- Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки, оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение.
4.docx
Музыкальные сказки (5 класс)
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и других видов
искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан море синее» из оперы
«Садко» Н. А. РимскогоКорсакова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»
(Н. А. РимскийКорсаков) Сообщение темы урока:
Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных
спектаклях, быть может, даже видели балетысказки, оперы
сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для
таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные
сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к
музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный
мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную,
нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального
произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев,
лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,
птицы и животные словом, всё богатство видимого
волшебного мира получило своё звуковое выражение.
Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие
снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде поособенному, и
лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного
творчества поразному находил своё выражение в музыке.
Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или
инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский
композитор Н. РимскийКорсаков. Он написал семь
сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
«Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых
и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом
названии этого фрагмента видна изобразительность и
живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску
рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит
своеобразный танец цветов, бликов золотых, серебряных,
сверкающих, изменчивых. Все средства музыки от гибких и
прихотливых мелодических линий до тембрового
разнообразия оркестра направлены на создание красочной
музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу
«Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка
XIX столетия.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Услышали ли вы какиелибо особенные сказочные звуки,
рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное
царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но
кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и
бликов подводного мира сверкающих, изменчивых.
Использование различных тембров, гибких мелодических
линий создаёт красочную музыкальную картину.) 2. Портретные сказочные образы.
В опере также присутствуют и портретные сказочные
образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных
портретов реальных людей. Как вы думаете,
почему? (Отличие в изображении сказочных героев от
музыкальных портретов реальных людей заключается в
привнесении таинственного, загадочного, связанного с
непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля
«Царевна Лебедь» это не просто иллюстрация к «Сказке о
царе Салтане». Кто является автором этой
сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)
«ЦаревнаЛебедь» М. Врубеля это обобщённый образ
женских сказочных образов. В чемто он сродни образу
Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же
исполненной невыразимой прелести, и вместе с тем
загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную
песню, она вкладывает в неё очень много лирического
чувства. В музыке звучат интонации народной песни,
придающие Волхове тёплые, живые черты реальной
девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной»
вплетаются интонации «волшебного» характера, становится
очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с
фантастической сказочной стихией.
Таинственная природа Морской царевны подчёркивается
колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце
«Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает
«струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая
гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно
другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке),
человеческую душу, а остаётся верна своему морскому
миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием.
Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в
музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой
светлой Волховойрекой.
Мелодия колыбельной Волховы простая, задушевная,
бесконечно близкая языку русской народной песни.
Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание
волн. РимскийКорсаков высоко ценил музыку последнего
появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,
писал он, считаю за одну из лучших страниц среди своей
музыки фантастического содержания».
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Колыбельная Волховы»
из оперы «Садко».
Многие известные и любимые сказки обогатились
музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую
музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только
музыку самого танца, но всего празднично убранного зала
ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П.
Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к
сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника,
тёплого и глубокого чувства и словно стала реальностью,
частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по
настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги,
поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой
становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается
между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в
конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца.
Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки,
но и выражение живой человеческой любви.
Слушание: П. Чайковский. «Падеде» из балета
«Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки,
что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что
роковым моментом была полночь, впервые услышали, как
звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и
как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный
звон тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы
слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются
двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов,
изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник Сергей
Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка»
(фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны:
герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни
и танцы становятся частью волшебного мира чудес,
праздников и светлых надежд. И может быть, оттого
сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе
все представления о волшебном, таинственном, что она
воплощённая мечта человека о прекрасном?
Вопросы и задания: 1.
2.
3.
4.
5.
Почему, когда композиторы обращаются к сказочным
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное
начало?
В чём разница между музыкальными портретами
реального человека и сказочного героя?
Какими средствами передаётся красочность образа в
«Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы
«Садко» Н. РимскогоКорсакова?
Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П.
Чайковского «Щелкунчик»?
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой
любимый персонаж из музыкальной сказки.
Где музыка берет начало? (5 класс)
Ход урока:
Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Всё, что звучит в природе и есть музыка…»
И. Гердер
Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно
красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня
пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки,
где берёт она свое начало.
1. Музыкальный эксперимент
Представьте себе, что вы оказались на далёкомдалёком
острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от
всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и
достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о
музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона.
Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а
подключиться, сами понимаете, не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда
«дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна
любым способом объяснить команде «дикарей», что такое
музыка.
Выслушиваются различные версии, рассматриваются
различные действия учащихся до тех пор, пока не получен
нужный результат.
Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил
пытались объяснить жителям этого острова, что же такое
музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня
(представитель команды «музыковедов») не запел свою
любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес,
они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое
главное, что есть в музыке, «поющий» звук, музыкальный
звук. Именно из него и «делают» музыку, только его
специально для этого обрабатывают.
Конечно же, музыка это не только звук, но и многое
другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без
музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук её главное начало. Задумывались ли вы когда
нибудь о том, что звук это одно из самых ярких
проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть
свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми
глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит
вокруг.
Учитель включает записи звуков природы.
Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип,
шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул,
грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет,
лай, кудахтанье и т. д.)
Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало
того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним
слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы
наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение,
закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом,
как...
хлопают крыльями вспугнутые птицы;
как трещит сухая обламываемая ветка;
как чавкает грязь под ногами;
как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег
под тяжестью чьихто шагов.
Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы
можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи
друг на друга, все они очень разные высокие и низкие,
тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой
источник, свой образ.)
Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем
воображении. И вы можете не только слышать
воображаемый звук, но также видеть нарисованные им
«звуковые картины» и луговую траву, в которой стрекочет
кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими гдето в
вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из
которой едва удаётся вытащить ногу.
Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков
его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум
дождя всё это образует свой звуковой мир, такой же
неповторимый и единственный, как уголок родной земли.
Музыка как искусство звука зарождается там, где живут
звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды.
А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый
звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так,
как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.
Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность
берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели,
сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только
глухо и низко?
2. Работа с учебником
А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте
страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию
картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у
пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в
верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую
таинственности. Общее звучание картины несколько
мрачноватое.)
Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в
картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»?
(Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое.
Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...)
Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим
перед собой картину Константина Фёдоровича Юона
«Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный
звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек,
кружащих над городом, голоса выходящих после утренней
службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок
радости и чистоты ...
На следующей странице мы видим картину Ивана
Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море
действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты
грома, гул разбушевавшегося моря...)
Посмотрите внимательно на репродукцию картины
«Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд
действительно не оставляет равнодушным ни одного
человека на протяжении многих столетий.
3. Вокальнохоровая работа
Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает
мелодию припева песни «Продавец зонтиков»,
разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый
куплет песни и разучивается второй и третий.
4. Беседа о музыкальных инструментах
Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала
множество различных инструментов певучую скрипку и
нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый
фагот, звонкую гармошку и величественный орган.
Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым
звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют
каждое посвоему, то уж тем более не похожи звуки дня и
ночи, радости и горя, юности и старости.
Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей
связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её
будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей,
запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в
звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые
потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный
заряд человеческих чувств, идей, и надежд.
Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от
других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные
инструменты отличаются формой, разными способами
извлечения звука, а самое главное окраской звука
(тембром).
Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Итог урока:
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Музыкальные сказки (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.