Рабочая программа во 2 младшей группе
1.Пояснительная записка.
Программа составлена для организации работы с детьми младшего возраста. Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной программы МБДОУ №28 г.Шахты и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год
Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 3-х до 4-х лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
. 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г.№1014"Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования".
5. Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
6. Уставом МБДОУ №28 г.Шахты.
7. Лицензией (рег.№ ___ от 02.03.2010г. серия А № 535 на осуществления образовательной деятельности,
срок действия –бессрочно.).
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Целью рабочей программы является введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Для достижения цели необходимо решить в рамках реализации основной части образовательной программы ДОУ следующие задачи:
• Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
• Воспитание с учётом возрастной категории детей, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Создание условий для социально-личностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
• Развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
• Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Рабочая программа 2 мл.группа.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Р О С Т О В С К А Я О Б Л А С Т Ь
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Детский сад комбинированного вида №28»
346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 260304 email mdoy28@rambler.ru
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №28 г.Шахты
__________________Е.А.Марченко
приказ от_______________№_____
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЛАДШАЯ
ГРУППА: II
ВОЗРАСТ: ОТ 3Х ДО 4Х
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 20152016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОСПИТАТЕЛЬ: КОТОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ПЕДАГОГ___ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПРОГРАММА РАЗРАБОТА: ____на
образования
рождения
«МозаикаСинтез», 2014 год
основной общеобразовательной
примерной
Вераксы,
ред.
Н.Е.
М.А.
основе
школы» под
Т.С.
Комаровой,
«От
до
программы
дошкольного
Васильевой,издательство
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания
методического совета
МБДОУ №28 г.Шахты
№_____от____________20___г.
__________________________
подпись руководителя МС
1 ____________________________________________________________________ УКАЗАТЬ ПРИМЕРНУЮ ПРОГРАММУ/ПРОГРАММЫ,
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего
по ВМР
_____________Е.А.Маляренко
«___»_____________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
СТРАНИЦА
I.Целевой раздел.
1.Пояснительная записка.
1.1.Цели и задачи реализации программы.
1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
1.3.Возрастные особенности детей 3х4х лет.
II.Содержательный раздел.
2.Особенности осуществления образовательного процесса.
2.1.Формы организации образовательной деятельности.
2.2.Содержание образовательной деятельности.
2.3.Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровый образ жизни»).
Социально коммуникативное развитие («Безопасность», «Социализация», «Труд»).
Познавательное развитие («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений»,
«Конструирование»).
Речевое развитие («Развитие речи», «Чтение художественной литературы»).
Художественноэстетическое развитие («Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация)», «Музыкальное
3
4
5
7
8
9
11
13
13
16
22
55
2 воспитание»).
Игровая деятельность, подвижные игры.
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников.
2.5.Программнометодическое обеспечение образовательного процесса.
III.Организационный раздел.
3.Организация режима пребывания детей в ДОУ.
3.1.Построение развивающей среды.
3.2.Материальнотехническое обеспечение.
3.3.Используемая литература.
IV.Приложение.
4.Комплекснотематический план на год.
4.1.План работы по региональному компоненту.
4.2.Календарный план.
1.Пояснительная записка.
62
77
83
86
87
89
91
92
Программа составлена для организации работы с детьми младшего возраста. Рабочая программа разработана на основе ФГОС
ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной программы
МБДОУ №28 г.Шахты и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива основной образовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год
Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 3х до 4х лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социальнокоммуникативному, познавательному,
речевому, художественнотворческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и
обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской
деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами
:
. 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.
3 2. «Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.304913, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г.№1014"Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам образовательным программам дошкольного образования".
5. Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
6. Уставом МБДОУ №28 г.Шахты.
7. Лицензией (рег.№ ___ от 02.03.2010г. серия А № 535 на осуществления образовательной деятельности,
срок действия –бессрочно.).
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Целью рабочей программы является введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные
проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах
активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Для достижения цели необходимо решить в рамках реализации основной части образовательной программы ДОУ
следующие задачи:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение познавательного, речевого, социальнокоммуникативного, художественноэстетического и
физического развития детей;
Воспитание с учётом возрастной категории детей, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
Создание условий для социальноличностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
4 Развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в
коллективной творческой деятельности;
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам
воспитания, обучения и развития детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Программа опирается на следующие принципы:
Гуманизация. Отражение принципа в Образовательной программе МБДОУ означает: признание уникальности и
неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного
потенциала каждого ребенка и недопустимости осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков.
5 Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с
его склонностями, интересами и возможностями.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего
развития.
Непрерывность образования. Принцип требует связи всех ступеней образования, начиная с младшего
дошкольного возраста до старшей группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является
обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть
успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
Системность. Образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Управляемость реализацией Образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и
коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса.
Дидактический принцип. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно
организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей
формой развития ребенка».
Культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании, восполняет недостатки
духовнонравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство,
труд).
Цели и задачи рабочей программы 2й младшей группы реализуются в процессе освоения детьми образовательных областей
«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
6 «Художественно эстетическое развитие» с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям: физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ДОУ
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.
Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит
переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Его общение становится вне
ситуативным.
7 Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», который может продолжаться от одного месяца до двух лет.
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в
самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные
высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие
дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество».
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети, развивается интерес к общению со сверстниками.
Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками.
Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — иг
ровыми действиями с игрушками и предметамизаместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. У
младших дошкольников возрастает целенаправленность действий.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и
усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным,
любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и
запретами.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности
составляет важнейшее условие их развития.
2.Особенности осуществления образовательного процесса.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
позволит растить их любознательными , инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
8 Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) воспитательнообразовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии
с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Наиболее эффективно образовательные задачи психологопедагогической работы решаются в случае интегративного
подхода к организации образовательного процесса. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно
использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним.
Формы реализации:
характеризует формы организации образовательного процесса. Образовательные задачи решаются через :
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста и
1. организацию предметнопространственной развивающей образовательной среды ;
2. продуктивный характер взаимодействия со взрослыми;
3. установление позитивного взаимодействия с другими детьми;
4. развитие системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.1.Формы организации образовательной деятельности.
9 Решение программных образовательных задач осуществляется и в ходе режимных моментов, и в рамках
непосредственно образовательной деятельности, и в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также
в самостоятельной деятельности детей, что отражается в следующей таблице:
№ Направления развития
1я половина дня
2я половина дня
ребенка
1 Физическое развитие и
оздоровление
2 Познавательное
3 Социальноличностное
развитие
4 Художественноэстетическое
развитие
Прием детей на воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика
Закаливание в повседневной жизни ( облегченная
одежда в группе, одежда по сезону на прогулке,
воздушные ванны)
Физкультминутки в НОД
Физкультура
Прогулка в двигательной активности
НОД
Дидактические игры
Наблюдения
Беседы
Экскурсии по участку
Опыты и экспериментирование
Утренний прием, индивидуальные и подгрупповые
беседы
Формирование навыков культуры еды
Этикет быта, трудовые поручения
Формирование навыков культуры общения
Сюжетноролевые игры
Музыка
Эстетика быта
Изодеятельность
Экскурсии
Спектакли,
представления
театральных
ходьба
Гимнастика после сна
Закаливание (воздушные ванны,
босиком в спальне)
Физкультурные игры и развлечения
Самостоятельная двигательная деятельность
Прогулка (индивидуальная работа по
развитию движений)
Игры
Досуги
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Эстетика быта
Трудовые поручения
Работа в книжном уголке
Сюжетноролевые игры
Музыкальные досуги
Индивидуальная работа
10 5 Речевое развитие
коллективов
НОД
Дидактические игры
Беседы
Игры
Досуги
Индивидуальная работа
11 2.2.Содержание образовательной деятельности.
Музыкальные занятия и занятия по физической культуре проводятся специалистами.
Содержание рабочей программы по развитию и воспитанию детей 34 лет представлено перспективнотематическим
планированием на учебный год по месяцам по всем направлениям развития ребенка, а также перспективнотематическое
планирование по формированию естественнонаучных представлений детей 34 лет.
Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.304913., учебным планом МБДОУ №
286, занятия организуются в течении года с сентября по май.
Лепка
№ НОД
1
2 Музыка
3 Математика
4
5
Окружающий мир / экология
Развитие речи / художественная
литература
Рисование
Конструирование/ аппликация
Физкультура
Итого
6
7
8
Количество в неделю / мин
1/15
2/30
1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
2/30
10/2 ч. 30 мин.
Количество в год
29
60
30
30
29
30
30
60
298
12 РАСПИСАНИЕ ООД
ДНИ
НЕДЕЛИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понедельни
к
1. Ребёнок и окружающий мир.
2.Физкультура (на улице).
Вторник
1.Речевое развитие.
Среда
2. Физическая культура.
1. Музыка.
2.ФЭМП.
Четверг
Пятница
1.Рисование.
2.Физкультура.
1.Лепка/Аппликация
2.Музыка.
ВРЕМЯ
9.009.15
10.3010.45
9.009.15
9.259.40
9.009.15
9.259.40
9.009.15
9.209.35
9.009.15
9.259.40
В данной рабочей программе представлена характеристика итоговых результатов освоения детьми образовательного
содержания. В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей МБДОУ № 28 с
13 целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с
учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.
2.3.Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе
связанной с
выполнением упражнений , направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»
Основные цели и задачи.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о
здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической
работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование
умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование
правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы,
самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении
движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в
самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту
«Физическа
я
культура»
Формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни
Физическая культура
14 Задачи
Программы
Виды
деятельности
Непосредстве
нно
образовательн
ая
деятельность
Образователь
Развивать умение различать и называть органы
чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление
об их роли в организме и о том, как их беречь и
ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище;
об овощах и фруктах, молочных продуктах,
полезных для здоровья
человека.
Формировать представление о том, что
утренняя зарядка, игры, физические упражнения
вызывают хорошее настроение; с помощью сна
восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями,
укрепляющими различные органы и системы
организма. Дать представление о необходимости
закаливания.
Дать представление о ценности здоровья;
формировать желание вести здоровый образ
жизни.
Формировать умение сообщать о своем
самочувствии
осознавать
необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении
навыков гигиены и опрятности в повседневной
жизни.
взрослым,
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей
ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы,
сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать
действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу,
круг, находить свое место при построениях.
Учить энергично, отталкиваться двумя ногами и правильно
приземляться.
Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании.
Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение
ползать.
Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в
движении, при выполнении упражнений в равновесии.
Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять
правила в подвижных играх.
Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических
упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры.
Развивать активность и творчество детей в процессе
двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.
Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Формы организации деятельности
Игровые упражнения
Подвижные игры
Хороводные игры
Пальчиковые игры
Спортивные упражнения
Физкультминутки в процессе других видов НОД
Утренние и корригирующие гимнастики
15 ная
деятельность,
осуществляем
ая в ходе
режимных
моментов
Самостоятель
ная
деятельность
детей
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Игровые упражнения
Спортивные упражнения
Динамические паузы
Физкультурные праздники и развлечения
Дни здоровья
Подвижные, хороводные, пальчиковые игры
Игровые упражнения
Спортивные упражнения.
16 «Социальнокоммуникативное развитие»
«Социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Ребенок в семье и сообществе.
Социализация
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание.
17
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Ребенок в семье и сообществе.
Семья. Учить ребенка узнавать свой дом и квартиру; называть
свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать
эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей
(пожалеть, посочувствовать).
Детский сад. Учить детей узнавать свой детский сад, находить
свою группу. Создавать условия, способствующие
формированию доверия и любви детей к своим воспитателям,
помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного
учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам.
Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.
безопасности.
Родная страна. Напоминать детям название города, в кото
ром они живут, название их улицы. Побуждать их рассказывать о
том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском
городке, на даче).
В дни праздников обращать внимание детей на красочное
воспитывать чувство
оформление
сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
зала детского сада,
Формирование основ
Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение
к взрослым. Способствовать накоплению опыта
доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками: обращать внимание детей на ребенка,
проявившего заботу о товарище, выразившего
сочувствие ему; формировать у ребенка уверен
ность в том, что взрослые любят его, как и всех
остальных детей. Формировать бережное отношение
к природе.
Продолжать учить детей здороваться и прощаться
(по напоминанию взрослого); излагать собственные
просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и
«пожалуйста». Приучать детей не перебивать
говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
Формировать привычку спокойно вести себя в
помещении и на улице: не шуметь, не бегать,
выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости,
жадности; учить умению играть не ссорясь,
помогать друг другу и вместе радоваться успехам,
красивым игрушкам и т. п.
Продолжать
формировать образ Я. Помогать детям осознавать
себя. Учить жить дружно, помогать друг другу,
вместе пользоваться игрушками, книгами.
Формирование основ безопасности собственной
Формы организации деятельности
Формирование предпосылок экологического
Задачи
Программы
Виды
деятельности
жизнедеятельности
деятельность
Безопасность
Непосредственно
Рассматривание и сравнение сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений
искусства.
образовательная
Продолжать формировать элементарные
Задачи Программы
Следование примеру взрослого в проявлении доброжелательного отношения к окружающим и в соблюдении
представления
способах
«Содержание образовательной
элементарных правил культуры поведения.
взаимодействия с растениями и
области „Безопасность»
Дидактические игры.
животными: рассматривать растения не
направлено на достижение
Творческие игры (сюжетноролевые, театрализованные, игрыимитации, хороводные).
наносить им вред; наблюдать за
целей формирования основ
Чтение произведений художественной литературы.
животными, не беспокоя их и не причиняя
собственной
безопасности
Беседы.
им вреда; кормить животных только с
жизнедеятельности
и
Наблюдения.
разрешения взрослых.
формирования предпосылок
Решение проблемных ситуаций.
Просмотр видеоматериалов.
Продолжать знакомить детей с элементарными правилам
и поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не
причиняя боль; уходить из детского сада только с
родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и
не брать у них угощения и различные предметы, сообщать
воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и
т. д. Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот
различные предметы, засовывать их в уши и нос.
сознания
о
18
Образовательная
деятельность,
осуществляемая
Рассматривание и сравнение картинок и игрушек.
Чтение художественной литературы.
Праздники, досуги, развлечения.
Реализация детских проектов.
Формирование основ безопасности. решение
экологического сознания
(безопасности окружающего
мира)
через
следующих задач:
•формирование представлений
об опасных для человека
и окружающего мира
природы ситуациях и способах
поведения в них;
•приобщение к правилам
безопасного для человека и
окружающего мира природы
поведения;
•передачу детям знаний о
правилах
безопасности
дорожного движения в
качестве
пешехода
пассажира
средства;
•формирование осторожного и
осмотрительного отношения к
потенциально опасным для
человека и окружающего мира
природы ситуация
и
транспортного
Формировать
Объяснять детям,
что нельзя без
разрешения взрослых рвать растения и
есть их — они могут оказаться
ядовитыми.
умение
понимать простейшие взаимосвязи
в природе (если растение не полить, оно
может засохнуть и т. п.). Учить закрывать
кран с водой. Знакомить с правилами
поведения в природе (не рвать без
надобности растения, не ломать ветки
деревьев, не трогать животных и др.).
Учить умение соблюдать правила безопасного передвижения в
помещении и осторожно спускаться и подниматься по
лестнице; держаться за перила. Формировать представления о
том, что следует одеваться по погоде (в солнечную погоду
носить панаму, в дождь—надевать резиновые сапоги и т.д.). О
правилах безопасности дорожного движения. Расширять
представления детей о правилах дорожного движения:
рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части),
а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует
движение транспорта и пешеходов. Рассказать, что светофор
имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый).
Напоминать, что переходить дорогу можно только с
взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному
переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками.
Формировать умение различать проезжую часть дороги,
тротуар, обочину. Напоминать детям о том, что необходимо
останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя
дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку. Знакомить
детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь»
лет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет
тушить пожар).
Виды деятельности
Непосредственно
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментов
Самостоятельная
деятельность детей
Формы организации деятельности
Играэксперимент, играпутешествие, игра с правилами
Наблюдение
Ситуативный разговор
Беседа
Чтение
Рассматривание иллюстраций
Все виды самостоятельной детской деятельности
19 В данной рабочей программе представлена характеристика итоговых результатов освоения детьми образовательного
содержания. В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей МБДОУ № 28 с
целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с
учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.
«Ребёнок и окружающий мир»
20 Предметное окружение.
Явления общественной жизни.
Цели и задачи работы с детьми
Предметное окружение
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку
(далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость,
мягкость).
Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет не тонет, рвется не рвется). Учить
группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда одежда) хорошо знакомые предметы.
Явления общественной жизни
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи.
Детский сад. Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра,
заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.
Поощрять желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным
вещам.
Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Родная страна. Знать название родного города (поселка).
Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).
Труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.
Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель) .
. Планируемый результат:
• Называть знакомые предметы, объяснять их назначение, выделять признаки и называть их (цвет, форма, материал).
21 • Ориентироваться в помещении детского сада.
• Называть свой город (поселок, село).
Перспективное тематическое планирование «Окружающий мир.»
№ Подраздел
программы
Тема занятия
цель
01.09 15.09 Адаптация поступивших детей
СЕНТЯБРЬ
Папа, мама, я – семья. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать
у ребенка интерес к собственному имени.
Явления
общественной
жизни.
Источник,
страница
Занятия
по
ознакомлению с
окружающим
миром
О.В.
Дыбина стр. 13
//// стр. 1415
//// стр. 1516
//// стр. 1617
1
2
3
4
5
6
ОКТЯБРЬ
Упражнять детей в умении определять и различать одежду,
выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма,
строение, величина); группировать предметы по признакам.
Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками
человека, а другие созданы природой.
Чудесный мешочек.
Предметное
окружение.
Одежда.
Предметное
окружение.
Явления
окружающей
жизни.
Кто в домике живет? Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на
черты их характера, особенности поведения.
31.1007.11 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (осенние каникулы)
НОЯБРЬ
Предметное
окружение.
Помогите Незнайке.
Теремок.
Явления
общественной
жизни.
Варваракраса,
длинная коса.
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного и рукотворного мира.
Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его
поверхности.
Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что
мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке.
Формировать уважение к маме.
//// стр. 1719
//// стр. 1920
ДЕКАБРЬ
22 7
8
9
Предметное
окружение.
Явления
общественной
жизни.
Явления
общественной
жизни.
предметы
Найди
рукотворного мира.
Хорошо у нас в
детском саду.
Наш
заболел.
зайчонок
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного и рукотворного мира
Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях
дошкольного учреждения.
Воспитывать доброжелательное
отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.
Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о
своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать
горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить
горчичники. Формировать уважение к маме.
//// стр. 21
//// стр. 2223
//// стр. 2324
27.1210.01 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (зимние каникулы)
ЯНВАРЬ
10 Предметное
окружение.
Деревянный брусочек. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева;
учить выделять свойства дерева
11
Явления
окружающей
жизни.
Приключение
комнате.
в
Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет
посуду, чистит ковры, ухаживает за комнатными растениями,
вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к
маме, желание помогать ей в работе по дому.
//// стр. 2425
//// стр. 2526
12 Предметное
окружение.
13 Явления
общественной
жизни.
14 Явления
общественной
жизни.
Смешной рисунок.
Мой родной город.
Вот так мама, золотая
прямо!
ФЕВРАЛЬ
Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее
поверхности.
Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные
представления о родном городе (поселке). Подвести детей к
пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов,
разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).
Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их
деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке,
желание рассказывать о них.
//// стр. 2728
//// стр. 29
//// стр. 2930
15 Предметное
окружение.
16 Явления
общественной
Золотая мама.
Как мы с Фунтиком
возили песок.
Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее
поверхности.
Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей
семье; папа умеет управлять машиной, перевозить грузы и людей
//// стр. 3031
//// стр. 3133
МАРТ
23 он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.
Что мы делаем в
детском саду.
Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного
учреждения воспитателей; учить называть воспитателей по имени
отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к
воспитателю.
25.0331.03 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (весенние каникулы)
//// стр. 3334
Тарелочка из глины.
Няня моет посуду.
АПРЕЛЬ
Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее
поверхности.
Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного
учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по
имени отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение
взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику
воспитателя и к его труду.
Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и
качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из
которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.
//// стр. 3435
//// стр. 3536
//// стр. 3637
МАЙ
жизни.
17 Явления
общественной
жизни.
18 Предметное
окружение.
19 Явления
общественной
жизни.
20 Предметное
окружение.
Что лучше: бумага
или ткань?
21 Предметное
окружение.
Опиши предмет.
Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки
предмета, устанавливать элементарные причинноследственные
связи между предметами.
//// стр. 4041
15.0531.05 Мониторинг освоения детьми образовательного процесса
24 «Формирование элементарных экологических представлений»
Цели и задачи работы с детьми.
Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их
детенышами, особенностями их поведения и питания.
Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми
попугайчиками, канарейками).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку.
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок ( ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их
зимой.
Расширять представления детей о насекомых ( бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персики ),
ягоды (малина, смородина).
Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик,
матьимачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые
происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается ), песка (сухой рассыпается,
влажный лепится), снега (холодный, белый, от тепла тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать
животных и др.).
25 Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья
начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.
Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают
зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.
Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. Побуждать
участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять,
становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко потеплело появилась
травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются,
летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие
фрукты, овощи и ягоды.
к концу года дети могут
• Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.
• Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Проявлять бережное отношение к природе.
№
Тема занятия
цель
Источник, страница
01.09 15.09 Адаптация поступивших детей
СЕНТЯБРЬ
1
Овощи с огорода.
Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, Занятия
по
26 помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных
культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной
сказки «Репка».
Меняем воду в аквариуме Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные
представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе
отношение к окружающему миру.
31.1007.11 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (осенние каникулы)
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
формированию
элементарных
экологических
представлений О.А.
Соломенникова
стр.89
//// стр. 912
В гостях у бабушки.
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать
заботливое отношение к домашним животным.
//// стр. 1214
Подкормим птиц зимой.
Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям
кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.
Расширять представления о зимующих птицах .
//// стр. 1516
27.1210.01 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (зимние каникулы)
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
В январе, в январе много
снега во дворе ...
Уточнять знания детей о зимних явлениях при роды. Формировать
эстетическое отношение к окружающей природе.
Обогащать и
активизировать словарный запас.
//// стр. 1718
У меня живет котенок.
Продолжать знакомить детей с домашними животными. Формировать умение
правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за
котенком. Учить делиться полученными впечатлениями.
//// стр. 1820
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
Уход за комнатным
растением.
Расширять представления детей о комнатных растениях . Закреплять умение
поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой.
Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за
ними.
//// стр. 2022
25.0331.03 Дни здоровья и психоэмоциональной разгрузки (весенние каникулы)
2
3
4
5
6
7
27 8
9
Прогулка по весеннему
лесу.
Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды.
Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать
элементарные представления о простейших связях в природе.
//// стр. 2225
АПРЕЛЬ
Экологическая тропа.
Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к
ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.
//// стр. 2528
МАЙ
«Организованная деятельность детей на прогулке. »
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития
личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются
уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных
движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре
как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно
использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно
руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента
прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура
воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
На прогулке постоянно прививается любовь к природе, организуется досуг на участке детского сада в соответствии с
календарным временем года.
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных
персонажей поддерживается интерес у детей к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы
дети показали ей
птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия
зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам
28 (воробьи – маленькие, серые или серокоричневые, летают стайкой; ворона – крупная, серочерная, летает одна; голуби
крупнее воробьев, сероголубые, кормятся стаей).
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный
опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота,
выносливость;
формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня учитывается соотношение нового программного
материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями,
проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию
движений.
При подборе игр и упражнений были учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В
весеннеелетний период подвижные игры и упражнения организовываются в самом начале прогулки, это позволяет обогатить
содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения проводятся в
конце
прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на
играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры и т.д. ), а малоподвижных – на выполнение
упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической
стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все педагогические приемы и методы индивидуальнодифференцированного подхода к детям строятся с учетом интереса
ребенка
к играм и разным видам деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ:
(cid:216) развивать умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем;
узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают
элементарную зависимость между явлениями в природе;
(cid:216) удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении;
(cid:216) дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми;
(cid:216) у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;
(cid:216) на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания
29 «Наблюдения на прогулке»
ОСЕНЬ
Содержание
наблюдений
Цель и задачи
наблюдений
Связь с различными
видами детской
деятельности
Источник,
страница
Дать детям общие
представления о птицах
,ворона,
(голубь
воробей)
Учить
узнавать
ЖИВАЯ ПРИРОДА
Животные
Внешний вид птиц: есть голова, туловище,
две лапы, хвост и два крыла; зубов нет;
пищу клюют клювом; тело покрыто
перьями.
дышат;
двигаются они живые. У вороны голова,
Птицы питаются,
Подвижные игры
«Птички и автомобиль»,
«Воробушки и автомобиль»,
«Воробушки и кот».
Слушание песни «Птички»
Занятия по
формированию
элементарных
экологических
представлений
30
Объекты
живой
природы.
Явления
неживой
природы
Птицы
(голуби,
вороны,
воробьи). пернатых по внешнему
виду.
Учить замечать, как
птицы передвигаются
(летают,
ходят,
прыгают, клюют корм,
пьют воду из лужицы и
т.
Закреплять
представления о том,
чем живые
птицы отличаются от
Формировать
эмоциональную
отзывчивость.
игрушечных.
д.).
Формировать желание
наблюдать
за
насекомыми.
Дать представления о
насекомых. .
Подвести к пониманию
того, что все насекомые
живые
дышат,
двигаются, питаются.
Показать
отличительные
особенности
насекомых.
:
(вступление), муз.Г. Фрида.
Пение песенки «Птичка»,муз.М.
Раухвергера, сл. АБаpто.
Рассматривание кар
тины «Таня и голуби».
О.А.
Соломенникова
стр.29
Украшение бумажных
силуэтов бабочек (рисование
пальчиками и кистью).
//// стр. 30
клюв, крылья, хвост и лапы черные, все
остальное серое. Вороны каркают: кар
каркар.
Голубь чуть меньше вороны. Может
близко подлетать к человеку.
Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.
Воробей бойкая маленькая птичка.
Воробей чирикает: чикчирик. Воробьи
прыгают.
Все птицы летают, во время полета машут
крыльями.
садятся на ветки деревьев.
Птицы купаются в лужах,
Бабочки, божьи коровки, жуки могут
ползать по земле и растениям, по
травинкам.
Бабочки и жуки могут летать.
Все насекомые живые: их не следует без
надобности брать в руки, их можно
осторожно рассматривать.
Внешний вид насекомых: есть голова,
туловище, ноги, крылья.
Когда становится холодно, насекомые
прячутся.
Насекомые
(бабочки,
майские
жуки, божьи
коровки).
Деревья (ель, Дать представления о
Деревья высокие.
Игра «Мы осенние
//// стр. 3031
Растения
31 клен,
береза,
рябина).
с
деревьях.
Показать особенности
строения деревьев
(ствол, ветки, листья
(иголки)).
Знакомить
характерными
особенностями осенних
деревьев.
Показать, что осенью
листья деревьев меняют
окраску.
Учить различать листья
по цвету ( желтый,
зеленый, красный).
Знакомить с осенним
явлением природы
листопадом.
Учить
относиться
растениям.
Учить
различать
деревья по листьям.
Познакомить с плодами
рябины.
бережно
к
они могут
Чтобы увидеть их верхушки, нужно
поднять вверх голову.
Деревья высокие, а трава низкая.
У дерева есть ствол, он твердый. Дерево
растет из земли, в земле его корни.
Корни держат дерево, поэтому оно не
падает.
На стволе много веток и листьев.
Ветки деревьев тонкие,
ломаться.
У всех деревьев разные листья. Осенью с
деревьев опадают листья – это явление
называется листопад. Сухие листья шуршат
под ногами. С каждым днем листьев на
деревьях становится все меньше. Много
листьев
лежит на земле.
В конце осени почти все деревья стоят без
листьев.
Елка остается зеленой. На ее веточках
вместо листочков маленькие
иголочки, шишки.
На деревья садятся птицы. У рябины
красивые красные ягоды. Их клюют птицы.
(желтый,
листочки», «Найди та
кой же лист», «Найди и
принеси красный
зеленый ) лист».
Изготовление гирлянд
из осенних листьев.
Рассматривание иллюстраций в
детских книгах.
Дидактические игры
«Найди самый большой
лист», «Разложи листочки по
цвету (по убывающей или
возрастающей величине)».
Слушание песни «Листопад»,~.
Т. Попатенко.
Пение песни «Осенняя песенка»,
муз. Ан. Александрова, сл. Н.
Френкель.
Чтение рассказа
М. Пришвина «Листопад».
Травянистые
растения.
Дать представление о
травянистых растениях.
Учить любоваться
осенними цветами.
Учить
различать
высокие и низкие
цветущие растения.
Травка низкая по сравнению с деревьями;
она растет на земле, ее можно потрогать.
Трава бывает низкая и высокая.
Корешок держит травку в земле.
Если траву поливать, то она быстро растет.
Если вырвать травку с корешком она
завянет.
Когда становится холодно, зеленая трава
начинает желтеть, сохнуть.
Игра «Побежали на травку
убежали с травки».
Рисование травки.
//// стр. 31
32 Фрукты
(яблоки,
груши).
Овощи (репа,
морковь,
огурец,
помидор).
Солнце.
Ветер.
Закреплять знания о
фруктах: яблоках и
грушах.
Расширять
представления о том,
что осенью
собирают фрукты.
Учить различать по
.внешнему виду, вкусу,
форме и называть
яблоки и груши.
Дать представления
об овощах: моркови,
огурцах, помидорах и
репе.
Формировать умение
находить в огороде
овощи:
огурец,
помидор,
морковь, репу.
Учить различать овощи
по виду, вкусу, форме.
Формировать понятия о
том, что для жизни на
Земле нужно солнце..
Познакомить
с
природным явлением
ветром.
Трава иногда продолжает расти под
снегом.
На клумбе цветут астры: синие, красные,
белые и др.
Яблоки и груши растут на деревьях.
Яблоки и груши созревают в конце лета и
осенью. Яблоки и груши бывают красные,
желтые, зеленые.
Фрукты бывают твердые и мягкие.
По вкусу яблоки и груши бывают сладкими
и кислыми.
Лепка фруктов.
Игра «Узнай на вкус».
Игра с муляжами фруктов.
Употребление фруктов в пищу.
Наблюдение за сбором фруктов.
Сбор фруктов.
//// стр. 31
Взрослые убирают урожай на огороде.
Морковь и репа растут в земле.
Морковь твердая,
оранжевого цвета, длинненькая.
Репа твердая, желтого цвета, круглая.
Огурец твердый,
продолговатый.
Помидор мягкий, красного цвета, круглый.
Все овощи растут на огороде.
зеленого цвета,
//// стр. 31
Наблюдение за сбором урожая с
огорода.
Сбор овощей.
Игра «чудесный мешочек».
Игра «Найди и назови».
Чтение русской народной сказки
«Репка».
Инсценировка сказки «Репка».
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Солнышко греет на улице тепло.
Солнце реже появляется на небе, меньше
греет; с каждым днем становится холоднее.
Капелька воды блестит на солнце.
Дует легкий ветерок. Дует холодный
порывистый ветер.
Люди одеваются теплее.
Игра «Солнышко и дождик».
Разучивание потешек про
солнышко.
Бег с ленточками.
Чтение стихотворения А.
Пушкина «Ветер, ветер (отрывок
//// стр. 32
//// стр. 32
33 Дождь.
определять
Учить
ветреную погоду.
Показать, что осенний
дождь может быть
разным.
Показать простейшие
связи между явлениями
в природе.
Небо.
Показать особенности
осеннего неба.
Вода.
Дать элементарные
представления
свойствах воды.
Песок.
Дать элементарные
представления
свойствах песка.
о
о
Погода ветреная деревья качаются. Дует
ветер вертушки крутятся на ветру.
Дождь может быть теплый и холодный.
После дождя все кругом мокрое.
Идет дождь появляются лужи. По лужам
можно ходить в резиновых сапогах, тогда
ноги не промокнут.
Машина едет по луже, и брызги летят
далеко изпод колес.
Человек бежит по луже, брызги летят в
стороны и на самого человека он может
запачкать одежду.
Когда идет дождь, можно набрать в ведро
воду.
Капельки дождя блестят на солнце.
Во время дождя люди идут под зонтами.
Капли дождя стучат по крышам домов.
Небо в начале осени голубое.
Солнца на небе не видно, его закрыли
облака. Солнце выглянуло изза туч.
Темные тучи на небе – будет дождь или
снег.
Воду можно переливать из одного ведра в
другое. Чистая вода прозрачная.
Грязная вода непрозрачная.
Стало холодно – вода замерзла, на лужах
образовался лед.
из «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»).
Слушание
произведения
«Грустный дождик», муз. Д.
Кобалевского.
Подвижная игра «Солнышко и
дождик».
Рисование «Идет дождь»
//// стр. 32
Игра «Солнышко и дождик».
Рисование «Тучка».
Рисование «Идет дождик».
//// стр. 32
Экспериментирование с водой.
Чтение потешки «Водичка,
водичка ... ».
//// стр. 33
Сухой песок рассыпается. Если полить
песок водой, он станет влажным. Из
влажного песка можно лепить куличики и
пирожки. На влажном песке
можно
рисовать палочкой. После игры с песком
Лепка куличиков из песка.
Экспериментирование с песком.
Лепка из глины «Лепешки
большие и маленькие».
Лепка из пластилина
//// стр. 33
34 нужно мыть руки.
«Бублики».
Цель и задачи
наблюдений
Объекты
живой
природы.
Явления
неживой
природы
ЗИМА
Содержание
наблюдений
Связь с различными
видами детской
деятельности
Источник,
страница
Птицы
Расширять
Все птицы летают, во время полета машут Подвижная игра
//// стр. 3334
35
ЖИВАЯ ПРИРОДА
Животные крыльями. Тело птиц покрыто перьями,
поэтому им не холодно.
Похолодало птицы нахохлились. Зимой
птицам сложно найти корм. Люди делают
кормушки для птиц и насыпают в них корм.
Птицы прилетают на кормушку, если
человек подкармливает их зернышками и
крошками.
Воробьи летают стайкой.
Птицы боятся близко
приближаться к человеку и животным.
На дереве сидят много красивых
красногрудых снегирей. Снегири особенно
любят клевать ягоды рябины.
На снегу остаются следы птиц.
«Птички и автомобиль».
Рисование и лепка корма для
птичек.
Чтение стихотворения И.
Токмаковой «Сизари».
Дидактическая игра «Найди
пару».
Рассматривание иллюстраций с
изображением птиц.
Игра «Голуби и воробьи».
(голуби,
вороны,
воробьи,
синички,
снегири).
о
представления
птицах: голубях,
воробьях,
воронах,
Дать
синицах.
представление
о
снегире.
Формировать умение
узнавать пернатых по
внешнему виду.
Учить замечать, как
птицы передвигаются:
ходят, прыгают, летают,
клюют корм.
Формировать
эмоциональную
отзывчивость
на общение с живыми
существами.
Формировать желание
помогать птицам в
зимний период.
Деревья (ель,
клен,
береза,
рябина).
Расширять
представления
о
деревьях: у дерева есть
ствол, ветки.
Показать особенности
лиственных и хвойных
деревьев в зимний
период.
Растения
Зимой клен и береза стоят без листьев.
На елке вместо листьев зеленые иголочки.
Снег падает на деревья.
Зимой деревья в снегу очень красивые.
Если светит солнце, снег на деревьях
блестит.
Если дует ветер, снег слетает с деревьев.
На рябине сохранились ягоды. На красных
ягодах рябины лежит белый снег.
Птицы прилетают и клюют ягоды рябины.
Зимой, когда нет листьев на деревьях,
березу можно отличить от других деревьев
//// стр. 34
Рисование «Елочка».
Рисование «Деревья
на нашем участке».
Рисование ветки рябины.
Заучивание стихотворения Е.
Ильиной «Наша елка» (в
сокращении).
Подвижная игра «Раз, два, три
к дереву беги...».
36 Травянистые
растения.
Показать особенности
травянистых растений в
зимний период.
Солнце.
Показать, что солнце
светит во все времена
года.
Небо.
Показать особенности
зимнего неба.
Ветер.
Показать особенности
ветреной погоды зимой.
Снег.
Дать представления о
свойствах снега.
по белому стволу.
Травы нет.
Лишь иногда изпод снега выглядывает не
много травы. Под снегом травке
тепло, она словно укутана одеялом.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Светит солнце, значит, день солнечный.
Снег очень красиво блестит на солнце.
Солнце не светит пасмурно.
Светит солнце, но на улице мороз.
Зимой солнце светит, но не греет.
Мороз щиплет нос.
Небо зимой бывает синее, голубое, серое.
Утром на улице темно.
Вечером рано начинает темнеть.
Перед снегопадом небо становится
темным.
Дует холодный ветер, люди поднимают
воротники.
Ветер поднимает и кружит снег.
Ветер воет.
Наблюдение за движением вертушек во
время ветра.
Снег лежит на деревьях, на земле, на
скамейке и т. д.
Намело много снега – образовались
сугробы.
Снег белый, холодный легкий, пушистый,
сверкает на солнце.
Из снега можно лепить снежки и
снеговиков.
Снежинку можно поймать на рукавичку и
рассмотреть.
Если крепко сжать снег в ладошке – он
//// стр. 34
//// стр. 34
Рисование «Зимние пейзажи».
//// стр. 35
Имитация звуков ветра.
//// стр. 35
Чтение
произведения Л.
Воронкова «Снег идет» (из
книги «Снег идет»).
Экспериментирование со снегом.
//// стр. 35
37 Вода.
Продолжать знакомить
со свойствами воды.
растает, превратится в воду.
Падает мокрый снег, на улице слякоть.
Вода на морозе замерзает.
Воду можно заморозить в формочке.
Вода замерзла получился лед.
Если лед занести в комнату, он растает и
снова получится вода.
Лед прозрачный.
Если в воду налить краску, получится
цветной лед.
Украшение елки цветными
льдинками.
Экспериментирование с водой.
//// стр. 35
Объекты
живой
природы.
Цель и задачи
наблюдений
ВЕСНА
Содержание
наблюдений
Связь с различными
видами детской
деятельности
Источник,
страница
38 Явления
неживой
природы
ПТИЦЫ
(голуби,
вороны,
воробьи,
скворцы).
Насекомые
(мухи,
бабочки,
божьи
коровки,
муравьи).
Чтение стихотворения М.
Клоковой «Зима прошла».
Аппликация «Скворечник».
//// стр. 36
ЖИВАЯ ПРИРОДА
Животные
Весной всюду слышны голоса птиц.
Воробьи весело чирикают, вороны громко
кричат, другие птицы начинают петь свои
песни.
Птицы греются на солнце.
Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают
по земле и клюют червячков.
Птицы вьют гнезда.
В домиках – скворечниках живут скворцы.
В скворечниках выводятся маленькие
птенчики.
Вороны вьют гнезда высоко на дереве.
В гнезде из яиц выводятся птенцы.
Птицы кормят своих птенцов из клюва.
Расширять
представления
о
поведении птиц весной.
Продолжать
формировать умение
различать птиц по
внешнему виду (голубь,
ворона,
воробей,
скворец).
Учить замечать, как
птицы передвигаются:
ходят, прыгают, летают,
клюют корм, пьют воду
из лужицы и т. д.
Формировать желание
наблюдать за птицами,
прилетающими
участок детского сада.
Формировать доброе
отношение к миру
природы.
на
Закреплять желание
наблюдать
насекомыми.
.Расширять
представления
насекомых.
Продолжать
Бабочки и божьи коровки летают, муравьи
ползают по земле. Мухи летают.
Чтение
коровка, улети на небо».
потешки «Божья
//// стр. 36
за
о
учить
39 различать насекомых.
Червяки.
Показать
отличительные
особенности червяка.
Продолжать
беречь природу.
учить
Внешний вид червяка: длинный, похож на
веревочку, у него нет ног.
Червяк ползает по земле. Заползая в землю,
червяки рыхлят ее. Через ходы червяков
дышат корни растений.
Лепка червячков для цыплят.
//// стр. 36
Деревья (ель,
клен, береза,
черемуха,
яблоня).
Кустарники
(сирень,
смородина).
Овощи (репа,
морковь,
огурец,
помидор).
Закреплять
представления
о
деревьях: у дерева есть
ствол, ветки и листья.
Показать изменения,
происходящие
с
деревьями в весенний
период.
Формировать бережное
отношение к природе.
о
Закреплять
представления
кустарниках.
Показать изменения,
происходящие
кустарниками
весенний период.
Формировать бережное
отношение к природе.
с
в
посадку
Показать
овощей.
Привлекать к посадке
лука и гороха.
Растения
На березе появились сережки.
На ветках деревьев появились почки. Из
почек распускаются маленькие зеленые
листочки.
Очень красиво цветут яблоня и черемуха.
Цветы ароматно пахнут.
Весной высаживают саженцы молодые
деревца.
Над цветками растений кружат насекомые.
На ветках кустарников появились почки.
Красиво цветет сирень.
Цветы сирени ароматно пахнут. Весной
высаживают
саженцы кустарников.
Кустарники весной обрезают, чтобы они
выглядели красиво.
Рисование деревьев.
//// стр. 3637
//// стр. 37
Семена гороха горошина.
Семена лука.
Появились всходы на огороде: росточек
гороха, перышко лука.
Употребление овощей в пищу.
//// стр. 37
40 Травянистые
растения.
Солнце.
Формировать желание
любоваться
появившейся зеленой
травкой.
Показать
весенние цветы.
первые
Разучивание стихотворения Е.
Серовой «Носит одуванчик
желтый сарафанчик»
//// стр. 37
На участке появилась зеленая травка.
Стебельки травы очень тонкие, легко
гнутся и ломаются.
Одуванчик травянистое растение. У
одуванчика есть стебель, лист и цветок.
Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у
одуванчика желтого цвета. На месте цветка
появляются пушинки семена одуванчика.
На семена одуванчика можно подуть, и они
разлетятся в разные стороны.
Появились первоцветы (матьимачеха).
Появились всходы на клумбах.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Формировать понятия
о том, что для жизни на
Земле нужно солнце.
Показать, что весной
солнце
светит
пригревает землю.
и
Небо.
Показать особенности
весеннего неба.
Светит солнце, на крышах появились
сосульки. Сосульки красиво блестят на
солнце.
Солнце светит ярче, стало теплее.
Солнце светит – тает снег, бегут ручьи.
Солнышко то появляется изза тучки, то
прячется.
Солнце пригрело землю появились
растения и насекомые. Все рады весеннему
солнышку.
Весной небо часто бывает голубым,
безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака.
Облака быстро меняют форму.
Темные тучи на небе к дождю. После
дождя на небе появляется радуга.
Ветер гонит облака по небу.
Дует ветер – деревья качаются, вертушки
крутятся.
Игра «Выложи солнышко из
палочек».
«Закличка солнца», слова нар.,
обр.И. Лазарева и М. Лазарева.
//// стр. 38
Рассказывание потешки «Радуга
дуга».
//// стр. 38
Игра с вертушками
и ленточками.
//// стр. 38
Игра «Солнышко и дождик».
//// стр. 38
41
Ветер.
Дождь.
Продолжать знакомить
с природным явлением
ветром.
Показать, что весенний Идет теплый дождь. дождь может быть
разным.
Снег.
Показать свойства
снега весной.
Вода.
Продолжать знакомить
со свойствами воды.
Песок.
Продолжать знакомить
со свойствами песка.
Идет холодный дождь.
Первая гроза и гром.
Пошел дождь, люди раскрыли зонты.
Появляются лужи. По лужам можно ходить
в резиновых сапогах, тогда ноги не
промокнут.
Лужи пузырятся.
Капли дождя бывают крупные и мелкие.
После дождя все мокрое: крыши домов,
деревья, асфальт и земля.
Весной снег начинает таять.
На крышах появляются сосульки.
На земле белый снег становится серым.
Постепенно весь снег на земле растает.
Вода нагревается на солнце и становится
теплой.
Водой поливают растения на огороде. Воду
пьют птицы из лужи.
Когда вода чистая, она прозрачная. Вода
льется, ее можно переливать из одного
сосуда в другой.
Сухой песок рассыпается.
Из влажного песка можно лепить куличики.
Когда идет дождь песок мокрый.
После мокрого песка руки нужно мыть.
После сухого песка руки можно легко
отряхнуть.
Рисование «Идет дождик».
Рисование «Сосульки длинные и
короткие».
//// стр. 39
Экспериментирование с водой.
//// стр. 39
Экспериментирование с песком.
//// стр. 39
42
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Мои разработки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.