Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира по системе УМК "Школа России" в 4 классе на тему: "Зона тундры". Данный материал содержит наглядный и раздаточный материалы, а также позволяет производить контроль знаний учащихся на всех этапах урока. Построен согласно ФГОС.
урокпз.docx
Модельконспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России»)
Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)
Задачи:
1.
Сформировать представление и дать характеристику природной зоне тундре; познакомить с географическим
положением зоны тундры, её особенностями, животным и растительным миром, влиянием на жизнь и деятельность
человека.
Продолжить формирование специальных предметных учебных действий – работа с картой; формирование
2.
интеллектуальнопознавательных УУД: рассуждать, обобщать, понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить, делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к
изучению природных объектов; формировать коммуникативные УУД: уметь воспринимать текст с учетом учебной
задачи, работать в группах; формировать регулятивные УУД: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
3.
Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе установления взаимосвязи
компонентами природы – особенностями природной зоны и ее влиянием на жизнедеятельность человека; становление
основ экокультуры на базе природоохранного, социально – экономического, практически – деятельностного аспектов
эковоспитания.
Методы обучения:
Словесные: беседа, рассказ, дискуссия, размышления, обсуждение
Наглядные: иллюстративный, демонстрационный
Практические: работа с картой Средства обучения:
Плоскостные: иллюстрации учебника, карта «Природные зоны России», фотографии с изображением народов,
населяющих тундру.
Вербальные: текст учебника.
Технические: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Тип урока по дидактической цели: комбинированный синтетический.
Ход урока
Этапы и
методические
особенности
урока (формы,
методы, приемы)
1.
Организационно
мотивационный
момент
Содержательные линии
Учитель приветствует учащихся,
проверяет их готовность к уроку.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друг другу
рассказать.
2. Актуализация
опорных знаний у
детей
сегодня мы продолжим
Ребята,
путешествие по природным зонам, но
сначала давайте вспомним, что такое
«природная зона»? (Природная зона – это
равнинная территория, на которой
Планируемые результаты
Предметные
учебные
действия
УУД
Деятельность
учащихся
Регулятивные:
самоорганизация
Коммуникативные:
умение слышать и
понимать
речь
учителя
Учащиеся
приветствуют
учителя, приводят в
порядок рабочее
место
Отвечают на вопрос
учителя Словесный метод
(беседа)
Практический
метод (тест)
расположены вполне определенные
компоненты природы, зависящие от
количества тепла и влаги)
Вы хорошо запомнили определение. А о
какой природной зоне мы говорили на
прошлом уроке? (Арктика)
Молодцы! Сейчас мы проверим, хорошо
ли вы усвоили эту тему.
Тест «Арктика»
1. Природная зона арктических пустынь
расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого
океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных
сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
Интеллектуально
познавательные:
умение
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
учебной
решения
задачи;
умение
высказывать
предположения
Отвечают на вопрос
учителя
Выполняют тест
выражать
Личностные:
умение
положительное
отношение к процессу
познания →
→
рачки
→
рыбы
гагарки
сайки
рачки
6. Найдите верную цепь питания:
→
→
а) водоросли
→
белый медведь;
→
б) водоросли
тюлени.
7. Большое скопление птиц на скалах
называют…
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».
8. Для защиты природы арктической зоны
приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и
рыба, запрещено движение судов по
Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для
ныряния моржей,
белых
поверхность
медведей,
островов от снега, освобождая мхи и
лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена
охота на редких животных, взяты под
охрану «птичьи базары».
Молодцы! Вы правильно ответили на все
вопросы теста, можем приступать к
изучению новой природной зоны.
Ребята, как вы думаете, чего нам не
хватает, чего мы не назвали? (Темы урока)
Правильно! А чтобы нам ее узнать,
обратимся к загадке:
расчищают
тюленей,
Где, скажите, повсеместно
Словесный метод
(беседа)
Выполняют тест
Отвечают на вопрос
учителя
Интеллектуально
познавательные:
умение
выводы,
устанавливать
взаимосвязь
делать
Коммуникативные:
умение воспринимать
текст с учетом
поставленной учебной
задачи; находить в
тексте информацию,
необходимую для ее
решения
Личностные:
умение
положительное
отношение к процессу
выражать Игровой метод
(разгадывание
загадок)
3. Изучение
нового
материала
Словесный метод
(размышления)
Практический
метод (работа с
картой)
Поселилась мерзлота?
Ночь полярная полгода
И неделями пурга?
Где у нас суровый климат,
Девять месяцев зима,
Почвы всюду глеевые
И свирепые ветра?
Кто ответит детки мудро,
Как зовётся зона?.. (Тундра)
Теперь мы можем приступать к изучению
новой природной зоны? (Да)
А как она называется? (Зона тундры)
Давайте вместе с вами составим план, по
которому будем сегодня работать:
Географическое положение;
Климат;
Почвы;
Воды;
Растительный мир;
Животный мир;
Тундра и человек;
Экологические проблемы и охрана
тундры.
Найдите тундру на карте в учебнике. Что
вы можете сказать о географическом
положении тундры? (Тундра – длинная
полоса от Кольского полуострова до
Чукотки вдоль северных морей)
На доске вывешена карта «Природные
зоны России».
Покажите на карте на доске природную
Работа с картой
познания: проявлять
внимание, удивление,
желание
больше
узнать.
Отгадывают загадку
и называют тему
урока
Составляют
совместно
учителем
урока
с
план
Коммуникативные:
умение составлять
план работы на уроке
находить
Интеллектуально
познавательные:
умение
дополнительную
информацию,
необходимую для
решения
учебной
задачи
Работают
с
учебником и с
картой «бесплодная»
зону тундру.
Слово «тундра» в переводе с финского
или
означает
«враждебная». Климат.
Зима там
долгая, температура достигает 50 °С.
Большую часть года тундра покрыта
снегом, а под ним вечная мерзлота,
которая уходит на глубину 50 м. Вслед за
зимой наступает весна, а затем короткое
лето. Днем температура бывает от + 10 до
+25 °С.
Как вы думаете, как это
почве? (Снег тает,
отражается на
превращается в воду.
А земля
оттаивает совсем немного, дальше
вечная мерзлота. И воде некуда уходить,
ведь она обычно впитывается в землю.
Если лето прохладное, то вода не
может испаряться, вот она и остается)
Правильно. Оттаивает только верхний
слой почвы на глубину от 10 до 50 см.
Талые воды не просачиваются глубже, а
потому в тундре много болот и озер. И
почва влажная или просто мокрая.
Растительный мир
На дома некоторым учащимся я задавала
найти информацию о растениях, которые
растут в тундре. Давайте послушаем ваши
доклады.
«В тундре растут: мох ягель, морошка,
голубика, брусника, карликовая берёза,
карликовая ива. Все растения низкорослые.
Словесный метод
(рассказ)
Словесный метод
(беседа)
Словесный метод
Слушают рассказ
учителя
Отвечают на вопрос
учителя
Коммуникативные:
умение составлять
небольшие устные
монологические
высказывания,
«удерживать» логику
повествования,
приводить
убедительные
доказательства
находить
Интеллектуально
познавательные:
умение
дополнительную
информацию,
необходимую для
решения
учебной
Слушают доклад
одноклассника (рассказ)
Словесный метод
(размышления)
Словесный метод
(рассказ)
Мох ягель пища для северных оленей.
Растёт на поверхности почвы, похож на
маленькие деревца или кустики. Клюква
стелющийся кустарник, имеет короткие
корни, разветвлённые небольшие листочки,
красные ягоды. Ягоды и листья остаются
Карликовая берёза имеет
на зиму.
невысокий изогнутый ствол,
листья
небольших размеров, небольшие корни.
Растения стараются прижаться к земле,
там теплее, и зимой снег закроет их
полностью и защитит от морозов».
Ребята, какой вывод можно сделать из
этого доклада?
Давайте перечислим, что свойственно
растениям тундры. Растения тундры:
низкорослые;
стелющиеся;
небольшие корни;
маленькие листья.
Слушаем следующий доклад.
«Большинство тундровых растений
вечнозелёные многолетники.
У ряда
растений недозревшие плоды зимуют под
снегом и вызревают на следующее лето.
Листья некоторых растений расположены
розеткой так полнее используются
солнечное тепло и свет.
Тундровые растения имеют короткие (515
см) корни, расположенные близко к
поверхности, они используют более теплую
задачи
Личностные:
умение воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную
к
учащемуся
проявлять
и
Личностные:
умение
терпение
доброжелательность
к
деятельности
соучастнику
Отвечают на вопрос
учителя
Слушают доклад
одноклассника почвенную влагу. Летом холодная почва
тундры сильно затрудняет поглощение
воды корнями растений.
В тундре часты сильные иссушающие
ветры, поэтому у многих тундровых
растений имеются приспособления,
уменьшающие испарение в летнее время:
листья часто мелкие, их испаряющая
поверхность невелика; они часто покрыты
густым опушением; у некоторых растений
края листьев заворачиваются вниз, и сам
лист имеет вид не полностью замкнутой
трубки, устьица оказываются внутри неё;
часто листья плотные, покрыты восковым
налётом».
В тундре много грибов. Они выглядят
великанами в низкорослых растениях.
Животный мир
Слушаем доклад о животном мире
тундры.
«Постоянно живут в тундре: белая
куропатка, белая сова, лемминги, песцы,
кречет, дикий северный олень, волки.
Летом прилетают журавли, гуси, лебеди,
кулики, много комаров, мошек. Белая
куропатка травоядная птица, меняет
оперение в зависимости от времени года,
зимой покрывается перьями до самых
когтей, защищаясь от холода. Белая сова
хищная птица, оперение всегда белое,
хорошо защищает от холода, потому что
Словесный метод
(рассказ)
Регулятивные:
оценивать
умение
уровень владения тем
или иным учебным
действием
проявлять
и
Личностные:
умение
терпение
доброжелательность
к
деятельности
соучастнику
Слушают доклад
одноклассника Как
очень плотное. Питается леммингами,
куропатками. Песец хищник, имеет
густой серый мех, его лапы короткие и
широкие,
питается леммингами и
куропатками. Зимой у него появляется ещё
подшерсток. Дикий северный олень
низкорослое животное,
травоядное
питается мхом ягелем. Самое крупное
животное тундры, имеет густой мех,
зимний подшерсток и подкожный слой
жира. Копыта раздвоенные, чтобы не
проваливаться в снегу и раскапывать мох
изпод снега».
смогли приспособиться
представители животного мира тундры к
суровым условиям жизни?
(Им
понадобились приспособления)
Какие? (У птиц – густое оперение и
защитная белая окраска, а у зверей –
густой мех)
А как они смогли адаптироваться?
(Зимняя спячка, сезонные миграции и
кочёвки)
«Своеобразно утепляются конечности на
зиму: у песцов появляются как бы теплые
стельки, у птиц подобие валенок.
Широкие копыта служат северным оленям
то лыжами, то лопатами для добычи
ягеля изпод снега. Полярные совы видят
днём, иначе им не пережить многосуточный
свет».
Словесный метод
(беседа)
Словесный метод
(рассказ)
Регулятивные:
оценивать
умение
уровень владения тем
или иным учебным
действием
Отвечают
вопросы учителя
на
Слушают доклад
одноклассника
Коммуникативные:
умение воспринимать
текст с учетом
поставленной учебной
задачи; находить в
тексте информацию,
необходимую для ее
решения
Интеллектуально
познавательные:
умение «Олень даёт людям, живущим в тундре,
всё: мясо, молоко, шкуры, из которых
шьют теплую одежду и обувь, строят
жилища, сухожилия используют как нитки.
Из пыжика (шкуры оленят) делают очень
тёплые шапки. Упряжка из 34 оленей,
идущих рысью с нартами, с грузом 200300
кг, в которые их запрягают и зимой, и
летом, свободно проходит по северному
бездорожью 4060 км в день. Не сбавляя
хода, олени могут переходить с наезженной
дороги на снежную целину или залитую
водой болотину (широкие копыта)».
А для чего нужен людям олень?
(Транспорт, мясо, молоко, одежда,
обувь, жилище)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Тундра забелела,
Точно пеленою
Всю ее одело.
Физкультминут
ка
Тундра и человек
Плотность населения в тундре невелика:
меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут
ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами,
ненцы, якуты, чукчи. (Учитель показывает
фотографии народов, населяющих тундру).
Коренные
занимаются
жители
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
учебной
решения
задачи;
умение
высказывать
предположения
Отвечают на вопрос
учителя
Выполняют
физические
упражнения
Слушают рассказ
учителя
Личностные:
умение воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную
к
учащемуся;
умение
выражать
положительное
отношение к процессу
познания: проявлять
внимание, удивление,
желание
больше
узнать Словесный метод
(рассказ)
Словесный метод
(рассказ)
оленеводством,
рыболовством (навага,
нельма и др.), охотой (песцы, морской
зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и
др.). Зимой из замороженной рыбы готовят
строганину состругивают стружкой мясо,
добавляя в него приправы, ягоды; в такой
еде много витаминов. Крупнейшие города
тундры Мурманск и Норильск.
Экологические проблемы и охрана
тундры
В недрах тундры найдены огромные
богатства – нефть, уголь, железная руда,
каменная соль, золото и др. Шахты,
заводы, дороги и посёлки всё это
территории, отнятые у тундры. Но
губительное воздействие на природу этим
не ограничивается. Самое страшное это
загрязняющие
которые
образуются в результате хозяйственной
деятельности. Их выделяют и предприятия,
и транспорт, и котельные, отапливающие
жилые дома. Загрязняющие вещества не
остаются на месте, воздушные течения
разносят их на большие расстояния. А
обитатели тундры, особенно лишайники,
необычайно чувствительны к их
воздействию. В тундре загрязняющие
вещества
не
промываются талыми водами. Низкие
температуры
разрушение
вредных соединений. Погибают десятки
накапливаются,
вещества,
тормозят
а
Слушают рассказ
учителя
Личностные:
умение воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную
к
умение
учащемуся;
выражать
положительное
отношение к процессу
познания: проявлять
внимание, удивление,
желание
больше
узнать Словесный метод
(рассказ)
рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год
текут ручьи мазута и солярки от буровых
установок. Многие населённые пункты
находятся в антисанитарном состоянии.
Практически отсутствуют экологически
чистые предприятия.
Коптят небо
тепловые электростанции. Смог оседает на
белый снег, деля его чёрным, и появляются
участки голой земли в тех местах, где
загрязнение особенно велико.
В тундре возникли экологические
проблемы:
нарушается поверхность почвы от
гусениц тракторов и вездеходов, гибнут
растения;
местность загрязняется нефтью во
время её добычи;
незаконная охота браконьерство;
оленьи пастбища вытаптываются,
потому что оленей не всегда вовремя
перегоняют на другие места,
на
восстановление пастбища нужно 15 лет!
Природные богатства тундры взяты под
охрану, созданы заповедники. Под особую
охрану взяты редкие животные: белый
журавль, тундровый лебедь, краснозобая
казарка, кречет.
Для сохранения редких видов растений и
животных
заповедники
(Таймырский и УстьЛенский), есть и
охотничьи заказники.
созданы
Слушают рассказ
учителя
Интеллектуально
познавательные:
умение
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения
учебной
задачи;
умение
высказывать
предположения
Личностные:
умение воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную
к
учащемуся допустить
Как вы думаете, что нужно сделать,
чтобы не
нарушения
экологических связей в тундре?
(Запретить браконьерство, взять оленьи
пастбища под охрану, не использовать
тяжёлую технику, бережно относится
к природным богатствам)
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня
поработали, а теперь давайте закрепим те
знания,
которые вы получили на
сегодняшнем уроке.
Как вы думаете, что является главным
фактором, определяющим особенность
природной зоны?
Он определяет
Правильно,
выпадающего
почв,
особенность
количества
осадков,
характер
растительности, а они в свою очередь, на
животный мир.
На основе полученных выводов построим
логически опорную схему:
климат.
Словесный метод
(размышления)
4. Закрепление
нового
материала
Словесный метод
(дискуссия)
Интеллектуально
познавательные:
умение высказывать
предположения
Отвечают на вопрос
учителя
Работа
схемами
со
Регулятивные:
умение
оценивать
уровень владения тем
или иным учебным
предметом
Отвечают на вопрос
учителя
Строят схему
Растения
Воды
Клима
т
Животны
е
Почвы
5. Применение
знаний, умений в
новой
Игра «Где встретишь?»
Ребята, вам нужно поселить каждое
животное и растение в ту природную зону, Работа
Интеллектуально
познавательные:
умение
с
Заполняют таблицу в которой их можно встретить:
таблицами
Арктика
Тундра
нестандартной
ситуации
Игровой метод
(игра)
Словесный метод
(размышления)
6. Рефлексия
7. Оценка работы Учитель с комментариями оценивает
Регулятивные:
Оценивают
свою
→
→
северный олень
волк.
→
белая
белая куропатка
→
лемминг
(Песец, лемминг, белый медведь, ягель,
водоросли, белая сова, тупик, гагара,
брусника, голубика, северный олень, белая
куропатка, морошка, лишайник, полярный
мак, морж)
Цепи питания
Ребята, я предлагаю вам на оценку
составить цепи питания.
→
Растения тундры
песец.
Мохягель
Растения тундры
сова.
Растения тундры
На листе бумаги обведите свою ладонь.
Каждый палец это какаято позиция, по
которой необходимо высказать свое
мнение.
Большой это для меня было важно и
интересно….
Указательный я получил конкретные
рекомендации…
Средний мне было трудно...
Безымянный моя оценка атмосферы
урока…
Мизинец
недостаточно…
для меня было
→
→
лемминг
→
песец.
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения
учебной
задачи
приводить
Интеллектуально
познавательные:
умение
примеры;
устанавливать связи и
зависимости между
объектами
Регулятивные:
умение анализировать
эмоциональные
состояния,
полученные
успешной
(неуспешной)
деятельности
от
Составляют цепи
питания
Высказывают свое
мнение об уроках детей с
работу учащихся.
комментариями
8. Задавание
домашнего
задания с
комментариями
9. Подведение
итогов урока
1. Составьте короткий тест (6 вопросов с
тремя вариантами ответа) на тему
«Тундра».
2. Подготовьте небольшое сообщение об
одном представители животного или
растительного мира тундры.
Молодцы! Вы сегодня были внимательны,
наблюдательны и старательны об этом
говорят ваши оценки. Спасибо за работу!
оценивать
умение
результаты
деятельности
работу на уроке
Осознают приемы
выполнения
домашнего задания
Оценивают
значимость
изученной темы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.