Моря и острова.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами. – Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности морей, должны уметь находить и показывать по карте моря, острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова. Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте. Различать и уметь находить и показывать на карте острова и полуострова. Максимум: уметь классифицировать моря по разным свойствам, знакомство с обитателями морей. Знать, что такое рифы.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur35_36.doc
Окружающий мир (2­й класс). Урок 35. Тема: Моря и острова. Цели:  – Ознакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.   – Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности морей, должны уметь находить и показывать по карте моря, острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова. Минимакс:  к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте. Различать и уметь находить и показывать на карте острова и полуострова. Максимум:  уметь классифицировать моря по разным свойствам, знакомство с обитателями морей. Знать, что такое рифы. Оборудование:  макет из пластилина из проекта «Моя страна» (начат на уроке «Что изображают на карте»), плакаты «Моря», «Полуострова и острова» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса». © ООО «Баласс», 2012Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 3  4  3  4 – Добавьте к перечисленным понятиям недостающие. Объясните ваш выбор. Равнины  Океаны  Реки  Горы  Озёра –  На какие группы их можно разбить? (Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.) – Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.) –  Сегодня мы продолжаем  разговор  о географических  объектах. Попробуем отнести новые объекты к выделенным вами группам. –  Лена   с   Мишей   придумали   игру:   назови   географические   объекты   одним словом, объясни, что это такое, и разбей их на группы. Лена быстро справилась с заданиями, а Миша долго размышлял. Их ответы лежат в конвертах. Наверное, вы   теперь   хорошо   разбираетесь   в   географических   объектах   и   сможете определить, нет ли в ответах Миши или Лены ошибки. Хотите ли вы поиграть с ними и проверить их ответы? При выполнении заданий вам поможет карта. Дети получают конверты с заданиями. Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка, Ганг. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие _____________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________ © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Ответ Лены: 1. Общее название: реки. 2. Река – это водоём. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах. Впадают в океаны. 3. Я предлагаю выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по Азии, а Амазонка – по Южной Америке. Ответ группы: 2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон  местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки  в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная. 3. Лена при объяснении причины выделения групп ошиблась. Нужно было  указывать либо часть света, либо материки (Лена их смешивает). Мы тоже  предлагаем выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки  текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке. Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп  _________________ Ответ Миши. 1. Это океаны. 2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они  омывают материки. 3. Я предлагаю выделить в первую группу: Северный Ледовитый и Индийский, а во вторую – Тихий, т.к. первые омывают Евразию, а Тихий – Южную и  © ООО «Баласс», 2012Северную Америку. Ответы групп:  Мы считаем, что группы Мишей указаны неверно. Тихий океан тоже омывает Евразию. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку. Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор. Первая группа: Индийский, Тихий. Вторая группа – Северный Ледовитый. –  Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте выполнить задания сами.   Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________ Группы начинают выполнять задание. 1. Мы считаем, что это моря. 2. Что такое море?  Ответы могут быть самыми разными. –  Ребята,   почему   столько   много   разных   версий   возникло?   (Мы   ещё   не разбирали, что такое море). – Можно ли разбить моря на группы?  Ответы детей. Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан. © ООО «Баласс», 20121. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. – Объясни, что обозначает это понятие. – Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы? – Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок? Тема урока: Моря. Острова и другие части суши. План (примерный). 3  3 – На какие вопросы нам нужно ответить? 1. Относится к суше или к воде. 2. Где располагаются? 3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан. 4. В чём особенность данного объекта? 5. Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить, солёная или пресная  вода находится в них. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? ΙΙ . Совместное  ΙΙ. Совместное  открытие знаний.  1 4 3 3 4 3 1  3  7  3  4  3 1. Работа по учебнику. – Попробуйте описать эти части суши. (Острова и неизвестная нам часть  относятся к суше.) – Верно. Найдите определение на с. 120. (Острова – это части суши,  окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.) Коммуникативные УУ Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  © ООО «Баласс», 2012– Скажите, как взаимодействует с сушей вода? (Она размывает берега, уносит с  собой камни, песок.) 2. Работа с плакатом из набора наглядных пособий. – А как, вы думаете, образовались полуострова? (Если посмотреть на  полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют  возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а  высокие остаются.) соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. – А что бы произошло, если бы уровень моря понизился? (Полуостров  превратился бы в остров.) – Предположите, что произойдёт со временем с участком суши (нижний левый  рисунок). (Мы считаем, что со временем вода размоет узкое место,  связывающее полуостров с материком, и вместо него образуется остров.) – Вспомните, ребята, как образуются вулканы. (Внутренняя сила поднимает с  огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая  магма…) – А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться?  Посмотрите на среднюю иллюстрацию на с. 123. (Мы думаем, что на этом месте возникнет остров.) – Какие острова образуются из потухших подводных вулканов? Где их можно  найти на карте? – Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами?  Предположения детей. – Тогда откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения  островов. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2012– Поработаем с помощью плаката «Полуострова и острова» (из комплекта  наглядных пособий для 2­го класса). – Где встречаются коралловые острова? Из чего они состоят? (В жарком поясе.  Состоят из известковых домиков.) – Ребята, скажите, случайными ли были вопросы Миши и Лены, связаны ли они  с морями? (Лена и Миша рассматривали реки и океаны. Мы считаем, что и реки, и океаны связаны с морями.)   – Давайте попробуем ответить на поставленные нами вопросы. (Многие реки  впадают в моря, а моря являются частью океана.) – Что мы знаем о воде в реках и океанах? (В реках находится пресная вода. А в  океанах – солёная.) – Какая же вода в морях? (Наверное, пресная вода из рек смешивается с  солёной из океана. Поэтому вода в море солёная.) – К какому выводу вы пришли? (В море вода солёная.) – Можете ли объяснить свой вывод? (Нет.) – Мне кажется, что вам поможет схема на с. 122. – Можно ли пить морскую воду?  – Давайте наш вывод запишем на доске. На какой вопрос мы ещё не ответили?  (С какими объектами связаны моря?) – Что вы установили? (Мы считаем, что моря связаны с реками и океанами.) 3. Работа с картой. –  Этот  вывод  тоже  помещаем  на  доску.  Чем  нужно  воспользоваться,  чтобы ответить на второй вопрос? – Нужно заглянуть в карту. © ООО «Баласс», 2012Дети изучают карту Евразии и приходят к такому выводу. Некоторые   моря   омывают   материк   и   являются   продолжением   океана: Охотское,   Баренцево,   Северное   моря.   Они   отделены   друг   от   друга полуостровами. Другие имеют небольшое сообщение с океаном, но большая их часть ушла глубоко в материк: Средиземное море, Балтийское море, Японское море, Красное море. Третьи находятся внутри материка – это большие озёра. – Подтвердит ли наш вывод сказка? Откройте с. 121 и послушайте.  Учитель   рассказывает   сказку   про   Дракошу­Водохлёба,   дети рассматривают   иллюстрации   или   учитель   беседует   с   учениками, использует иллюстрации. – А зачем нужно было людям придумывать названия морям? – Какой вопрос возникает у вас? (Почему эти водоёмы названы морями?) – Этот вопрос помещаем на наш стенд. На какой вопрос мы ещё не ответили? (Мы не ответили на вопрос: в чём особенность данного объекта?) 4. Демонстрация опыта на с. 122.  – Какой вывод можно сделать? Давайте запишем его на доске.  Вода в океанах и морях находится на одном уровне. – Можно ли сказать, что вода в реке или озере находится на той же отметке? (Река течёт по наклонной плоскости, озеро может находиться на любой высоте относительно уровня океана. Это зависит от того, где располагается место, в котором находится озеро.) – Представим, что перед нами океан. Где будут находиться моря? (Мы думаем, © ООО «Баласс», 2012что ближе к суше будут находиться моря.) –  Что   происходит   с   водой   в   океане?   Она   неподвижна   или   нет?   (Нет,   вода находится в постоянном движении.) –  Как   действует   морская   вода   на   сушу?   Где   больше   всего   опасностей подстерегает   моряков   в   морях   или   океанах?   (Мы   считаем,   что   на   сушу обрушиваются большие волны. Вода, наверное, разрушает поверхность суши, она может полуостров отделить от суши и превратить его в остров. Наверное, морякам из­за волн и небольшой глубины опаснее плавать по морям.) – Просмотрите учебник на с. 121–122 и проверьте наши выводы. Что ещё нового вы нашли в учебнике? Дети читают и делают выводы. – Вернёмся к заданиям Миши и Лены. Сможем ли мы их теперь выполнить? Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие. __________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп. ___________ Примерные ответы 1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря.  2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши. 3. Дети предлагают свои варианты классификации. © ООО «Баласс», 2012Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан. 1. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. Объясните, что обозначает это понятие. Ответы детей: – Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова. Острова – это участки суши, окружённые водой. Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой. Максимум. – А Миша предложил такую классификацию: Первая   группа:   Средиземное.   Вторая   группа:   Баренцево.   Третья   группа: Каспийское море. Подберите в данные группы другие моря. (Мы думаем, что к Средиземному морю нужно добавить Красное, Балтийское. Они глубоко заходят внутрь суши, но связаны с океаном. К   Баренцеву   нужно   добавить   море   Лаптевых   или   Берингово.   Они   омывают материк и являются окончанием океанов. Каспийское море отрезано от океана, на него похоже Аральское море.) – Что мы с вами делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2012.ΙΙΙ Самостоятельное применение знаний. Работа в Рабочей тетради.   1  4  2 – Выполните задания в Рабочей тетради: 1­й вариант – задания 1 и 5, 2­й  вариант – задания 3 и 4.  – Попробуем продолжить заполнять таблицу по образцу на с. 120. Поиграем в  лото. Первая команда отвечает за моря, вторая – за острова, третья – за  полуострова. Ведущий достаёт названия частей света.  1. Европа.  2. Африка. 3. Азия. 4. Америка. 5. Австралия. Нужная команда отзывается, рассказывает о своих объектах. Остальные  команды заполняют таблицу, используя рассказ группы. V.Ι  Итог урока. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? © ООО «Баласс», 2012– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? По усмотрению учителя. V. Домашнее  задание. Деятельность учеников: –  уметь показывать моря: Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте. Различать и уметь находить и показывать на карте острова и полуострова. Сказка о Дракоше­Водохлёбе Жил­был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил всё, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша­Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.  Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша­Водохлёб уж не только пресные, но и солёные озёра выпил. Нет нам больше жизни!» Подумал лев и сказал: «Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, её количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится». © ООО «Баласс», 2012Так звери и сделали. Они сказали Дракоше­Водохлёбу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в своё удовольствие». Дракоша и пошёл к морю. Пил он пил, пил, пил, пил... а вода всё не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлёбу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из­за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо! Энциклопедическая справка  «Полуострова1 – части суши, вдающиеся в море или озеро, с трёх сторон окружённые водой. Самый большой полуостров – Аравия.  Острова – небольшие по сравнению с материками участки суши, окружённые со всех сторон водой. Размеры островов различны. Площадь самого большого острова – Гренландии – 2,2 млн кв. км. По происхождению острова делятся на три группы: материковые, вулканические и коралловые. Материковые острова – участки суши, когда­то составляющие одно целое с материками, но отделившиеся от них вследствие опускания суши. Эти острова расположены на подводном основании материков. Среди материковых островов много больших, например Гренландия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Великобритания, Новая Земля. Вулканические   острова   –   острова,   возникшие   в   результате   вулканических   извержений   на  дне   океанов   и  морей.   Вулканические   острова невелики, иногда поднимаются с больших глубин на значительную высоту над водой и отличаются характерной формой, напоминающей форму   вулкана;   встречаются   группами   –   рядами,   образуя   как   бы   цепи   гор.   Особенно   много   вулканических   островов   в   Тихом   океане (Курильские, Гавайские и др.). Коралловые   острова  –   острова,   образованные   постройками   коралловых   полипов.   Коралловые   полипы   живут   большими   скоплениями   на глубине не более 50 м. Прикрепляясь к твёрдому дну моря, постройки коралловых полипов нарастают вверх, распространяются в ширину, образуют вытянутые в длину рифы и небольшие низменные острова кольцеобразной формы с лагуной внутри – атоллы. Коралловые полипы могут жить в океанической воде с температурой не ниже +200С, поэтому коралловые острова встречаются только в морях жаркого пояса, между 300 с.ш. и 300 ю.ш. Процесс образования островов показан на с. 123. «Море2 – часть океана, более или менее отделённая от него сушей. Моря делятся на внутренние и окраинные (краевые). Внутренние моря глубоко вдаются в сушу, лежат внутри материков, соединяясь с океанами и между собой проливами, например, Средиземное и Балтийское. 1 Агапов С.В. и др. Географический словарь. – М.: Просвещение, 1968. – С. 44–45, 92–93, 109, 143, 155. 2 Агапов С.В. и др. Географический словарь. – М.: Просвещение, 1968. – С. 119–120, 163. © ООО «Баласс», 2012Вода во внутренних морях отличается от воды океана по солёности и температуре: в морях жаркого пояса с сухим климатом повышенная солёность и повышенная температура, например, в Красном море температура воды достигает +35,50С, и солёность 41%0 (промилле). В морях умеренного пояса, принимающих в себя большой сток речных вод, солёность пониженная, например, в Чёрном море – от 17 до 22%0, в Азовском – от 10 до 12%0, в Финском заливе Балтийского моря – от 2 до 5%0. Окраинные моря располагаются по окраинам материков и неглубоко вдаются в сушу, иногда отделяются от океанов рядами островов, например, Берингово, Охотское, Японское моря. По солёности и температуре вода в окраинных морях мало отличается от воды океанов». Урок 36. Тема: Проверочная работа № 8. Возможные ответы проверочной работы № 8.  Вариант 1    . 1. Необходимый уровень: да (Каспийское и Аральское моря – это озёра, поэтому проплыть к ним на корабле нельзя). Повышенный уровень:  нет (вода в морях не становится менее солёной, так как она постоянно испаряется). 2. Максимальный уровень: кроссворд (работа с картой полушарий и физической картой Евразии в учебнике). 1) Красное море. 2) Полуостров Индостан. 3) Полуостров Сомали. 4) Берингово море. 5) Остров Сахалин. 6) Охотское море. 7) Полуостров Индокитай. 8) Камчатка. Вариант 2  . 1. Необходимый уровень: нет (так как все моря соединены друг с другом; немного тоже можно посчитать   верным ответом). Повышенный уровень: более солёное будет то море, в которое непосредственно река не впадает, так как именно   реки   приносят   в   моря   пресные   воды.   2.   Максимальный   уровень:   кроссворд   (работа   с   картой   полушарий   и физической картой Евразии, Северной Америки, Африки). 1) Карское. 2) Чёрное. 3) Флорида. 4) Красное. 5) Мадагаскар. 6) Аравийский. 7) Азия. Цели:  – ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством. © ООО «Баласс», 2012Максимум: знакомство с обитателями морей. Оборудование: плакат «Моря» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса», различные иллюстрации, видеофрагменты, разрезные карточки «Обитатели морей». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. – Ребята, всё ли готово у вас к уроку «Окружающего мира»? Готовы ли вы к  новым открытиям? Вспомним правила взаимодействия и пожелаем друг другу  удачи.  – Выберите из предложенных каждой группе понятий те, которые связаны с  прошлой темой урока. меридиан    материк    остров      полуостров океан           море           ледник     водопад – Мы сегодня продолжим изучение этих понятий и более подробно поговорим о морях. © ООО «Баласс», 2012.ΙΙ   Самостоятельное  применение  знаний. Максимум. – Ребята, вы любите отгадывать загадки? – Загадки будут касаться разных понятий, связанных с темами прошлых  уроков. Вы должны отгадать, о чём идёт речь, и рассказать об их  образовании. Вам понадобятся карты. 1. На севере – Индийский океан, на юге – Индийский океан, на западе –  Индийский океан, на востоке – Индийский океан. Что это? (Остров  Мадагаскар.) 2. На севере – Гималаи, на востоке – Индийский океан, на западе – Индийский  океан, на юге – Индийский океан. Что это? (Полуостров Индостан.)  3. На севере – Северный Ледовитый океан, на юге – полуостров Ямал, на западе  – Баренцево море, на востоке – море Лаптевых. Что это? (Карское море.) © ООО «Баласс», 2012– Откуда в море волны? Почему морские камешки такие круглые?  – Каких обитателей морей вы знаете?  Ответы детей. – Как передвигаются морские животные? (Рыбы плавают с помощью плавников. Крабы ходят по дну с помощью ног. Медуза выталкивает воду из своего  зонтика.)  – А есть ли растения в морях? (Да, в тёплых морях растений много. Это  различные водоросли.) – А как называются мелкие водоросли и мельчайшие морские организмы?   Если дети не знают, предложить узнать о них на с. 124. – На каких глубинах встречается больше всего растений и мелких организмов –  планктона?  Нужно пояснить детям, что планктон – мелкие свободно плавающие  организмы. В морях и океанах большинство растений – мельчайшие  плавающие организмы. – Чем отличается жизнь на дне реки и на дне моря? – Иллюстрации на с. 125 покажут вам некоторую схожесть обитателей морей с  обитателями суши. Здесь же вы узнаете и об обитателях коралловых рифов. – Попробуйте расселить обитателей морей (разрезные карточки). Где размещать обитателей морей? Водоросль – около побережья,  растительный планктон – у поверхности воды, краба и морского ежа – на  дне моря, морского конька, медузу, акулу, дельфина, кита – в толще воды,  ската – у дна, животный планктон (мелкие рачки) – у поверхности воды, где растительный планктон, он ими питается, коралловых рыбок –  у берегов. – Какие продукты питания человек получает из морей и океанов? При  © ООО «Баласс», 2012необходимости учитель дополняет ответы детей. © ООО «Баласс», 2012Работа в группах. «На каком виде транспорта можно добраться до острова, полуострова, моря?»  Ребята получают листочки с вариантами ответов. 1. На каком виде транспорта можно добраться до острова: а) лодка; б) автомобиль; в) корабль; г) вертолёт; д) поезд. Образец выполнения:  1. На каком виде транспорта можно добраться до острова: а) лодка; б) автомобиль; в) корабль; г) вертолёт; д) поезд. На каком виде транспорта можно добраться до полуострова и моря: а) лодка; б) автомобиль; в) корабль; г) вертолёт; д) поезд. 2. Как могут образовываться новые острова: а) затопление водой части полуострова; б) деятельность живых организмов; © ООО «Баласс», 2012в) из­за действия внутренней силы;  г) из­за вращения Земли вокруг своей оси. Образец выполнения:  2. Как могут образовываться новые острова: а) затопление водой части полуострова; б) деятельность живых организмов; в) из­за действия внутренней силы;  г) из­за вращения Земли вокруг своей оси. 3. Чем материки отличаются от островов: а) большего размера; б) на островах нет рек; в) на материках живут люди. Образец выполнения:  3. Чем материки отличаются от островов: а) большего размера; б) на островах нет рек; в) на материках живут люди. Ребята проверяют выполнение задания и корректируют ошибки. 4. Представьте себя на борту корабля. Ваш капитан должен провести корабль из Мурманска (Россия, север Европы) в Японию. Можно плыть по морям  Северного Ледовитого океана, тогда впереди (почему­то) должен пройти  ледокол. Покажите или запишите, как вы поплывёте.  … моря покрыты льдом. Северный морской путь (по карте на с. 130–131):  Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Берингово, Охотское и  Японское моря. Путь в Японию из Мурманска через Суэцкий канал: Баренцево  © ООО «Баласс», 2012море, Северное море (необязательно), Средиземное море, Красное море,  Японское море (в задании океаны указывать не требуется). А можно плыть, огибая Европу с запада по нескольким океанам (каким?).  Покажите или запишите, как вы поплывёте.  Выполнение проверочной работы. .ΙΙΙ  Итог урока.  – Что нового узнали? – Как работал ты? © ООО «Баласс», 2012