Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.05.2017
Вашему вниманию представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира по системе УМК "Школа 2100" в 4 классе на тему: "Глобус и карта". Данный материал содержит наглядный и раздаточный материала, видео фрагменты, а также позволяет производить контроль знаний учащихся на всех этапах урока. Построен согласно ФГОС.
урокпланикарта.docx
Модельконспект урока по окружающему миру
4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100»)
Тема: «Глобус и карта»
Задачи:
1.
2.
Сформировать представление о карте и глобусе, их использовании и значении.
Продолжить формирование специальных учебных действий – картографических умений; познавательных УУД:
рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, делать выводы; коммуникативных УУД:
уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, работать в группах; регулятивных УУД: оценивать свою
Воспитывать культуру работы с картографическими источниками.
деятельность, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от
неверного.
3.
Методы обучения:
Словесные: беседа, рассказ, дискуссия
Наглядные: иллюстративный
Практические: работа с картами, глобусом
Средства обучения:
Плоскостные: иллюстрации учебника, глобус Мира, карта Мира, фильм «Галилео» («Как делают глобусы».)
Вербальные: текст учебника
Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала. Этапы и
методические
особенности
урока (формы,
методы,
приемы)
Рассказ
информационны
й
Рассказ
фактологически
й
беседа
Содержательные линии
Ход урока
Планируемые результаты
Предметные
действия
УУД
Деятельность
учащихся
1.Организационномотивационный момент
Приветствие. Проверка готовности к
уроку.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас
очередной урок окружающего мира, на
котором вы продолжите раскрывать
секреты того, что нас окружает.
как организовано ваше
Проверьте,
"рабочее место", как расположены на
парте учебник, тетрадь, пенал.
Почему это важно?
Выскажите свои мысли
Посмотрите на доску и скажите, чему
будет посвящён наш урок?
Какие важные два шага мы должны
сделать?
Будем работать все вместе, затем в
парах, а потом в группах.
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
овладевать
умением
прогнозировать;
и
речь
коммуникативны
е:
слушать
понимать
других;
уметь
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли;
с
и
Обучающиеся
проверяют
правильность
расположения
учебников
школьных
принадлежностей.
и
свои
о
Обучающиеся
высказывают
предположения
необходимости
правильной
организации своего
«рабочего места»
Читают на доске:
«Что я не знаю», Всё у нас получится!
«Сам найду способ»
2.Актуализация опорных знаний
герои
Вот славный мишка ВинниПух!
Любой его поймёт:
Чтоб бодр был медвежий дух,
Герою нужен мёд.
Горшочек с мёдом – вот мечта,
Манящая всегда.
Друзья, вперёд, за ним, в поход!
Искать мы будем мёд!
Наши
основательно
подготовились к походу. Но не знают,
что с собой взять глобус или карту.
Поможем им.
Что такое глобус? Кто забыл можно
посмотреть в словаре.
Какие особые линии на глобусе вы
знаете?
Удобно ли носить глобус, чтобы
ориентироваться в дороге во время
путешествия?
Изображение на глобусе крупное или
мелкое?
Можно ли там найти название городов?
Беседа
обосновывать
для
познавательные:
выполнять
классификацию;
основание
классификации;
ориентироваться
в своей системе
знаний
(определять
границы
знания/незнания);
находить ответы
на
вопросы,
используя
информацию
схем, плакатов;
сравнивать
глобус и карту на
основе
наблюдений.
регулятивные:
самоконтроль;
осуществлять
правильно
называть
признаки
глобуса;
выделять
признаки карты;
правильно
и
сильно
его надо
Обучающиеся
отвечают на вопросы:
Уменьшенная модель
Земли
меридианы
параллели
Нет
Достаточно мелкое
Да можно
Нет,
увеличить
Очень
увеличить
Очень большим
версии детей
карта
изображение
поверхности Земли с
помощью условных
знаков
Карта
карта местности.
ученики дают свои
версии ответов и
полушарий, Дискуссия
беседа
А название деревень?
А если мы захотим, что бы на нем
уместились улицы городов, что нужно
сделать?
Каким он тогда будет по размеру?
Мы говорили, что глобус помогает
определить расположение далеких от нас
мест. Поможет ли он найти героям дуб с
медом, ведь он расположен близко.
Почему сова удивлена и не отправилась
с друзьями в поход?
В этом случае, что может помочь
путешественникам найти нужный объект?
Что вы уже знаете про карты?
Какие карты вы знаете?
Что удобнее взять в путешествие:
глобус или карту?
А разве на карте обозначен дом Пуха,
дерево с медом? (ученики дают свои
версии ответов и обнаруживают уровень
своего незнания)
Мы не знаем, что удобнее взять в
путешествие
глобус или карту
– проблемная ситуация?
Будем узнавать, что для этого надо
сделать?
А чем отличаются изображения на
глобусе и карте? (мы пока не знаем)
своего
обнаруживают
уровень
незнания
Сравнить глобус и
карту.
Мы знаем, что такое
глобус,
что такое
карта
Как появилась карта,
отличие от глобуса
правильно
Чтобы
собраться
в
путешествие, в жизни
пригодится.
Карта
нужна для того,
чтобы чтото искать.
овладевать
умением
прогнозировать;
с
и
и
речь
коммуникативны
е:
слушать
понимать
других;
уметь
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли;
диалогической
формой речи в
соответствии с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного
языка.
владеть Возникло противоречие. (На доске
вопрос с условным знаком – проблема)
3.Изучение нового материала
Работа с
учебником
Беседа
Беседа
Откройте страницу 128129. Сравните
глобус и карту.
Что такое глобус?
На что он похож?
Что такое карта?
А карта похожа на шар?
Какая она?
Давайте внимательно рассмотрим
параллели. Есть ли они на карте?
Как называется самая длинная
параллель?
Покажите на глобусе меридианы. Есть
ли они на карте.
где
меньше? (возможно дети затруднятся,
можно предложить вернуться к
этому вопросу еще раз после опыта)
Как появилась карта?
А глобус можно превратить в карту?
Проведем опыт.
С каким фруктом можно сравнить
глобус?
Как сделаны разрезы на мандаринках.
Где искажений больше,
называть
признаки
глобуса;
выделять
признаки карты;
от
осуществлять
регулятивные:
отличать верно
выполненное
задание
неверного;
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять
анализ учебного
материала;
коммуникативные
:
слушать
понимать
других;
сравнивать
основе
наблюдений;
умение
достаточной
полнотой
точностью
и
речь
на
и
с
Обучающиеся
в
процессе наблюдения
высказывают мысль о
том, что карта и
глобус имеют разные
функции
в
применении.
Глобус модель
Земли
шар
изображение
плоскости
плоская
экватор
Обучающиеся
чем
выясняют,
отличается глобус от
карты, что взять с
собой нашим героям в
путешествие.
на Беседа с
элементами
практической
деятельности
Просмотр
фильма
– Вспомним, как мы чистим мандарин
(показать). Дольки его кожуры можно
разложить на плоскости так, как они
покрывали мандарин. Вот так и
изображение на глобусе можно
превратить в плоскую карту.
При этом в некоторых участках его
придется растянуть (показать), а в других
– сжать.
На карте будут искажения (показать
развертку глобуса).
Мы глобус развернули.
Посмотрим, как об этом рассказывают в
передаче «Галилео». Особое внимание
обратите на незнакомые слова. После
мы они них поговорим.
Включаем фильм «Как делают
глобусы». 1я часть
Вам встретились незнакомые слова.
Прочитаем их.
Еще один способ превращения глобуса в
карту рассмотрим на странице 85.
(воздушный шар разрезают пополам)
– Карту земного шара обычно
изображают в виде двух полушарий:
Западного и Восточного.
Можно ли сделать карту всего земного
шара без искажений? (Нет)
Прочитаем об этом на странице 85 .
Посмотрим,
как делают глобусы
Работа в группах
версии детей
дети подходят с
учителем к опытному
столу. На нем 10
мандаринок, которые
уже прорезаны)
по меридианам
дети чистят мандарин
Дети читают.
Земляное яблоко
картофель
Геоид шар
Картограф человек,
который составляет
карты.
выражать свои
мысли.
от
осуществлять
регулятивные:
отличать верно
выполненное
задание
неверного;
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять
анализ учебного
материала;
коммуникативные
:
слушать
понимать
других;
умение
и
речь
с продолжение.
4. Закрепление нового материала
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли.
и
называть
признаки
глобуса;
выделять
признаки карты.
Индивидуальная
форма работы
Парная форма
работы
Групповая
форма работы
Сделаем
Проконтролируйте работу
Параллели и меридианы образуют сетку
на поверхности глобуса и карты. При
помощи этих сеток можно дать адрес
любому месту на Земле. Подробнее об
этом вы можете узнать у взрослых.
Выполним задание №1 самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями.
проверку.
вашего соседа.
Разгадаем кроссворд.
Выполним работу в парах.
Глобус – это …Земли. Он какой … На
нем хорошо видно, как расположены
материки, океаны, моря. Линии, которые
соединяют полюса, называются…, а
линии,
расположены
параллельно экватору называются… Что
показывает глобус?
Изображение земной поверхности на
плоскости – это… Какая карта?...На
глобусе искажений гораздо меньше, чем
которые
от
регулятивные:
отличать верно
выполненное
задание
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять
анализ учебного
материала;
коммуникативн
ые:
слушать
и
понимать речь
других;
умение
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли.
и
с
Обучающиеся
работают
самостоятельно,
взаимопроверка и
оценка.
Установка на работу.
Не забывайте, что
каждый
должен
стараться для группы,
никто не должен
забывать, что он не
быть
один,
внимательным
к
своим товарищам.
Пользуйтесь
памяткой.
Памятка работы в
группах:
Распределите роли: на … Что не показывает карта? … Что
не передаёт карта?...Человека, который
составляет карты называют…
Вернемся к нашему проблемному
вопросу.
Что удобнее взять в путешествие нашим
героям: глобус или карту? Почему?
Сравним глобус и снимок нашей планеты
из космоса.
В чём уникальность нашей планеты
Земля?
Беседа
называть
признаки
глобуса;
выделять
признаки карты.
от
регулятивные:
отличать верно
выполненное
задание
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять
анализ учебного
материала;
коммуникативн
ые:
слушать
и
понимать речь
других;
умение
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли.
Личностные
УУД:
устанавливать
связь
между
целью
деятельности и
и
с
кто
будет
выразительно
читать
кто расскажет,
как работать
кто будет вести
запись
кто
будет
оценивать
кто
будет
выступать
У каждой группы
текст, в который дети
вставляют
пропущенные слова
Обучающиеся
фиксируют учебные
задачи, поставленные
ими в начале урока
Карту той местности,
где они проживают.
Потому что её можно
увеличить, где всё
можно рассмотреть и
узнать,
ты
находишься.
где ее результатом.
Рассуждают о роли
планеты в жизни
человека
5. Рефлексия
Беседа
Чтение учеником стихотворения
Е.Шкловского «Ты береги нас»
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!».
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу!»
– Ребята, почему глобус просит беречь
с
Читают
стихотворение,
отвечают на вопрос
коммуникативн
ые:
уметь
достаточной
полнотой
точностью
выражать свои
мысли.
и
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
давать оценку
деятельности на
уроке совместно
с учителем и
одноклассниками
;
выделять и
осознавать то,
что уже усвоено
и что нужно еще
усвоить; Землю?
6. Задавание домашнего задания
с.86 ответить на вопросы.
Желающие могут составить кроссворд
по теме урока из 4 слов.
Любознательные могут прочитать и
обсудить с родителями дополнительный
материал.
приемы
Осознают
выполнения
домашнего задания
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класс, Вахрушев А.А. («Школа 2100») Тема: «Глобус и карта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.