Музыка 5 класс. "Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье."
Оценка 4.9

Музыка 5 класс. "Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
20.06.2024
Музыка 5 класс. "Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье."
Музыка 5 кл. «Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье»..docx

КГБОУ «Канский морской кадетский корпус»

     учитель музыки Гаврилова Элеонора Иосифовна

сценарий урока музыки в 5 классе

«Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье».

урок №28, дата: 09.04.2024год.

Тема

«Небесное и земное в звуках и красках. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

 

Цель

Углубить представление учащихся о роли и необходимости церковного и фольклорного искусства в жизни человека, сформировать представления об отношении композиторов и художников к духовным образам; познакомиться с православным хором «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Любовь Святая» Г. Свиридова, иконой Владимирской Богоматери, развить эмоциональную отзывчивость к церковной архитектуре.

Задачи

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену. осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении).

Результаты освоения предмета

Личностные:

 - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение работать в паре, группе.

Предметные:

- знать: ключевые понятия и термины: «знаменный распев», «унисон», «а капелла», «икона», «молитва»; «фольклор» слова и мелодию хора «Богородице Дево, радуйся»;

- уметь: выразительно и эмоционально петь православную молитву «Богородице Дево, радуйся» без сопровождения, рассуждать о роли духовной музыки и фольклора в жизни современного человека, исполнять народные песни, анализировать детали образа живописной картины и иконы;

- сформированность основ музыкальной культуры школьника;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.

Основные понятия

Знаменный распев, знамя, крюк, унисон, молитва, а капелла, хор, икона, фольклор.

 

Межпредметные связи

Музыка – живопись – литература

 

Ресурсы

  • основные
  • дополнительные

 

Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская, словарь эмоций, презентация.

Мультимедийные, resh.edu.ru  «Российская электронная школа»

 

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

проблемного обучения

Дидактическая

структура

урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент

 1.Предварительная организация класса

 

 

 

 

Приветствие.

Проверка присутствующих и готовность к занятию.

 

 

 

2. Мобилизующее начало урока.

 

Создание проблемной ситуации по уже изученному материалу

 

 

 

3.Актуализация знаний.

(слайд 2)

 

 

(слайд 2)

Организация беседы, коррекция результатов ответов:

 

 

 

 

 

 

– О чем рассказывает духовная музыка?

 

 

 

– О чем рассказывает фольклорная музыка?

 

 

Записывает на доске тему: «Земное и небесное.. …» не до конца

 

Продолжает задавать вопросы:

– Какими средствами  пользуется композитор, чтобы написать музыку?

 

– Какими средствами пользуется художник, чтобы нарисовать картину?

 

Дописывает тему на доске: «Небесное и земное в звуках и красках».

– формулирует цель урока: «Научиться понимать необходимость присутствия в жизни каждого человека небесного искусства и земного.

 

Просмотр презентации, в которой демонстрируется два направления в музыкальном искусстве: духовное и фольк-лорное (небесное и земное)

Отвечают на вопросы, аргументируя их:

 

– О жизни Иисуса Христа, Богородицы, о небесных жителях.

–  О праздниках, обрядах, повседневной жизни людей, то есть о земной жизни.

 

 

 

 

 

- Звуками

 

 

– Красками

 

 

 

 

Принимают участие в  формулировании цели урока.

Записывают в тетрадь.

 

Определить два музыкальных направления в музыке и обозначить тему урока и задачи.

 

 

4.Формулировка основной учебной задачи

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 (слайд 3)

 

 

– Каким образом мы будем воплощать в жизнь эту цель?

 

 

 

 

 

 

(слайд 3)

Учитель координирует деятельность учеников, выявляет у них знания и умения.

- Опишите картину, какая звучит музыка?

 

 

 

 

- К этой картине больше подходит народная музыка или композиторская?

- Какую народную песню вы хотели бы исполнить на уроке?

 

 

Формулируют задачи урока:

1.Проверить домашнее задание.

2.Исполнить духовные и фольклорные произведения;

3.Послушать новое музыкальное произведение, проанализировать.

Записывают в тетрадь.

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

-Народная.

 

Ответы учеников.

Исполнение народной песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить домашнее задание в форме ролевой игры, когда ученик на время становится экскурсоводом в музее

Отвечают на вопросы, исполняют песню.

5. Изучение нового материала

(слайд 4, 5,6)

 

 

(слайд 4)

- Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры России.  Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру.

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ – основной вид церковного пения.

(слайд 5)

ЗНАМЕНА, КРЮКИ – знаки, которыми   записывали церковные   напевы.

- Какое произведение живописи представляется, когда звучит церковная музыка

Фольклорную музыку исполнять легко, а вот духовную сложнее, но мы попробуем. Но сначала прочитаем описание композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы», стр 87 учебника.

Слушаем С. Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся»

 

 

– Давайте исполним одну строчку молитвы «Богородице Дево, радуйся».

слайд №6

Послушаем обращение к молитве «Любовь святая» Г. Свиридова. (нотная запись мелодии (стр. учебника 87) поможет ребятам увидеть её песенный характер, а внутренним слухом услышать её содержанную печаль, сосредоточенность. Это эмоциональное состояние подчёркивает поступенность движения мелодии. Её короткие фразы, отделяемые друг от друга паузами, словно сникают, повисают, устремляясь вниз, распевы слогов роднят её с народными протяжными песнями. Повторение одних и тех же слов «Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая…» в партии высокого женского голоса (сопрано) вызывает ощущение отстранённости от земных забот, сосредоточенности в молитвенном состоянии. Усиливает эти качества музыки хоровое звучание фона (мужских голосов a capella) — своеобразного вокализа.

Слушаем «Любовь святая» Г. Свиридова.

Анализируя музыку Свиридова, нелишне задать вопрос:

- Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»?)

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

ИКОНА

 

 

Учебник, стр 86 (икона), читают описание на стр 87

Слушают С. Рахманинов

 

 

Исполняют мелодию по нотам на стр. 87 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают «Любовь святая» Г. Свиридова.

Анализируют:

- ритм

-мелодия

-темп

- лад

- динамика

Характер: (словарь эмоций).

Отвечают на вопрос:

   - Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником, слушание, исполнение (получают возможность научиться исполнять духовные произведения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание, анализ музыкального произведения:

- ритм

-мелодия

-темп

- лад

- динамика.

Характер: (словарь эмоций).

Рассуждают.

 

6. Закрепление  нового материала в группах

 Этапы:

 

Учитель распределяет карточки с заданиями  по группам:

 

1 группа - составляет синквейн к словосочетанию «Духовная музыка».

 

 

 

 

 

 

2 группа

Распределить в таблице произведения с которыми познакомились на уроках по теме «Небесное и земное» (уч. Стр. 82-87)

Муз произведения

Пр-я изоб искусства

Пр-я литературы

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

Выписать из словаря эмоций слова, которые подходят к описанию композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

 

Контроль

 

Примерные ответы учащихся (синквейн):

Духовная музыка

Умиротворенная, небесная, серьезная, простая.

Успокаивает, заставляет задуматься

Чтобы подумать о добре и зле.

Молитва, знаменный распев

 

Работа с таблицей

 

Муз пр-я

Пр- я изоб ис- ва

Пр-я лит-ры

С. Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся»

«Любовь святая» Г. Свиридов, народная песня.

«Сиверко»,

композиция иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

 

«Молю творца» И. Козлов, размышления Д. Лихачёва.

 

Работают с изображением иконы и из словаря эмоций выписы-вают слова, которые подходят к описанию композиции.

 

 

 

 

 

 

 

Группы представляют свои работы.

 

Составление синквейна

 

 

 

 

 

 

 

 

Классифицируют.

 

 

 

7. Рефлексия

 

Напоминаем цель урока.

«Научиться понимать необходимость присутствия в жизни каждого человека небесного искусства и земного.

Задачи:

1. Проверить домашнее задание.

2.Исполнить духовные и фольклорные произведения;

3.Послушать новое музыкальное произведение, проанализировать.

Достигли ли мы цели?

Решили ли задачи, поставленные на уроке?

 

Заполните карточки «Рефлексия» по сегодняшнему уроку.

 

 

 

Работа в тетради.

Отмечаем + или – выполнение цели и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение карточки «Рефлексия»

Сегодня на уроке я…. Научился…

Было интересно…

Было трудно…

Этот урок дал мне для жизни…

Больше всего понравились задания…

Я себя оцениваю на…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по теме (выбрать): «Фольклор» или «Духовная музыка».

 

Задают вопросы.

 

 


 

КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» учитель музыки

КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» учитель музыки

Богородице Дево, радуйся» без сопровождения, рассуждать о роли духовной музыки и фольклора в жизни современного человека, исполнять народные песни, анализировать детали образа живописной картины и…

Богородице Дево, радуйся» без сопровождения, рассуждать о роли духовной музыки и фольклора в жизни современного человека, исполнять народные песни, анализировать детали образа живописной картины и…

Создание проблемной ситуации по уже изученному материалу 3

Создание проблемной ситуации по уже изученному материалу 3

Формулировка основной учебной задачи

Формулировка основной учебной задачи

Покров Пресвятой Богородицы», стр 87 учебника

Покров Пресвятой Богородицы», стр 87 учебника

Как вы понимаете слова русского поэта

Как вы понимаете слова русского поэта

Контроль Примерные ответы учащихся (синквейн):

Контроль Примерные ответы учащихся (синквейн):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024