Цель:
• формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;
• развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова
литра 6 кл 01.10.docx
Технологическая карта урока литературы
Дата: 01.10.18
Учитель:Танабергенова А.С.
Тема. М.В. Ломоносов. Годы учения.
Цель:
формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности
М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных
исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества
М.В.Ломоносова;
развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать
умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.
Оборудование: мультимедийная презентация, фильм
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Работа с учебником.
2.1. Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы
XVIII века», заполнение таблицы.
События в общественной жизни
События в литературной жизни
Первая половина XVIII века
2.2. Чтение статьи учебника, посвящённой М.В.Ломоносову, составление плана первой
части статьи.
1. Величественный Север – родина М.В.Ломоносова.
2. Отец поэта – помор–промышленник.
3. К морскому делу отца Михайло начал приучаться лет с девяти.
4. Русский Север – это место удивительной самобытной культуры.
5. Учиться Михайло начал рано.
6. Ломоносов решил уйти из дому навсегда.
7. Ломоносов получил образование в Славяногреколатинской академии, а затем в
Германии.
8. Талант Ломоносова был огромен.
3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова.
В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого.
Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось
немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю
России под названием «бироновой» эпохи.
По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же
решил подать прошение в Славяногреколатинскую академию (или Спасские школы). Но и там
возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских
детей от учения «отрешить». Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина.
Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи
Ломоносова в учёбе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и
овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году
1 обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов.
Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно
проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы
грамматики.
В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу
многих европейских стран Академия наук.
Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по
экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией,
иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к
технике стихосложения.
В конце января 1736 г. вышел в свет трактат «Новый и краткий способ к сложению
российских стихов» известного поэта и переводчика В.К.Тредиаковского. Ломоносов предлагает
свою систему русского стихосложения.
Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова
посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела,
чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные
знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский
университет (Германия), богатый научными традициями.
Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского
короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.
Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко
за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл
ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было
связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате
самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в
любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём
отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.
4.Работа с учебником. Составление плана второй части статьи, посвящённой
Ломоносову.
9. Поэзия Ломоносова пронизана естественно—научными мотивами.
10. Трудности в жизни Ломоносова.
11. Борьба за сохранение российской науки.
12. Творческое наследие Ломоносова (оды, поэтические отклики, идиллии,
лирические стихотворения).
13. Переводы Ломоносова.
5. Обращение к иллюстративному ряду.
Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).
Леонтий Семёнович Митропольский (17591819) – живописецпортретист, один из
талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века.
Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.
Сообщение «искусствоведа» о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор
Ф.И.Шубин).
В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (17401805),
земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин
уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.
Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика.
Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников
русской знати.
Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый
всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.
2 Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где
размещались бюсты античных героев.
6. Просмотр фрагмента «Кузнечик»
IV. Подведение итогов урока.
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке, посвящённом жизни и творчеству
М.В.Ломоносова…»
Я узнал(а), что…
Я понял(а), что…
Я хотел(а) бы узнать…
V. Домашнее задание.
Слайд.
3
М.В.Ломоносов. Годы учения
М.В.Ломоносов. Годы учения
М.В.Ломоносов. Годы учения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.