«Мой ровесник в повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика». Разработка урока внеклассного чтения по предмету «Литература» Класс 7
Оценка 4.8

«Мой ровесник в повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика». Разработка урока внеклассного чтения по предмету «Литература» Класс 7

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—8 кл
01.11.2020
«Мой ровесник в повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика». Разработка урока внеклассного чтения по предмету «Литература» Класс 7
Урок внеклассного чтения по книге А.П.Гайдара для 7 класса.
на конкурс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 г.Вельска»

 

 

 

 

 

«Мой ровесник в повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика».

Разработка урока внеклассного чтения по предмету «Литература»

Класс 7

 

 

Жданова Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №4 г.Вельска»

8(921)4956632

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

Аннотация

Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода

Используемые

Методы

Приёмы

Проблемное обучение

 

Приём проблемной ситуации

«Незаконченные предложения»

Игровая технология

 

Викторина

РКМ

кластер

 

Технология организации работы в группе 

 

 

Рефлексия

 

«Микрофон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Мой ровесник в повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика».

Цель урока:

дать характеристику образа главного героя повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика».

Задачи:

1.Обобщить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя.

2.Проверить знание текста прочитанного произведения, отрабатывать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения.

3.Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

4.Развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героя, обобщать, делать выводы.

5.Воспитывать общечеловеческие ценности, читательский интерес к творчеству писателя.

Предварительная работа

1.Обучающиеся читают самостоятельно повесть А.П.Гайдара «Судьба барабанщика».

2.Перед проведением урока проводится анкетирование обучающихся «Незаконченные предложения»

А) А.П.Гайдар – это…

Б) Я читал(а) его произведения…

В) Повесть «Судьба барабанщика» …

Оборудование

Портрет А.П.Гайдара, вопросы, выставка книг писателя.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Введение в тему. Объявление темы и целей урока.

Наш урок мы посвящаем писателю, про которого сегодня говорят так:

- это советский писатель;

- это писатель, который написал много интересных произведений о детях;

- это детский писатель, он не только писал о детях, но и сам любил детей;

- это отличный писатель, пишет незамысловато и понятно (высказывания взяты из анкет детей).

А я бы ещё добавила:

- это писатель, которого хорошо знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, потому что когда они были мальчишками и девчонками, то читали и зачитывались его повестями и рассказами.

О ком идёт речь? (Портрет писателя)

 Для какого возраста написаны произведения А.П.Гайдара?

Сам писатель говорил: «Я пишу для юношества. Лучший мой читатель - 10-15 лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его».

Сегодня на уроке мы будем говорить и о самом писателе, и о его творчестве.

Тема урока – «Мой ровесник в повести А.П.Гайдара …». Как можно ее дополнить? Сформулируйте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы вспомним…

Мы узнаем…

Мы поразмышляем..

3.Актуализация знаний о жизни и творчестве А.П.Гайдара.

- Если бы вам предложили составить биографическую справку о писателе, о чём бы вы там написали?

(Дети называют этапы жизни писателя и сведения из биографии и творчества. Дополняет учитель. На доске появляются таблички с этапами жизни писателя)

Приложение 1.

Детство. (Будущий писатель родился 22 января 1904 года в г.Льгове Курской области в семье сельских учителей. Детство прошло в Арзамасе. Пётр Исидорович и Наталия Аркадьевна любили свою профессию, в свободные от занятий вечера изучали французский и немецкий языки. Отец увлекался пасекой, огородом. Мастерил табуретки, полочки для книг. В семье было много книг. Их чтением увлекался Аркадий).

Учеба. (В 8 лет поступил в частную школу, в 10 - в реальное училище, где получил хорошие знания. В эти годы начал сочинять стихи. С друзьями участвовал в сценических представлениях по произведениям Гоголя, Островского).

Служба в Красной Армии. («В Красную Армию вступил в Арзамасе в декабре 1918 года. В 1919 году участвовал всё лето в боях против атаманов на Украине. 23 августа назначен командиром 6-й роты полка Ударной бригады, в составе которой принял жесточайшие бои за оборону Киева от атамана Петлюры», - писал Голиков в автобиографии. В 15 лет он командовал ротой, в 17 – полком по борьбе с бандитизмом. Аркадий Голиков любил Красную Армию и мечтал всю жизнь остаться в её рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было всего 20 лет, когда его уволили из рядов Красной Армии в запас).

Литературная деятельность. (Аркадий Петрович впоследствии писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно всё начиналось да продолжалось». Так вошёл Гайдар в литературу). Выставка книг писателя.

Литературный псевдоним. (Гайдар—это псевдоним писателя. Настоящая его фамилия Голиков. Существуют несколько версий, объясняющих происхождение псевдонима:

-Гайдар в переводе с монгольского означает «всадник, скачущий впереди». Якобы, узнав об этом Аркадий Петрович и решил взять себе такой красивый и звучный псевдоним.

-Близкий друг Гайдара, известный журналист Б.Г.Закс, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1946 году, дает другое происхождение псевдонима: «В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает «начальник Голиков».

Степи у Минусинска—это Хакасия. В 1966 году Б.Н Камов, биограф Гайдара, побывал в тех краях и опросил местных жителей.

— Могло ли в хакасском языке существовать выражение «Гайдар Голиков»?

— Могло, — ответили мне, — только по-нашему не «Гайдар», а «хайдар». <…> «Хайдар» по-хакасски «куда, в какую сторону».

Сам писатель якобы узнал о значении «хайдар» уже после того, как выбрал его в качестве псевдонима.

-Сам составил себе псевдоним. Г- первая буква его настоящей фамилии, АЙ – первая и последняя буква имени, Д – по-французски (увлекался французским языком) значит «из», АР – первые буквы города Арзамаса, где Гайдар провёл детство и юность. Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался — Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним).

Великая Отечественная война и Гайдар. первых дней войны главной заботой Гайдара было – попасть на фронт. Он ходил по военкоматам, но в строй его не брали – по состоянию здоровья.

Вскоре ему удалось добиться, чтобы его направили на юго-западный фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». С фронта писатель прислал несколько блестящих очерков, вселяющих в людей мужество и веру в победу. После кровопролитных боёв советские войска оставили Киев. Вместо того чтобы уйти назад в Москву с каким-нибудь штабом, Гайдар остался, примкнув к партизанскому отряду.

Осенью 1941 года партизанский отряд попал в засаду. Прикрывая отход своих товарищей, Аркадий Петрович Гайдар погиб. Он погиб у железнодорожной насыпи близ украинской деревни Леплявы. После войны прах Гайдара был похоронен в Каневе, в парке над Днепром.

Константин Паустовский писал: «Он умер изрешечённый фашистскими пулями, умер, защищая свою родную милую страну. Он жил замечательным писателем и необыкновенным человеком и умер героем»).

4.Литературная викторина

Сейчас я предлагаю вам проверить себя, насколько вы были внимательными читателями, знаете ли вы содержание повести «Судьба барабанщика», ведь без знания текста произведения невозможно его анализировать, дать характеристику героям и понять позицию автора. (У каждого учащегося на столе лежит карточка с вопросом. Дети читают вопрос и отвечают на него).

Приложение 2.

5.Работа в группах по теме урока.

Главный герой повести «Судьба барабанщика» – ваш ровесник, Серёжа Щербачёв, обыкновенный мальчишка, совершающий разные поступки, пытающийся разобраться в себе и окружающих людях, мечтающий жить, как все, честно, по совести. (Составление кластера). В центре мы помещаем главного героя.

Определите, что нам поможет понять характер героя, раскрыть его образ, какие составляющие. Семья, поступки героя, его окружение, друзья.

Приложение 3.

Группы готовят выступления по своим направлениям.

 1 группа работает по направлению «Семья».

Карточка 1.

1.В какой семье воспитывался мальчик?

2. Чему научил его отец?

3.Почему Сергей остался один?

2 группа работает по направлению «Друзья – мнимые и настоящие».

Карточка 2.

1.Кто такой настоящий друг?

2.Были ли у Сергея настоящие друзья?

3.Можно ли Юрку и его компанию назвать настоящими друзьями?

3 группа работает по направлению «Поступки»

Карточка 3.

1.С какими проблемами столкнулся главный герой? Какие трудности пришлось ему пережить?

2.Какие поступки совершает Сергей?

3. Что помогает Серёже выстоять и после многих ошибок найти в себе силы и мужество, чтобы доказать, что он честный, добрый, отзывчивый мальчик?

6.Выступления групп.

7.Рефлексия.

Мы сейчас живем в другое время. Изменились идеалы, сама жизнь, но книги Гайдара не устарели, потому что герои его книг – такие же ребята, как и вы, внешне ничем не примечательные, совершающие ошибки, которые им удается преодолеть, благодаря своему внутреннему миру, благородному сердцу. 

Приём «Микрофон»

Повесть А.П.Гайдара «Судьба барабанщика» меня научила…

Ответы ребят:

- Каждый может совершить ошибку, но нужно обладать смелостью и мужеством, чтобы признать ее и исправить.

- Зло может принять любые обличия, надо уметь распознавать его, противостоять ему, быть внимательным, осторожным, не таким доверчивым.

-Научила разбираться, кто твой настоящий друг, а кто нет.

-Безвыходных ситуаций не бывает. Только надо не сдаваться, бороться с трудностями, знать, что рядом с тобой родные, друзья, которые протянут руку помощи.

-Каждый в этой жизни совершает свой выбор, и зависит он от тех нравственных качеств, которые в детстве в тебя заложили родители.

- Книга учит поступать честно, по справедливости, учит дружить, любить родину, заботится о других.

 

Литература

1.     Скепнер Л.С. Методические рекомендации к программе по литературе (региональный компонент). Изд-во «Родина Ломоносова»,Архангельск,1994.

2.     Гайдар А.П. Повести. Рассказы. Изд-во «Книги «Искателя», 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Детство.

 

Учеба.

 

Служба в Красной Армии.

 

Литературная деятельность.

 

Литературный псевдоним.

 

Великая Отечественная война и Гайдар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Викторина по повести А.П.Гайдара «Судьба барабанщика»

1.Как зовут главного героя книги?

2.Какую должность занимал отец Сережи?
3.Почему Серёжа остался дома один?

4.Сколько денег оставила Валентина Серёже?
5.Почему исправным фотоаппаратом нельзя было пользоваться?
6.На что потратил Сергей последние деньги?

7.Что было в запертом ящике стола?

8.Где Сергей ещё денег взял?
9.Почему Сергей перестал запирать дверь в квартиру?

10.Кого застал Сергей в квартире?

11.С кем пришёл дядя вечером?

12.Что было в грелке, которую носил Сергей в поезде от дяди к старику Якову и обратно?
13.В какой город приехал Сергей с дядей?
14.Куда предлагал дядя отправить Сергея?

15.Как звали мальчика, с которым дядя предложил познакомиться Сергею?

 16.Почему Слава не бегал с другими мальчишками?

17.Почему Серёжа постригся наголо?

18.Что Слава подарил Серёже?

19.Куда уезжал Славка?
20.Что случилось со Славкиным отцом?

21.Чей телефон был в газете под объявлением о розыске Сергея?
22.Что сделал Сергей, чтобы его не заподозрили в пропаже пистолета?

23.Как Сергей понял, что дядя хочет его убить?

24.Что сделал Сергей, чтобы задержать дядю и Якова? 
25.Какой сюрприз ждал Сергея, когда он пришёл в себя после ранения?

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

                                           Серёжа Щербачёв

 

 

Семья                       Друзья-                                  Поступки

                         мнимые и настоящие


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 г

Аннотация Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода

Аннотация Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода

Тема: «Мой ровесник в повести

Тема: «Мой ровесник в повести

А я бы ещё добавила: - это писатель, которого хорошо знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, потому что когда они были мальчишками и…

А я бы ещё добавила: - это писатель, которого хорошо знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, потому что когда они были мальчишками и…

Гоголя, Островского). Служба в

Гоголя, Островского). Служба в

Сам составил себе псевдоним. Г- первая буква его настоящей фамилии,

Сам составил себе псевдоним. Г- первая буква его настоящей фамилии,

Определите, что нам поможет понять характер героя, раскрыть его образ, какие составляющие

Определите, что нам поможет понять характер героя, раскрыть его образ, какие составляющие

Каждый может совершить ошибку, но нужно обладать смелостью и мужеством, чтобы признать ее и исправить

Каждый может совершить ошибку, но нужно обладать смелостью и мужеством, чтобы признать ее и исправить

Приложение 1. Детство

Приложение 1. Детство

Приложение 2. Викторина по повести

Приложение 2. Викторина по повести

Приложение 3.

Приложение 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020