Молодежная научно-социальная программа «Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития

  • Лекции
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Молодежная научно-социальная программа «Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития Основной задачей программы является поддержка интеллектуального творчества молодежи, организация сотрудничества исследователей и ученых разных поколений, эффективное вовлечение молодых людей в сферу инженерного творчества, создание специальных условий в стенах МГТУ им.Н.Э. Баумана для воспитания профессионально ориентированной, склонной к научной работе интеллектуальной молодежиДополнительно программа «Шаг в будущее, Москва» является действенной формой высококачественной довузовской подготовки школьников и широким полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу
Иконка файла материала СТАТЬИ.docx
Чихачёва Надежда Юрьевна учитель физики и математики высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ №1 г.Покров, Петушинский район, Владимирская область Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Молодежная научно­социальная программа «Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития   олимпиады     Всероссийской     С   1998г.   в   Московском   государственном   техническом   университете   им. Н.Э. Баумана работает раздел «Шаг в будущее, Москва» Российской научно­ социальной   программы   для   молодежи   и   школьников   «   Шаг   в   будущее», организаторами которого   являются Правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Департамент образования г. Москвы. С 2009г. программе придан статус школьников.            Основной   задачей программы является поддержка интеллектуального творчества молодежи, организация сотрудничества исследователей и ученых разных   поколений,   эффективное   вовлечение   молодых   людей   в   сферу инженерного   творчества,   создание   специальных   условий   в   стенах   МГТУ им.Н.Э.   Баумана   для   воспитания   профессионально   ориентированной, склонной   к   научной   работе   интеллектуальной   молодежи.            В ежегодных головных конференциях молодых исследователей МГТУ им. Н.Э. Баумана участвуют 450 учебных заведений г. Москвы , 169 учебных заведений   Московской   области   и   более   10   учебных   заведений   других регионов.  В   настоящее   время   при   активной   поддержке   Орехово­Зуевских      филиалов ИНЭП, РОСНОУ, и МГТУ «МАМИ» программа «Шаг в будущее, Москва»   интенсивно   развивается   через   систему   ежегодных   региональных научных   форумов   «   Шаг   в   будущее,   Орехово­Зуевский   район»,   «   Шаг   в будущее, Петушинский район», « Шаг в будущее, Покров» и др., которые служат подготовительным этапом для головных конференций в МГТУ им. Н.Э. Баумана.          Используя официальные сборники аннотаций, сборники лучших работ и программы,   проанализируем   количество   участников   по   секциям   головных конференций «Шаг в будущее, Москва» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. За объект анализа примем конференции устойчивого периода развития программы 2002­ 2005г.г., а также 2008г. Статистические результаты приведены в таблице 1 .        1Анализ   полученных   результатов   позволяет   сделать   следующие   выводы: наибольшее количество участников наблюдается в секциях « Информатика, системы управления и безопасности» и «Машиностроительные технологии»,  что   связано   с   популярностью   и   востребованностью   соответствующих специальностей; минимальное количество участников   наблюдается в секции «Фундаментальные науки », что связано как с традиционными трудностями освоения   данных   предметов   в   школе,   а   также   сложностью   подготовки соответствующих   научно­   исследовательских   работ   учащимися   МОУ­ муниципальных образовательных учреждений ( школ, гимназий и лицеев ). Таблица1.   Статистический анализ количества участников конференций молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».   № Секция конференции 2002г 2003г 2004г 2005г 2008 20013г 6 12 17 22 13 13 55 66 82 85 57 80 94 10 11 10 128 156 133 158 346 26 12 17 20 22 15 24 25 30 14 23 30 27 17 23 37 85 87 78 152   для Образовательные­ реабилитационные технологии инвалидов Машиностраительные технологии Информатика,   системы управления и безопасности   1 2 3 4 Радиоэлектроника 5 Биомедицинская техника Специальное машиностроение 6 7 Энергетика и экология 20 8 Робототехника, комплексная автоматизация механика   14 и 13 21 18 22 152 9 Инжинерный   бизнес   и менеджмент Фундаментальные науки(фундаментальная и прикладная математика, техническая физика)   10 15 19 19 22 35 144 8 10 19 13 13 163 11 Конструкторская секция(введена с 2004г.) ­ ­ 19 38 44 41 2требуют   физико­математического      Следует отметить, что большинство специальностей современной Высшей школы   базируется   на   достижениях   фундаментальных   наук,   и   в   первую очередь,   физики   и   математики.   Кроме   того,   большинство   научных   работ учащихся   МОУ   по   секциям   конференций   «Шаг   в   будущее,   Москва» аналогично аппарата.       Таким   образом,   для   повышения   эффективности   инновационного учебного   процесса   в   МОУ   разного   статуса,   а   также   для   качественно­ количественного   роста   научных   работ   учащихся   по   циклу   физико­ математических дисциплин необходима разработка системы организационных методик,   включая   соответствующую   подготовку   научных   руководителей, которыми должны быть учителя, а не преподаватели  и сотрудники ВУЗов [3].        В качестве перспектив развития программы «Шаг в будущее, Москва» следует   отметить:   широкое   привлечение   к   участию   на   региональном   и межрегиональном   уровне   филиалов   государственных   и   негосударственных ВУЗов;   научно­методическое   обобщение   учителями   МОУ   опыта исследовательской работы с учащимися в виде подготовки и защиты первыми соответствующих   диссертационных   работ,   существенно   обогащающих педагогическую теорию и практику в условиях приоритетных национальных проектов   «Образование»,   «Наша   новая   школа»,   «Селигер»,   «Сколково» максимальное использование в качестве научной тематики работ учащимися МОУ   проблематики   местных   промышленных   предприятий,   организаций   и учреждений   различной   формы   собственности   и   сферы   деятельности   [2].         Обобщая   многолетний   опыт   работы   МОУ   г.   Москва   ,Московской области,   Петушинского   района   и   г.   Покрова   Владимирской   области   по программе «Шаг в будущее, Москва» можно отметить следующие элементы эффективности: учебе; ­повышение   ­повышение   роли   ученического   самоуправления   через   функционирование научного МОУ; учащихся; ­формирований ­   более   тесное   соединение   интересов   МОУ,   семьи   и   общества; ­   более   широкие   возможности   для   решения   воспитательных   задач.      Таким образом, мониторинг участников головных конференций МГТУ им. Баумана   позволяет   сделать   однозначный   вывод   о   уровне   физико   ­ математического образования в школах г. Москвы и московской области, а также   наметить   систему   мер   улучшения   существующего   критического положения. Подводя общие итоги, одними из таких кардинальных мер будут являться   принятые   недавно   Министерством   образования   и   науки   РФ «Программа   совершенствования   физико   ­   математического   образования   в школе»   и   «Федеральная   программа   реорганизанизации   педагогического образования   в   России   на   2014   ­   2020   годы»   в   целом.    заинтересованности общества   компетенций учащихся       детей в       3Дополнительно программа «Шаг в будущее, Москва» является действенной формой высококачественной довузовской подготовки школьников и широким полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу. Целям совершенствования   инновационной   деятельности   по   направлению «организация науки в школе» в рамках приоритетных национальных проектов  будет служить открытый в 2009г. Орехово­Зуевский молодежный   научный центр МГТУ им. Н.Э. Баумана (научный руководитель­академик РАН А.И. Леонтьев).           рег. Библиографический           список. 1.Сборники   аннотаций   научно   –исследовательских   работ   участников конференций молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».­М: МГТУ им. Н,Э,Баумана,2002­20013г.г. 2.   Чихачева   Н.Ю.   Научные   основы   и   физические   принципы   «систем искусственного  технологического интеллекта « Электронный сборник трудов Первой   всероссийской   конференции   молодых   ученых   «Будущее машиностроения   России».   Москва,   МГТУ   им.   Н.Э.Баумана,   25­27   ноября 2008г.,    ФГУП   НТЦ   «Информцентр»   РФ,   №0320802311. 3. Чихачева Н.Ю.  Статистический анализ  участников  научных конференций молодых   исследователей   «Шаг   в   будущее»//Материалы   всероссийской  научной   конференции   «   Наука­   школе:   новые   тенденции   в   образовании». Москва , МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 октября 2010г. Электронный сборник трудов: ru. 4.Российская   научно­социальная   программа   для   молодежи   и   школьников "Шаг в будущее" http:// www. step­into­the­future.ru   www.   school.   awse.     http:   // 4