Мотивы
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается
Мотивация учебной деятельности - процесс формирования и закрепления у студентов положительных мотивов учебной деятельности.
Негативные тенденции в современном образовании
снижение двигательной и познавательной активности обучающихся;
замедление их физического и психического развития;
высокий уровень психоэмоционального напряжения;
Как следствие – снижение показателей в учебе и воспитанности.
Пути побуждения студентов к учебной деятельности
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон содержания;
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
Показ значимости знаний, умений:
а) общественной (подарки ветеранам, стрижка детей в детском доме
б) личностной ( самоанализ , самооценка, самоутверждение)
Межпредметные связи (связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией)
Факторы, влияющие на отношения педагога и студентов
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям студентов.
Проявление личного отношения преподавателя к студенту, группе, высказывание собственного мнения.
Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение студентов к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Формы и методы стимулирования мотивации познавательной деятельности
Эмоциональные | Познавательные | Волевые | Социальные |
поощрение | опора на жизненный опыт | предъявление учебных требований | развитие желания быть полезным обществу |
порицание | познавательный интерес | информирование об обязательных результатах обучения | побуждение подражать сильной личности |
учебно-познавательная игра | создание проблемной ситуации | формирование ответственного отношения к учению | создание ситуации взаимопомощи |
создание ярких наглядно-образных представлений | побуждение к поиску альтернативных решений | познавательные затруднения | поиск контактов и сотрудничества |
создание ситуаций успеха | выполнение творческих заданий | самооценка деятельности и коррекции | заинтересованность в результатах коллективной работы |
стимулирующее оценивание | «мозговая атака», | рефлексия поведения | взаимопроверка |
свободный выбор задания | - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) | прогнозирование будущей деятельности | рецензирование |
удовлетворение желания быть |
Уровни познавательного интереса
I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому, что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет, с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Достигнутые результаты
Я скорректировал учебно-планирующую документацию, внес в нее изменения. Внес изменения в содержание. Разработал дидактический материал, повышающий качество обучения. Стал применять на уроках более эффективные методы и приемы обучения.
Выработал такой стиль общения, чтобы студенты видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для студента.
Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения и это является основным результатом моей работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.