Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)
Оценка 4.8

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.05.2017
Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)
Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира по системе УМК "Школа России" в 4 классе на тему: "Зона тундры". Данный материал содержит наглядный и раздаточный материалы, а также позволяет производить контроль знаний учащихся на всех этапах урока. Построен согласно ФГОС.
урокпз.docx
Модель­конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс) Задачи: 1. Сформировать представление и дать характеристику природной зоне тундре; познакомить с географическим положением   зоны   тундры,   её   особенностями,   животным   и   растительным   миром,   влиянием   на   жизнь   и   деятельность человека. Продолжить   формирование   специальных   предметных   учебных   действий   –   работа   с   картой;   формирование 2. интеллектуально­познавательных   УУД:   рассуждать,   обобщать,   понимать   учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить, делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению   природных   объектов;   формировать   коммуникативные   УУД:   уметь   воспринимать   текст   с   учетом   учебной задачи, работать в группах; формировать регулятивные УУД: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. 3. Продолжить   формирование   целостного   взгляда   на   окружающий   мир   на   основе   установления   взаимосвязи компонентами природы – особенностями природной зоны и ее влиянием на жизнедеятельность человека; становление основ экокультуры на базе природоохранного, социально – экономического, практически – деятельностного аспектов эковоспитания.  Методы обучения:  Словесные: беседа, рассказ, дискуссия, размышления, обсуждение Наглядные: иллюстративный, демонстрационный Практические: работа с картой Средства обучения:  Плоскостные:   иллюстрации   учебника,   карта   «Природные   зоны   России»,   фотографии   с   изображением   народов, населяющих тундру. Вербальные: текст учебника. Технические: компьютер, интерактивная доска, проектор. Тип урока по дидактической цели: комбинированный синтетический. Ход урока Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приемы) 1. Организационно­ мотивационный момент Содержательные линии Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся скорей за работу, Чтобы времени зря не терять.  О том, как потрудились дома,  Поспешим друг другу рассказать. 2. Актуализация опорных знаний у детей   сегодня   мы   продолжим ­   Ребята, путешествие   по   природным   зонам,   но сначала   давайте   вспомним,   что   такое «природная зона»? (Природная зона – это равнинная   территория,   на   которой Планируемые результаты Предметные учебные действия УУД Деятельность учащихся Регулятивные:  самоорганизация Коммуникативные: умение   слышать   и понимать речь учителя   Учащиеся приветствуют учителя, приводят в порядок   рабочее место Отвечают на вопрос учителя Словесный метод (беседа) Практический метод (тест) расположены   вполне   определенные компоненты   природы,   зависящие   от количества тепла и влаги) ­ Вы хорошо запомнили определение. А о какой   природной   зоне   мы   говорили   на прошлом уроке? (Арктика) ­ Молодцы! Сейчас мы проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему. Тест «Арктика»    1.  Природная зона арктических пустынь расположена… а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;  в)   на   островах   Северного   Ледовитого океана.    2. Территория зоны… а) густо заселена людьми;  б) не имеет коренного населения.     3.  В Арктике для растений и животных сложились…  а) суровые условия;  б) комфортные условия.   4. В ледяной зоне растут…  а) кедры, берёзы, черёмуха;  б) лишайники, мхи, полярные маки;  в) бузина, орешник, айва.   5. В Арктике обитают животные…  а) бобры, нутрии, хомяки;  б) волки, белые медведи, хомяки;  в) моржи, тюлени, белые медведи.  Интеллектуально­ познавательные:  умение воспроизводить   по памяти   информацию, необходимую   для учебной   решения   задачи; умение высказывать предположения Отвечают на вопрос учителя Выполняют тест   выражать Личностные:  умение положительное отношение к процессу познания → →  рачки  →  рыбы   гагарки   сайки     рачки     6. Найдите верную цепь питания:  → → а) водоросли  → белый медведь; → б)   водоросли   тюлени.      7.  Большое   скопление   птиц   на   скалах называют… а) «птичьи рынки»;  б) «птичьи базары».   8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба,   запрещено   движение   судов   по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния   моржей,   белых   поверхность медведей, островов   от   снега,   освобождая   мхи   и лишайники;  в)   ограничен   отлов   рыбы,   запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».  ­ Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы   теста,   можем   приступать   к изучению новой природной зоны. ­   Ребята,   как   вы   думаете,   чего   нам   не хватает, чего мы не назвали? (Темы урока) ­   Правильно!   А   чтобы   нам   ее   узнать, обратимся к загадке:   расчищают   тюленей, Где, скажите, повсеместно Словесный метод (беседа) Выполняют тест Отвечают на вопрос учителя Интеллектуально­ познавательные:  умение выводы, устанавливать взаимосвязь   делать Коммуникативные: умение   воспринимать текст   с   учетом поставленной учебной задачи;   находить   в тексте   информацию, необходимую   для   ее решения  Личностные:  умение положительное отношение к процессу выражать Игровой метод (разгадывание загадок) 3. Изучение нового материала Словесный метод (размышления) Практический метод (работа с картой) Поселилась мерзлота? Ночь полярная полгода И неделями пурга? Где у нас суровый климат, Девять месяцев зима, Почвы всюду глеевые И свирепые ветра? Кто ответит детки мудро, Как зовётся зона?.. (Тундра) ­ Теперь мы можем приступать к изучению новой природной зоны? (Да) ­ А как она называется? (Зона тундры) ­ Давайте вместе с вами составим план, по которому будем сегодня работать:   Географическое положение;  Климат;  Почвы;  Воды;  Растительный мир;  Животный мир;  Тундра и человек;  Экологические   проблемы   и   охрана тундры. ­ Найдите тундру на карте в учебнике. Что вы   можете   сказать   о  географическом положении  тундры?   (Тундра –   длинная полоса   от   Кольского   полуострова   до Чукотки вдоль северных морей)     На   доске   вывешена   карта   «Природные зоны России». ­ Покажите на карте на доске природную Работа с картой познания:   проявлять внимание,   удивление, желание больше узнать.   Отгадывают загадку и   называют   тему урока Составляют совместно учителем урока     с план Коммуникативные: умение   составлять план работы на уроке находить Интеллектуально­ познавательные: умение дополнительную информацию, необходимую   для решения учебной задачи       Работают с учебником   и   с картой «бесплодная»  зону тундру. ­  Слово  «тундра»  в переводе с финского или означает «враждебная».  Климат.  Зима   там долгая,   температура   достигает   ­50   °С. Большую   часть   года   тундра   покрыта снегом,   а   под   ним   ­   вечная   мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой   наступает   весна,   а   затем   короткое лето. Днем температура бывает от + 10 до +25   °С.     Как   вы   думаете,   как   это  почве?   (Снег   тает, отражается   на превращается   в   воду.   А   земля оттаивает   совсем   немного,   дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь   она   обычно   впитывается   в   землю. Если   лето   прохладное,   то   вода   не может испаряться, вот она и остается) ­  Правильно.   Оттаивает   только   верхний слой   почвы   на   глубину   от   10   до   50   см. Талые  воды  не   просачиваются   глубже,   а потому   в   тундре   много   болот   и   озер.   И почва влажная или просто мокрая.  Растительный мир ­ На дома некоторым учащимся я задавала найти   информацию   о   растениях,   которые растут в тундре. Давайте послушаем ваши доклады. «В   тундре   растут:   мох   ягель,   морошка, голубика,   брусника,   карликовая   берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Словесный метод (рассказ) Словесный метод (беседа) Словесный метод Слушают   рассказ учителя Отвечают на вопрос учителя Коммуникативные: умение   составлять небольшие   устные монологические высказывания, «удерживать»   логику повествования, приводить убедительные доказательства находить Интеллектуально­ познавательные: умение дополнительную информацию, необходимую   для решения учебной     Слушают   доклад одноклассника (рассказ) Словесный метод (размышления) Словесный метод (рассказ) Мох   ягель   ­   пища   для   северных   оленей. Растёт   на   поверхности   почвы,   похож   на маленькие деревца или кустики. Клюква ­ стелющийся   кустарник,   имеет   короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются   Карликовая   берёза   имеет на   зиму. невысокий   изогнутый   ствол,   листья небольших   размеров,   небольшие   корни. Растения   стараются   прижаться   к   земле, там   теплее,   и   зимой   снег   закроет   их полностью и защитит от морозов».  ­   Ребята,   какой   вывод   можно   сделать   из этого доклада?  ­   Давайте   перечислим,   что   свойственно растениям тундры. Растения тундры:  низкорослые;  стелющиеся;  небольшие корни;  маленькие листья. ­ Слушаем следующий доклад. «Большинство   тундровых   растений   ­ вечнозелёные   многолетники.   У   ряда растений   недозревшие   плоды   зимуют   под снегом и вызревают на следующее лето. Листья   некоторых   растений   расположены розеткой   ­   так   полнее   используются солнечное тепло и свет. Тундровые растения имеют короткие (5­15 см)   корни,   расположенные   близко   к поверхности, они используют более теплую задачи   Личностные:  умение   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно   не обращенную к учащемуся     проявлять и Личностные:  умение терпение доброжелательность к деятельности соучастнику     Отвечают на вопрос учителя Слушают   доклад одноклассника почвенную   влагу.   Летом   холодная   почва тундры   сильно   затрудняет   поглощение воды корнями растений.  В   тундре   часты   сильные   иссушающие ветры,   поэтому   у   многих   тундровых растений   имеются   приспособления, уменьшающие   испарение   в   летнее   время: листья   часто   мелкие,   их   испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края   листьев   заворачиваются   вниз,   и   сам лист   имеет   вид   не   полностью   замкнутой трубки,   устьица   оказываются   внутри   неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом». ­   В   тундре   много  грибов.   Они   выглядят великанами в низкорослых растениях. Животный мир ­   Слушаем   доклад   о   животном   мире тундры. «Постоянно   живут   в   тундре:   белая куропатка,   белая   сова,   лемминги,   песцы, кречет,   дикий   северный   олень,   волки. Летом   прилетают   журавли,   гуси,   лебеди, кулики,   много   комаров,   мошек.   Белая куропатка   ­   травоядная   птица,   меняет оперение в зависимости  от  времени  года, зимой   покрывается   перьями   до   самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова ­ хищная   птица,   оперение   всегда   белое, хорошо   защищает   от   холода,   потому   что Словесный метод (рассказ) Регулятивные:    оценивать умение уровень владения тем или   иным   учебным действием   проявлять и Личностные:  умение терпение доброжелательность к деятельности     соучастнику Слушают   доклад одноклассника Как очень   плотное.   Питается   леммингами, куропатками.   Песец   ­   хищник,   имеет густой   серый   мех,   его   лапы   короткие   и широкие,   питается   леммингами   и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток.   Дикий   северный   олень   ­ низкорослое   животное,   травоядное   ­ питается   мхом   ягелем.   Самое   крупное животное   тундры,   имеет   густой   мех, зимний   подшерсток   и   подкожный   слой жира.   Копыта   раздвоенные,   чтобы   не проваливаться в снегу и раскапывать мох из­под снега». ­ смогли   приспособиться   представители   животного   мира   тундры   к суровым   условиям   жизни?   (Им понадобились приспособления) ­   Какие?   (У   птиц   –   густое   оперение   и защитная   белая   окраска,   а   у   зверей   – густой мех) ­   А   как   они   смогли   адаптироваться? (Зимняя   спячка,   сезонные   миграции   и кочёвки) «Своеобразно   утепляются   конечности   на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки,   у   птиц   ­   подобие   валенок. Широкие копыта служат северным оленям то   лыжами,   то   лопатами   ­   для   добычи ягеля из­под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет». Словесный метод (беседа) Словесный метод (рассказ) Регулятивные:    оценивать умение уровень владения тем или   иным   учебным действием Отвечают вопросы учителя   на Слушают   доклад одноклассника Коммуникативные: умение   воспринимать текст   с   учетом поставленной учебной задачи;   находить   в тексте   информацию, необходимую   для   ее решения  Интеллектуально­ познавательные:  умение «Олень   даёт   людям,   живущим   в   тундре, всё:   мясо,   молоко,   шкуры,   из   которых шьют   теплую   одежду   и   обувь,   строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из  пыжика  (шкуры  оленят)  делают   очень тёплые   шапки.   Упряжка   из   3­4   оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200­300 кг,   в   которые   их   запрягают   и   зимой,   и летом,   свободно   проходит   по   северному бездорожью 40­60  км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги   на   снежную   целину   или   залитую водой болотину (широкие копыта)». ­   А   для   чего   нужен   людям   олень? (Транспорт,   мясо,   молоко,   одежда, обувь, жилище) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Тундра забелела, Точно пеленою Всю ее одело. Физкультминут ка Тундра и человек ­ Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты,   манси,   эскимосы,   эвенки,   саами, ненцы, якуты, чукчи. (Учитель показывает фотографии народов, населяющих тундру). Коренные занимаются жители     воспроизводить   по памяти   информацию, необходимую   для учебной   решения   задачи; умение высказывать предположения Отвечают на вопрос учителя Выполняют физические упражнения Слушают   рассказ учителя      Личностные:  умение   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно   не обращенную к учащемуся;   умение выражать положительное отношение к процессу познания:   проявлять внимание,   удивление, желание больше узнать Словесный метод (рассказ) Словесный метод (рассказ) оленеводством,   рыболовством   (навага, нельма   и   др.),   охотой   (песцы,   морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину ­ состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Крупнейшие города тундры ­ Мурманск и Норильск.  Экологические   проблемы   и   охрана тундры ­   В   недрах   тундры   найдены   огромные богатства   –   нефть,   уголь,   железная   руда, каменная   соль,   золото   и   др.   Шахты, заводы,   дороги   и   посёлки   ­   всё   это территории,   отнятые   у   тундры.   Но губительное воздействие на природу этим не ограничивается. Самое страшное ­ это загрязняющие которые образуются   в   результате   хозяйственной деятельности. Их выделяют и предприятия, и   транспорт,   и   котельные,   отапливающие жилые   дома.   Загрязняющие   вещества   не остаются   на   месте,   воздушные   течения разносят   их   на   большие   расстояния.   А обитатели   тундры,   особенно   лишайники, необычайно   чувствительны   к   их воздействию.   В   тундре   загрязняющие вещества   не промываются   талыми   водами.   Низкие температуры     разрушение вредных   соединений.   Погибают   десятки   накапливаются, вещества, тормозят       а Слушают   рассказ учителя      Личностные:  умение   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно   не обращенную к   умение учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания:   проявлять внимание,   удивление, желание больше узнать Словесный метод (рассказ) рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок.   Многие   населённые   пункты находятся   в   антисанитарном   состоянии. Практически   отсутствуют   экологически чистые   предприятия.   Коптят   небо тепловые электростанции. Смог оседает на белый снег, деля его чёрным, и появляются участки   голой   земли   в   тех   местах,   где загрязнение особенно велико. В   тундре   возникли   экологические проблемы:   нарушается   поверхность   почвы   от гусениц   тракторов   и   вездеходов,   гибнут растения;  местность   загрязняется   нефтью   во время её добычи;  незаконная охота ­ браконьерство;   оленьи   пастбища   вытаптываются, потому   что   оленей   не   всегда   вовремя перегоняют   на   другие   места,   на восстановление пастбища нужно 15 лет! ­ Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану   взяты   редкие   животные:   белый журавль,   тундровый   лебедь,   краснозобая казарка, кречет. ­ Для сохранения редких видов растений и животных заповедники (Таймырский   и   Усть­Ленский),   есть   и охотничьи заказники.  созданы     Слушают   рассказ учителя  Интеллектуально­ познавательные:  умение воспроизводить   по памяти   информацию, необходимую   для   решения учебной задачи; умение   высказывать предположения   Личностные:  умение   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно   не обращенную к учащемуся допустить ­   Как   вы   думаете,   что   нужно   сделать, чтобы   не   нарушения экологических   связей   в   тундре? (Запретить браконьерство, взять оленьи пастбища   под   охрану,   не   использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам) ­   Молодцы,   ребята,   вы   хорошо   сегодня поработали, а теперь давайте закрепим те знания,   которые   вы   получили   на сегодняшнем уроке. ­   Как   вы   думаете,   что   является   главным фактором,   определяющим   особенность природной зоны?   Он   определяет ­   Правильно, выпадающего почв,   особенность количества осадков,   характер растительности, а они в свою очередь, на животный мир.  ­ На основе полученных выводов построим логически опорную схему:  климат.     Словесный метод (размышления) 4. Закрепление нового материала Словесный метод (дискуссия) Интеллектуально­ познавательные: умение   высказывать предположения Отвечают на вопрос учителя Работа схемами   со Регулятивные:  умение   оценивать уровень владения тем или   иным   учебным предметом Отвечают на вопрос учителя Строят схему   Растения Воды Клима т Животны е Почвы 5. Применение знаний, умений в новой Игра «Где встретишь?» ­   Ребята,   вам   нужно   поселить   каждое животное и растение в ту природную зону, Работа Интеллектуально­ познавательные:  умение   с Заполняют таблицу в которой их можно встретить: таблицами Арктика Тундра нестандартной ситуации Игровой метод (игра) Словесный метод (размышления) 6. Рефлексия ­ 7. Оценка работы Учитель   с   комментариями   оценивает Регулятивные: Оценивают   свою → →  северный олень   волк. →   белая  белая куропатка  →   лемминг   (Песец,   лемминг,   белый   медведь,   ягель, водоросли,   белая   сова,   тупик,   гагара, брусника, голубика, северный олень, белая куропатка, морошка, лишайник, полярный мак, морж) Цепи питания ­   Ребята,   я   предлагаю   вам   на   оценку составить цепи питания. →  Растения тундры  песец.  Мох­ягель   Растения   тундры   сова.  Растения тундры  ­ На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец ­ это какая­то позиция, по которой   необходимо   высказать   свое мнение. Большой  ­  это  для меня было важно и интересно…. Указательный   ­  я   получил   конкретные рекомендации… Средний ­ мне было трудно... Безымянный   ­   моя  оценка   атмосферы урока… Мизинец   недостаточно…  для   меня   было → →  лемминг  →  песец. воспроизводить   по памяти   информацию, необходимую   для решения учебной задачи     приводить Интеллектуально­ познавательные: умение примеры; устанавливать связи и зависимости   между объектами Регулятивные:  умение анализировать эмоциональные состояния, полученные успешной (неуспешной) деятельности от   Составляют   цепи питания Высказывают   свое мнение об уроках детей с работу учащихся. комментариями 8. Задавание домашнего задания с комментариями 9. Подведение итогов урока 1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя   вариантами   ответа)   на   тему «Тундра». 2. Подготовьте   небольшое   сообщение   об одном   представители   животного   или растительного мира тундры. ­ Молодцы! Вы сегодня были внимательны, наблюдательны   и   старательны   ­   об   этом говорят ваши оценки. Спасибо за работу!   оценивать умение результаты деятельности работу на уроке Осознают   приемы выполнения домашнего задания Оценивают значимость изученной темы.

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)

Модель-конспект урока по разделу «Природные зоны» («Школа России») Тема урока: «Зона тундры» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017