Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Музыка рассказывает обо всём
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Содержание:
Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству).
Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
Музыка рассказывает обо всём
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Содержание:
Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному
искусству).
Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и
подкова»).
Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её
постижения.
Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты
анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал:
В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова» (пение);
«Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение);
«Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве (слушание).
Характеристика видов деятельности:
Различать характерные признаки видов искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
другими образами искусства.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно
образным содержанием.
Ход урока:
Организационный момент:
Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги. Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас
звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то
спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала
кудато вперёд.)
Молдавский композитор Евгений Дога известен российским зрителям по его
прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих
советских фильмов. Именно его вальс звучит в популярном кинофильме
конца 70х «Мой ласковый и нежный зверь», а дети знают его мелодии по
фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру
Евгений Дога написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также
создал десятки песен и сотни инструментальных композиций.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима, музыка».
К. Кулиев
Сообщение темы урока:
С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую
ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного года особенная, мы будем
говорить с вами о взаимодействии музыки с другими видами искусства.
Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать
музыку? (Ответы детей).
Музыку можно изучать поразному. Можно беседовать о музыкальных
произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно
посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы
увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая
музыка.
Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь,
играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы
изнутри.Всё это разные пути приобщения к музыке.
Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка?
Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально искусство муз) вид
искусства, который воздействует на человека через звуковые образы,
отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить
более просто и коротко, то музыка это искусство звуков.
Правда ли, что это чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет,
само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются
в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте обратимся к стр. 3 наших
учебников. Прочитайте последние два абзаца.
Учащиеся читают текст учебника.
Да: потому что каждое искусство самоценно, оно говорит о своём на своём
собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства.
Звук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со
стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое
противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с
этой точки зрения не нуждается ни в чём.
Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны.
Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт
выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы,
обработанным специальным способом, и всё это находится уже далеко за
пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в
мире: для чегото требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чегото
течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.
Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как
действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет так как существует
всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое
существование, времена, человеческие судьбы.
Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит
колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод
звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе:
каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт вморе береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса
или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека
умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай
никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила
Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.
(Учащиеся работают с учебником).
С. Маршак. «Гвоздь и подкова»
Не было гвоздя подкова пропала.
Не было подковы лошадь захромала.
Лошадь захромала командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было, гвоздя!
Каким же образом была повержена в бегство целая армия?
Отсутствие гвоздя вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих
бед. И хотя между гвоздём и поражением нет прямой связи, мы всё же видим,
как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не
сопоставимые по значению последствия.
Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого,
незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к
развитию и совершенствованию в другой. И когда художник смешивает
краски в поисках новых цветовых сочетаний кто знает, не прокладывает ли
он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?
Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле
не проходит бесследно». Если какимто образом выпадает какоелибо звено,
происходит изменение во всей цепи событий.
Как же это происходит? Какие тайные законы движут искусством?
Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды искусства»
предполагает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с
жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами,
храмами, картинами и многиммногим другим.Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях,
посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь.
И всё же тема этого года особенная. Она призвана научить наблюдать,
сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного
явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную
взаимосвязь. Она призвана научить понимать то, что мир един, и то, чему
служит такое понимание.
Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка
способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным
исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» Д. Шостакович.
Вокальнохоровая работа, слушание:
Слушание песни «Продавец зонтиков».
Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город»,
«Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.)
А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока? (Ответы
детей).
Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном
городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о
том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека,
который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы
приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители
всего города впоследствии заболели.
Ребята, а как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня
прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев несколько
веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы
передавая состояние природы и людей...)
Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве.
Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей).
В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/muzykarasskazyvaetobo
vsyom