Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему  Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного  искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами  музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов  искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и  сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе  слушания музыки. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин,  музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: К. Дебюсси. «Паруса». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов»                                                (Н. Римский­Корсаков)   Сообщение темы урока: ­ Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить. Работа по теме урока: ­ Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только  зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш  взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена,  становится «слушающим».Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон»,  кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона ­  это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с  длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое  придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки ­ в общем­ то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.) Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников­передвижников,  известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы  Пушкина «Борис Годунов» ­ Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест  Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это  же мой Варлаамище!» Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям  увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»? Наверное то, что каждому из произведений ­ и пушкинскому «Борису  Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина  присуща одна важная особенность ­ ярко и достоверно ­ словом, музыкой,  изображением показывать характер человека. Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не  только с характером. Протодьякон ­ духовный чин. Варлаам ­ монах,  бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он  подобен персонажу Репина ­ огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый,  бороду седую, брюхо толстое». Однако ­ не это самое главное, что роднит и  сближает эти в общем­то самостоятельные образы, возникшие независимо  друг от друга. Главное между ними ­ необузданность нрава, грубость натуры,  склонной к обжорству и разгулу. Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню  «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на  особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и  манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя. Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». ­ Каким предстал перед вами Варлаам?  (Шумным, буйным, с необузданным  нравом.)Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного  искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто  такое, что невозможно передать иными средствами. Например, известная картина «Девочка с персиками» ­ разве это не единый  образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину,  где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной  героини. А вот совсем другой музыкальный портрет. Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт. В центре изображения ­ Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей  любви. Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и  манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл  слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального  исполнения. Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали ­  жужжащего веретена. Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте. Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже  познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность.  Её песня ­ образ, картина, включающая несколько планов: внешний  (изобразительный), лирический, психологический. Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в  музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим  прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь  одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном. Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до  могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей  динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и  кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к  жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот  одухотворённый музыкальный портрет.Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы  словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет  осуществляется без помощи слов. «Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» ­  музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с  огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В.  Гартмана.  Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это  маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, ­ сквозь  звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,­ писал Б. Асафьев. Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве  важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в  глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» ­ один из примеров  такого произведения. Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки». Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца  неожиданно проглядывает глубокое страдание ­ уже совсем не сказочное, а  живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные,  причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер,  уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых  проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества. «Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой  пьесе композитор успел сказать столь многое. Вопросы и задания: Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой  портретностью? Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты  героя? Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М.  Мусоргского?Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по­ вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его  внутреннем мире? Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки  воплощаются портреты героев (персонажей). Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» ­ стр. 26­27. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/muzykalnyy­portret­mozhet­li­ muzyka­vyrazit­harakter­cheloveka