Актуальность психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена современными требованиями. Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и возможен только при условии полного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В статье описан опыт реализации инновационного проекта «Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «СОШ № 31» поселка Краснобродского».
Рогова И.А._выступление на августовском слвещании 2016.docx
Мы – вместе!
Из опыта работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзии
И.А. Рогова, заместитель директора по УВР
Реализация прав детей с разными образовательными потребностями на
получение качественного образования рассматривается государственной
программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 2020
годы как одна из важнейших задач государственной политики в области
образования.
Актуальность психологопедагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья обусловлена современными
требованиями, предъявляемыми к образовательным организациям, а именно в
создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей
каждого ребенка.
Характерными проблемами обучения, развития и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья являются трудности в организации
ими своей учебной и коммуникативной деятельности, поведения в силу
имеющихся особенностей их развития.
Инклюзивное образование,
позволяющее осуществить обучение,
воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их
индивидуальных особенностей, в настоящее время является инновационным
процессом,
требующим обязательного психологопедагогического
сопровождения. При этом психологопедагогическое сопровождение
охватывает всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей,
педагогов.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать
рядом, вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого.
1 Сопровождение в педагогике понимают как деятельность,
обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития
оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.
В психологии сопровождение рассматривается как система
деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации
человека к условиям его жизнедеятельности.
Успешно организованное психологопедагогическое сопровождение
помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна.
В процессе организации психологопедагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья создаются психологические
и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка в
процессе обучения, воспитания и развития.
В последние годы в МБОУ «СОШ № 31» поселка Краснобродского
наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья,
которые нуждаются в специальных условиях обучения и развития.
Проект «Организация психологопедагогического сопровождения
одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе
МБОУ «СОШ № 31» поселка Краснобродского» направлен на создание
результативного психологопедагогического сопровождения одарённых детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
В своём выступлении остановлюсь на организации психолого
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
организация результативного психологопедагогического
является
сопровождения не только самих детей, но также их родителей (законных
представителей) и педагогов.
2 К числу основных задач, решаемых в ходе реализации проекта,
относятся:
создать условия для выявления, развития и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов и
психологопедагогической грамотности родителей по вопросам обучения,
развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевыми группами воздействия являются:
1) дети с ограниченными возможностями здоровья;
2) педагогические
Краснобродского;
работники
МБОУ «СОШ № 31» поселка
3) родители
возможностями здоровья.
(законные представители)
Ожидаемые конечные результаты
реализации проекта
детей с ограниченными
1. Будут созданы условия для развития и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Увеличится доля детей с ограниченными возможностями здоровья,
получающих образование в образовательных организациях по месту
жительства.
3. Планируется повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов в вопросах работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
4. Будет организована информационная работа с педагогами,
участвующими в реализации проекта, и родителями по вопросам работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3 В заключение хочу сказать, что продвигать идеи инклюзии и интеграции
всегда было непросто. Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли
к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах.
Поэтому сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания
и образования детей является ломка и преодоление стереотипов, развенчание
рождающихся и распространяющихся мифов.
Один из мифов – «дети в школе очень жестокие, и лучше не рисковать».
Но это не является правдой. Многое зависит и от возраста детей, и от
специфики нарушения, но, как показал наш опыт во время работы весеннего
оздоровительного лагеря, здоровые дети очень внимательны к другим детям,
немного непохожим на них. Ребёнку многое можно разъяснить, главное, иметь
желание и найти правильные слова.
Другой миф – «учителя обычной школы не готовы работать с детьми с
нарушениями». Как показывает опыт работы учителей нашей школы,
совершенно не против работать с детьми с нарушениями в развитии.
Третий миф – «специальная школа лучше для таких детей, потому что
там пользуются специальными методами, там лучше обучают». Но и это не
так. Специальные методы можно использовать и в обыкновенной школе. У
страха глаза велики. Это подтверждает опыт тех педагогов, кто попробовал.
Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный,
многогранный и возможен только при условии полного взаимодействия всех
участников образовательного процесса. Формирование положительного
отношения к проблемам инклюзивного образования во многом зависит от
профессионализма педагога.
Нужно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое
нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной
культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов
и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
4
Мы – вместе!
Мы – вместе!
Мы – вместе!
Мы – вместе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.