М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Оценка 4.6

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
20.10.2018
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Цели Образовательная: Позна¬комить учащихся с биогра¬фией поэта и со стихотворе¬нием «Бородино». Развивающая: Развить на¬выки выразительного чте¬ния. Умения и навыки: Учащийся сумеет громко и выразительно прочитать стихотворение. Воспитательная: Воспи¬тывать интерес к чтению сказок А.С. Пушкина. Ценности: Выразит желание прочитать русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Ожидаемые результаты: Знания: Учащийся ответит на вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова и по содер¬жанию стихотворения
М.Ю. Лермонтов «Бородино».docx
Дата урока:__________________         7 «АБ»   класс 2 часа                            ТЕМА: М.Ю. Лермонтов «Бородино» Цели Образовательная: Познакомить учащихся с биографией поэта и со стихотворением  «Бородино». Развивающая: Развить навыки выразительного чтения.  Умения и навыки: Учащийся сумеет громко и выразительно прочитать стихотворение. Воспитательная: Воспитывать интерес к чтению сказок А.С. Пушкина.  Ценности: Выразит желание прочитать русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Ожидаемые результаты: Знания: Учащийся ответит на вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова и по содер­ жанию стихотворения I. II. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, чтение стихотворений  поэта, знакомых учащимся. Слово учителя о стихотворении «Бородино». Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению ­ стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25­ти летием  Отечественной войны 1812 года. III. Подготовка к восприятию первой части стихотворения. Словарная работа отступать ­ chekinmoqдоля ­ судьба досадно ­ attang, afsusперестрелка ­ otishma построили редут ­ urushmaydonigaistehkomqurishdiу наших ушки на макушке ­ наши насторожились  ломить стеною ­ zichqatorbo‘libjanggakirishdiна поле грозной сечи ­ на поле большого сражения  добраться до картечи ­ начать обстреливать врага картечью безделка­ bekorchilikворчать ­ norozilikbildirmoqликовать ­ праздновать, веселиться картечь ­ sochmao‘q построили редут ­ urushmaydonigaistehkomqurishdiу наших ушки на макушке ­ наши насторожились  ломить стеною ­ zichqatorbo‘libjanggakirishdiна поле грозной сечи ­ на поле большого сражения  добраться до картечи ­ начать обстреливать врага картечью Первичное восприятие текста. (Чтение текста учителем.) Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому  сражению ­ важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.) ­Это история русского народа, о которой будет интересно узнать. И не просто узнать, а почувствовать,  проникнуться этими событиями поможет нам М.Ю. Лермонтов, и его замечательное произведение, т.к.  Бородинское поле стало местом незабываемых исторических событий. (Учитель обращает внимание  учащихся на портрет Лермонтова.) Инсценирование диалога старого и молодого солдата (Учитель заранее подготавливает отдельных учащихся.) Выходят два ученика, одетых в кивера; читают диалог «Скажи­ка, дядя ...» до слов: «Не отдали б  Москвы». 1. Работа над содержанием стихотворения. Что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что  Москва, хотя и сожжённая, все же была отдана врагу. Он убеждён, что это был вынужденный шаг.  Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой  битвы, о подвигах русских солдат.)­От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица старого солдата, который был участником героического сражения.) Итак, «дядя» ­ старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Перед Вами портрет ветерана войны  1812 года, старого воина. Каким Вы его представляете, судя по портрету? (Храбрый, бравый воин.О чём говорят ордена на его  груди?) ­Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи.С кем сравнивает солдат­рассказчик участников  сражения? (С богатырями. Прочитайте эти строки. Покажите голосом, что солдаты ­ это  богатыри, что­ I бы мы почувствовали их силу, могущество. (Читают 2­3 ученика.) ­Почему старики варчали? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали...О русские штыки!) ­Как вы понимаете последние строки? (Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные; рассказчик  подчёркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом.) ­И вот мы на поле боя в селе Бородино! Как вы думаете, какое мощное орудие используется русскими  солдатами в бою? (Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится.) Вот она перед вами. (Учитель  показывает иллюстрации.) Вот такая пушка у солдата­рассказчика, ведь он был артиллеристом. Русская  артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага. ­Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Прочитайте. («Забил снаряд я в пушку  туго...За Родину свою!») ­Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Передайте это голосом. ­А как вы думаете, почему поэт употребляет место­ имение «мы» в этих строках? (Поэт показывает,  что все участники сражения без исключения объединены одним чувством ­ желанием защищать свою  Родину до последней капли крови.) ­А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются  русские солдаты в ожидании боя. («Прилег вздремнуть я у лафета ...»). Лагерь был, тих, сосредоточен.  Солдат рассказывает молодым воинам, как достойно, по­деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане. ­А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее, т.к.  французская армия уже захватила пол­Европы.) ­И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один  из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. ( Учитель показывает  портреты героев войны 1812 года).­Что мы о нём знаем? «Полковник наш рождён был хватом». Старый  солдат вспоминают с грустью и благодарностью своего командира, поднявшего солдат в бой и  погибшего в этом бою. ­Что означают эти слова «рожден был хватом»? (Сильным, смелым, отважным, ловким.) ­Как вы понимаете, словосочетание «слуга царю»? (Верный присяге.) «Отец солдатам»? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеющий за них душой.) ­ В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней?  Прочитайте. («Ребята, не Москва ль за нами ...») ­И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Что мы здесь видим? Русские и  французские солдаты. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве  не на жизнь, а на смерть. Вдали ­ тела убитых, дым от взрывных снарядов.) ­Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Чтение отрывка учениками.) ­Кто прочитает наизусть этот отрывок так, чтобы мы прочувствовали жестокость, стремительность боя? (1­2 ученика читают наизусть).­Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя? (На доске записаны строки из стихотворения: Французы двинулись, как тучи ...Земля тряслась, как наши груди ...Носились знамена, как тени...) ­С помощью какого литературного приёма автору удалось описать поле боя? (Сравнение) ­С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя,  жестокость кровавой сечи, храбрость солдат.)­Итак, перед нашими глазами прошла картина гран­ диозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к  своему молодому товарищу,говорит:«Вам не видать таких сражений!» (Несмотря на страшный,  кровопролитный бой, русские солдаты «были все готовы на завтра бой затеять новый». И до конца  стоять ...» ­О чем печалится солдат­рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты  близких ему людей, товарищей, погибших в бою.) ­А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью, не раздумывая, отдать свою  жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом.) ­Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем ­  восхищение, гордость. (Читают 2­3 учащихся.) I. Итог урока.­Какие чувства, вы испытали, слушая и читая М.Ю. Лермонтова? (Вместе с  солдатом­рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали,  что отступать нельзя, лучше умереть.Скорбили об убитых товарищах, восхищались их  мужеством и отвагой.) ­В своем произведении М.Ю. Лермонтов отразил любовь простых русских людей к своей родной земле.  И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами  человека из народа и показал, что народ в самый критический момент истории, когда решалась судьба  России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. II. Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Ответить на вопросы письменно. Индивидуальные задания Индивидуальная домашняя работа Вопрос Кому рассказывал старый солдат о Бородинской битве? Как характеризует старый солдат, сражавшихся в той битве? Почему старый солдат говорит, что им досталась плохая доля? Ответ Как солдаты выражали своё недовольство командирами при отступлении? В чём они  были уверены? Как прошли первые два дня? Индивидуальная домашняя работа Вопрос Как готовились к последнему бою русские и французские солдаты? Когда началась битва? С какими словами полковник обратился к своим солдатам? Каким он был  человеком? Как поэт описывает кровавую битву? К чему были готовы русские солдаты? Как завершилось сражение? Ответ

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018