Загадки – это жанр устного народного творчества. Все вы знаете народные загадки. Они появились много столетий назад, в те времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно. Пример такой древней загадки прочитайте в учебнике (загадка о волке). Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте:
Тур, тур, потутур,
Потутурившись сидит.
– Мы бы, наверное, не смогли догадаться, кого в древности сравнили с сильным и могучим быком – туром, если бы рядышком с загадкой не была нацарапана отгадка. Оказалось, что под сильным туром
подразумевался обычный … кот. Попробуйте объяснить, почему.
– Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум.
Литературное чтение
Урок 79.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Мудростью богаты. Русские народные загадки.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4
Проверка домашнего задания.
Рассматривание рисунков и угадывание пословиц.
II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 3
1. Работа с загадками.
1. Вступительная беседа.
– Что такое загадка? (Ответы детей.)
– Какие загадки знаете?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.
– О чём бывают загадки?
– Похожи ли загадки на задачи? (Да. Их тоже надо «решить».)
2. Рассказ учителя о загадках.
– Загадки – это жанр устного народного творчества. Все вы знаете
народные загадки. Они появились много столетий назад, в те времена,
когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно.
Пример такой древней загадки прочитайте в учебнике (загадка о волке).
Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной
грамоте:
Тур, тур, потутур,
Потутурившись сидит.
– Мы бы, наверное, не смогли догадаться, кого в древности сравнили с
сильным и могучим быком – туром, если бы рядышком с загадкой не была
нацарапана отгадка. Оказалось, что под сильным туром
подразумевался обычный … кот. Попробуйте объяснить, почему.
– Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. О них мы
будем говорить на следующем уроке. С помощью загадок и в древности, и
сейчас люди тренируют свой ум.
3. Чтение авторского текста в учебнике.
– Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.)
4. Чтение и отгадывание загадок из учебника.
5. Играсоревнование «Бой загадок».
– Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две
группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание
называется «стенка на стенку», как в кулачном бою, поэтому и говорили:
бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже разделиться на две группы и
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2012
2проверить, кто же будет сильнее в таком бою.
Загадки загадываются по очереди. Если группа не отгадала, право
загадывания переходит сопернику. Нужно договориться заранее, что
будет считаться проигрышем: 2 или 3 не отгаданные подряд загадки.
2. Наблюдения над жанровыми особенностями загадки.
1. Обсуждение загадок по плану (можно идти от наблюдений над
загадками к выводам. Можно подбирать примеры к готовым выводам):
– Содержание, картина жизни. (Всегда непонятно.)
– Построение. (Могут строиться как перечисление признаков, как прямое и
скрытое сравнение.)
– Речь. (В загадке есть ритм, рифма – это признаки стихотворной речи.)
– Особенности языка. (В загадках много определений, сравнений, бывает
звуковой рисунок. Слова подбираются очень точно, часто употребляются в
переносном, иносказательном смысле. Замена одного слова приведёт к
тому, что загадку нельзя будет отгадать.)
2. Наблюдения над загадками в учебнике.
– Прочитайте загадки, в которых загадываемый предмет описывается по
разным признакам (размер, цвет, характерные действия и пр.)
– Какие из загадокописаний можно назвать биографическими?
– Найдите и прочитайте загадкиописания, составленные в форме вопроса
(загадки про блин и про чернила).
– Найдите и прочитайте загадки, в которых похожие предметы
сравниваются (загадка о снеге).
– Найдите и прочитайте загадки, построенные на отрицательном сравнении
двух похожих предметов (загадка про эхо).
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
3– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ
. Итог.
– Зачем люди загадывают загадки?
– Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Задание в тетради на с. 37 (2).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Иллюстрировать художественное произведение.
– Сочинять сказку, загадку, считалку.
© ООО «Баласс», 2012
4