научно- исследовательская работа

научно- исследовательская работа

Исследовательские работы
pdf
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Боевой путь прадеда.pdf

Институт развития образования Республики Башкортостан 

МР Альшеевский район Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  д. Улукулево

МР  Кармаскалинский район Республики Башкортостан

 

 

Научно-практическая конференция

« Щербаковские чтения» Номинация

«Солдаты Великой войны»

 

 

«Боевой путь моего прадеда»

 

 

 

 

Выполнил: Асманов Тимур ученик 4«б» класса

МОБУ СОШ д. Улукулево

 

Научный руководитель:

Гайнетдинова Г. С- учитель начальных классов

МОБУ СОШ  д.Улукулево

 

 

 

2019 учебный год

                 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I.      Великая Отечественная война 1941 – 1945 года …………………………….4

II.   Изучение  боевого пути Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича …………..5

2.1. Из воспоминаний  деда Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича ………….5   2.2.. Боевой путь Кутлуева М. И.  ……………………………………… ……....7

Заключение…………………………………………………………………….......9

Список использованной  литературы……… ………………………….. ………9

Приложение……………………………………………………………………....10

       Введение

  Актуальность.     Все дальше и дальше слышится эхо Великой Отечественной войны, всё меньше и меньше, с каждым годом героев тех битв и сражений. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины! 

   Совсем недавно не стало  героя  нашей семьи, ветерана войны и труда -  Кутлуева Махамета Ишмухаметовича, который семнацатилетним парнем пошел служить в ряды советской Армии, освобождавшего блокаду Ленинграда, рядового солдата сражавшегося с фашистами, защитника нашей Родины. В канун 75-летия Победы над фашисткой Германией, мне захотелось вспомнить о моем прадеде и посвятить ему свою исследовательскую работу. Сколько же пройдено пути? От  куда и куда ему пришлось идти? Как ему было тяжело идти. Об этом мне хотелось узнать.

Цели:

1.Сохранить память о прадеде, как о герое – участнике великих сражений ВОВ  нашего рода.

2.Изучить боевой путь  за годы Великой Отечественной войны моего  прадеда –  Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича.

Задачи:

1.Расспросить родителей и родственников,  подробнее, о его боевом пути моего прадеда, во время Великой Отечественной войны.

2.Проследить весь боевой путь.

3.  Сделать соответствующие выводы.

Гипотеза.  Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. И память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать  это по наследству.

Объект исследования: воспоминания  моего деда Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича-  участника Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: боевой путь Кутлуева М. И. во время Великой Отечественной войны.

Методы и приемы: беседа, изучение воспоминаний, изучение и анализ семейных фото и документальных источников.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследовательской работы дополняют знания по истории нашей страны. Практическая значимость исследования в том, что материалы данной работы могут быть использованы в мероприятиях по Великой Отечественной войне. 

 

 

 

 

I. Великая Отечественная война 1941-1945 годов

22 июня 1941 г. – самый трагический день в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над Советской Родиной нависла смертельная опасность. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов, но силы были неравные. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами, дивизиями. [3, с.204]  

По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три месяца. Исторический факт – война продолжилась с 1941 года до 1945 год, почти 35 месяцев.

Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем: усилия фронта и тыла слились воедино.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. [3, с.219] 

Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам европейских стран, захваченных оккупантами. В освобождении Японии, участником которой был мой прадед  старшина Кутлуев Мухамет Ишмухаметович .

 

II. Изучение  боевого пути Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича

2.1. Из воспоминаний  прадеда Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича.       Мой прадед – Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича, родился он, 18 марта 1926 года в д.       Ибрагимово         Кармаскалинского        района

(см.Приложение1) .Он рано стал сиротой и вырос семье дяди. Он окончил начальную школу в родной деревне, затем пошел в пятый класс Биш- Унгаровской средней школы. Осенью до морозов ходил в школу, потом дальше не смог учиться, так как у него не было зимней обуви. С весны до осени  он  работал  в колхозе на полях, а зимой в животноводчестве. С началом  Великой Отечественной войны главной рабочей силой в колхозе стали мальчишки, юноши, девушки, женщины, среди них был и он.

     После войны он устроился на работу в предприятии «Заготзерно», его взяли сразу  завскладом. А в мае 1949 года он женился на нашей прабабушке –Кутлуевой Уммагани Даутовне.  К тому времени  прабабушка закончила педагогическое училище и начала  работать в Улукулевской начальной школе  учителем начальных классов. И в 1950 – ом году родилась у них первая дочь –Мунира Мухаметовна. Всего в семье Мухамета Ишмухаметовича  родится трое детей.

      В 1953 году прадед переводится на работу на предприятие «Колхоз имени Фрунзе» оператором и до 1991 года он  трудится на важнейшем предприятии нашего района. Он своевременно обеспечивал бензовозы необходимым топливом, которые  развозили его по хозяйствам для бесперебойной работы сельскохозяйственной техники. Предприятию «Колхоз имени Фрунзе» наш прадед отдал 38 лет, а общий трудовой стаж работы его составлял 46 лет. Это целая жизнь или средний возраст одного человека.

    За время рабочей деятельности наш прадед удостаивался орденами и медалями, званиями Социалистического труда и  Коммунистического труда; награждался неоднократно ценными подарками и Почетными грамотами БАССР и СССР, путевками в лечебно – профилактические санатории. По выходу на пенсию в 1991 году, он был удостоен звания «Ветеран труда» (см.Приложение 2) . 

    Его трудолюбию нам стоит только завидовать.  Мы думаем, что его жизнелюбие и энтузиазм, давал ему силы идти дальше вперед. А это сила воли сильного человека.

 

2.2 Боевой путь Кутлуева М. И. Поклонимся великим тем годам,

Тем  славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым. 

Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья!

        В годы войны  по указанию Государственного комитета Обороны на Урале были созданы три крупных танковых завода в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. [2]  Армии требовались танкисты.

       В 1943 году семнадцатилетним парнем он пошел служить в ряды Советской армии (см.Приложение 3). В Свердловске его учили на танкиста,   затем оправили в Сахалин, потому что нашей родине с востока грозилась войной Япония. Ему пришлось участвовать в войне с японскими интервентами. Невольной памятью о тех днях остался осколок снаряда в груди. Старательного солдата в армии военачальники  полюбили. Из простого солдата он стал старшиной. Он очень любил технику ,и поэтому хорошо разбирался в этом направлении. Своим упорством, трудолюбием, дисциплинированностью он достиг звания-1 классного мастера вождения танка. Он  в совершенстве изучил танковую технику и умел широко использовать технические возможности советских танков. Став мастером вождения, он не останавливался на достигнутом,    а продолжал неустанно совершенствовать свои звания и навыки.  Он не ограничивался только занятиями, которые проводились по расписанию, а много работал над собой самостоятельно.  Он передавал свой опыт и товарищам по службе. Личным показом он учил танкистов правилам сбережения и эксплуатации мотора и других агрегатов и механизмов танка. Он не раз демонстрировал перед воинами способы преодоления препятствий на танке.

В  Японии, где участвовал мой прадед. «На рассвете началось наступление. В танке было очень шумно, радио - связь не работала, сигналы в основном получал пинком ногой вправо, влево от командира». Танк Мухамета Ишмухаметовича был подбит, загорелся. Прадед получил тяжелое ранение, обгорел. Дед сумел  выбраться из танка, он потерял много крови. После боя его доставили  до полевого госпиталя.

     При освобождении Японии прадед встретит смерть в лицо. В битвах на окраинах города, освобождая квартал за кварталом,  вдруг из-за переулка, лицом к лицу выбегает немецкий солдат. Молоденький, светлое лицо, голубые,  как у прадеда, глаза, светлые волосы, виднелись из под шапки и каски немецкой. Прадеду он иногда снится таким же до сих пор, когда он видит войну во сне, а с возрастом, почему то они снятся все чаще. Этот немецкий солдат почти налетел на прадеда из-за угла, они остановились и долго смотрели друг на друга, по крайне мере, прадеду так показалось. Каждый из них думал: « Кто кого первым?». Но к нашему счастью винтовка у прадеда была в правой руке, а у немца за плечом. Это и спасло – выстрелить первым. Прадед рассказывал, что сразу стало как-то холодно. «Убивали мы много …».

  Когда в их полку объявили о победе, радости солдатской не было предела, в этот же день был устроен привал, это было 9 мая. Но и в этот праздничный день, рядом ходила смерть. 

   За всю войну, наш прадед только дважды, вместе со своими фронтовыми товарищами, спал в теплом ночлеге: в недогоревшей  от бомбежек, бане и в сарае без крыши, но зато на соломе.

   Дети и внуки спрашивали у нашего фронтовика: « А что самое страшное было для тебя на войне?».  Отвечал он им не сразу, но тяжело вздохнув, произносил: «неизвестность». «Какая неизвестность?» - спрашивали.  «Какая? Когда не знаешь, вернешься или нет, пока бежишь с катушкой один, то по лесу, то по открытому полю. Убьют, и останешься лежать один вдали от всех своих товарищей. И никто не знал бы живой ты или мертвый. Вот что страшно было для меня».

«Хлеб войны был с лебедой, Пополам с большой бедой, Жизнь – была ему цена… Помни эти дни, страна».

 

Заключение

В ходе изучения данной темы пришли к следующим выводам:

1.Воспоминания о войне помогли определить боевой путь старшины Кутлуева Мухамета Ишмухаметовича. 

2.Победа в Великой Отечественной войне досталась нашему народу дорогой ценой. 

3. Кутлуев Мухамет Ишмухаметович участвовал в освобождении Японии.

4.Результатом его участия в Великой Отечественной войне с одной стороны является  Победа, с другой стороны – получение наград: ордена Отечественной войны, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

          Научная новизна заключается в том, что изучены воспоминания Кутлуева М. И.., материалы работы дополняют знания по истории нашей семьи и страны.  

    Нашему прадеду исполнилось бы 94 лет, но он никогда не изменял принципам своей жизни. Война, тяжелое детство и нелегкий труд закалили его. Он никогда не гнался за большим рублем, а с каждой зарплаты приносил своим детям и внукам много сладостей, от всей души радовались все. 

    Мы себе даже представить не можем, пройти такой путь! Как в песне поется « … пол Европы…»!  Почти без сна, без отдыха – это действительно подвиг!

                                                       Своим счастьем дорожить умейте,                                                          Нам оно досталось нелегко.                                                           Сил своих для дела не жалейте,                                                          Родину любите горячо. 

                                                                                            Г. Артёменко.

 

 

6. Список использованной литературы:

1.     Анкета ветерана Великой Отечественной Войны.

2.     Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 3. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. 

3.     Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 4. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014.

4.     Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва:

Педагогика, 2015.

 

Приложение1

 

На фото просто друзья - сослуживцы. Слева направо: Петрухин Иван

Кутлуев М. И.– старшина

Фатыхов

Киселев

Лукьянов Иван

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Приложение 3

 



Приложение 4

 

 

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)