Мудростью богаты. Русские народные загадки.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Загадки – это жанр устного народного творчества. Все вы знаете народные загадки. Они появились много столетий назад, в те времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно. Пример такой древней загадки прочитайте в учебнике (загадка о волке). Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте: Тур, тур, потутур, Потутурившись сидит. – Мы бы, наверное, не смогли догадаться, кого в древности сравнили с сильным и могучим быком – туром, если бы рядышком с загадкой не была нацарапана отгадка. Оказалось, что под сильным туром подразумевался обычный … кот. Попробуйте объяснить, почему. – Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur79.doc
Литературное чтение Урок 79. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Мудростью богаты. Русские народные загадки. Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.  4 Проверка домашнего задания. Рассматривание рисунков и угадывание пословиц. II. Развитие  умений. 2  1  2  3  2  3    1. Работа с загадками. 1. Вступительная беседа. – Что такое загадка? (Ответы детей.) – Какие загадки знаете?  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают. – О чём бывают загадки? – Похожи ли загадки на задачи? (Да. Их тоже надо «решить».) 2. Рассказ учителя о загадках. –  Загадки   –   это   жанр   устного   народного   творчества.   Все   вы   знаете народные   загадки.   Они   появились   много   столетий   назад,   в   те   времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно. Пример такой древней загадки прочитайте в учебнике (загадка о волке). Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте: Тур, тур, потутур, Потутурившись сидит. –  Мы бы, наверное, не смогли догадаться, кого в древности сравнили с сильным и могучим быком – туром, если бы рядышком с загадкой не была нацарапана отгадка. Оказалось, что под сильным туром подразумевался обычный … кот. Попробуйте объяснить, почему. –  Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум. 3. Чтение авторского текста в учебнике. – Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.) 4. Чтение и отгадывание загадок из учебника. 5. Игра­соревнование «Бой загадок». –  Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется «стенка на стенку», как в кулачном бою, поэтому и говорили: бой   загадок.   Предлагаю   вам   сейчас   тоже   разделиться   на   две   группы   и 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на  уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. © ООО «Баласс», 2012 2проверить, кто же будет сильнее в таком бою.  Загадки   загадываются   по   очереди.   Если   группа   не   отгадала,   право загадывания   переходит   сопернику.   Нужно   договориться   заранее,   что будет считаться проигрышем: 2 или 3 не отгаданные подряд загадки. 2. Наблюдения над жанровыми особенностями загадки. 1.  Обсуждение   загадок   по   плану   (можно   идти   от   наблюдений   над загадками к выводам. Можно подбирать примеры к готовым выводам): – Содержание, картина жизни. (Всегда непонятно.) – Построение. (Могут строиться как перечисление признаков, как прямое и скрытое сравнение.) – Речь. (В загадке есть ритм, рифма – это признаки стихотворной речи.) –  Особенности языка. (В загадках много определений, сравнений, бывает звуковой рисунок. Слова подбираются очень точно, часто употребляются в переносном,   иносказательном   смысле.   Замена   одного   слова   приведёт   к тому, что загадку нельзя будет отгадать.) 2. Наблюдения над загадками в учебнике. –  Прочитайте загадки, в которых загадываемый предмет описывается по разным признакам (размер, цвет, характерные действия и пр.) – Какие из загадок­описаний можно назвать биографическими? – Найдите и прочитайте загадки­описания, составленные в форме вопроса (загадки про блин и про чернила). –  Найдите   и   прочитайте   загадки,   в   которых   похожие   предметы сравниваются (загадка о снеге). – Найдите и прочитайте загадки, построенные на отрицательном сравнении двух похожих предметов (загадка про эхо). Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать позитив­ ные поступки, в том числе  речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  © ООО «Баласс», 2012 3–  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. ΙΙΙ . Итог.   – Зачем люди загадывают загадки? – Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Задание в тетради на с. 37 (2). Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. –  Иллюстрировать художественное произведение. –  Сочинять сказку, загадку, считалку.      © ООО «Баласс», 2012 4

Посмотрите также