Н. С. Лесков «Дурачок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок поможет осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок».Тема урока: Н.С. Лесков «Дурачок» Цели урока: Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок» . Задачи урока: Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции Оборудование ИКТ , текст произведения, ватманы, фломастеры. Форма проведения: урок-размышление.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Н.С. Лесков «Дурачок» Цели урока: Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок» . Задачи урока: Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и  делать обобщение;∙продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и  понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции Оборудование ИКТ , текст произведения, ватманы, фломастеры. Форма проведения: урок­размышление. Эпиграф «Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой  жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И.  Солженицын) Ход урока 1. Стадия вызова. А) «Семипалатинский снег» Б) «Подари улыбку.» В) Деление на группы. Вступительное слово учителя. На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский  писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года вОрловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а  также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого  писателя­мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.Он, как и многие другие русские и  советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества. Г) Работа над эпиграфом: «Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи  (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) –  (слайд 1) Д)Словарная работа.(Слайд 3,4) Значение слова «праведник» в разных словарях. Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью); Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4) Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям,  моральным предписаниям какой­либо религии,   соблюдение правил нравственности…»Почему я подчеркнула слова «какой­либо религии»? (Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.) 2. Стадия осмысления Работа над рассказом «Дурачок».  Работа в группах. А) Составление ассоциативной карты « Дурачок» Б) « Тонкие и толстые вопросы» ­Как вы думаете, кого надо считать дураком? ­Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе? ­ Вы его когда­нибудь употребляли? ­ В каких ситуациях? В) « Чтение с остановками» 1­часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком?Кажется, будто это всякий знает, а если начать  сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По  академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак ­­ слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут...". В подкрепление такого  толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок ­­ смягчение слова  дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать  таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и  ничего шутовского из себя не представляют... Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и  расскажу. Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь? 2­ часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая  «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась. Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет,  все говорят, что ему ничего – он дурачок. Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей? 3­ часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей  делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты. Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть?4­ часть.   Был у нас нанят строгий­престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека  наказывать. И если заметит что­нибудь в беспорядке ­­ сейчас же остановится, подзовет виноватого и  приказывает: ­­ Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а  если слукавишь ­­ я тебе вечером при себе велю вдвое дать.    Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял  наказание.    Вот раз.летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько  зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают...    Управитель и расшумелся.    А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша. Петруша этот имел в ту пору лет  двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, словом, он был мальчик у матери  избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий. Выгнал он жеребят рано утром "на росу", и  стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон ­­ он и заснул, а  жеребятки в это время в хлеб и взошли. Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:    ­­ Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не  исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.    А Петруша так и залился слезами. ­­ Брат милый, Панюшка, очень страшно мне... скажи, как мне быть?    А Панька его по головке погладил и говорит:    ­­ И мне тоже страшно было... Что с этим делать­то... Христа били... ­­ Боюсь я идти и боюсь не идти... Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал­уговаривал, а потом сказал:    ­­ Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя  постараюся, ­­ авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.    Петруша спрашивает:    ­­ А как же ты, Панюшка, постараешься?    ­­ Да уж я штуку выдумал ­­ постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через  час назад идет, улыбается.    ­­ Не робей, ­­ говорит, ­­ Петька, все сделано; и не ходи никуда ­­ с тебя наказанье избавлено.    Петька думает:    "Все равно: надо верить ему", ­­ и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в  разрядной избе:    ­­ Что, пастушонок утром приходил сечься?    ­­ Как же, ­­ говорит, ­­ приходил, ваша милость.­­ Взбрызнули его?    ­­ Да, ­­ говорит, ­­ взбрызнули.    ­­ И хорошо?    ­­ Хорошо, постаралися.    Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли­то пастушонка, да не того, которого было  назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а  Петю уже не стали сечь.    Что же, ­­ говорили, ­­ уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.    Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был? Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? 5­ часть:Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне  пошел: никому на войне страдать­то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются ­­ всякой  своего сына жалко.    А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам  просится:    ­­ Велите, ­­ говорит, ­­ меня отвести в город ­­ в солдаты отдать.    ­­ Что же тебе за охота?    ­­ Да так, ­­ отвечает, ­­ очень мне вдруг охота пришла.    ­­ Да отчего? Ты обдумайся.    ­­ Нет, ­­ говорит, ­­ некогда думать­то.    ­­ Отчего некогда?    ­­ Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, ­­ обо мне плакать  некому, ­­ я и хочу идти.    Его отговаривали.    ­­ Посмотри­ка, мол, какой ты неуклюжий­то: над тобой на войне­то, пожалуй, все расхохочутся. А он  отвечает:    ­­ То и радостней: хохотать­то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:    ­­ Утешай­ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.    ­­ Нет, мне, ­­ говорит, ­­ это будет утешнее.Его и утешили, ­­ отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, ­­ с  любопытством их стали расспрашивать:    ­­ Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи­то?    ­­ Как же, ­­ говорят, ­­ видели.    ­­ Небось, смеются все над ним, ­­ какой увалень?    ­­ Да, ­­ говорят, ­­ на самых первых порах­то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы  дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному  роздал, а себя позабыл... Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он  застыдился и говорит:    ­­ Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:    ­­ Какой, мол, ты ласковый!    А наутро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил.  Стали хвалить его, и старики у нас спрашивали: "Что он у вас дурачок, что ли?"    Сдатчики отвечали:    ­­ Не дурак, а... малость с роду так.    Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в "профосах" ­­ за всеми  позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству,  нанялся у степных татар конские табуны пасти. ▪ Вопрос:   Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?6­ часть:   Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней,  где­то вдали, где тогда кочевал большой местный богач Хан­Джангар. А Хан­Джангар, когда  приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи  что хотел, то и делал; кого хотел ­­ казнил, кого хотел ­­ того миловал.   За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и  своевольничал. Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в  числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана­Джангара много  самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать. Но вот раз сделалась у одних и других  татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан­Джангар спешил в Пензу, и  ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною  казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.    Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские  власти есть, Хан­Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и  раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал  Паньке настрого:    ­­ Береги этого человека как свою душу! Понял? Панька говорит:    ­­ Чего ж не понять­то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.    Хан­Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:    ­­ Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к  добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.    ­­ Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.    ­­ Как это "некогда"! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а  остальное все само придет... В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а Бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.    А Хабибула слушает и вздыхает.    ­­ Нет, ­­ говорит, ­­ уже про это некстати и думать теперь!    ­­ Да отчего же некстати­то?    ­­ Да оттого, что я окован и смерти жду.    ­­ А я тебя возьму да и выпущу.    Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:    ­­ Я тебе не шучу, а правду говорю. Хан мне сказал, чтобы я тебя "как свою душу берег", а ведь  знаешь ли, как надо сберечь душу­то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает ­­  вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на  коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить ­­ ну, уж тогда не меня обманешь, а Господа.    И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, в сказал:    ­­ Ступай с миром на все стороны.    А сам остался ожидать здесь возвращения Хана­Джангара, ­­ и ждал его очень долго, пока ручеек  высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.Тогда и прибыл Хан­Джангар со своей свитой.    Осмотрелся Хан и спрашивает:    ­­ А где Хабибула?    ­­ Я отпустил его.    ­­ Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?    ­­ Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел  беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего...  Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, ­­ вот возьми меня и вели  меня вместо его мучить, ­­ пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что  ведь я ни тебя, ни других никого не боюся ни капельки.    Тут Хан­Джангар стал водить глазами во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и  говорит своим:    ­­ Подойдите­ка все поближе ко мне; я вам скажу, что мне кажется.    Татары вокруг Хана­Джангарастеснилися. А он сказал им потихонечку:    ­­ А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был...    ­­ Да, ­­ отвечали татары все одним тихим голосом, ­­ нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за  много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.   «Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами  идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он ­ святой». 3.Стадия рефлексии А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут  служить в качестве вывода. ( слайд 4,5) Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с  любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и  Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа. Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли «  праведники» и дурачки? В)Каков он, праведник Н.С. Лескова? ­ Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил: «Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых  дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени  подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и  утешении ближних. А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в  мир, где царят жестокость, зависть и злоба…». ­ Согласны ли вы с ним? ­ Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой  жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын. Г) Рефлексия Ваш выбор цитаты 1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин) 2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе) 3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель) 4. Домашнее задание (слайды 9,10). 1.Напишите сочинение­эссе на тему "Нужны ли современному миру праведники" (слайд 8) И в конце хотелось бы прочитать стихотворение Себастьяна Бранта:  Клянется часто сын заблудший: «Уж завтра­то я стану лучше!» Но это «завтра» никогда Не наступает, вот беда! Как снег растаявший, как дым, Заветный день неуловим. И, только одряхлев, глупец В то «завтра» вступит наконец, Расслаблен, немощен уже, С тоской раскаянья в душе… Спеши сегодня лучше стать Не будешь завтра так страдать… 5. Комментирование и выставление оценок.

Посмотрите также