Представлена статья на тему Молодежная научно-социальная программа
«Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития
Основной задачей программы является поддержка интеллектуального творчества молодежи, организация сотрудничества исследователей и ученых разных поколений, эффективное вовлечение молодых людей в сферу инженерного творчества, создание специальных условий в стенах МГТУ им.Н.Э. Баумана для воспитания профессионально ориентированной, склонной к научной работе интеллектуальной молодежиДополнительно программа «Шаг в будущее, Москва» является действенной формой высококачественной довузовской подготовки школьников и широким полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу
Чихачёва Надежда Юрьевна
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №1 г.Покров,
Петушинский район,
Владимирская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Молодежная научносоциальная программа
«Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития
олимпиады
Всероссийской
С 1998г. в Московском государственном техническом университете им.
Н.Э. Баумана работает раздел «Шаг в будущее, Москва» Российской научно
социальной программы для молодежи и школьников « Шаг в будущее»,
организаторами которого являются Правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э.
Баумана, Департамент образования г. Москвы. С 2009г. программе придан
статус
школьников.
Основной задачей программы является поддержка интеллектуального
творчества молодежи, организация сотрудничества исследователей и ученых
разных поколений, эффективное вовлечение молодых людей в сферу
инженерного творчества, создание специальных условий в стенах МГТУ
им.Н.Э. Баумана для воспитания профессионально ориентированной,
склонной к научной работе
интеллектуальной молодежи.
В ежегодных головных конференциях молодых исследователей МГТУ
им. Н.Э. Баумана участвуют 450 учебных заведений г. Москвы , 169 учебных
заведений Московской области и более 10 учебных заведений других
регионов.
В настоящее время при активной поддержке ОреховоЗуевских
филиалов ИНЭП, РОСНОУ, и МГТУ «МАМИ» программа «Шаг в будущее,
Москва» интенсивно развивается через систему ежегодных региональных
научных форумов « Шаг в будущее, ОреховоЗуевский район», « Шаг в
будущее, Петушинский район», « Шаг в будущее, Покров» и др., которые
служат подготовительным этапом для головных конференций в МГТУ им.
Н.Э.
Баумана.
Используя официальные сборники аннотаций, сборники лучших работ и
программы, проанализируем количество участников по секциям головных
конференций «Шаг в будущее, Москва» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. За объект
анализа примем конференции устойчивого периода развития программы 2002
2005г.г., а также 2008г. Статистические результаты приведены в таблице 1 .
1Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
наибольшее количество участников наблюдается в секциях « Информатика,
системы управления и безопасности» и «Машиностроительные технологии»,
что связано с популярностью и востребованностью соответствующих
специальностей; минимальное количество участников наблюдается в секции
«Фундаментальные науки », что связано как с традиционными трудностями
освоения данных предметов в школе, а также сложностью подготовки
соответствующих научно исследовательских работ учащимися МОУ
муниципальных образовательных учреждений ( школ, гимназий и лицеев ).
Таблица1. Статистический анализ количества участников конференций
молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».
№ Секция конференции
2002г 2003г 2004г 2005г 2008 20013г
6
12
17
22
13
13
55
66
82
85
57
80
94
10
11
10
128
156
133
158 346
26
12
17
20
22
15
24
25
30
14
23
30
27
17
23
37
85
87
78
152
для
Образовательные
реабилитационные
технологии
инвалидов
Машиностраительные
технологии
Информатика, системы
управления
и
безопасности
1
2
3
4 Радиоэлектроника
5 Биомедицинская
техника
Специальное
машиностроение
6
7 Энергетика и экология 20
8
Робототехника,
комплексная
автоматизация
механика
14
и
13
21
18
22
152
9 Инжинерный бизнес и
менеджмент
Фундаментальные
науки(фундаментальная
и
прикладная
математика,
техническая физика)
10
15
19
19
22
35
144
8
10
19
13
13
163
11 Конструкторская
секция(введена с 2004г.)
19
38
44
41
2требуют
физикоматематического
Следует отметить, что большинство специальностей современной Высшей
школы базируется на достижениях фундаментальных наук, и в первую
очередь, физики и математики. Кроме того, большинство научных работ
учащихся МОУ по секциям конференций «Шаг в будущее, Москва»
аналогично
аппарата.
Таким образом, для повышения эффективности инновационного
учебного процесса в МОУ разного статуса, а также для качественно
количественного роста научных работ учащихся по циклу физико
математических дисциплин необходима разработка системы организационных
методик, включая соответствующую подготовку научных руководителей,
которыми должны быть учителя, а не преподаватели и сотрудники ВУЗов [3].
В качестве перспектив развития программы «Шаг в будущее, Москва»
следует отметить: широкое привлечение к участию на региональном и
межрегиональном уровне филиалов государственных и негосударственных
ВУЗов;
научнометодическое обобщение учителями МОУ опыта
исследовательской работы с учащимися в виде подготовки и защиты первыми
соответствующих диссертационных работ, существенно обогащающих
педагогическую теорию и практику в условиях приоритетных национальных
проектов «Образование», «Наша новая школа», «Селигер», «Сколково»
максимальное использование в качестве научной тематики работ учащимися
МОУ проблематики местных промышленных предприятий, организаций и
учреждений различной формы собственности и сферы деятельности [2].
Обобщая многолетний опыт работы МОУ г. Москва ,Московской
области, Петушинского района и г. Покрова Владимирской области по
программе «Шаг в будущее, Москва» можно отметить следующие элементы
эффективности:
учебе;
повышение
повышение роли ученического самоуправления через функционирование
научного
МОУ;
учащихся;
формирований
более тесное соединение интересов МОУ, семьи и общества;
более широкие возможности для решения воспитательных задач.
Таким образом, мониторинг участников головных конференций МГТУ им.
Баумана позволяет сделать однозначный вывод о уровне физико
математического образования в школах г. Москвы и московской области, а
также наметить систему мер улучшения существующего критического
положения. Подводя общие итоги, одними из таких кардинальных мер будут
являться принятые недавно Министерством образования и науки РФ
«Программа совершенствования физико математического образования в
школе» и «Федеральная программа реорганизанизации педагогического
образования в России на 2014 2020 годы» в целом.
заинтересованности
общества
компетенций
учащихся
детей
в
3Дополнительно программа «Шаг в будущее, Москва» является действенной
формой высококачественной довузовской подготовки школьников и широким
полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу. Целям
совершенствования инновационной деятельности по направлению
«организация науки в школе» в рамках приоритетных национальных проектов
будет служить открытый в 2009г. ОреховоЗуевский молодежный научный
центр МГТУ им. Н.Э. Баумана (научный руководительакадемик РАН А.И.
Леонтьев).
рег.
Библиографический
список.
1.Сборники аннотаций научно –исследовательских работ участников
конференций молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».М: МГТУ
им.
Н,Э,Баумана,200220013г.г.
2. Чихачева Н.Ю. Научные основы и физические принципы «систем
искусственного технологического интеллекта « Электронный сборник трудов
Первой всероссийской конференции молодых ученых «Будущее
машиностроения России». Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2527 ноября
2008г., ФГУП НТЦ «Информцентр» РФ,
№0320802311.
3. Чихачева Н.Ю. Статистический анализ участников научных конференций
молодых исследователей «Шаг в будущее»//Материалы всероссийской
научной конференции « Наука школе: новые тенденции в образовании».
Москва , МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 октября 2010г. Электронный сборник
трудов:
ru.
4.Российская научносоциальная программа для молодежи и школьников
"Шаг в будущее" http:// www. stepintothefuture.ru
www.
school.
awse.
http:
//
4