Тема. Написание подробного изложения с творческим продолжением.
Цель
Методическая:
- совершенствовать методику организации деятельности студентов на занятии;
- совершенствовать навыки составления конспектов;
Образовательная:
- совершенствовать умения студентов письменно излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка, умение правильно оформлять работу (составление плана);
- учить дополнять текст последующими событиями, связывая их с основной мыслью всего текста;
- учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- формировать творческое отношение к процессу создания изложения;
Развивающая:
- развивать умение правильно писать приставки в словах;
- развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь;
- расширять словарный запас студентов;
Воспитательная:
- содействовать в ходе занятия воспитанию настойчивости в учебе, прививать студентам творческую инициативу, интерес к искусству.
Вид занятия: практическое занятие.
Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков.
Методы и приемы: имитативные (пересказы прочитанного текста и письменные изложение составление плана прочитанного), коммуникативные (создание речевых ситуаций, работа с картиной) и метод конструирования (словарная работа, составление предложений на заданную тему, редактирование своего текста); объяснительно-иллюстративные (конспектирование), словесные (слово преподавателя); практические (выполнение заданий, выработка и совершенствование усвоенных навыков); наглядные (использование схем, алгоритма), метод самостоятельной работы студентов.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, культура речи.
Наглядные пособия: портрет А. Саврасов, картина «Грачи прилетели».
Раздаточный материал: рабочие листы, текст изложения, опорные конспекты.
Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература:
Основная
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2016.
Дополнительная
1. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе.— М., 1973.
2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.
3. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 1998.
4. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2006.
5. Соловей Т.Г.Тайна знаменитого пейзажа. – Уроки литературы, 2006, №6.
Ход занятия
І. Организационный момент:
– приветствие студентов;
– отметить отсутствующих;
– проверка готовности студентов к занятию (проверка внешнего вида студентов);
– заполнение учебного журнала.
ІІ. Мотивация, целеполагание.
1. Сообщение темы и цели занятия.
¾ Сегодня вы попробуете свои силы в написании подробного изложения с творческим заданием. Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.
ІІІ. Работа над темой занятия.
1. Вступительное слово преподавателя об А.К.Саврасове.
А.К.Саврасов - один из самых глубоких русских пейзажистов. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле. Художник не писал о своей любви к России, не провозглашал её публично, но щедро излил это святое чувство. Саврасов - певец русского пейзажа.
2. Слово студентов. Краткая биография художника.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.
Алексей Саврасов родился 12 мая (24 мая) 1830 г. в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец мечтал о том, чтобы сын занялся "коммерческими делами", но любовь к живописи взяла своё. В 1844 г. Саврасов поступил в пейзажный класс МУЖВЗ.
Ещё во время учёбы в Училище за картину "Вид Московского Кремля при луне" Саврасов в 1850 г. был удостоен звания неклассного художника. Летом 1854 г. Саврасов окончил Училище, а осенью за картины "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" ему было присвоено звание академика. В 1858 г. он стал руководителем пейзажного класса Училища.
Судьба художника была трагичной. Гениальная картина "Грачи прилетели" стала его проклятием. Попытки создать что-то ещё такого уровня не удались. Постепенно публика охладела к его творчеству.
В конце 1870-х гг. затянувшийся кризис привёл к болезни. Саврасов запил. В 1882 г. от него ушла жена, ему отказали в казённой квартире и изгнали из Училища. Саврасов нищенствовал, пропадал на Хитровке. Подрабатывал, делая копии со своих "Грачей".
Художник А.К. Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 г. от алкоголизма в больнице для бедных. Левитан – ученик Саврасова – написал: "Не стало одного из самых глубоких русских художников. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле..."
О пути художника Алексей Саврасов говорил: "Надо быть влюблённым в природу, тогда можно писать".
Самые главные картины: «Грачи прилетели», «Сосновый бор на берегу реки», «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», «Радуга», «Зимний пейзаж», «Гибель корабля в море», «Ранняя весна. Оттепель», «Распутица».
3. Словарная работа.
Живопись –
Пейзаж –
Мольберт – подставка, на который художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.
Этюд –
4. Слово преподавателя.
Самая известная картина художника «Грачи прилетели». Долгое время имя Саврасова связывалось преимущественно с одной этой картиной, вошедшей в сокровищницу русского искусства. Интересна история её создания.
5. Знакомство с текстом.
Весна
Саврасову хотелось писать новые картины и этюды, поэтому он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской области. Он быстро собрался и поехал по почтовому тракту в санях.
Сани ехали по наезженной черной дороге среди черных и унылых полей. Как же хорошо дышалось! Пахло тающим снегом.
Извозчик спросил, куда направляется Саврасов. Он объяснил, что он художник и едет работать и что хочет нарисовать весну. Извозчик удивился, зачем это нужно: ведь весна — это такое обычное дело, все к ней привыкли, и никому это не интересно. Он посоветовал художнику нарисовать что-нибудь такое, чтобы удивление взяло.
Саврасов остановился в селе Молвитине. Это было самое обыкновенное село, каких в России тысячи. На окраине стояла небольшая церковь. Дома были черные. Казалось, что все отсырело: и дома, и деревья, и заборы. Где-то невдалеке кричали птицы. Должно быть, это были грачи, ведь день Герасима-грачевника уже прошел.
И действительно, на березах около церкви было много грачей. Они сидели на покачивающихся ветках, устраивали черные гнезда, неторопливо и важно ходили по земле.
Березы были молодые, но неказистые; они отбрасывали тонкие тени на подтаявший снег. Рядом с березами был забор, за ним — церковь и колокольня. Церковь Воскресения была построена в конце XVІІІ века — белый храм с пятью небольшими куполами. За церковью уходили вдаль ровные серые поля с темными обнажившимися прогалинами земли.
Саврасов пришел сюда только для того, чтобы посмотреть на старую церковь, а остался здесь надолго. То чувство весны, которое не оставляло его всю дорогу, когда он вдыхал пьянящий мартовский воздух, приобрело здесь особую силу и остроту. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он и проехал столько верст.
6. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам преподавателя.
- С какой целью художник поехал по деревенькам?
- Кого встретил А. Саврасов в дороге?
- Что посоветовал извозчик художнику?
- Где остановился А. Саврасов?
- Что увидел художник?
- Опишите колокольню.
- Ради чего мастер проехал столько верст?
7. Повторное прочтение текста.
8. Составление плана.
План
1. Саврасов решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской области.
2. Как же хорошо дышалось!
3. Совет извозчика.
4. Село Молвитино.
5. Грачи на берёзах.
6. Церковь XVІІІ века.
7. Чувство весны.
4. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
5. Повторное прочтение текста.
6. Устный пересказ текста.
7. Анализ устного пересказа и его совершенствование.
8. Самостоятельное написание изложения. Оказание индивидуальной помощи.
9. Самопроверка и совершенствование текста студентами.
ІV. Домашнее задание.
1. Объяснение преподавателя.
— Творческое задание.
¾ Напишите о своем отношении к картине.
В
селе Молвитине художник Саврасов создал одну из своих самых знаменитых картин
— «Грачи прилетели». Эта картина просто изумительна. Она показывает
зарождающуюся русскую весну. Пейзаж простой и привычный: колокольня, березы с
грачами, уходящие вдаль поля. Но именно это и ближе всего русскому человеку. Когда
смотришь на эту картину, кажется, что ты стоишь рядом, ты становишься ее
участником.
V. Итог занятия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.