Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности на уроках МХК и музыки
На сегодняшний день существуют проект ФГОС основного образования и утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Инновационная идея стандартов нового поколения заключается в следующем:
1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
2. В стандартах второго поколения две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
5. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.
Стандарт направлен на обеспечение:
-равных возможностей получения качественного образования;
-духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
-сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
-единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями.
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Новизна стандарта второго поколения в образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Для учебного курса «Искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.
Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «МХК». Она способствует личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.
Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях. (По исследованиям PISA)
Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту. Разнообразие современных педагогических технологий не только побуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь на мой взгляд, актуально подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей. Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика.
В связи с переходом на новый ФГОСТ в основе которого лежит системно-деятельностный подход, необходимо воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
.Критическое мышление – это поиск здравого смысла. Оно способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Разработчики технологии «Развитие критического мышления – американцыю Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию.
В основе технологии формирования КМ лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.»
Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
· мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
· самостоятельное, ответственное;
· аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
· многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
· индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
· социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
· содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
· предполагает смену ролевых позиций учащихся;
· настраивает на доверие участников группы друг к другу;
· выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Структура занятия в концепции "критического мышления":
Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На данном этапе очень хорошо действует такой приём, как кластер. Что такое кластер? Это графическое изображение изучаемого материала. Это то, что приходит в голову по данной тематике. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу изучаемой темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом:
На втором этапе, мне очень нравится использовать Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
· «V» – галочкой отмечается то, что известно;
· «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
· «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
· «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы».
Эта стадия позволяет ученику:
· осуществлять контакт с новой информацией;
· сопоставлять эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
· акцентировать своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
· обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
· отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему
· приготовиться к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного
Иногда я использую на данном этапе заранее приготовленные кейсы: ситуации – иллюстрации, ситуации упражнения, ситуации оценки, ситуации проблемы.
Создание кейса - долгий и кропотливый труд, поэтому в основном я сама разрабатываю кейсы, иногда беря за основу задания части С ЕГЭ по русскому языку, где в качестве аргументов можно брать примеры из мировой художественной культуры, имеющийся источник дополняю, изменяю или прошу учащихся завершить кейс. Очень часто ребята в классе используют фрагмент художественных произведений, художественных или научно- популярных фильмов. Что выводит нас за рамки изучаемого предмета.
Технология создания кейса:
+ небольшой объём
+ проблемная ситуация
+ не содержат анализа проблемы, не объясняют причины
Совместная или индивидуальная работа, над составлением кейса , является значимой, так как нацелена на развитие следующих компетентностных качеств личности обучаемого:
- аналитических, практических, творческих умений, которые он обязательно сможет использовать при сдаче ЕГЭ или участии в олимпиаде при анализе текста, написании проекта на заданную тему;
- коммуникативных, социальных, позволяющих легко ориентироваться в окружающем социуме.
Эти приёмы очень актуальны в наше время, так как работая с предложенными ситуациями, учащиеся самостоятельно вычленяют проблему, устанавливают причинно-следственные связи, рассматривают различные варианты решения проблем. Моя роль, как учителя, в данном случае более смещается на второй план, я становлюсь тьютором, отслеживающим процесс разрешения ситуации и координации действий обучаемых, если они заходят в тупик.
В дальнейшем учащиеся могут анализировать свои поступки и действия, учатся нести ответственность, воспитывают в себе новые качества необходимые для адаптации в обществе. Лидерские качества помогли многим моим ученикам поступить в вузы, адаптироваться в больших городах, стать активными участниками студенческой жизни. А ведь многие раньше боялись даже выходить к доске и выступать перед всем классом. Зачем мне это необходимо? Главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодёжи. Основной вызов России – мы должны научиться использовать «образовательный драйв молодого поколения». Поэтому мне очень нравиться, когда у меня есть такая возможность с помощью данной технологии подготовить будущее нашей страны, умеющее критически мыслить и находить объективный выход из любой ситуации. В этом и заключается основная цель моей работы.
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
Основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Творческая форма рефлексии – Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Это применение полученной информации на практике.
Например, вот какой синквейн получился о предмете МХК:
Культура
Мировая художественная
Дополняет, расширяет, углубляет
Знания о мире –
Память.
Я предлагаю вам вместе со мной сделать рефлексию о сегодняшнем нашем общении. Тема: «Методическое объединение»
Например:
Объединение
профессиональное, творческое
собирает, обобщает, конкретизирует
знания – это сила,
Опыт.
Часто на детальную рефлексию практически не остаётся времени. Большое внимание уделяется изучению нового материала. Здесь уместны такие вопросы: какая информация привлекла Ваше внимание? Что вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста? Рефлексия не может проводиться спонтанно, она требует систематичности на всех этапах работы.
На основе применения данной технологии происходит интеграция межпредметных связей. В рамках изучаемого предмета происходит тесное взаимодействие с учителями разных предметов. Здесь мы можем научиться разрабатывать проекты и оформлять рефераты по различным темам.
Анализируя результаты участия школьников в международном конкурсе «Золотое руно», в котором учащиеся, изучающие МХК, занимают призовые места и становятся победителями, приходишь к выводу о продуктивности данной технологии.
Методические приемы критического мышления
Вызов
Парная мозговая атака.
1. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
2. Работа с ключевыми терминами.
3. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
4. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
5. Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
6. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
1. Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия
1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
2. Возврат к ключевым словам.
3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
4. Возврат к кластерам (их заполнение).
5. Возврат к ЗХУ.
На уроках музыки и МХК также использую и дополнительные задания
На развитие мышления и формированию культуры личности
Активизирую мышление детей вопросами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.