М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели Образовательная: Позна¬комить учащихся с биогра¬фией поэта и со стихотворе¬нием «Бородино». Развивающая: Развить на¬выки выразительного чте¬ния. Умения и навыки: Учащийся сумеет громко и выразительно прочитать стихотворение. Воспитательная: Воспи¬тывать интерес к чтению сказок А.С. Пушкина. Ценности: Выразит желание прочитать русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Ожидаемые результаты: Знания: Учащийся ответит на вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова и по содер¬жанию стихотворения
Иконка файла материала М.Ю. Лермонтов «Бородино».docx
Дата урока:__________________         7 «АБ»   класс 2 часа                            ТЕМА: М.Ю. Лермонтов «Бородино» Цели Образовательная: Познакомить учащихся с биографией поэта и со стихотворением  «Бородино». Развивающая: Развить навыки выразительного чтения.  Умения и навыки: Учащийся сумеет громко и выразительно прочитать стихотворение. Воспитательная: Воспитывать интерес к чтению сказок А.С. Пушкина.  Ценности: Выразит желание прочитать русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Ожидаемые результаты: Знания: Учащийся ответит на вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова и по содер­ жанию стихотворения I. II. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, чтение стихотворений  поэта, знакомых учащимся. Слово учителя о стихотворении «Бородино». Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению ­ стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25­ти летием  Отечественной войны 1812 года. III. Подготовка к восприятию первой части стихотворения. Словарная работа отступать ­ chekinmoqдоля ­ судьба досадно ­ attang, afsusперестрелка ­ otishma построили редут ­ urushmaydonigaistehkomqurishdiу наших ушки на макушке ­ наши насторожились  ломить стеною ­ zichqatorbo‘libjanggakirishdiна поле грозной сечи ­ на поле большого сражения  добраться до картечи ­ начать обстреливать врага картечью безделка­ bekorchilikворчать ­ norozilikbildirmoqликовать ­ праздновать, веселиться картечь ­ sochmao‘q построили редут ­ urushmaydonigaistehkomqurishdiу наших ушки на макушке ­ наши насторожились  ломить стеною ­ zichqatorbo‘libjanggakirishdiна поле грозной сечи ­ на поле большого сражения  добраться до картечи ­ начать обстреливать врага картечью Первичное восприятие текста. (Чтение текста учителем.) Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому  сражению ­ важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.) ­Это история русского народа, о которой будет интересно узнать. И не просто узнать, а почувствовать,  проникнуться этими событиями поможет нам М.Ю. Лермонтов, и его замечательное произведение, т.к.  Бородинское поле стало местом незабываемых исторических событий. (Учитель обращает внимание  учащихся на портрет Лермонтова.) Инсценирование диалога старого и молодого солдата (Учитель заранее подготавливает отдельных учащихся.) Выходят два ученика, одетых в кивера; читают диалог «Скажи­ка, дядя ...» до слов: «Не отдали б  Москвы». 1. Работа над содержанием стихотворения. Что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что  Москва, хотя и сожжённая, все же была отдана врагу. Он убеждён, что это был вынужденный шаг.  Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой  битвы, о подвигах русских солдат.)­От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица старого солдата, который был участником героического сражения.) Итак, «дядя» ­ старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Перед Вами портрет ветерана войны  1812 года, старого воина. Каким Вы его представляете, судя по портрету? (Храбрый, бравый воин.О чём говорят ордена на его  груди?)­Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи.С кем сравнивает солдат­рассказчик участников  сражения? (С богатырями. Прочитайте эти строки. Покажите голосом, что солдаты ­ это  богатыри, что­ I бы мы почувствовали их силу, могущество. (Читают 2­3 ученика.) ­Почему старики варчали? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали...О русские штыки!) ­Как вы понимаете последние строки? (Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные; рассказчик  подчёркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом.) ­И вот мы на поле боя в селе Бородино! Как вы думаете, какое мощное орудие используется русскими  солдатами в бою? (Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится.) Вот она перед вами. (Учитель  показывает иллюстрации.) Вот такая пушка у солдата­рассказчика, ведь он был артиллеристом. Русская  артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага. ­Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Прочитайте. («Забил снаряд я в пушку  туго...За Родину свою!») ­Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Передайте это голосом. ­А как вы думаете, почему поэт употребляет место­ имение «мы» в этих строках? (Поэт показывает,  что все участники сражения без исключения объединены одним чувством ­ желанием защищать свою  Родину до последней капли крови.) ­А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются  русские солдаты в ожидании боя. («Прилег вздремнуть я у лафета ...»). Лагерь был, тих, сосредоточен.  Солдат рассказывает молодым воинам, как достойно, по­деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане. ­А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее, т.к.  французская армия уже захватила пол­Европы.) ­И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один  из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. ( Учитель показывает  портреты героев войны 1812 года).­Что мы о нём знаем? «Полковник наш рождён был хватом». Старый  солдат вспоминают с грустью и благодарностью своего командира, поднявшего солдат в бой и  погибшего в этом бою. ­Что означают эти слова «рожден был хватом»? (Сильным, смелым, отважным, ловким.) ­Как вы понимаете, словосочетание «слуга царю»? (Верный присяге.) «Отец солдатам»? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеющий за них душой.) ­ В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней?  Прочитайте. («Ребята, не Москва ль за нами ...») ­И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Что мы здесь видим? Русские и  французские солдаты. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве  не на жизнь, а на смерть. Вдали ­ тела убитых, дым от взрывных снарядов.) ­Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Чтение отрывка учениками.) ­Кто прочитает наизусть этот отрывок так, чтобы мы прочувствовали жестокость, стремительность боя? (1­2 ученика читают наизусть).­Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя? (На доске записаны строки из стихотворения: Французы двинулись, как тучи ...Земля тряслась, как наши груди ...Носились знамена, как тени...) ­С помощью какого литературного приёма автору удалось описать поле боя? (Сравнение) ­С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя,  жестокость кровавой сечи, храбрость солдат.)­Итак, перед нашими глазами прошла картина гран­ диозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к  своему молодому товарищу,говорит:«Вам не видать таких сражений!» (Несмотря на страшный,  кровопролитный бой, русские солдаты «были все готовы на завтра бой затеять новый». И до конца  стоять ...» ­О чем печалится солдат­рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты  близких ему людей, товарищей, погибших в бою.) ­А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью, не раздумывая, отдать свою  жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом.) ­Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем ­  восхищение, гордость. (Читают 2­3 учащихся.)I. Итог урока.­Какие чувства, вы испытали, слушая и читая М.Ю. Лермонтова? (Вместе с  солдатом­рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали,  что отступать нельзя, лучше умереть.Скорбили об убитых товарищах, восхищались их  мужеством и отвагой.) ­В своем произведении М.Ю. Лермонтов отразил любовь простых русских людей к своей родной земле.  И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами  человека из народа и показал, что народ в самый критический момент истории, когда решалась судьба  России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. II. Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Ответить на вопросы письменно. Индивидуальные задания Индивидуальная домашняя работа Вопрос Кому рассказывал старый солдат о Бородинской битве? Как характеризует старый солдат, сражавшихся в той битве? Почему старый солдат говорит, что им досталась плохая доля? Ответ Как солдаты выражали своё недовольство командирами при отступлении? В чём они  были уверены? Как прошли первые два дня? Индивидуальная домашняя работа Вопрос Как готовились к последнему бою русские и французские солдаты? Когда началась битва? С какими словами полковник обратился к своим солдатам? Каким он был  человеком? Как поэт описывает кровавую битву? К чему были готовы русские солдаты? Как завершилось сражение? Ответ

Посмотрите также