Конспект урока музыки
« Интонация»
3 класс
По программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Разработала :Баронина Татьяна Викторовна,
учитель музыки МКОУ Подовинновская СОШ
Челябинская область Октябрьский район
Опорная схема проекта урока
Предмет_Музыка________________________________________________________________
Класс__3 _________________________________________________________________________
Продолжительность___40 мин___________________________________________________
Тема года___ «О чём рассказывает музыка»______________________________
Тема урока___ « Интонация» (третий урок в теме «Интонации»)
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы:___важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учебы и познание нового
У учащихся могут быть сформированы:____ общечеловеческие, гуманистические ценности, в том числе, ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей , патриотические чувства к своей Родине
Планируемые метапредметные результаты освоения:
ü Регулятивные
Учащиеся научатся: работая, по плану сверять свои действия с целью__
Учащие получат возможность научиться:___ оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учетом своих учебных навыков, определять основные интонации - вопрос, восклицание , жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами
ü Познавательные
Учащиеся научатся:___ выполнять анализ, производить синтез_
Учащиеся получат возможность научиться:_ выстраивать логическую цепь суждений, наблюдать, делать выводы, обобщать знания, применять их в разных областях знаний предметов: литературе, природоведении, технологии
ü Коммуникативные
Учащиеся научатся:___активное использование речевых средств, готовность слушать собеседника и вести диалог__
Учащие получат возможность научиться:_____готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою___
Планируемые предметные результаты освоения
Учащиеся научатся: выявлять выразительную и изобразительную интонацию в речи и музыке__
Учащиеся получат возможность научиться:__активно использовать возможности интонации при музыкальном исполнении_______
Тип урока обобщение знаний, открытие новых знаний
Ведущий метод ТРИЗ (ММЧ, символическая аналогия, Создай паспорт, раскадровка, корзина фактов… )эвристический
Достигнутый результат:___
ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, баян, детские ударные инструменты
Дидактические материалы: блок-схемы, наборы для кластера(домик, солнышко, цветок), рисунки для раскадровки песни «Доброе утро», куклы, микроскопы, оборудование для химического опыта(штатив, таблетки глюконата кальция, сухой спирт)
Этапы урока (с временной раскладкой):
1. Вход. Музыкальное приветствие.2мин.
2. Сообщение темы и целей урока. 3 мин.
3. Обобщение пройденного материала. 16 мин
4. физминутка.1 мин
5. Разучивание песни 10 мин.
6. Простейшие под микроскопом 1 мин.
7. Опыт «Змея Фараона» 3
8. Д/З
9. Итоги. Оценки.3 мин
-«Добрый день, ребята!» -У нас срочный заказ на актрису- исполнительницу песни из русской народной сказки «Крошечка -Хаврошечка».Нужно выбрать самую талантливую, артистичную. У нас три команды. Кастинг пройдёт по плану: (СЛАЙД1) Прочитайте его. Критерием отбора будет свойство личности , владеющей чем ?
Ваши задачи: Ø Смастерить кластер по теме ИНТОНАЦИЯ; Ø Выяснить значение интонации в жизни человека, животного и простейших организмов – инфузорий; Ø Выбрать актрису; Ø Оценить знатоков интонаций; Ø Разучить новую песню;
1) Игра «Эхо» (учитель здоровается с детьми с разной интонацией, дети тихонько, раскатисто, как эхо, отвечают) 1-я группа: -Добрый день!!! 2-я группа: Добрый день?.......... 3-я группа: Добрый день............ - Что заметили?
2) Слушание , анализ произведения М.П.Мусоргского «С куклой»
-Так что такое интонация?
-Какая бывает интонация? (слайд 3) Чтобы понять музыкальную интонацию, нужны средства музыкальной выразительности, ведь музыкальная интонация – это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков. Что включает в себя интонация?(слайд 5)
-Приглашайте (ММЧ) маленьких человечков, для путешествия в музыку. Закрываем глаза , слушаем. (Звучит М.П. Мусоргский «С куклой») - Что услышали, что увидели человечки? -Эту пьесу написал композитор, который написал «Балет невылупившихся птенцов». Назовите его. (слайд 6. ) На доску вывешивается портрет композитора -Перед вами лист с портретами композиторов. Покажите столько пальцев, количество которых будет соответствовать номеру портрета М.П. Мусоргского. (слайд 7,8)
-Приглашаются по 1 девочке с куклой от группы для выразительного исполнения убаюкивания , а мы выберем самую артистичную девочку. -Что услышали?
-Дайте характеристику лада, темпа, тембра, регистра, динамики, ритма, мелодии. -Кто лучший театральный исполнитель?
(слайд 9, 10)- Заполним паспорт: ИМЯ: С КУКЛОЙ СОЗДАТЕЛЬ: М.П. МУСОРГСКИЙ ПРОПИСКА: РОССИЯ ГДЕ СЛУЖИТ : в концертном зале, на уроках, музыки ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ: колыбельная, нежная, напевная, добрая, плавная, мягкая, протяжная . -Составим кластер к слову интонация (дети по группам из заготовок делают кластер в виде солнышка, домика, цветка) Объясните значение слов.
(сл. 10,11)
-Какое слово повторяется упрямо, упорно? Такой настойчивый повтор называется «остинато».
Теперь проверим какие кластеры у вас получились.
I V Физминутка.(по методике Стрельниковой) «Ладошки»
V Опыт. Как животные реагируют на интонацию? (Они только её и понимают, но не понимают человеческой речи) (Из «корзины фактов» достаю микроскопы, ставлю по одному на команду. В микроскопе под стеклом – простейшие.) -Внимательно посмотрите по очереди - что живёт под стеклом, не спугните. (После минутной работы детей учитель неожиданно включает очень громко музыку Рамштайна . Дети резко оборачиваются на учителя ) -Почему вы обернулись? -А простейшие под стеклом? -Да, ребята, от такой музыки, такой интонации простейшие в целях безопасности, замирают, не двигаются. Вывод.
- Интонация помогает жить, чувствовать, передавать эмоциональную информацию.
V Вокально-хоровая работа.
-У вас на партах комплект картинок . Я исполняю песню, а вы подбираете кадры по смыслу, в соответствии с текстом. 3.Проверка раскадровки по слайду. . СЛАЙД 13,14) -Есть ли здесь остинато? 4. (cлайд 15 Исполнение 3 куплета mf,продолжить mp (-)3
5.-Что пожелаете и с какой интонацией своей стране, родному краю-селу Подовинное, которому исполнилось 95 лет? (На доске открывается контур карты РОССИИ) -Подойдите к карте России и, прикрепив рисунки солнышка, пожелайте нашей стране добра и процветания.
-Ребята, сейчас закройте на несколько секунд глаза , воспользуйтесь методом маленьких человечков (ММЧ) и представьте картину, а когда разрешу открыть глаза сравните ваше восприятие интонации с происходящим. (Звучит восточная музыка. На подставке для опытов зажигаю спиртовку вместе с тремя таблетками глюконата кальция. В процессе горения поднимается структурный пепел в виде трёхглавого змея .Опыт называется «Змея Фараона» )
Итог: Что узнали нового? Какие знания пригодятся в жизни?
-Подсчитайте количество ноток-жетонов, заработанных на уроке. Кто победитель на роль Крошечки- Хаврошечки? Д/З- Выучить слова песни «Доброе утро» Спасибо за работу.
Оценки. -До Свидания , дети! (учитель пропевает)
Звучит музыка, дети покидают класс.
|
-«Добрый день , учитель!»(хоровое исполнение)
-Интонацией?(на слайде ребус со словом «интонация») (На доску прикрепляется на яркой полоске бумаги название темы урока.)
-Вы здоровались с разной интонацией
-Главное свойство музыки, выражающее настроение,чувства -Выразительная, изобразительная (на доску вывешиваются слова Выразительная, изобразительная )
-Лад, темп, тембр, регистр, динамику, ритм, мелодию
-Колыбельную, грустную песенку .- Модест Петрович Мусоргский
(№5 -Девочка укладывает куклу, кукла не засыпает. Мелодия меняется: -Тяпа, спать! Колыбельная с мелодией мягкой, протяжной, доброй, наивной.
(выбирают)
-Тяпа, спи, усни!
Дети настороженно рассматривают.
-Испугались. - Они замерли!
-И людям, и животным, и всему живому важна интонация в голосе, в музыке, в движениях.
По одному человеку от группы подыгрывают учителю на ударных инструментах.
Мира, добра, урожая,…….
Дети подходят к доске , в прорези на контуре карты втыкают «солнышки»
Дети открывают глаза и заворожённые смотрят на «Чудо». Делятся впечатлениями.
Дети подсчитывают и выявляют победителя.
Дети поют: до свидания, учитель!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.