Данный урок, разработан по программе Е.Д.Критской 6 класс, построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний). На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя».docx
Гатауллина Гузелия Габдулхаковна,
учитель музыки
ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»
Республика Татарстан, г. Альметьевск.
Технологическая карта урока музыки в 6 классе
Тип урока: УОН (урок общеметодологической направленности)
Тема урока: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
Цель урока Познакомить с творчеством выдающегося российского исполнителя Ф.И.Шаляпина.
Задачи
урока:
Образовательные: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить
знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;
Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную
характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки
Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству
Предметные Формировать представления о выдающемся исполнителе, о выразительных тембровых и
регистровых возможностях голоса Ф.И.Шаляпина.
Формировать представления о музыкальных конкурсах вокального искусства.
Личностные Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.
Коммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию, взаимодействовать в коллективе процессе
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа
исполнения песни
Регулятивные Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности
Познавательные Понимать красоту и правду в искусстве, расширять муз. компетентность.
ы
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
е
ы
м
е
у
р
и
н
а
л
П
е
ы
н
т
е
м
д
е
р
п
а
т
е
М
Межпредметные
связи
Ресурсы урока
Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет
История, литература, русский язык, изобразительное искусство
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы Формы урока
«Иван Сусанин».Н.А.РимскийКорсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина.
Презентация по теме урока.
Фронтальная, групповая
Ход урока
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Мотивация к
учебной
деятельности.
1)Организовать
актуализацию требований к
со
ученику
стороны
учебной
деятельности
(«надо»).
2)
Организовать
деятельность учащихся по
установке тематических
рамок («могу»).
3) Создать условия для
возникновения у ученика
внутренней потребности в
учебную
деятельность
(«хочу»).
Здравствуйте!
Ребята, посмотрите на слайд.
(слайд 1)
Скажите, кто перед вами?
Молодцы, это вокалисты.
Хотите узнать, как зовут и что они
исполняли?
Что мы будем делать на уроке?
Как вы будете открывать новое?
на
Настраиваются
восприятие
Вокалисты
Да
Открывать новое
Примем участие в работе и
сделаем вывод, ответим на
поставленный вопрос.
проявлять
Личностные:
положительное отношение к
учению, к познавательной
деятельности.
Регулятивные:
способность
регулировать свои действия,
ставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено, и
того,
что неизвестно.
Коммуникативные:
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками
II.Актуализац
ия знаний и
фиксация
затруднения
в пробном
действии.
Зафиксировать
1 Организовать
актуализация изученных
способов
действия,
достаточных
для
построения нового знания.
2
актуализированные способы
действий в речи.
3
актуализированные способы
действий
знаках
(эталоны).
4 Организовать
обобщение
Зафиксировать
в
С чего начнем?
Какую тему мы изучаем?
Чему мы научились на прошлых
уроках?
С какими вокальными жанрами
познакомились?
Что такое романс?
Какие певческие голоса вы знаете?
Отвечают на вопросы
Мир образов вокальной
музыки
Познакомились
с
вокальными музыкальными
жанрами;
певческими
голосами.
Актуализируют пройденный
материал, дают определение
романс.
Учащиеся называют голоса
и женские,
мужские
Познавательные: выделять и
формулировать
учебную
цель.
Коммуникативные: вступать
в учебный диалог с учителем
и сверстниками. Предлагаю послушать музыкальные
фрагменты и определить исполнителей:
Кто исполнил 1 фрагмент?
Кто исполнил 2 фрагмент?
Что мы испытали?
распределяют их по высоте
Дима Билан
Мы не знаем, кто исполнял
во втором фрагменте
Затруднение.
- В чем ваше затруднение?
- Какова причина вашего
затруднения? Каких знаний вам
не хватает?
Формулируют затруднение
Яне знаю исполнителя
Мы не знаем исполнителей
вокальной музыки
Познавательные:
уметь
ставить и формулировать
проблему
актуализированных
способов действий.
5 Организовать
актуализацию
мыслительных операций,
достаточных
для
построения нового знания.
6 Мотивировать к
пробному
учебному
действию («надо» «могу»
«хочу»).
7 Организовать фиксацию
индивидуальных
затруднений в выполнении
учащимися
пробного
учебного действия или в его
обосновании.
1 Организовать
соотнесение своих действий
с
использованными
эталонами.
2 На этой основе
организовать выявление и
фиксацию во внешней речи
причины затруднения – тех
конкретных знаний, умений
или способностей, которых
недостает для решения
исходной задачи и задач
такого класса или типа
вообще.
Ставят цель
познакомиться
выдающимся
исполнителем вокальной
музыки
с
Личностные: устанавливать
обучающимися связи между
целью учебной деятельности
и её мотивом
Регулятивные:
самостоятельно
ставить
III.Выявление
места и
причины
затруднения.
IV.Построени
1)
е проекта
выхода из
затруднения.
2)
Организовать
построение проекта выхода
из затруднения:
Учащиеся
Какова цель урока?
ставят цель проекта;
Учащиеся
3)
Когда исполняют какое –
либо произведение всегда создают образ, уточняют и согласовывают
тему урока;
4) Учащиеся формулируют
шаги, которые необходимо
сделать для реализации
поставленной цели.
а в музыке это какой образ?
Попробуйте сформулировать тему
урока
Чтобы достичь целей по какому плану
будем работать?
Музыкальный
Музыкальный образ и
мастерство исполнителя
Составляют совместно с
учителем план:
План:
1 шаг – знакомство с
выдающимся исполнителем;
2 шаг – знакомство с
творчеством вокалиста;
3 шаг
музыкальных произведений
– слушание
V.Реализаци
я
построенного
проекта.
(с
1) Организовать реализацию
построенного проекта в
соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию
нового способа действия в
речи.
3) Организовать фиксацию
нового способа действия в
знаках
помощью
эталона).
4) Организовать фиксацию
преодоления затруднений.
5) Организовать уточнение
общего характера нового
знания
(возможность
применения
нового способа действий
для решения всех задач
данного типа).
Делимся на пары. Давайте, вспомним,
как работать в парах?
Вспоминают правила работы
в парах, функции каждого
Откуда мы будем получать
информацию?
В данном случае я вам раздам
материал.
вы
сможете узнать о выдающемся
исполнителе и о его творчестве.
Прочитав материал,
В словаре, в Интернете
спросим у учителя
Итак, работаем в парах
1 шаг – прочитайте раздаточный
материал, работа с материалом
2 шаг – выступление в форме доклада
Что у вас получилось?
Пары организуют ответ – по
очереди
3 шаг – слушание музыкальных
произведений
Учитель
презентацией
дополняет
ответы
Да
новые учебные
задачи,
планировать, прогнозировать
свою деятельность.
Познавательные:
уметь
добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
свой
используя учебник,
жизненный
опыт
и
информацию, полученную на
уроке
Коммуникативные:
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками
продуктивно
Личностные:
сотрудничать
со
сверстниками при решении
творческих музыкальных
задач
Познавательные:
осуществлять
самостоятельный поиск и
необходимую
выделять
информацию;
уметь
осознанно и произвольно
речевое
строить
высказывание.
Уметь
работать по коллективно
составленному плану.
Коммуникативные:
инициативно сотрудничать в
поиске
выборе
информации; выражать свои
мысли; слушать и понимать
речь других
и VI.
Первичное
закрепление
во внешней
речи.
усвоение
Организовать
детьми нового способа
действий при решении
данного класса задач с их
проговариванием
во
внешней речи:
фронтально;
в парах или группах.
Познакомились с выдающимися
вокалистами?
В чем было затруднение?
Мы не знали исполнителей
вокальной музыки
Отвечают на вопросы
Определяют
следующий шаг -
потренироваться,
чтобы закрепить новое
и
Регулятивные:
оценивать
осмыслять результаты
своей деятельности;
анализировать,
классифицировать
Коммуникативные:
выражать свои мысли
Давайте вернемся к пробному
действию…
(слушание 2 муз. фрагмента)
Познакомившись с творчеством
выдающихся исполнителей вы можете
сказать, кто исполнял?
Справились с затруднением?
Молодцы,
затруднением!
вы справились с
Какой следующий шаг?
Дополнение – сообщение о голосе
великого певца
Известный музыкальный критик Ю.
Энгель писал в 1889 г. о голосе
Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М.
1958):
«Голос певца один из самых
симпатичных по тембру, какие нам
приходилось слышать. Он силен и ровен,
хотя по самой своей природе (бас
баритон, высокий бас) звучит на очень
низких нотах менее полно, устойчиво и
сильно, чем на верхних,… на верху он
способен к могучему подъему, к
редкому блеску и размаху… Но что
представляет
характернейшую
особенность этого голоса, что возвышает
его над десятками других таких или
даже лучших по материалу голосов, это
и
его… внутренняя
гибкость проникновенность».
Постройте логическую цепочку из
услышанного.
Какой следующий шаг?
Сейчас каждый индивидуально,
прослушивая муз. фрагмент должен
образы,
соотнести
воплощенные Ф.Шаляпиным
с
иллюстрацией к операм
музыкальные
Слушание музыкальных фрагментов
Молодцы, вы все справились с
заданием.
Сегодня много различных конкурсов,
которые отбираю лучшие голоса страны.
Это и Евровидение,
детское
Евровидение, Конкурс «Три тенора»,
очень много шоупрограмм на
телевидении: «Голос»…
(видеофрагменты)
Обобщение сказанного
Построение
логической цепочки:
«Ф.
–
Шаляпин
……..исполнитель
–
уникальный тембра
голоса – ……
Проговаривание
ответов устно детьми
Определяют
следующий шаг
самостоятельная
работа
-
Слушают музыкальные
фрагменты, соотносят
муз.образы
с
иллюстрациями
Слушают и включаются в
беседу
Регулятивные:
давать
самооценку
собственных действий
в процессе восприятия
вносить
музыки;
необходимые
коррективы
для
достижения
запланированных
результатов
проявлять
Личностные:
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение при восприятии и
исполнении музыкальных
произведений
VII.Самостоят
1) Организовать
ельная
работа
с
самопроверк
ой
по
эталону.
Организовать
самостоятельное
выполнение
учащимися
типовых заданий на новый
способ действия.
2)
соотнесение работы с
эталоном
для
самопроверки.
3)
выполнения
самостоятельной работы
организовать рефлексию
деятельности
по
применению нового способа
действия.
результатам
По
VIII.Включен
ие в систему
знаний и
повторение
заданий,
1 Организовать влияние
типов
где
используется новый способ
действия.
2 Организовать
повторение
учебного
содержания, необходимого
для
обеспечения IX.
Рефлексия
учебной
деятельност
и.
содержательной
непрерывности.
Вокальнохоровая работа
Разучивание и исполнение
песни
1) Организовать фиксацию
нового
содержания,
изученного на уроке.
2)Организовать
анализ
рефлексивный
учебной деятельности с
точки зрения выполнения
требований,
известных
учащимися.
3)Организовать оценивание
учащимися
собственной
деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию
неразрешенных затруднений
на уроке как направлений
будущей
учебной
деятельности.
5)Организовать обсуждение
и запись домашних заданий.
Личностные:
смыслообразование
контроль,
Регулятивные:
оценка,
коррекция,
выделение и осознание того,
что уже усвоено и что
подлежит усвоению.
Познавательные:
оценка
процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные:
аргументация собственного
мнения
Давайте подведем итог сегодняшнего
урока. Какую тему изучали сегодня?
Какую цель ставили?
Вы достигли поставленной цели?
Как вы достигли цели?
Оцените свою работу согласно
традиционным критериям. Кто работал
хорошо, отвечал на вопросы отлично,
кто отвечал не на все вопросы, работал
послабее хорошо.
Поднимите руку, кто справился на
отлично, на хорошо.
Молодцы, вы справились с заданиями!
А теперь ваши прогнозы на домашнее
задание!
(1 (всем) – продолжить логическую
цепочку в тетради;
2 (доп.) перечислить известных
исполнителей вокальной музыки.
Привести в тетради 34 примера).
Спасибо за урок! Желаю вам успеха!
Отвечают на вопросы
Музыкальный образ и
мастерство исполнителя
Познакомиться
выдающимся
исполнителем вокальной
музыки
с
Да. Работая пошагово и по
плану
Анализ своей деятельности
Записывают разноуровневое
домашнее задание
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.