Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах
Оценка 4.6

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
23.11.2018
Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах
Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях сольфеджио, не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний. Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности
муз игры для малышей.doc
Методическая разработка: Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах Выполнила: Пешкова Людмила Алексеевна преподаватель  теоретических дисциплин МБУДО «ДМШ» Табунского района                                        2018 1. 2. 3. Содержание: Введение: Игровая деятельность ребенка Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ Задания в игровой форме Заключение; Используемая литература. Приложение Введение    Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На  занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим  удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.    Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях сольфеджио, не  позволяют формировать активно­познавательную позицию учащегося, поскольку  он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является  актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл  которых не только в эффекте новизны и оригинальности ­ это мощный стимул  для получения знаний.    Одним из способов решения выше изложенных задач является использование  игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным  средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав  игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно  и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации  учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и  методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его  максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует  применение игрового подхода: уроки­соревнования, уроки­конкурсы, уроки­  игры и т.д. Одна из задач таких уроков ­ создать психологическую обстановку  эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко  обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку  общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап  работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика. Цель данной работы: Развитие и обогащение музыкально­интеллектуального  кругозора детей. Игровое обучение совместному исполнительству. Задачи: 1. Дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на тему. 2. Развивать творческое воображение и слуховую фантазию. 3. Учить детей ассоциировать различные виды музыкальной деятельности с  определенным цветом, развивать сенсорные чувства, логическое мышление. 4. Закрепления пройденного материала в игровой форме. 1. Игровая деятельность ребенка    Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными  психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н.Леонтьевым). Ученые считают,  что в игре ребенок реализует желания, которые в реально ­ практической  деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются  бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно­ познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи. Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том,  чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы. Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз ­ ученые и музыканты говорят о двух  положительных моментах игровой деятельности:   восприятие социального опыта; актуализация индивидуального опыта.    И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в  данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому  привлекательный для её участников.    Музыкальная игра для детей ­ серьезная деятельность: и по характеру задач и  результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для  личности ребенка.    Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на  различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно  определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в  ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и  возрастающим уровнем их музыкально­эстетической подготовки.    По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три  основных типа: 1.сюжетные игры; 2. ролевые игры; 3. игры­соревнования. Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах 2.    С детьми младшего школьного возраста игры рекомендуется вводить в каждое  музыкальное занятие. Все представленные в пособии игры могут применяться  при работе с детьми любого возраста на усмотрение педагога в зависимости от  уровня подготовки группы.    Предлагаемые игры в основном связаны с пением и движениями под музыку. В  большинстве случаев пение не должно сопровождаться фортепиано, что  благотворно влияет на чистоту интонирования, на умение слушать себя и своих  товарищей, на способность удерживаться в заданном тоне без поддержки  инструмента.    Разученные в играх песни должны использоваться и в других видах работы. Их  можно записывать по памяти в заданной тональности, прохлопывать и называть  ритмический рисунок, подбирать на фортепиано, загадывать, исполнять с  ритмическим остинато.    Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между  собой. Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и  применять в своей работе. Они нравятся детям вызывают у них неизменный  интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и  непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и  творческих способностей, расширять кругозор. Предлагаемый материал был  разработан для уроков сольфеджио для учащихся 1­3­х классов. Задания  предполагают сочетание индивидуальной, групповой форм работы в устном и  письменном виде. Рассмотрим некоторые из них. Импровизация    Буквально на первых уроках первоклашки знакомятся с понятиями «регистр»,  «темп», «динамика», «штрихи». После небольшого предварительного этапа,  включающего прослушивание произведений и доступный анализ средств  выразительности, даются соответствующие темы­образы для импровизаций на  фортепиано: «Тигр», «Зайчик», «Летняя гроза» и т. п. При этом еще не  требуется знаний нотной грамоты или владения техникой игры на инструменте.    На одну тему импровизируют несколько учеников по очереди. После каждой  импровизации особое удовольствие детям доставляет определять характер  образа: один тигр робкий, другой ­ сердитый, третий ­ задумчиво  «прохаживается» взад­вперед и т. д. Совместно проводится анализ  выразительных средств. Развитие чувства ритма Испорченный телефон Ход игры: все дети выстраиваются друг за другом. Ребенок (или учитель),  оказавшийся в этом ряду последним, тихонько выстукивает заданный  ритмический рисунок пальцем по плечу впереди стоящего. Дети по очереди  передают его до первого ребенка, а тот, в свою очередь, громко прохлопывает  его всем участникам. Тот, кто путает ритм, выходит из игры (как вариант —  переходит в конец ряда). Затем игра повторяется. Примечание: детям младшего возраста не следует загадывать слишком сложные  и длинные ритмические формулы — в самых простых вариантах игры стоит  ограничиться двумя тактами в размере 2\4: Завершая игру, можно прохлопать ритм с названием слогов. Вышибала, или Передай дальше Ход игры: все дети становятся в круг, и каждый по очереди загадывает своему  соседу какое­нибудь упражнение. Например: один ребенок прохлопывает ритм,  другой называет его с помощью слогов, или один участник игры поет звук в  определенном ладу, другой называет его ступень. Упражнения могут быть  любыми (любой степени сложности): от угадывания звуков­интервалов до  коротких устных диктантов. Тот, кто выполнит упражнение неправильно,  выходит из круга («вышибается»). Если же рядом стоящий ученик отвечает  правильно, то он получает право загадать следующему за ним соседу свой  вариант упражнения. Игра продолжается до выявления одного или группы  победителей. Вариант: если кто­то из ребят отвечает неверно, а выбывший ребенок может  дать правильный ответ, то ему позволяется вернуться в круг на место того, кто  ошибся. Зевака­торопыга Игра из пособия по ритмике Е. Конорова Ход игры: все дети становятся в круг. Им предлагается прослушать мелодию, в  основе которой — несложный (лучше повторяющийся) ритмический рисунок. В  качестве примера автор пособия рекомендует взять русскую народную песню  «Как у наших у ворот» (можно исполнить ее с аккомпанементом и спеть со  словами). После прослушивания все вместе прохлопывают ритм песни с  названием слогов (||: ти­ти, ти­ти, ти­та та :||). Затем выученная ритмическая формула песни исполняется по одному хлопку —  по очереди каждым ребенком. Тот, кто опаздывает с хлопком (зевака!) или  спешит и хлопает раньше срока (торопыга!), выходит из круга. Игра  продолжается до тех пор, пока не определится один победитель.   Пример творческих заданий в рамках освоения лада.    Уже начальный этап освоения лада, построенный на сочетании отдельных  ступеней, постепенно соединяющихся в определенные обороты, приводит к  возможности сочинять и импровизировать мелодии на ограниченном количестве  ступеней. Хочется здесь отметить важную роль наглядных пособий «Пуговицы»  и «Лесенка» как эффективного средства, которые не только облегчают  познавательную действительность, но и организуют восприятие, активизируют  процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается  одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение. Пособие «Пуговицы» представляет собой нотный стан и пуговицы­ноты двух  цветов (условное обозначение долгих и коротких длительностей). Начальные  (подготовительные) формы работы: выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже   знакомых ­ по памяти;      исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте; транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую  высоту); узнавание их по «нотному тексту»; мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз,  основанных на освоенном комплексе ступеней). Узнай по голосу Ведущим в игре является учитель. Ход игры: все дети становятся в круг, один ребенок выходит в центр. Ему  завязывают глаза и раскручивают вокруг себя. Затем учитель, молча, показывает  на одного из стоящих в кругу детей — тот поет куплет ранее выученной песни.  После того как ребенок закончит петь, все дети тихонько меняются местами.  Стоящему в центре ребенку развязывают глаза. Его задача — определить  поющего участника игры. Если он угадает, то они меняются местами. Если не  угадает — игра повторяется заново в том же составе. Примечание: песенка поется без фортепианного сопровождения и только один  раз. Ходим кругом Ход игры: выбирают ведущего, который становится в центр круга. Остальные  дети, исполняя песню, водят вокруг него хоровод. Когда песня заканчивается,  ведущий загадывает «музыкальные загадки». Задача детей — правильно их  расшифровать. Варианты: 1. Ведущий прохлопывает ритмический рисунок, дети повторяют его за ним с  названием слогов (на та и ти­ти). 2.Загаданным может быть интервал (поется на любой слог без названия нот,  задача детей — определить его.) 3. Ведущий поет короткую мелодию (либо заранее разученную с учениками  песню) на «ля­ля­ля» или «та­та~та», а дети повторяют ее с названием нот  (тональную настройку дает педагог). 4. Пропетую без слов песню дети угадывают и исполняют со словами. 5. Дети угадывают песню по прохлопанному ведущим ритмическому рисунку Подарю мелодию Ход игры: учитель играет отрывки из музыкальных произведений. Каждый  фрагмент он «дарит» кому­либо из детей (например, можно исполнить отрывки  из пьес «Детского альбома» П. Чайковского или «Альбома для юношества» Р.  Шумана). Дети должны запомнить «подаренную» им музыку и узнать ее, когда она про­  звучит снова (пьесы нужно играть каждый раз в ином порядке). Особенно  поощряется ученик, запомнивший не только «свою» музыку, но и произведения,  «подаренные» его товарищам. Вперёд­назад Ход игры: все дети становятся в одну линию в центре класса. Педагог играет по  три звука (вверх­вниз по тонам трезвучия либо троекратно повторяет один тон). При движении вверх дети, прослушав звуки, делают три шага вперед. Учитель  при этом считает: «раз, два, три». При движении вниз дети делают три шага  назад. Если звуки повторяются, дети шагают на месте. Интервалы в звукоподражательных и музыкально­речевых интонациях. Цели занятий: развить интервальный слух и ассоциативное мышление при  восприятии интервалов, обучить элементарной импровизации. Объясните детям, что расстояние между звуками по высоте называют  интервалом. Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и  называются по­латински: 1 — прима (оба звука на одной  высоте), 2 — секунда (звуки на смежных ступенях), 3 — терция (звуки  охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре ступени), далее  идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). По составу тонов  интервалы различаются на большие и малые. Прима (чистая) и секунда (большая и малая) Танцуй и пой вместе со мной Выучите песню­танец «Интервалы» (см. Приложение 1). Встаньте вместе с  детьми в круг, — пусть дети повторяют за вами слова и танцевальные движения:  «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки; «Секундой  зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу; «Терцией попрыгали»,  — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону; «Квартой  поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу. Терция (большая и малая) УГАДАЙКА Что услышал я в лесу? Сформируйте у детей ассоциативно­образное восприятие интервала терции  (большой и малой) на слух в сочетании с уже знакомыми интервалами примы и  секунды (см. Приложение). Спойте песенку­загадку «Что услышал я в лесу?»  Сыграйте кукушкину попевку на интервале большой или малой терции и  спросите: «Какое настроение у кукушки? Веселое или грустное?» Затем  поясните: «Терция, которая звучит весело, называется большой, или мажорной, а терция, звучащая грустно, — малой, или минорной». При определении интервала в песенке­загадке, дети обязательно поясняют, какая терция — большая или  малая. Кварта (чистая) Пой вместе со мной Выучите песни на интервал чистой кварты: «Про лягушек и комара» А.  Филиппенко — Т. Волгиной, «Вот такие чудеса» А. Филиппенко — Н.  Берендгофа (см. Приложение). КОНСОНАНС И ДИССОНАНС Гармонические интервалы. Созвучия. Цели занятий: развить у детей гармонический слух, память, ассоциативное  мышление. СКАЗКА о волшебном мире музыки, о консонансах и диссонансах с игрой­угадайкой Одной девочке очень хотелось заглянуть в волшебный мир музыки, о котором  так загадочно говорила ее мама. И вот однажды девочке приснился сон, как  будто ее комната наполнилась дивным светом, она услышала музыку в цвете:  розовом, голубом... (сыграйте мажорное, потом минорное арпеджио в разных  регистрах). Появилась прекрасная фея и сказала: — Я знаю, о чем ты давно мечтаешь, пойдем со мной, я покажу тебе музыкальные царства. Смотри и слушай! Это — «царство консонансов», в нем живут только благозвучные интервалы и  аккорды. Там, высоко в поднебесье, обитают легкие, «чистые» музыкальные  существа, их называют чистыми интервалами. Ночью интервалы примы и октавы  звучат как мерцание звезд на небе. (Сыграйте в высоком регистре интервалы  примы, октавы и назовите их). А интервалы кварты и квинты плывут как чистые  облака. (Сыграйте в высоком регистре интервалы чистой кварты, чистой квинты  и назовите их). На земле живут благозвучные интервалы — консонансы, которые в музыкальных  сказках предстают зайчиками или другими добрыми существами. Они могут  грустить и радоваться. (Дайте послушать в среднем регистре интервалы  большой, малой терции, большой, малой сексты и назовите их). А вот теперь я покажу тебе подземное «царство диссонансов» — они звучат  резко и в сказках предстают каким­нибудь Змеем­Горынычем или Лешим.  (Покажите в низком регистре интервалы секунды, септимы и тритон.) ОТГАДАЙКА Прослушайте и сравните два произведения — «Танец дикарей» Е. Накады и  русскую народную песню «Заинька» в обработке С. Кондратьева (см.  Приложение). Попросите детей отгадать, в каком произведении танцуют дикари,  а в каком — заинька. Спросите: «Какими созвучиями — консонансами или  диссонансами — выражены образы дикарей и заиньки?» УГАДАЙКА Консонанс или диссонанс? Дети любят играть в угадайку, попросите их определить, из какого «царства»  данный интервал, созвучие. Сыграйте, послушайте и сравните различные  созвучия. Тембры, регистры Игра "Три медведя". Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков. Музыкально­дидактический материал. "Мишка", музыка М. Раухвергера;  фортепиано. Описание: I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает  им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят  гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем ­ медведи побольше, а когда в низком ­­ самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнявшие  задание. II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением).  Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются  по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем ­ Анастасии Петровны, а в  высоком ­ Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По  окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те  убегают в домик. III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры  победители загадывают побежденным загадки о животных. Характер музыки, лады, размер. Солнышко и тучка Методика проведения. Педагог знакомит детей с музыкальной пьесой (по  выбору педагога). После се прослушивания они определяют ее характер,  настроение. Затем педагог объясняет назначение пособия и рассказывает, как им  пользоваться: если музыка бодрая, энергичная, веселая, нужно закрыть одну из  клеток картинкой с изображением солнышка; если музыка спокойная,  неторопливая, то берется картинка с изображением солнышка, чуть прикрытого  тучкой, а если музыка грустная, печальная, то используется картинка с  изображением тучи. Три танца Программное содержание. Различать характерные особенности танцевальной  музыки, называть танцы: полька, вальс, плясовая, марш (размер 2\4, 3\4, 4\4) Методика проведения. Педагог показывает детям другой вариант пособия «Три  танца», объясняет, как нм пользоваться, обозначая (условно) плясовую  карточкой зеленого цвета, польку оранжевого, вальс — голубого. Затем педагог  исполняет поочередно знакомые танцы. Последовательность их исполнения  определяется самими детьми: один «по секрету* говорит педагогу, какой танец  нужно сыграть (польку, вальс или плясовую, марш): Дети определяют этот танец  и отмечают его с помощью карточек пособия. 3. Задания в игровой форме 4.    Атмосферу непринужденности на уроке помогают создать задания в игровой  форме. Учащиеся, особенно младших классов, очень любят такие формы  работы. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную  игру, если учитель соответствующим образом сформулирует задачу. Например,  задание «определить по ритмическому или мелодическому рисунку знакомую  песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку ­ что за песенка записана на  доске? Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на инструменте, либо показать движение мелодии по «лесенке») можно представить в виде игры  «Выручи из плена»: если ученик ошибается, то ему на помощь спешат другие.  Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся участвовать в таких заданиях,  не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет,  как и приобретенный музыкально­слуховой опыт.  Ритмические игровые приемы 1.Та­ ноты шагают, ти­ти ­бегают, ту ­ устала(половинная) Придумайте имена та­ та (условие) Ма­ша, Саша. Гриша, Миша, Таня. И т.д. 2.То же ­любые слова Крыша. Кошка и пр. ребенок говорит так Ка­ша и тут же  "переводит" та­та 3. Педагог говорит слова с разным ритмом, дети должны поднять руку, если  прозвучало их слово­ритм тоже с закрытыми глазами. 4. У детей разные ритмические карточки та­та, ти­ти­ти­ти, та­ти­ти и т.д.  педагог говорит ритм­слово, ребенок поднимает карточку, если прозвучало его  слово­ритм. 5.Ритмическое эхо: ( условие Та­аккуратный , красивый по звучанию) удар  ладошками рук по столу, ти­ти ­хлопок кулачком по ладошке, ту­ по столу  перевернутыми ладошками (обратной стороной) 6.проговаривает ритмослогами с одновременным исполнением ритм ­блок (в  размере 2/4=фразе) дети (послушные обезьянки ­не говорят одновременно в  педагогом, или "эхо") повторяют ритмический рисунок. Ритмические блоки  (вводятся постепенно) 7.Прочтение ритмических блоков (таблица блоков на доске) с заменой  длительностей четвертной паузой ( ритмослог шепотом "па" . Звучащий жест  ­кисти рук разводятся в стороны) 8.Прочтение блоков в разной динамике, характере, образе, темпе, шумовыми  интсрументами и звучащими жестами. 9. Ритмическое лото (ритмический диктант): 1.Запись ритма слов 2.Фраз стихотворения 3.мелодии со словами 4.мелодии 10.Ритмический переводчик Педагог выразительно в четком ритме читает строчку стихотворения, дети  "переводят" на ритмический язык ритмослогами. Гаммы 1.пение каждого звука гаммы остинато (так выучивается каждая новая  ритмическая группа) 2.звук гаммы ­пауза 3. прочтение стихов в заданном ритме Творческие навыки 1.Досочинить ритмический рисунок 2.Заполнить такты неповторяющимся ритмическим рисунком в заданном размере 3.Исправить ритмические ошибки. 4.Придумать ритмический остинатный аккомпанемент к мелодии. 5.Ритмическое двухголосие. Ритмических упражнений очень много. Самое главное заниматься развитием  чувства метроритма на каждом уроке в системе "от простого к сложному". Заключение    Как показал опыт, игра на уроках сольфеджио значительно активизируют  познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в  которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра  оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у  учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и  навыки.    Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем: обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;  процесс приобретения знаний получает деятельностный характер; учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при  этом значительных моральных издержек; развитие желания и способности действовать самостоятельно.    Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы  работы на уроках слушания музыки способствуют: 1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения,  созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации; 2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию,  переживанию, активному действию; 3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей  для самовыражения учащихся, открытию поля творчества; 4. активизации внимания учащихся; 5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в  работе классические традиции обучения с передовыми.    Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются  основными и не должны вытеснять традиционные виды работы. Используемая литература. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. М: Мос.Гос.  консерватория им.П.И.Чайковского 2004 Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном  воспитании дошкольников. М. Просвещение, 1986. Огороднова­Духанина. Т. Музыкальные игры на уроках  сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов     1. 2. 3. детской музыкальной школы Издательство «Композитор • Санкт­ Петербург» 2008 4. 5. 6. 7. 8. 9. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997 В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000 В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000 Г.Тарасова. Психология художественной игры. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий Г. Шатковский  Развитие музыкального слуха. ­ М., 1996.                                                  Приложение

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в младших классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018