Цели:
предметные: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;
метапредметные: развивать фонематический слух, логическое мышление; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
личностные: воспитывать культуру речи, грамотность, умение ценить время и рационально его использовать на уроке и дома.
Урок 41 14.docx
Урок 41 14.12 Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Цели:
предметные: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;
метапредметные: развивать фонематический слух, логическое мышление; способствовать формированию правильного,
сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
личностные: воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Ход урока.
Организационный момент.
Включение в учебную деятельность.
I.
II.
Отгадайте загадку.
1.Что за братцы?
Их пересчитал,
Год пропал,
Годы идут,
А они не растут.
Как тех братцев зовут? ( Месяцы)
2. Прошло семь дней
Конец и ей? ( Неделя)
Какая тема объединяет эти отгадки? ( Время)
Какой предмет помогает людям определять время? ( Часы)
К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не
возвращается назад. И если вы на уроке на какоето врему отвлечётесь, то пропустите объяснение материала, и вам
будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы будете себя очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы
не будете знать, что ответить.
III. Актуализация знаний.
Что я сейчас произнесла? ( речь)
Какая бывает речь?
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Какие бывают звуки?
Какие звуки называются гласными?
Какую работу выполняют гласные в слове?
Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки.
Какие гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
Какие вы знаете хитрые буквы? Почему они хитрые?
Какие звуки называются согласными?
Назовите согласные звонкие звуки.
Назовите согласные глухие звуки.
Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки.
Какие не имеют пары. Они бывают только звонкие.
IV. Постановка целей и определение темы урока.
Отгадайте загадку и вы узнаете кто пришёл к нам на урок?
Знают взрослые и дети
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка
Он игрушка (Чебурашка) (Слайд)
Чебурашки принёс вам разные предметы. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Звук ч, буква ч) V. Работа по теме урока.
А теперь послушайте загадку.
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить. ( Часы)
Звуковой разбор слова часы. Игра « Живые звуки». ( Выходят 4 человека. Каждый берёт фишку такого
цвета, который соответствует его звуку и даёт характеристику)
Загадка: Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.( Мяч)
Звуковой анализ слова мяч.
1.
2.
3.
Вывод: Звук ч – согласный, глухой, всегда бывает мягкий.
Звук ч обозначается буквами Ч, ч.
На что похожа буква ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она написана зелёным цветом?
– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? ( Слайд)
Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё
обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой.
Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех
пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу
пишутся только с А и У.
Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.
VI. Физминутка.
Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте
руки вверх и хлопайте:
Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иванчай, гвоздика,
– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.
VII. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на доске.
Туч. , ч_йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
VIII. Работа по учебнику.
1.
А теперь послушайте сте.
Стихотворение читает подготовленный ученик:
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут. Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
Давайте откроем Азбуку на с. 5 .
– Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть
отражает старину, а правая современность.)
– В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. У солнечных часов вместо циферблата расчерченная
площадка под открытым небом. Вместо стрелок тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по
площади тень и показывает время. К сожалению такие часы работали только днём и только в солнечную погоду. Водяные
часы могут показывать время и в солнечный день. И в непогоду. От них пошла поговорка. « С той пора много воды
утекло.»
« Течёт время и песочных часах. Вернее течёт песок, которым измеряют время.
Позднее появились механические часы. Сегодня широко используются электронные часы. А учёные уже изобрели атомные
часы. Которые показывают самое точное время.
Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 5.
– Какие виды часов вы запомнили?
– Для чего человеку нужны часы?
– Можно ли в наше время обойтись без часов?
– Расскажите, как работали солнечные часы?
– Почему они оказались не совсем удобными?
2.Работа над многозначностью слова.
С. 6. – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
Чтение предложений в учебнике.
3. Игры.
Следующее задание, которое вам предлагает Чебурашка “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и
прибавлять, но не цифры, а буквы.
Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка
Чудеса–А+ный = Чудесный
Игра « Любопытный учитель ».
Учитель: Где рубашка?
Дети: На крючке.
Где стрелка?
На часах.
Где ложка?
В чашке.
Что растёт в саду?
Черника, черёмуха, черешня.
Кто живёт в будке?
Собачка.
Какого она цвета?
Коричневая.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?
–Чебурашка благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.
Он приглашает вас к себе в гости и хочет угостить, как вы думаете, чем? ( чаем, черникой и черешней) .
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.