Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ
Оценка 4.9

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
19.05.2018
Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ
В МАОУ "СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ продумана определённая система адаптационных уроков по школьным предметам. В качестве инновационного творческого проекта нашей группе учителей было предложено проводить уроки по бурятской литературе и культуре "Сокровенный язык моих предков", где мы запланировали музейные уроки с целью приобщения наших учащихся к истории, культуре, литературе родного края через посещение музеев Бурятии и России. Уроки планируются тематически по циклам: сначала проводятся уроки по заданной теме, учащиеся на предыдущих уроках в музеях и библиотеках города Улан-Удэ знакомятся с творчеством поэта, писателя, художника, композитора или сценариста, учат стихи, готовят презентации. Часто проведение уроков совпадает с вернисажами, выставками художников, композиторов, или мы приглашаем их на урок. Потом организовывается поездка в музей республики или региона, где проводится заключительный музейный урок с привлечением музейных экспонатов, выставки, встречающая сторона приглашает гостей, продумывает обратную связь, организовывют встречу с учащимися и т.д. Без помощи администрации школы и родителей такая метапредметная инновационая деятельность в форме музейной педагогики как средство формирования УУД у детей с ОВЗ в нашей школе, безусловно, не обходится. Такая работа требует очень большой организованности от всех участников. Задачи нравственного и эстетического воспитания детей с ОВЗ, включая формирование у них УУД, успешно реализовываются на данных музейных уроках.Данный файл содержит материал об использовании музейных уроков в нравственно-эстетическом и культурном воспитании детей с ОВЗ в школе социальной адаптации детей-инвалидов № 60 г. Улан-Удэ, Бурятия. Раскрываются метапредметные цели и задачи, также напечатан список музеев Бурятии, Иркутской области (Кутулик), Забайкальского края (Петровский Завод) и "Золотое кольцо России", которые посещены нашими учащимися за несколько учебных лет. И то неполный перечень.
Музейные уроки ЗНАНИО.doc
Метапредметная деятельность в форме музейной педагогики    как средство формирования УУД у детей с ОВЗ СОШ № 60 социальной адаптации детей ­инвалидов г. Улан­Удэ   I. Введение        Исходя из проблемы, целей, задач и прогнозируемых результатов, над которыми работает наша   творческая   группа   с   детьми   с   ОВЗ,   я   особенно   обращаю   ваше   внимание   на   пункт: «продолжить работу по освоению технологий системно­деятельностного подхода», потому что  мотивационно­целевой   компонент   данной   технологии   определяет   личностный   смысл адаптационной деятельности. Знание (как таковое) по ФГОС 2 поколения уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.  При   этом   наиболее   важным   является   мыследеятельность,   как метадеятельность.  Если   содержание   традиционного   образования   складывалось   из продуктов   познавательной   деятельности   человечества,   то   содержание   деятельностного образования   складывается   из   методов,   средств   и   форм   преобразующей   деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена как на сохранение мира, также и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого, преобразуемого или исследуемого объекта окружающего мира. Системное содержание развивает способность у детей с ОВЗ порождать своё знание, видя мир своими собственными глазами, преобразовывая его своим собственным пониманием, воображением. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире, также используя свой   жизненный   и   культурологический   опыт,   как   приобретённый   в   поездках   по   родной Бурятии и за его пределами, так и «добытый» при посещении музеев города Улан­Удэ. Актуальность. В   ФГОС   основного   общего   образования   второго   поколения     в   разделе   11.1. «Филология» сказано, что «изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека,   должно  наряду   с   «получением   доступа   к   мировому   и   отечественному литературному наследию» обеспечить ещё и:  11 формирование основы для понимания  особенностей разных культур  и  воспитания уважения к ним; 11 осознание   взаимосвязи   между   своим  интеллектуальным  и  социальным   ростом,   творческому,   эмоциональному,   нравственному, способствующим   духовному, этическому и познавательному развитию.  Таким   образом,   соответственно   с   современными   требованиями   к   филологическому   образованию в качестве метапредметных форм организации обучения наша группа решила использовать   на   уроках   адаптации  методы   музейной   педагогики  как   одно   из   средств метапредметного подхода в нравственном и культорологическом воспитании наших учеников, способствующему формированию у учащихся  с ОВЗ ключевых компетенций.   Надо   отметить,   что   для   учителя,   который   работает   в   условиях   индивидуального обучения   с   детьми­инвалидами,   главной   задачей   является   такое   обучение   и   воспитание учащихся,   которое   способствовало   бы   их   максимальной   социализации   и   адаптации   к внешнему миру, чтобы из них выросли люди, способные своевременно, и по возможности, нестандартно   и   гибко   реагировать   на   изменения,   которые   происходят   в   современном высокоскоростном мире. И в таких условиях работы  музейная педагогика,  представляемая мной,   как   одна   из   новых   образовательных   метапредметных   технологий   и   оригинальных методик преподавания филологических дисциплин, в действительности, помогает развивать активную   творческую   личность,   вырабатывает   способность   у   детей   работать   над   своим самосовершенствованием,   понимать   и   ценить   морально­духовные   ценности,   историю бурятского народа.  II1 Глава 1. Включение музея в процесс филологического образования детей с ОВЗ      Понятие музея было одним из ключевых, неразрывно связанных с идеей «патрификации» (воскрешения предков) и с понятием храма в философском учении выдающегося русского ученого   Н.Ф.Федорова.   Он   обосновал,   с   философской   точки   зрения,   необходимость включения музея в образовательный процесс.  ▪ Музей (museion, греч.) ­ храм муз ­ учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства.        Музей помогает эффективно решать вопросы  филологического образования детей  через углубленное изучение и описание истории и природы родного края,  способствует воспитанию в детских душах чувства любви к родине, уважения к опыту предыдущих поколений.  При этом   знакомство   наших   учеников   с   музейными   коллекциями   стимулирует   сопереживание, эмоционально   обогащает   их   духовный   мир,   учит   пониманию   прекрасного,   способствует гуманизации образования.  Решая задачи филологического образования наряду с формированием исторической памяти   и   нравственно­эстетической   культуры  через  музейно­педагогическую деятельность, мы строили свою работу в соответствии с конкретными местными условиями, с одной стороны, и психолого­ физиологическими особенностями детей нашей школы, с другой стороны, на основе следующих общих принципов воспитания через восприятие музейных ценностей: принцип культуросообразности в воспитании, который соответствует с ценностями и 1. нормами российской и бурятской национальной культуры и специфическими особенностями, присущими народным традициям. принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром, который  предполагает 2. преодоление замкнутости внутренного мира учащегося, находящегося на домашнем обучении «в   четырёх   стенах»,   обогащение   общения   детей   с   окружающим   социумом   и   природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. принцип   приоритетности   регионального   культурного   наследия,  что   означает 3. воспитание   любви   к   родному   краю   и   патриотизму   на   местном   материале   с   целью формирования:    уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям);  бережного отношения к природе родного края; приобщение   ребёнка   к   национальному   культурному   наследию,   образцам   национального фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям бурятских писателей, поэтов, композиторов, художников. принцип   признания   гражданственности,  патриотизм   и   готовность   к   достойному 4. служению Отечеству. III. Основные идеи, или организация проектной деятельности «Музеи Бурятии и России — детям» в школе социальной адаптации детей с ОВЗ           Организация уроков филологического обучения через активные методы использования средств музейной педагогики и вовлечение в них учащихся 5 — 11 классов с ОВЗ в условиях школы   социальной   адаптации   была   начата   несколько   лет   тому   назад.   Эта   инновационная внеурочная   деятельность,   выступающая   фактором     формирования   социального   опыта учащихся продолжена в этом учебном году (2016­2017) в форме школьного проекта «Музеи Бурятии и России — детям» с учащимися только одного 7 класса. С учениками этого класса мы работаем с 2014 г. по программе «Сокровенный язык моих предков».  IV.  Цели и задачи проектной деятельности Цели проектной деятельности: 11 создание условий для развития филологического образования через музейные уроки; 11 приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности; 11 реализация творческих способностей ученика; 11 поиск новых форм общения с культурным национальным наследием; 11 создание ситуации успеха для конкретного ребенка; 11 создание многоступенчатой системы музейного образования:   школа – музеи  Бурятии и России – ученики 5­11 классов СОШ № 60;  11 ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся.  Задачи проектной деятельности:           Главной задачей нашей проектной деятельности является  формирование у учащихся любви к своей родине — Бурятии, а также следующие задачи:   воспитание   чувства  развитие   и   укрепление   связей   между   поколениями,   ответственности и любви к Родине;  формирование у учеников представлений о музее;   формирование проектно­исследовательских умений и навыков. обогащение филологического образования новыми формами; V. Реализация идей и формы работы   В рамках реализации данного проекта учителями русского и бурятского языка нашей школы регулярно проводятся  музейные уроки,  в том числе  выездные,  которые позволяют подводить промежуточные итоги, по сути, экспериментального филологического обучения детей­инвалидов,   которые   свидетельствуют   о   позитивной   динамике   процесса   развития общекультурной и метапредметной компетентности.  Много   лет   мы   проводим   выездные   экскурсии   в   Кяхтинский   краеведческий   музей,   пос. Новоселенгинск, ежегодно в апреле­месяце в дни «Весенней Недели Добра» совместно с ЦГБ им. И.К.Калашникова устраиваем поездки в Этнографический музей народов Забайкалья с учащимися нашей школы, что помогает нашим детям как узнавать многое о родном крае, расширять   свой   жизненный   кругозор,   так   и   приобретать   друзей,   учиться   взаимопомощи, моральной поддержке друг друга. Посещали мы с детьми и Музей города, и Музей ЛВРЗ, проводили литературные вечера в Литературном музее, которого сейчас нет, участвовали в викторинах в Музее природы. Но подробнее хотелось бы рассказать  о тех музейных уроках, механизм   реализации  которых был заранее спланирован, темы занятий­экскурсий предварительно обсуждались на классных часах, внеклассных мероприятиях и литературных вечерах.    Таким образом, мы вместе с детьми посвятили не только поездки по историческим местам и музеям, чтобы только посмотреть, а выезды в музеи становились  тематическим обобщением   музейно­филологических   проектов  с   элементами   проблемно­поисковой деятельности   учеников,   учителей   и   родителей.   К   примеру,   выезду   в   2012   году   в   Музей «города   Новоселенгинск»   мы   посвятили   большой  проект­праздник   к   200­летию Бородинского сражения в течение учебного года. Что реализовано на музейных уроках в рамках проектной деятельности 1. Музей истории им. М.Н.Хангалова:   Литературно­исторический урок  «История Селенгинского полка»  с демонстрацией уникальной  «Иконы   Печерской   Божией   Матери»  ­  духовного   оберега   Селенгинского пехотного полка, который сражался с Наполеоном, воевал с Турцией, защищал от англо­ французов легендарный Севастополь, вынесенной из государственного хранилища Нац.музея — 2012 г.;  приглашением народного художника Бурятии и России Солбона Ринчинова ­ 2013 г. 2. Музей декабристов, г. Петровск­Забайкальский: Научно­практическая  конференция  «310  лет   хождения   хори­бурят  к  Петру   I»  с  Литературно­исторический урок­путешествие «Декабристы в Сибири» ­ 2013 г. 3. Историко­краеведческий музей, пос. Баргузин:  урок поиска информации «Баргузинская эпопея братьев Кюхельбекеров» ­ 2014 г.   4. Национальный музей РБ:  Мастер­класс:  «Творчество   бурятского   художника  Б.Доржиева.  Вернуться  к  своим истокам» с приглашением Б.Доржиева — 2016 г.   Урок­концерт  «Энхэ­Булат Батор — первая нацинальная опера»  с приглашением 5. Музей БГТОиБ им.Г.Цыдынжапова:  солистов оперы Н.Мунхзул и Б.Дамбиев — 2016 г.  6. Литературный музей им. А.Вампилова, п. Кутулик, Аларский район  Литературный урок­экскурсия «Астероид № 3230 имени А.Вампилова»; 7.  Иркутский областной историко­мемориальный музей декабристов:  «По местам декабристов в Иркутске», Дом­музей Волконских, 2016 г. Что реализовано в филолого­метапредметном образовании детей в 2016 ­ 2018 учебных годах:    деятельности:  В   этом   учебном   году   нами   запланирован   плотный   график   музейно­педагогической   1. Мини­музей   И.К.Калашникова:  урок   музееведения   «Музеи   города   Улан­Удэ»   ­ проведён в ЦГБ им. И.К.Калашникова, сентябрь 2016 г.; 2. Квартира­музей   И.К.Калашникова:  урок­встреча   с   интересным   человеком  «Не поле   перейти»   ­   встреча   с   Е.В.Калашниковой,   супругой   И.К.Калашникова   — сентябрь 2016 г. 3. Музей   Агвана   Доржиева,   Ацагатский   этнокомплекс   «Степной   кочевник»: «Буддийский учёный и государственный деятель России, Тибета и Монголии Агван Доржиев» ­  октябрь 2016 г. 4. Урок­путешествие   в   страну   «Ая­ганги»   —   на   родину   поэта­лирика   Дондока Аюшеевича Улзытуева, посвящённое 80­летию поэта — 29 декабря 2016 г. 5. Урок­виртуальная   экскурсия:  «Приглашение   в   Третьяковскую   галерею. Лаврушинский переулок» ­ январь 2017 года. 6. Мастер­класс  «Любовь   в   степи», Ц.С.Сампилова — май 2017 г.  Сосново­Озёрская   картинная   галерея   им. 7. Путешествие по «Золотому кольцу» в рамках проекта «Россия — дети», октябрь 2017 г.  8. Урок­путешествие   «Я   в   стихах   весь   и   в   песнях»   в   Харганатскую   школу Селенгинского района — на родину поэта­лирика Даши Дамбаева», посвящённый 80­летию поэта — 4 марта 2018 г. VI.  Методы музейно­филологического образования учащихся В работе с детьми используются такие интерактивные формы работы, как:  «перевоплощение»   учащегося   в   экскурсовода,   который   рассказывает   о   развитии различных народных промыслов в крае (можно использовать различные световые, звуковые эффекты);  работа с музейными предметами, работа с документами;  викторины;   использование   различных   методов   активизации   детей:   беседа,   разгадывание   загадок, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, видеопоказ, аудиозаписи голосов птиц и зверей, самостоятельная работа в экспозиции.  VI.    Полученный и прогнозируемый результат  На   основе   изученного   материала   учащиеся   работают   над   созданием:   сценария   на бурятском и русском языках, подготовкой к выступлению в Кукольном театре «Ульгэр» в национальных   костюмах,   выбора   декораций,   музыкального   сопровождения,   реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи. театрализация, которой можно завершать каждую крупную тему.      Уроки проводятся непосредственно в музеях,  что даёт возможность «свести воедино» знания   по   всем   предметам   на   основе   анализа   музейных   экспонатов   и   способствует формированию метапредметных универсальных действий. 1II1 Противоречия и риски        При реализации проектной музейно­филологической  деятельности возникают различные противоречия и риски, выражающиеся уже в том, что участниками нашего проекта являются дети   с   различными   физиологическими   и   психоневрологическими   отклонениями,   которые могут на момент проектных выездов и уроков находиться на лечении, также риски возникают и в финансовом отношении. 1III1 Показателями эффективности деятельности является: Оценка эффективности музейно­филологической работы. 11 количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта; 11 степень   удовлетворенности   участников  музейно­филологической  работы   качеством представляемых услуг; 11 распространенность опыта среди других учебных заведений города; 11 значительное   повышение   уровня   образованности   учащихся,   их   общей   культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости; 11 создание и освоение новых метапредметных технологий, методик, приемов в музейно­ филологическом образовании детей с ограниченными возможностями. Учителями,   которые   являются   организаторами   музейно­педагогического   процесса, проводится   большая   работа   по   формированию   ценностного   отношения   к   историко­ культурному наследию путем организации процесса общения с предметным миром культуры, развития   потребности   в   самостоятельном   освоении   окружающего   мира   учащимися   путем изучения культурного национального наследия, сохранения и приумножения.    Учителя: 1. Бальжинимаева Дарима Эрдынеевна — руководитель творческой группы 2. Ломакина Татьяна Станиславовна ­ руководитель творческой группы 3. Бадмаринчинова Марина Булатовна 4. Будаева Нина Дондоковна 5. Дмитрова Софья Мироновна 6. Домиева Лидия Ринчиновна  7. Елтунова Баярма Дагбадоржиевна 8. Елтунов Сергей Борисович 9. Цыбенова Долгор Догсоновна 10.Цынгуева Наталья Михайловна

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ

Музейная педагогика как средство формирования УУД у детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018