Неделя русского языка и литературы.
Оценка 4.6

Неделя русского языка и литературы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
Взрослым
26.04.2018
Неделя русского языка и литературы.
подробная методическая разработка Недели русского языка и литературы в школе. Расписаны задания на каждый день предметной недели. Разработаны разноуровневые, интересные мероприятия, способствующие вызвать неподдельный интерес школьника к занятиям русским языком и русской литературой. Данная методическая разработка- помощь учителю в проведении предметной недели.
Неделя русского языка и литературы.doc
Неделя русского языка и литературы. План мероприятий День  первый  18   февраля   «Путешествие   в   историю   славянской письменности».5­7 класс 6 урок День   второй  19   февраля   «Викторина   по   русскому   языку   для учащихся 5­6 классов» 6 урок День третий 20 февраля «Конкурс знатоков русской грамматики для учащихся 7­11 класса». 16.00 День четвертый 21 февраля «Литературный вечер» (для  Любителей поэзии) 17.00 День пятый  22   февраля   «Выпуск   газет   о   русском   языке»   (все классы) (в течение дня) День шестой 25 февраля Устный журнал «Итоги недели русского языка и литературы» 6 урок Ответственные за проведение недели: Бархатова Л.П., Дегтярева Н.А. Ответственные за выпуск газет: Классные руководители вместе с классами. Бархатова Людмила Павловна 1 В и к т о р и н а   п о   р у с с к о м у   я з ы к у З а д а н и е  1. К выделенным словам найдите в предложениях правого столбца  слова, близкие по смыслу.                                                                                                             Бархатова Людмила Павловна 2 Иван Быкович тем временем  вылез из земли, приловчился и  отсек чуду­юду огненный  палец. Слетел ворон с дуба, ударился  оземь и обернулся добрым  молодцем .. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг из рожка выскочили два  молодца с дубинами и начали  утюжить дурака, и до того  утюжили, ЧТО он, бедный, с ног свалился. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду­юду три головы. ­ Вот я, ­ говорит меньшая, напущу голод,  сама выйду на дорогу да сделаюсь яблоней  с золотыми и серебряными яблочками. Иван­царевич горько­горько заплакал,  снарядился и пошел в путь­дорогу. Откуда ни взялись два молодца с  дубинками, начали колотить их изо всей  мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги. З а д а н и е  2. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно  объяснить значение выделенных сочетаний. Бархатова Людмила Павловна 3 ь ссориться, да царевна­ красавица  тотчас  остановила  их. ­ Едем мы,  бабушка, на реку  Смородину, на  калиновый  мост ... /.  Воротилс я Иван­ царевич в  свои  палаты  невесел,  ниже  плеч  буйну  голову  повесил. Всех  выше,  всех  лучше  царевна  золотого  царства  ­такая  краса,  что ни в  сказке  сказать,  ни пером  написать . ­  Здравству йте,  молодцы!  Куда  путь  держ­ ите? Что,  хозяин,  кручиниш ься, а мне  правды не сказывае шь? Царевичи  принялис З а д а н и е   3.  Слово красный в древнерусском языке имело значения  «красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый». Какое из этих  значений оно имеет в следующих предложениях? Пустил стрелу средний брат ­ полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у  красного крыльца. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек ­ чтобы пособили им  ткать ковры. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул,  ветками красное солнце закрыл. Подберите из сказок примеры на каждый случай. З а д а н и е  4. Какие действия человека приписываются в сказке «Вазуза и Волга» неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова,  называющие эти действия? Вазуза и Волга. Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего  почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. ­ Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хвалынскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почету достойнее. Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе и потекла. Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять ее к себе на руки и снести в море Хвалынское. А все­таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна. З а д а н и е  5. Найдите синонимы в следующих предложениях. Какова их роль? Сел Иван­царевич на коня и вслед за Никанором­богатырем поехал на неприятеля;  стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно  описать ту или иную картину, событие.) Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. (Синонимами  расположенными рядом, часто передается степень проявления признака или  интенсивного действия.) З а д а н и е  6. Синонимичными могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы в тексте. 1. ­ Не убивай меня, Иван­царевич! Когда­нибудь при гожусь тебе. ­ Не убивай меня, Иван­царевич! Будет время ­ я тебе пригожусь. 2. Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом. Иван­царевич натянул лук, хотел был пустить в селезня острую стрелу, а селезень  говорит ему по­человечески. Только подумал, а медведь тут как тут ... Не успел подумать, а заяц тут как тут ...                                                                           4                                Бархатова Людмила Павловна З а д а н и е  7. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите  среду, них антонимы разнокоренные (день ­ ночь добро ­ зло) и образованные от  одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый ­ недобрый, счастье ­ несчастье). ­ Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить ­ кривдой или правдой? Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли ­ скоро сказка сказывается, да не  скоро дело делается ... ­ Не мириться я пришел,­ говорил Фролка, ­ драться! Много ли, мало ли они купались ­ Иван­царевич подкрался, взял у той девицы, что  всех краше, кушачок и спрятал за пазуху. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды ­ одна вода сильная, а  другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды. З а д а н и е  8. Найдите в сказках слова с уменьшительно­ласкательными,  увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются  такие слова? При ведем примеры. Старичок­пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца  на руки и пошел в чистое поле к кусточку. Тут веселым пирком да за свадебку. 3) Терешечка был мужичок не дурачок. 4) Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иван­царевич. 5) Отец осерчал, прикрикнул на  дочь: «Эка дурища безрукая! Хоть бы черт тебя взял». 6) Скажи, злая Дунька, куда  девала моих братьев? 7) Иван­царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в  глазищи. 8) Вдруг прилетело чудище великое, село на старый дуб ­дуб зашумел и  погнулся. И т. д. З а д а н и е  9. Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нем чередование звуков. Глянул царевич на каравай ­ диву дался: никогда таких не видывал! Положил  каравай на золотое блюдце, понес отцу. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать  да вышивать ­ кто серебром, кто золотом, кто шелком. Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними  едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Задание 10. Найдите в сказке «Грибы» неодушевленные имена существительные,  которые выступают в ней как  одушевленные . Грибы. Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал  приказывать: — Приходите вы, белянки, ко мне на войну. Отказалися белянки: ~ Мы грибовые  дворянки, не идем на войну. — Приходите, рыжики, ко мне на войну. Отказались рыжики: Мы богатые мужики, неповинны на войну идти. Приходите вы, волнушки, ко мне на войну. Отказалися волнушки: Мы господские стряпушки, не идем на войну.                                                                      5                         Бархатова Людмила Павловна Приходите вы, опенки, ко мне на войну. Отказалися опенки: У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну. Приходите, грузди, ко мне на войну. — Мы, грузди,­ ребятушки дружны, пойдем на войну! Это было, как царь­горох  воевал с грибами. З а д а н и е 1 1 .  Назовите сказочные имена собственные, представляющие собой  словосочетания, которыми обычно обозначаются фантастические персонажи. (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.) 3 а да н и е 12. Напишите сказочные имена, присвоенные сказочным персонажам в  соответствии с их характером. (Имя Несмеяна принадлежит царевне, которая  никогда не улыбалась, никогда не смеялась; сводных сестер Крошечки­Хаврошечки  звали Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, потому что старшая сестра имела один  глаз, средняя ­ два, а младшая ­ три; падчерицу, выполнявшую черную работу в  доме, звали Чернушкой; богатыря с длинными усами называют Усыней; Дугиня­ богатырь ­ «хоть какое дерево, так в дугу согнет»; Горыня ­ горы передвигал, как  небольшие камешки; имя Студенец носит старик, охлаждающий баню, и т. д.) 3 а д а н и е 13. Найдите постоянные определения к существительным в следующих  предложениях. Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о  сырую землю и обратились добрыми молодцами. Шла Марьюшка чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега, кисельные, горы в  облака упираются. Смотрит Марьюшка ­ не насмотрится, целует в уста сахарные, прижимает к груди  белой,­ спит ее сердечный друг непробудным сном. Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.  Подхватил Андрея буйный вихрь и понес горы и леса, города и деревни так внизу и  мелькают. Летит Андрей над глубоким морем.                                                                           4                                Бархатова Людмила Павловна

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018