Дополнительный материал к уроку музыки на тему
Моцарт. Знаменитая Сороковая
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 4 классе
Содержание:
Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов - венских классиков.
Лирические образы в музыке В. А. Моцарта.
Роль мелодического начала в его сочинениях.
Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание);
В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).
Характеристика видов деятельности:
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов - венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике).
Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.
Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии.
Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно
естественно,
как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник.
И. Тургенев
Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности.
Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе.
У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы. И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.
«Сущность музыки – в мелодии», - писал Моцарт. И в каком бы жанре не были созданы его произведения, будь то опера, симфония, соната, - всегда по выразительности мелодии мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта.
В. А. Моцарт прожил недолгую жизнь, но успел создать огромное число музыкальных произведений – около 600. Это - оперы, симфонии, сонаты, песни.
На этом уроке мы познакомимся с выдающимся произведением Моцарта, известным во всём мире, - Симфонией № 40. Её музыка отличается вдохновенностью и лиричностью, с необычайной искренностью в ней раскрывается глубина чувств и переживаний человека.
Слово «симфония» в переводе с греческого означает
«созвучие». Это крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей,
объединённых одним общим замыслом. Чаще всего композиторы выбирали именно жанр
симфонии, чтобы рассказать слушателям о тех событиях, которые во все времена
волновали человека. Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве,
войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги
народа.
Симфония звучит в исполнении симфонического оркестра.
Сегодня мы послушаем первую часть Симфонии № 40 и поговорим о ней подробнее.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (экспозиция).
В каком темпе начинается симфония? (В быстром.)
Какой характер в начале произведения? (Взволнованный, напряжённый, порывистый.)
Какие инструменты играют начальную мелодию? (Струнные – скрипки.)
Появлялась ли в этой музыке позднее другая мелодия? (Да.)
Каким стал характер музыки во время звучания второй темы? (Неторопливым, более спокойным.)
Какие музыкальные инструменты исполняли вторую тему? (Духовые – гобои.)
Первая часть симфонии состоит из трёх разделов.
В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции симфонии все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.
Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.
Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.
Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.
Давайте послушаем основные темы экспозиции (главную и побочную темы) первой части симфонии и постараемся различить характер основных тем.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (главная и побочная партии).
Тема главной партии напоминает взволнованную речь человека. Кажется, что он, едва переводя дыхание, спешит рассказать о своих душевных переживаниях. Короткие, прерывистые мотивы скрипок звучат необыкновенно трепетно и жалобно.
Тема побочной партии – мягкая, нежная. Кажется, что в своих мыслях человек ненадолго уходит от действительности, погружаясь в мир светлых грёз и воспоминаний.
Экспозиция завершается оркестровым forte радостного, энергичного характера.
Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку.
Музыку какого композитора вы сегодня слушали?
Какое произведение называется? (Симфония № 40.)
Поясните, что такое симфония?
Каков был характер главной партии Симфонии № 40? (Взволнованный, трепетный.)
Каков был характер побочной партии Симфонии № 40? (Мягкий, нежный, неторопливый.)
На уроках музыки мы часто называем произведения словом «шедевр». Кто помнит, что означает это слово? (Вершина творчества, лучший образец произведения.)
Подходит ли к Симфонии № 40 слово «шедевр» и почему?
Как вы думаете, что принесло музыке Моцарта такую популярность? (Красивая мелодия, которая легко запоминае
Источник http://www.music-fantasy.ru/materials/mocart-znamenitaya-sorokovay
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.