному показателю [1]. Около 1,0 млрд.
жителей мира имеют доступ к мобильному интернета, а один из пяти
пользователей использует высокоскоростной доступ к сети Интернет,
основанный на технологии 3G. Широко используются безлимитные тарифные
планы для мобильного доступа в Интернет. Мощность мобильных устройств
на сегодняшний день значительно превосходят мощность компьютеров начала
девяностых
годов.
В нашей стране, по данным Российской ассоциации электронных
компаний около 5 миллионов пользователей мобильной сети Интернет,
большинство из которых молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет.
Следовательно, мобильные средства связи как средства образования доступны
практически всем обучающимся в России, однако процесс внедрения этих
средств в процесс получения образования протекает не так интенсивно, как в
других
странах.
В программном документе «Мобильное обучение для качественного
образования и социального включения» [6] 2010 г, который был опубликован
Институтом информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО,
отмечается, что современные педагог должен обращать особое внимание на
то, что мобильные средства связи имеют значительную популярность среди
молодёжи и искать пути их использования в обучении с целью оптимизации
процесса преподавания. Вопросы теории и практики применения мобильных
устройств и мобильных образовательных ресурсов в образования в последние
десятилетия активно обсуждаются на различных научных мероприятиях: с
2005 года в Европе проводится Международная конференция «Мобильное
обучение» (International Conference Mobile Learning), а с 2002 года
Международная конференция «MLearnCon», в Англии с 2007 года
проводится конференция «The Mobile Learning Network Project» (MoLeNET
Система мобильного обучения), цель которой заключается в распространении
2технологий мобильного обучения через реализацию одноименного проекта,
результатом которого стало создание единой виртуальной системы
мобильного обучения объединившую около ста колледжей и школ страны.
В рамках данного проекта участники проводят исследования
дидактических возможностей различных мобильных средств связи:
смартфоны, mp3 плееры, планшеты, голосовые устройства и т.д. Вторым
крупным зарубежным проектом является американский проект «Mobile
Learning Environment Project» (Среда мобильного обучения The MoLE)
объединяющий участников из 22 стран мира, которые внедряют технологии
мобильного обучения в процесс преподавания различных дисциплин через
использование единой платформы соединяющей мобильные образовательные
ресурсы и методики их освоения. Значительный интерес представляют
результаты проекта «Mobile Technologies in Lifelong Learning: best practices»
(Мобильные технологии в обучении через всю жизнь – MOTILL), который
реализуется на европейском пространстве и исследует дидактические
возможности мобильных средств связи и их влияние на обучающихся.
Масштабное использование мобильных устройств в процессе обучения
детерминирует необходимость разработки специфичного направления
образовательной политики. В связи с этим во многих странах создаются
общественные органы, такие как Канадский Консорциум мобильного
обучения MLearning Consortium, объединивший университеты и крупнейшие
компании, результатом деятельности которых является созданная среда
мобильного обучения,
независящая от пространства и времени.
Внедрение в систему современного отечественного образования такой
вид электронного обучение как мобильное обучение ставит перед учеными и
практиками ряд вопросов требующих своего решения [2]. Вопервых, следует
рассмотрим, что же включает в себя содержание понятия «мобильное
обучение»; вовторых, необходимо исследовать какие изменения следует
ввести во все компоненты и уровни образовательной системы (теоретико
методологические основания, цели, содержание, средства, методы, технологи,
формы и виды учебной деятельности; втретьих, выявить дидактические
функции, свойства мобильных устройств и условия их включенности в
процесс
обучения.
В научной литературе в данный момент существует несколько
определений и трактовок понятия «мобильное обучение», в основе данных
определений лежат либо технологические особенности, либо дидактические
возможности
устройств.
данных
3В рамках проекта MoLeNet (www.molenet.org.uk) по мобильным
обучением понимают процесс использования портативных, беспроводных,
удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью
оптимизации и поддержки обучения, что позволит обучающемуся общаться,
создавать или получать информацию, а его деятельность станет более
эффективной. Итак, использование мобильных устройств в образовании
позволяет облегчить, поддержать, усилить, расширить возможности
преподавания и обучения, это означает, что мобильное обучение работает
лучше всего, когда является дополнительным к основной форме. Как
утверждает Дж. Тракслер (10) и мы с ним полностью согласны, мобильные
устройства используемые в процессе обучения значительно изменяют
последнее в сторону не только модификации форм обучения и расширяя
пространственные возможности организации процесса, но и развития новых
форм познания и формирования менталитета. Интеграция мобильного
обучения в современную систему образования делает его своевременным
(justintime), достаточным (just enough) и индивидуализированным (justfor
me). Именно эти характеристики и отличают мобильное обучение от
традиционного электронного (еlearning) и смешенного обучения, которые
характеризуются
интерактивностью,
структурированностью.
Мобильное обучение есть новая форма обучения, которая отличается от
дистанционного, а технологии мобильного обучения трансформируют процесс
обучения и делают реальным постулат о активном участие обучающегося в
своем собственном образовании (обучающийся – субъект образовательного
процесса). Эту позицию разделяют исследователи проекта Mobl (9) и
разделяют смешенное обучение от мобильного, выделяя мобильное обучение
как индивидуализированное и неформальное. Ученые М. Бренсфорд, Дж.
Дуглас [4] в своих исследованиях так же разделяют два типа обучения
мобильное и электронное (еlearning), отмечая, что мобильное обучение
отличается доступностью по времени и в пространстве, обеспечивая
постоянный доступ к обучающему материалу, что позволяет сформировать у
обучающегося понимание образования как непрерывного процесса
сопровождающего его в течение всей жизнедеятельности (lifelong education).
В определении термина «мобильное обучение» данное С. Геддесом (5)
так же отмечается возможность мобильного обучения влиять на поведение и
менталитет обучающегося. Д. Келли (7) отмечает, что мобильное обучение –
это не процесс переноса учебных материалов на небольшой экран и
мультимедийностью,
4по
событий
а разработка инновационных
применение мобильных устройств,
образовательных мобильных материалов, которые будут осваиваться через
введение инновационных форм обучения: учебный микроблог, новостная
лента, курскасты и др. Т. Реккедал, А. Дай (9) ученые, участники
многоступенчатого проекта, реализуемого в Институте дистанционного
обучения в Норвегии подчеркивают, что они внедряли не только новые
мобильные устройства в образовательный процесс, но и выявляли их
эффективное воздействие на него. В рамках эксперимента использование
средств мобильной связи проходило в несколько этапов. На первом этапе
средства мобильной связи и выхода в Интернет использовались для
организации процесса дистанционного образования. Обучающиеся на это
этапе получали в мобильном формате инструкции записи на курсы и пути его
прохождения, свод требований, предъявляемых к слушателям курсов,
календарьпланер
курсам.
Таким образом, первоначально мобильные устройства можно активно
использовать в организации обучения по вводноадаптационных
курсах/модулях. Особенно эффективны будут мобильные технологии в
процессе освоения адаптационного модуля в учебном плане обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На следующим
этапе, средства мобильной связи использовались с целью интерактивной связи
субъектов образовательного процесса, а некоторые учебные материалы стали
доступны для студентов в мобильной форме (мобильные дидактические
тесты, задания и т.д.), поскольку располагались на мобильных браузерах. Этот
этап, на наш взгляд позволит постепенно включать в мобильное обучение в
процесс изучения большинства учебных дисциплин/модулей. Третий этап
позволил обучающимся выполнять учебные задания и презентации в
мобильном формате,
появились целые курсы
дисциплин/модули, которые стали доступны для обучающихся в мобильном
формате. На всех этапах реализации проекта исследователи [8] изучали
мнение обучающихся и их педагогов о внедрении мобильного обучения.
Обучающиеся отметили среди существенных преимуществ данного вида
обучения доступность учебных материалов, облегченность коммуникаций и
консалтинга, наличие высококачественного мобильного образовательного
контента.
Преподаватели же отметили, что данный формат обучения изменяет
отношение студентов к собственному образованию, позволяет им развивать
аналитическое мышление,
саморазвития,
навыки самоорганизации,
следовательно,
5эффективного применения их на
профессионального становления, умения критического анализа полученных
знаний и
практике.
Таким образом, мобильное обучение обладает высоким дидактическим
потенциалом, а его технологии интернируясь в образование создают новую
модель профессиональной подготовки. Реализация на практике данной
модели возможно при эффективном использование интерактивных,
инновационных методов обучения, методов, основанных на автономии
обучающегося. Следует отметить, что наиболее перспективный путь
внедрение мобильных устройств в обучение заключается в грамотном
сочетании новых форм обучения (интерактивные лекции, вебинары,
симуляции, тренинги, дискуссии), новых видов учебных заданий (слайд
презентации,
учебные подкасты) и традиционных.
Таким образом мобильное обучение в системе профессионального
образования должно строиться на принципе интерактивного управляемого
самообучения, что позволить снизить деструктивное влияние информационно
коммуникационных технологий на социальную и когнитивную деятельность
обучающегося.
вебпроекты,
Источники
Благовещенский А. Россия стала лидером по числу мобильников на душу
населения // Российская газета? 13.11.2013, 18:28, URL: http://www.rg.ru
Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего
Известия Южного федерального
педагогического образования
университета.
031036.
Использование мобильных телефонов в разных
Леонтьев С.
странах. http://www.cossa.ru/articles/152/37433/
Педагогические науки.
2013.
//
№ 6.
С.
6