Музыка рассказывает обо всём

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Музыка рассказывает обо всём Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе Содержание: Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                                   Музыка рассказывает обо всём Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Содержание: Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному  искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и  подкова»). Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её  постижения. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты  анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова» (пение); «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение); «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве (слушание). Характеристика видов деятельности: Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и  другими образами искусства. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно­ образным содержанием. Ход урока: Организационный момент: Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги.­ Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас  звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то  спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала  куда­то вперёд.) ­ Молдавский композитор Евгений Дога известен российским зрителям по его прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих советских фильмов. Именно его вальс звучит в популярном кинофильме  конца 70­х «Мой ласковый и нежный зверь», а дети знают его мелодии по  фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру  Евгений Дога написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также  создал десятки песен и сотни инструментальных композиций. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, музыка». К. Кулиев Сообщение темы урока: ­ С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую  ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного года особенная, мы будем  говорить с вами о взаимодействии музыки с другими видами искусства. Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать  музыку? (Ответы детей). Музыку можно изучать по­разному. Можно беседовать о музыкальных  произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно  посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы  увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая  музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь,  играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы  изнутри.Всё это ­ разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально ­ искусство муз) ­ вид  искусства, который воздействует на человека через звуковые образы,  отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка ­ это искусство звуков. Правда ли, что это ­ чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет,  само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?  Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте обратимся к стр. 3 наших  учебников. Прочитайте последние два абзаца. Учащиеся читают текст учебника. Да: потому что каждое искусство самоценно, оно говорит о своём на своём  собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со  стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое  противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём. Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны.  Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт  выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы,  обработанным специальным способом,­ и всё это находится уже далеко за  пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в  мире: для чего­то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего­то ­  течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём. ­ Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как  действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет ­ так как существует  всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое  существование, времена, человеческие судьбы. Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит  колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод  звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе:  каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт вморе береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса  или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека  умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай  никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила  Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.  (Учащиеся работают с учебником). С. Маршак. «Гвоздь и подкова» Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было, гвоздя! Каким же образом была повержена в бегство целая армия? Отсутствие гвоздя ­ вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих  бед. И хотя между гвоздём и поражением нет прямой связи, мы всё же видим,  как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не  сопоставимые по значению последствия. Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого,  незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к  развитию и совершенствованию в другой. И когда художник смешивает  краски в поисках новых цветовых сочетаний ­ кто знает, не прокладывает ли  он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний? Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле  не проходит бесследно». Если каким­то образом выпадает какое­либо звено,  происходит изменение во всей цепи событий. Как же это происходит? Какие тайные законы движут искусством? Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды искусства»  предполагает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с  жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами,  храмами, картинами и многим­многим другим.Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях,  посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь. И всё же тема этого года ­ особенная. Она призвана научить наблюдать,  сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного  явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную  взаимосвязь. Она призвана научить понимать то, что мир един, и то, чему  служит такое понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка  способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным  исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» ­ Д. Шостакович. Вокально­хоровая работа, слушание: Слушание песни «Продавец зонтиков». ­ Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город»,  «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.) ­ А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока? (Ответы  детей). ­ Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном  городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о  том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека,  который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы  приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители  всего города впоследствии заболели. ­ Ребята, а как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня  прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев ­ несколько  веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы  передавая состояние природы и людей...) Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве. ­ Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей). В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/muzyka­rasskazyvaet­obo­ vsyom