Оздоровительную работу в дошкольном учреждении особенно эффективно проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Такие занятия формируют осознанное отношение детей к своему здоровью, и развивают навыки собственного оздоровления.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»
Конспект
музыкального тематического занятия
с использованием здоровьесберегающих технологий
«Музыка и здоровье»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Лановская Е.Г.Шахтерск, 2015 г.
Цель: Сохранить и укрепить здоровье детей посредством музыкальноритмической и речевой
активности.
Задачи:
создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального
напряжения;
обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;
формирование осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного
оздоровления;
снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад,
что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече друг другу
говорят… «Здравствуйте».
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
2. Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны
А знаете, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы
сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю. А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга ещё
раз, но необычно. А как можно ещё поприветствовать друг друга?
можно сказать «Доброе утро»
можно пожать руку,
можно сказать «Привет»
можно помахать рукой
Вот и давайте поиграем в игру «Приветствие». Ребята, послушайте пожалуйста музыку к игре.( звучит
музыка). Сколько частей в музыке (Дети две). Итак, в 1 части мы двигаемся, а во 2 – здороваемся.
Музыкальноритмическая игра «Приветствие»
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто
присутствует в зале! (Садятся на стульчики)У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. И сейчас
расскажу я вам старую легенду:
“Давнымдавно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и
заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек
должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек
должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен
нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда
бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А
один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека." Так и живёт с давних времён
человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Музыкальный руководитель: Значит, здоровьето оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе
(34 ребёнка), в каждом из нас.
Вопрос: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит, быть здоровым? А как
ты считаешь? А ты здоров? Почему? ( Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что звуки могут лечить? Да – да. Звук «З»
волшебный. Приложите руку к горлышку, оно вибрирует, звук «З» лечит горлышко. Когда оно заболит,
нужно произносить этот звук.
Упражнение на дыхание «Жук»
Жук, жук, не жужжи, без жужжания скажи:
Как живётся? Не тужу!
Слышишь, весело жужжу! Жжж!
Жук – жучок жёлтый бочок
На пути на лежи полетай, пожужжи! Жжж!
Воспитатель: Звук «Ж» тоже целебный. Руку
положите себе на грудку и пожужжите. Слышите,
как отдаётся? Если будете кашлять, чаще надо
произносить это звук.
Но вот поднялся сильный ветер ввв. Погудим,
как ветер: ввв.
Два пальчика приложим к носику, завоем как ветер. Это тоже целебный звук, он лечит насморк.
Музыкальный руководитель: Давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания,
руки и ноги для танца.
Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е.Плахова)
Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)
Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)
Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
Спасибо за старание, потому что в этой игре мы с вами сделали зарядку для нашего дыхания и
горлышка, теперь нам нужно сделать зарядку для губ и языка, они тоже помогают нам петь.
• Артикуляционная гимнастика.
1. Покусывание кончика языка (по 10 раз с перерывами) – 3 раза.
2. «Цоканье лошадки» – щелчки языком. Чередуем громкое и тихое цоканье.
3. Упражнение «Иголочки» покалывание языком верхнюю губу, нижнюю губу, щёки с обеих сторон.
4. Упражнение «щёточка». Провести языком между дёснами и губами.
Музыкальный руководитель: Давайте же посмотрим, насколько у вас развито дыхание?Детям раздают разноцветные резинки длиной 10 см, они поют
на одном звуке и растягивают резинку до тех пор, пока не
закончится дыхание.
«Осенний ветер» Дети дуют на листья, ниспадающие с
потолка.
Пальчиковая игра «Волшебный цветок»
Спал цветок волшебным сном (кулачок крепко сжат).
Показался лепесток (Распрямить большой палец).
А за ним его дружок (Указательный палец)
Вот и третий не проспал (Средний палец)
И четвёртый не отстал (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток (мизинец)
Вот раскрылся весь цветок!
(Кисть руки изображает форму тюльпана глубокой чашечки)
М.р: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь?
Поэтому давайте подарим, друг другу свои улыбки и сейчас будем танцевать.
• Релаксация «Воздушные шарик»
А теперь нам нужно восстановить дыхание, расслабиться и отдохнуть. Для этого нам нужно лечь на
ковёр на спину и согнуть колени.
Дети принимают исходное положение.
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень
красивые и весёлые.
Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче.
Все ваше тело становится лёгким, невесомым.
И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие.
Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше.
Дует тёплый
ласковый ветерок,
он нежно обдувает
каждый шарик …
(пауза –
поглаживание детей).
Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно.
Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.
Но вот пришла пора возвращаться домой.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответ) Давайте ещё раз
улыбнемся друг другу! Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответыдетей) Я говорю вам «спасибо»! Мне очень приятно было сегодня встретиться с вами, но наши часы
мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу.
Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя
и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы наполнят ваше сердце радостью и подарят
здоровье.
Дети покидают зал.