Моцарт. Знаменитая Сороковая
Оценка 4.9

Моцарт. Знаменитая Сороковая

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
31.03.2018
Моцарт. Знаменитая Сороковая
Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 4 классе на тему Моцарт. Знаменитая Сороковая Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 4 классе Содержание: Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов - венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc

                 Дополнительный   материал к уроку музыки на тему

                                    Моцарт. Знаменитая Сороковая

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и

В. Алеева  в   4   классе

Содержание:

Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов - венских классиков.

Лирические образы в музыке В. А. Моцарта.

Роль мелодического начала в его сочинениях.

Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание);

В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).

Характеристика видов деятельности:

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов - венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике).

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.

Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии.

Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно,
как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник.

И. Тургенев

Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности.

Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе.

У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы. И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.

«Сущность музыки – в мелодии», - писал Моцарт. И в каком бы жанре не были созданы его произведения, будь то опера, симфония, соната, - всегда по выразительности мелодии мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта.

В. А. Моцарт прожил недолгую жизнь, но успел создать огромное число музыкальных произведений – около 600. Это - оперы, симфонии, сонаты, песни.

На этом уроке мы познакомимся с выдающимся произведением Моцарта, известным во всём мире, - Симфонией № 40. Её музыка отличается вдохновенностью и лиричностью, с необычайной искренностью в ней раскрывается глубина чувств и переживаний человека.

Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие». Это крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, объединённых одним общим замыслом. Чаще всего композиторы выбирали именно жанр симфонии, чтобы рассказать слушателям о тех событиях, которые во все времена волновали человека. Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве, войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги народа. 
Симфония звучит в исполнении симфонического оркестра.

Сегодня мы послушаем первую часть Симфонии № 40 и поговорим о ней подробнее.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (экспозиция).

В каком темпе начинается симфония? (В быстром.)

Какой характер в начале произведения? (Взволнованный, напряжённый, порывистый.)

Какие инструменты играют начальную мелодию? (Струнные – скрипки.)

Появлялась ли в этой музыке позднее другая мелодия? (Да.)

Каким стал характер музыки во время звучания второй темы? (Неторопливым, более спокойным.)

Какие музыкальные инструменты исполняли вторую тему? (Духовые – гобои.)

Первая часть симфонии состоит из трёх разделов. 

В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции симфонии все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.

Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.

Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.

Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.

Давайте послушаем основные темы экспозиции (главную и побочную темы) первой части симфонии и постараемся различить характер основных тем.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (главная и побочная партии).

Тема главной партии напоминает взволнованную речь человека. Кажется, что он, едва переводя дыхание, спешит рассказать о своих душевных переживаниях. Короткие, прерывистые мотивы скрипок звучат необыкновенно трепетно и жалобно.

Тема побочной партии – мягкая, нежная. Кажется, что в своих мыслях человек ненадолго уходит от действительности, погружаясь в мир светлых грёз и воспоминаний.

Экспозиция завершается оркестровым forte радостного, энергичного характера.

Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку.

Музыку какого композитора вы сегодня слушали?

Какое произведение называется? (Симфония № 40.)

Поясните, что такое симфония?

Каков был характер главной партии Симфонии № 40? (Взволнованный, трепетный.)

Каков был характер побочной партии Симфонии № 40? (Мягкий, нежный, неторопливый.)

На уроках музыки мы часто называем произведения словом «шедевр». Кто помнит, что означает это слово? (Вершина творчества, лучший образец произведения.)

Подходит ли к Симфонии № 40 слово «шедевр» и почему?

Как вы думаете, что принесло музыке Моцарта такую популярность? (Красивая мелодия, которая легко запоминае

 

 

 

 

Источник http://www.music-fantasy.ru/materials/mocart-znamenitaya-sorokovay

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Дополнительный материал к уроку музыки на тему

Дополнительный материал к уроку музыки на тему

Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у

Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у

Каким стал характер музыки во время звучания второй темы? (Неторопливым, более спокойным

Каким стал характер музыки во время звучания второй темы? (Неторопливым, более спокойным

Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку

Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку

Моцарт. Знаменитая Сороковая

Моцарт. Знаменитая Сороковая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018