подробная методическая разработка Недели русского языка и литературы в школе. Расписаны задания на каждый день предметной недели. Разработаны разноуровневые, интересные мероприятия, способствующие вызвать неподдельный интерес школьника к занятиям русским языком и русской литературой. Данная методическая разработка- помощь учителю в проведении предметной недели.
Неделя русского языка и литературы.doc
Неделя
русского языка и литературы.
План мероприятий
День первый 18 февраля «Путешествие в историю славянской
письменности».57 класс 6 урок
День второй 19 февраля «Викторина по русскому языку для
учащихся 56 классов» 6 урок
День третий 20 февраля «Конкурс знатоков русской грамматики
для учащихся 711 класса». 16.00
День четвертый 21 февраля «Литературный вечер» (для
Любителей поэзии) 17.00
День пятый 22 февраля «Выпуск газет о русском языке» (все
классы) (в течение дня)
День шестой 25 февраля Устный журнал «Итоги недели русского
языка и литературы» 6 урок
Ответственные за проведение недели:
Бархатова Л.П., Дегтярева Н.А.
Ответственные за выпуск газет:
Классные руководители вместе с классами.
Бархатова Людмила Павловна
1 В и к т о р и н а п о р у с с к о м у я з ы к у
З а д а н и е 1. К выделенным словам найдите в предложениях правого столбца
слова, близкие по смыслу.
Бархатова Людмила Павловна
2 Иван Быкович тем временем
вылез из земли, приловчился и
отсек чудуюду огненный
палец.
Слетел ворон с дуба, ударился
оземь и обернулся добрым
молодцем ..
Завыл колодец, заревел дурным
голосом.
Вдруг из рожка выскочили два
молодца с дубинами и начали
утюжить дурака, и до того
утюжили, ЧТО он, бедный, с ног свалился.
Размахнулся тут Иван своим острым мечом
и срубил чудуюду три головы.
Вот я, говорит меньшая, напущу голод,
сама выйду на дорогу да сделаюсь яблоней
с золотыми и серебряными яблочками.
Иванцаревич горькогорько заплакал,
снарядился и пошел в путьдорогу.
Откуда ни взялись два молодца с
дубинками, начали колотить их изо всей
мочи и до того били, что гости принуждены
были отдать украденные деньги.
З а д а н и е 2. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно
объяснить значение выделенных сочетаний.
Бархатова Людмила Павловна
3 ь ссориться,
да царевна
красавица
тотчас
остановила
их.
Едем мы,
бабушка, на
реку
Смородину,
на
калиновый
мост ...
/.
Воротилс
я Иван
царевич в
свои
палаты
невесел,
ниже
плеч
буйну
голову
повесил.
Всех
выше,
всех
лучше
царевна
золотого
царства
такая
краса,
что ни в
сказке
сказать,
ни пером
написать
.
Здравству
йте,
молодцы!
Куда
путь
держ
ите?
Что,
хозяин,
кручиниш
ься, а мне
правды не
сказывае
шь?
Царевичи
принялис З а д а н и е 3. Слово красный в древнерусском языке имело значения
«красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый». Какое из этих
значений оно имеет в следующих предложениях?
Пустил стрелу средний брат полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у
красного крыльца.
Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек чтобы пособили им
ткать ковры.
Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул,
ветками красное солнце закрыл.
Подберите из сказок примеры на каждый случай.
З а д а н и е 4. Какие действия человека приписываются в сказке «Вазуза и Волга»
неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова,
называющие эти действия?
Вазуза и Волга.
Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего
почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело.
Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю
Хвалынскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почету достойнее.
Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала
от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе и потекла.
Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала
Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и
просила Волгу принять ее к себе на руки и снести в море Хвалынское.
А всетаки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.
З а д а н и е 5. Найдите синонимы в следующих предложениях. Какова их роль?
Сел Иванцаревич на коня и вслед за Никаноромбогатырем поехал на неприятеля;
стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно
описать ту или иную картину, событие.)
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. (Синонимами
расположенными рядом, часто передается степень проявления признака или
интенсивного действия.)
З а д а н и е 6. Синонимичными могут быть не только слова, но и сочетания слов.
Найдите такие синонимы в тексте.
1.
Не убивай меня, Иванцаревич! Когданибудь при гожусь тебе.
Не убивай меня, Иванцаревич! Будет время я тебе пригожусь. 2. Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
Иванцаревич натянул лук, хотел был пустить в селезня острую стрелу, а селезень
говорит ему почеловечески.
Только подумал, а медведь тут как тут ...
Не успел подумать, а заяц тут как тут ...
4 Бархатова Людмила Павловна З а д а н и е 7. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите
среду, них антонимы разнокоренные (день ночь добро зло) и образованные от
одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый недобрый, счастье
несчастье).
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить кривдой или правдой?
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается ...
Не мириться я пришел, говорил Фролка, драться!
Много ли, мало ли они купались Иванцаревич подкрался, взял у той девицы, что
всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды одна вода сильная, а
другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.
З а д а н и е 8. Найдите в сказках слова с уменьшительноласкательными,
увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются
такие слова? При ведем примеры.
Старичокпестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца
на руки и пошел в чистое поле к кусточку.
Тут веселым пирком да за свадебку. 3) Терешечка был мужичок не дурачок.
4) Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иванцаревич. 5) Отец осерчал, прикрикнул на
дочь: «Эка дурища безрукая! Хоть бы черт тебя взял». 6) Скажи, злая Дунька, куда
девала моих братьев?
7) Иванцаревич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в
глазищи. 8) Вдруг прилетело чудище великое, село на старый дуб дуб зашумел и
погнулся. И т. д.
З а д а н и е 9. Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и
отметьте в нем чередование звуков.
Глянул царевич на каравай диву дался: никогда таких не видывал! Положил
каравай на золотое блюдце, понес отцу.
Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать
да вышивать кто серебром, кто золотом, кто шелком.
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними
едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.
Задание 10. Найдите в сказке «Грибы» неодушевленные имена существительные,
которые выступают в ней как одушевленные .
Грибы.
Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал
приказывать:
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну. Отказалися белянки: ~ Мы грибовые
дворянки, не идем на войну.
— Приходите, рыжики, ко мне на войну. Отказались рыжики:
Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.
Приходите вы, волнушки, ко мне на войну. Отказалися волнушки:
Мы господские стряпушки, не идем на войну.
5 Бархатова Людмила Павловна Приходите вы, опенки, ко мне на войну. Отказалися опенки:
У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну.
Приходите, грузди, ко мне на войну.
— Мы, грузди, ребятушки дружны, пойдем на войну! Это было, как царьгорох
воевал с грибами.
З а д а н и е 1 1 . Назовите сказочные имена собственные, представляющие собой
словосочетания, которыми обычно обозначаются фантастические персонажи.
(Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)
3 а да н и е 12. Напишите сказочные имена, присвоенные сказочным персонажам в
соответствии с их характером. (Имя Несмеяна принадлежит царевне, которая
никогда не улыбалась, никогда не смеялась; сводных сестер КрошечкиХаврошечки
звали Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, потому что старшая сестра имела один
глаз, средняя два, а младшая три; падчерицу, выполнявшую черную работу в
доме, звали Чернушкой; богатыря с длинными усами называют Усыней; Дугиня
богатырь «хоть какое дерево, так в дугу согнет»; Горыня горы передвигал, как
небольшие камешки; имя Студенец носит старик, охлаждающий баню, и т. д.)
3 а д а н и е 13. Найдите постоянные определения к существительным в следующих
предложениях.
Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о
сырую землю и обратились добрыми молодцами.
Шла Марьюшка чистым полем, шла темным лесом, высокими горами.
Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега, кисельные, горы в
облака упираются.
Смотрит Марьюшка не насмотрится, целует в уста сахарные, прижимает к груди
белой, спит ее сердечный друг непробудным сном.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Подхватил Андрея буйный вихрь и понес горы и леса, города и деревни так внизу и
мелькают. Летит Андрей над глубоким морем.
4 Бархатова Людмила Павловна
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.