«Народные промыслы России» Информационно-творческий проект
Оценка 4.9

«Народные промыслы России» Информационно-творческий проект

Оценка 4.9
Особые потребности
воспитательная работа
Детсад
22.02.2018
«Народные промыслы России» Информационно-творческий проект
«Народные промыслы России» Паспорт проекта Наименование проекта «Народные промыслы России» Вид проекта информационно-творческий Продолжительность 1 неделя Тип проекта краткосрочный Цель и задачи проекта Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с народными промыслами. 2. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений. 3. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.) 4. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи. 5. Воспитывать любовь к своей родине. 6. Развивать навыки художественного творчества детей. Сроки и этапы реализации проекта Сроки и этапы реализации проекта С 24.03.2017г. по 31.03.2017г. Этапы реализации проекта: 1-й этап - подготовительный (24.03.-27.03) - сбор информации, материала. 2-й этап – организационный (24.03.-27.03) - разработка содержания НОД с детьми. 3-й этап – формирующий (27.03-30.03)- проведение НОД с воспитанниками 4-й этап - итоговый 31.03- анализ полученных результатов, обобщение опыта Участники Исполнители Партнеры дети разновозрастной группы воспитатели сельский клуб Перечень основных мероприятий -Сбор материалов для реализации проекта -Разработка плана реализации проекта - Разработка содержания НОД с детьми -Консультирование родителей по теме проекта -Организация выставки детских работ Ожидаемые конечные результаты проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто:  Повысится уровень сформированности системы знаний о народных промыслах России  Будут знать названия народных игрушек  Овладеют навыками художественного творчества Целевая группа проекта воспитанники и воспитатель группы, сельский клуб Введение Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов. О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Актуальность проекта Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Проблема проекта:в своей работе с детьми я заметила , что дети не достаточно знакомы с видами народных промыслов России. Гипотеза проекта: если не знакомить детей в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Новизна: Получение знаний детьми группы через чтение русских народных сказок, театрализованную деятельность, рисование, лепку, беседы. Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с народными промыслами. 2. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений. 3. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.) 4. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи. 5. Воспитывать любовь к своей родине. 6. Развивать навыки художественного творчества детей. Формы организации: Игровая деятельность Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Художественно-речевое творчество Организационный этап. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр. Подбор произведений фольклора, стихов, закличек, поговорок на тему народных промыслов. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Организация выставки работ совместной деятельности детей и родителей «Матрешка - красавица» Основной этап. Образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) Заучивание стихов, потешек, закличек Заключительный этап. Оформление выставки. Создание сборника- картотеки хороводных и подвижных народных игр. Реализация проекта. День недели Виды детской деятельности Понедельник 27.03.17 Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи, слушание рассказа об истории возникновения дымковского народного промысла) -дидактическая игра «Собери матрешку» - заучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка» - подвижная игра «Гуси-лебеди» - рисование «Матрешка» -лепка «Дымковская курочка» Вторник 28.03.17 Знакомство с городецкой росписью -НОД «Что такое городецкие узоры?» - Рисование «Досочка с городецкими узорами» - Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем» - подвижная игра «Ручеёк» -дидактическая игра «Подбери тень», «Составь городецкий узор» - заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Среда 29.03.17 - Рассматривание иллюстраций «Филимоновская роспись», «Хохломская роспись» - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» - дидактическая игра «Найди пару» -разучивание потешек о народных игрушках НОД «Путешествуем по русской избе» (знакомство с утварью, ее назначением)(экскурсия в сельский клуб) - Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» -Дидактическая игра «Укрась слово» - Подвижная игра «Солнышко и дождик» -Театрализованная игра «Колобок» -Рисование «Золотая хохлома» Четверг 30.03.17 - Просмотр презентации «Народные промыслы: дымковская, городецкая и филимоновская, гжельская роспись» Сюжетно-ролевая игра «магазин промыслов» -Дидактическая игра «Разрезные картинки» Рисование «Гжельские узоры» Рассматривание иллюстраций «Гжельская роспись» Пятница 31.03.17 Итоговое НОД «Народные художественные промыслы России» (закрепление знаний о дымковской, городецкой, филимоновской росписях, слушание народных произведений, подвижные игры) Оформление выставки детских работ Результативность проекта: В результате проведения комплексной работы у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве, декоративно-прикладном искусстве, о жизни русского народа. У детей развивается добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране в целом Приложение 1 Конспект НОД «Народные художественные промыслы России» (старший дошкольный возраст) Технологии: 1. Информационные технологии 2. Здоровьесберегающие технологии 3. Игровые Цель: Формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городетская роспись, Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Матрешка). Задачи: Образовательные: 1. Расширить представления детей о русских народных промыслах. 2. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи. 3. Расширять словарный запас детей за счет названий разновидностей матрешки (Семеновская, Полхов- Майданская, Вятская). 4. Совершенствовать умение детей вести диалог,участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности. 5. Формировать эстетическое восприятие. Развивающие: 1. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи. 2. Развивать познавательную активность, логическое мышление. 3. Развивать внимание, память, связную речь. 4. Развивать умение различать характерные особенности для каждого вида росписи. Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров. 2. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Оборудование: -Компьютер -Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей (Презентация, смотри приложение) - Иллюстрации с изображением элементов росписи. -сувениры (предметы): гжель, хохлома,городецкая роспись, богородская игрушка, дымковская, Жостовский поднос, матрешка. Предварительная работа: -Беседы о народных промыслах России. -Рассматривание изделий, иллюстраций с изображением русских народных промыслов. -Раскраски по теме: «Народные промыслы» - Выставка работ детей по теме: «Народное художественное творчество». Ход совместной деятельности: звучит русская народная песня «Кадриль», дети входят. Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычную посылку, хотите узнать что в ней? Ответы детей Воспитатель: Давайте посмотрим, просит ребенка помочь открыть, вместе смотрят и достают письмо. -Воспитатель читает: «Здравствуйте дорогие ребята, мы прислали вам подарки, нам очень интересно узнаете ли вы, от каких они мастеров? Но для начало расскажите, что такое - Народные промыслы? Спасибо. До новых встреч». Ответы детей: Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает слайд Гжель, затем элементы росписи) -Кто знает, как называется эта роспись? Почему ты так считаешь? Ответы детей: Это Гжельская роспись, в этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет. Воспитатель: Молодцы ребята, Гжель — богатый русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду., давайте вы поможете найти мне в посылке подарок от гжельских мастеров. (просит одного ребенка выбрать сувенир и назвать почему он так решил) Воспитатель: Давайте посмотрим дальше, открывает следующий слайд-Хохлома. --Кто знает, что это за роспись? Почему ты так считаешь? Какие цвета используются в росписи? Ответы детей: эта роспись называется хохломская, один из видов расписной деревянной посуды. В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тонами по черному фону. Воспитатель: А бывает еще – «золотая хохлома» изготавливается в городе Семёнов Нижегородской области, здесь будет основа росписи- золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне. (Слайд «золотая хохлома») -Давайте посмотрим элементы хохломской росписи (смотрим следующий слайд) -Какой рисунок в основе росписи? Ответы детей: Природный, растительный. Воспитатель: Давай найдем подарок от хохломских мастеров. (просит ребенка найти сувенир (ложка, аргументировать выбор). Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте поиграем в игру: «Мы матрешки» выходите на середину: мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас чистые ладошки. мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас новые сапожки. мы матрешки, вот какие крошки. а у нас, как у нас новые платочки. мы матрешки, вот какие крошки. побежали. побежали все мы по дорожке. (дети произносят текст и выполняют движения по тексту, показывают ладошки, сапожки, бегут по кругу друг за другом) Воспитатель: А теперь проходим на стульчики смотрим дальше. (слайд -Городецкая роспись) -Кто знает,как называется эта роспись, почему ты так считаешь? Ответы детей: Воспитатель: Городецкая роспись, отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Давайте рассмотрим основные элементы росписи. Что мы видим здесь: -Какие краски используют народные мастера, какой рисунок? Ответы детей: Воспитатель: Кто хочет помочь найти подарок от городецких мастеров? (выходит ребенок, находит ложку, аргументирует выбор) . Воспитатель: Хотите узнать, какие еще приготовили, для нас подарки народные умельцы? Воспитатель: Тогда смотрим. (слайд БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА) -Что же это за игрушка? Для чего, ее придумали, кто знает? Ответы детей: (резьба по дереву, Богородская игрушка). Воспитатель: БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА - один из самых старых народных промыслов –резьба по дереву –находиться в селе Богородском. В 17 веке здесь стали вырезать игрушки из дерева мягких пород: липы, осины, ольхи (просит ребенка найти в посылке Богородскую игрушку) Воспитатель: Кто знает, а как называется эта игрушка (слайд-16 Дымковская игрушка) Ответы детей: Дымковская игрушка, она изготовлена из глины Воспитатель: давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. (слайд -17) Рассматривают, обсуждают, затем ребенок выбирает из посылки дымковскую игрушку; переходят к следующему слайду. Воспитатель: Давайте рассмотрим Жостовскую роспись. Как вы думаете, для чего использовали эту роспись? Ответы детей: Воспитатель: В начале 19 века в одной из подмосковных деревень, жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность. Далее рассматривают элементы росписи на слайдах; затем воспитатель достает поднос и рассматривает его с детьми. (можно включить игру «Угадай элемент росписи»). Затем воспитатель загадывает детям загадку: - Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера? Ответы детей: Воспитатель: Ну конечно же матрешка, правильно. Давайте посмотрим и вспомним какие бывают матрешки? (показ слайдов,дети называют знакомые виды матрешек. После воспитатель предлагает ребенку достать последний подарок из коробки: Матрешку.) Воспитатель: Ребята, от кого мы сегодня получили посылку? -Какой подарок больше понравился? почему? Ответы детей: Воспитатель: А где лучше разместить нам подарки? (выслушать мнение детей) -Правильно, давайте создадим мини музей «Народного творчества». Спасибо ребята. МБДОУ «Новокараканский детский сад» «Народные промыслы России» Информационно-творческий проект Составила Попова Е.П. Беловский район 2017
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018