"Не смейте забывать учителей( урок- размышление по рассказу Ю.Нагибина "Простите нас!")
Оценка 4.8

"Не смейте забывать учителей( урок- размышление по рассказу Ю.Нагибина "Простите нас!")

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
02.04.2023
"Не смейте забывать учителей( урок- размышление по рассказу Ю.Нагибина "Простите нас!")
Урок- размышление
Открытый урок.docx

 Тема.«Не смейте забывать учителей…» (урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас!»)

Цель: -образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышление, творческих способностей учащихся;- воспитательная: формирование нравственных ориентиров: совести, долга, дружбы, правильного выбора, благородства, памяти…

Планируемые результаты:

Метапредметные:- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

Регулятивные: - участвовать в коллективном обсуждении темы;

Познавательные:- работа с информационным текстом;

Коммуникативные:- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

Оборудование к уроку: портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная совместно с библиотекой, распечатанные тексты рассказа .

Сколько в человеке ПАМЯТИ,

столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин

 

 

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).

III.Мотивация учебной деятельности.

Музыка «Когда уйдём со школьного двора» (затихает) На фоне музыки слова учителя(перебирает письма и фотографии):

Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно»

Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от   голоса потревоженной памяти.

Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым

IV. . Беседа по рассказу.

 -Что вы узнали из рассказа о главном герое? Какую характеристику дает герою автор?

 Павел Георгиевич Сафонов “работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение”.

 

 

-Как оказался этот преуспевающий инженер-конструктор, столичный житель в безвестном маленьком степном городке?

Сафонов возвращается с юга, где он отдыхал в санатории, “Утомлённый сложной зимней работой”. Поезд мчал его по знакомым с детства местам, и он “с какой-то грустной обостренностью” вспоминал полузабытое: “вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги...”, “ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью”.

“И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было”.

      “…И, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром”.

-С кем, прежде всего, связаны воспоминания Павла о городе детства? Кто они для него?

Витька – “первая мальчишеская преданность”, Вера – первая любовь, “мучительная, трогательная, с записками в школе, с легко падающим снегом на крыльцо, с …первым поцелуем”.

Воспоминания детства, юности захлестнули Павла, его неодолимо потянуло на окраинную улицу, густо заросшую деревьями, где жил “в том мире детства Витька Снегирев”, а на углу, возле аптеки, в маленьком доме, - Вера. Захотелось узнать: “Что с ними? Где они?”

-Встретился ли он с ними? Почему?

Вера погибла на войне, где была санитаркой. Витька Снегирёв уехал из города с родителями после войны, стал директором завода.

-А с кем встретился? Вспоминал ли он о своей учительнице?

         Он вспомнил об учительнице случайно, увидев силуэт своей школы: “внезапно в проеме улицы увидел свою школу - четырехэтажная, с темными окнами, она стояла, как и тогда... Она не изменилась. Она была прежней, как в детстве, как много лет назад”.

-А Мария Петровна – изменилась ли она?

Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.

-Как отнеслась учительница к визиту Сафонова?  Проследим по тексту за её реакцией.

         “- Паша Сафонов... Паша? - проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо ее задрожало”.

         “Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”

         “…неверяще улыбнулась”.

-Какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи?

Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”

А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников.

-Посмотрите, как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице.

 (Чтение диалога Павла и Марии Петровны в лицах от слов: “- Знаете что, Мария Петровна, давайте говорить о прошлом…” до слов: “Помню, сидел ночь, ломал голову, чтобы чернильница подпрыгнула именно в тот момент, когда преподаватель макнёт ручку”.)

         Для Павла эти воспоминания необыкновенно дороги. Дороги вдвойне, потому что, оказывается, Мария Петровна помнит эти события больше двадцатилетней давности. Он возбуждён, и ему кажется, что так же радуется, вспоминая, и учительница.

Разговор заходит о прежних друзьях. Все они взрослые, солидные люди. Один стал журналистом, другой – преуспевающим директором завода, третий – начальником главка, четвёртый – артистом. Все они живут своей жизнью. А старенькая учительница следит за судьбами своих учеников.

-Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники Павла, навещают ли её, Мария Петровна всё время переводит разговор на другое?

Оказывается, к Марии Петровне заходит только один ученик, да и то потому,

что у него не сложилась жизнь. Павел вдруг подумал о том, что, “если бы она умерла, он не знал бы этого, и не знали бы другие”.

“Плохо помню его, забыл”,- говорит Павел об этом единственном. Одно отложилось в памяти, что это был тихий, робкий, ничем не примечательный, не отличавшийся никакими способностями ученик. “- Очень плохо, - не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. - Они помолчали, Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову стало не по себе, он понял двойной их смысл”.

-Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”? Какой “двойной” смысл скрывается в этих словах учительницы?

Первый смысл лежит на поверхности: слова учительницы как бы усиливают фразу Павла: “Плохо помню…”.

А второй – гораздо глубже. Сафонову стало неловко за себя и за своих товарищей. “Очень плохо”- когда не помнишь школьных товарищей. “Очень плохо” - когда забыл тех, кто учил и воспитывал тебя. “Очень плохо” - когда и первая любовь осталась под спудом времени, не тревожит воспоминанием.

 

“Очень плохо” - так похоже на школьную оценку, которую получает сейчас за прожитую жизнь внешне благополучный герой.

И вдруг Сафонов замечает, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. И в первом ряду видит “знакомый корешок своей последней книги по самолётостроению”.

-А зачем школьной учительнице книга по самолётостроению, которую может понять только специалист?

Мария Петровна не только помнит всех своих учеников, но и постоянно следит за их успехами, гордится ими. Поэтому и хранит у себя эту книгу Павла, между страницами которой лежит вырезка из газеты “Правда” с портретом Сафонова.

“- Неплохая" книга... Прочитала с интересом. А это из "Правды", Паша. Когда я увидела, я дала тебе телеграмму.

Он так же поспешно, точно скрывая нечто порочащее его, неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчетливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других поздравительных телеграмм и не ответил на нее, хотя ответил на другие”.

 

V. Выборочное чтение.  (читает учитель)

 

“Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...

- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. -

Если бы не вы!..

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

- Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам?..”

 - Как понимаете эти строчки?

Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант.

 

-Сафонов шёл в дом учительницы в необычайно приподнятом настроении. Как оно теперь меняется?

 

Теперь он испытывает стыд, “непреходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя, за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова: "Простите нас".

Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас - преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».

- Чему учит рассказ?

Вовремя раскаяться, понимание того, что в своих успехах ты обязан не только себе, своему таланту, но и учителям.

VI.Оформление телеграмм. - У каждого учителя  есть ученики, которые  в чем- то провинились перед своим учителем. У вас есть возможность исправить ошибку многих учеников (вручение телеграмм)

VII. Заключительное слово учителя.

 19 октября 1825 года поэт праздновал день окончания Лицея в Михайловском уединении, вспоминал добрым словом своих друзей – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. А ещё он оставил нам на память строки о лицейских преподавателях, строки, подтверждающие, что в “В Лицее не было неблагодарных”:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема.«Не смейте забывать учителей…» (урок-размышление по рассказу

Тема.«Не смейте забывать учителей…» (урок-размышление по рассказу

Верой он идет по лунным косякам на

Верой он идет по лунным косякам на

Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”?

Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”?

Простите нас!». - Чему учит рассказ?

Простите нас!». - Чему учит рассказ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023