М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Оценка 4.6

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
русская литература
5 кл
09.12.2018
М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Публикация является частью публикации:
бородино.docx
Урок литературы в 5 классе ( 2 часа) Разработан учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ п.Мирный Дергачевского района Саратовской области  Джумакуловой Самигой Талеповной. По учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература 5 класс» Издательство «Просвещение» Москва,2012 г. Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата  ­ защитника Родины. Цели:  образовательные: расширить знания обучающихся о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;  развивающие:  формировать   коммуникативную   и   лингвистическую компетенции   обучающихся;   развивать   аналитические   способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста;  воспитательные:  воспитывать   любовь   к   Родине,   интерес   к   истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова. Оборудование:  мультимедийный проектор, видеофрагменты по теме урока, тексты   стихотворения   М.   Ю.   Лермонтова   «Бородино»,   фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение». I.  Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. 1 II.  Актуализация знаний.  Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной   и   передаётся   из   поколения   в   поколение.   И   примером   этому является   Отечественная   война   1812   года.   Именно   о   тех   днях   великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество». Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт   М.Ю.   Лермонтов.   Сегодня   мы   познакомимся   с   его   стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества. (Запись темы урока) III.  Виртуальное путешествие в музей­заповедник  Тарханы. Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской  губернии. С ранних лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился  народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Степане Разине,  Иване Пугачеве. О войне 1812 года он узнал из рассказов Афанасия  Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта. IV.  Знакомство с текстом произведения. 1) ­ Какому историческому событию посвящено это стихотворение? Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени. ­ Что вы знаете о войне 1812 года?  V.  Исторический комментарий. (сообщения учащихся)      12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года 2 под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение   Отечественной   войны.   Перед   сражением   французским   войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный   молебен   и   понесли   вдоль   линии   войск,   считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.   Вот   как   вспоминает   это   сражение   один   из   очевидцев:   «Трудно   себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми.   Кавалерия   скакала   по   трупам,   как   по   бревенчатой   мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»  Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.    Мы  же  вслед  за  русским  генералом  А.П.Ермоловым  можем  с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».  Вскоре   после   Бородинской   битвы   была   учреждена   медаль.   В   указе   об   ее учреждении   говорилось:   «Воины!   Славный…год,   в   который…поразили   вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» 3 VI.  Фонохрестоматия   «Слушаем   актерское   чтение»   (стихотворение «Бородино») VII.   Работа   с   текстом   стихотворения   (по   группам).   Найдите   и подчеркните заданные тропы. 1. Проведите  наблюдения за фонетическим строем поэтической речи.  2. Вспомните  термины: ЗВУКОПИСЬ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС.  VIII. Чтение наизусть отрывка стихотворения.  Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя? IХ. Работа с текстом стихотворения (по группам). 1. Найдите   и   подчеркните   гласные/согласные   буквы,   помогающие представить картину боя.  (звонких­ 29, глухих­ 17). 2. Восстановите   словарную   статью   из   Словаря   литературоведческих терминов.  3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова перекликается с устным народным творчеством.  Кто главный герой этого стихотворения? На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат? (на героев русских былин Илью Муромца, Добрыню              Никитича, Алешу Поповича. Он даже горюет о старых временах, когда были совсем другие люди: «богатыри – не вы!») 4. А   какие   слова   помогают   представить   себе   этого   героя   –   простого солдата,   бывшего   крепостного   крестьянина.   Как   речь   характеризует его? 4 (просторечные   слова   басурманы,   мусью,   заутра   придают   народность   уменьшительно­ласкательные   Постоянные   эпитеты, речи   солдата. суффиксы.   Много   раз   употребляются   слова,   показывающие   его отрицательное отношение к врагу.) Х. Погружение в текст. ­   Кто   ведёт   разговор   в   начале   произведения?   (   В   помощь   предлагается подготовленная учеником историческая справка о военной службе в России в 19 веке). ­   Почему   один   из   собеседников   интересуется   событиями   прошедших   лет, уважительно называя второго солдата «дядя»? ­ Как вы представляете пожилого солдата? (высказывания учеников) 1) Работа   с   иллюстрацией   по   выбору   учителя   (изображение   пожилого солдата). ­ Какие черты характера отразил в портрете художник? (спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, может быть, даже усталость.) 2) Анализ композиции стихотворения. ­ Сколько частей в произведении? 1часть ­ вступление­ вопрос и ответ­ 1­2 строфы 2 часть­ отступление войск­ 3строфа 3 часть­ ожидание боя­ 4­9 строфы 4 часть­ бой­ 10­13 строфы 5 часть­ заключение­ 14 строфа (В   результате   работы   выявляется   особенность   построения стихотворения, даётся понятие «кольцевая композиция»). ХI. Задание: перечитайте повторяющуюся строфу и ответьте на вопрос: «Какое чувство звучит в словах старого солдата? Учитель: Известный критик В. Г. Белинский так сказал об этом: «Эта мысль­ жалоба   на   настоящее   поколение,   дремлющее   в   бездействии,   зависть   к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» 5 ­ Кем был рассказчик на военной службе? (кавалеристом, артиллеристом или он из пехоты). Докажите словами из текста. ­   Словарная   работа:   лафет, драгуны.  кивер,   бивак,   редут,   картечь,   уланы,   ­   Сопоставление     «Старый солдат»   стихотворения   и   картины   П.Е.   Заболотского     Учитель: Пожилой солдат ­ непосредственный участник этих событий­ имел возможность   и   право   сравнивать   великие   дела   прошлого   и   настоящего. Давайте   и   мы   всмотримся   в   картину   боя   и   попробуем   сопоставить произведения поэта.  ­  Определение используемых поэтом приёмов. ­ Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? («звучал   булат»,   «картечь   визжала»,     «залпы   тысячи   орудий   слились   в протяжный вой») Вывод: Лермонтов рисует звук словами. XII.  Образы русских солдат. ­ Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины) ­ Из кого набирались русские солдаты? (из народа). ­ Можем ли мы сказать , что героем является русский народ? ­   В   каких   строчках   своего   рассказа   старый   солдат   определяет   основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!») Найдите   слова,   характеризующие   настроение   солдат   после   боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый») 6 ­   О   каких   чертах   народного   характера   это   говорит?   (отвага,   храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой) ­ Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот) Вывод:  русские   солдаты   были   не   только   отважными   воинами,   они   были патриотами. 1. Образ М. И. Кутузова.   ­ Как же случилось, что люди, готовые умереть за Родину, сдали Москву, столицу страны? (ответы обучающихся) Слово   учителя:   решение   о   сдаче   Москвы   фельдмаршал   Кутузов   принял фактически единолично. Его первоначально не поддержали ни  офицеры, ни солдаты, ни царь.  (А.Д.Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году"). ­ Как объяснял своё решение сам Кутузов? ­ Почему Кутузов принял такое  трудное решение? ­Можно ли назвать М. И. Кутузова истинным патриотом? Почему? XIII.  Рефлексия.   1. Вспомните, какие чувства звучат в словах старого солдата?   2. Почему он жалеет об ушедшем поколении?    3.Как он их называет? (богатыри) Вывод:  герои тех событий ­ простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты     Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов.   Патриотизм в наше время. 4.   А что значит в наше время «быть патриотом»?   (учиться,   работать, служить  в армии.)  «Страна сильна, если сильна её армия». 7 Конституция РФ ­ «служба в армии является почётной обязанностью каждого молодого человека».  От того, насколько наше молодое поколение  будет похоже на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений  М. Ю. Лермонтов. 5. Выполните тестовые задания. XIV.  Домашнее задание. Отрывок по выбору выучить наизусть. 8

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018