Тема:
Неравенство треугольника.
Учебный предмет: геометрия.
Цели урока:
1. образовательные – сформулировать гипотезу, используя исследования по существованию треугольника, сформулировать теорему неравенство треугольника, научить применять эти знания при решении задач; актуализировать субъективный опыт учащихся (опорные знания и способы действий, комплекс знаний), необходимый для изучения нового материала; организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов действий.
2. развивающие – развивать умения учащихся применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, умения работать в парах.
3. воспитательные – создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе.
Тип урока: введение новой учебной информации и её закрепление.
Формы работы: парная и индивидуальная работа.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Оборудование: презентация для сопровождения урока, для исследовательской работы: комплекты трубочек для исследования существования треугольников, линейки, раздаточный материал, карта учета деятельности учащегося на уроке.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка теории.
3. Актуализация.
4. Целеполагание и мотивация.
5. «Открытие нового знания» исследование по данной теме.
6. Первичное закрепление. Включение нового знания в систему знаний
7. Организация первичного контроля. Решение задач.
8. Подведение итогов урока.
9. Информация о домашнем задании.
10. Рефлексия деятельности.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. Слайд 1
|
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Сегодня на уроке мы будем исследовать, свои исследования будете проводить в парах. В конце каждого этапа вносим баллы в карту учета. Желаю вам удачи, хорошего настроения и взаимопонимания! Открываем тетради, пишем число, классная работа тема урока «Неравенство треугольника» |
- Все желают друг другу хорошего настроения и хороших отметок на уроке. |
3. |
Актуализация (фронтальный опрос, проверка в парах)
Слайд
2
|
- Какую тему мы изучали на прошлых уроках? - Мы с вами продолжаем знакомство с одной из интересных фигур геометрии это треугольником. - Дайте определение треугольника.
- С какими элементами треугольника мы изучали? - Что мы знаем про углы в треугольнике?
- Если что-то забыли, мы сейчас вспомним, выполнив задание на слайде. Ответы записать в тетрадь. Заполните пропуски. 1. 1. Сумма углов треугольника равна... 2. 2.Треугольник, у которого есть прямой угол называется..... 3. 3.Гипотенузой прямоугольного треугольника называется...,другие стороны называются.... 4. 4.Треугольник, у которого есть тупой угол называется.... 5. 5. Угол, смежный с внутренним углом треугольника называется... 6. 6.Внешний угол треугольника равен.... 7. 7. В треугольники против большего угла лежит ......сторона, а против большей стороны лежит ...угол. 8. 8. В прямоугольном треугольнике ...больше катета. 9. 9. Если два угла треугольника равны, то треугольник называется... 10. Если в ∆ABC ∠ A <∠В < ∠C, то наибольшая сторона АВ. 11. Если в ∆ABC ∠A = ∠ С, АС<АВ, то наименьший ∠ В. - Проверим ответы взаимопроверка, обменялись тетрадями. За каждый правильный ответ 1 балл.
|
- Треугольник
-Треугольник- геом.фигура, образованная тремя отрезками и тремя точками, не лежащими на одной прямой - Углы треугольника - Сумма углов в треугольнике равна 180° - Напротив большего угла лежит большая сторона - В равнобедренном треугольнике углы при основании равны - В равностороннем треугольнике все углы равны 60°
Учащиеся заполняют пропуски, ответы записывают в тетради
Учащиеся проверяют ответы соседа по парте, используя ответы на слайде, заносят полученный баллы в оценочный лист. |
4. |
|
Тема нашего урока «Неравенство треугольника» - Как вы думаете, что можно изучать у треугольника с помощью неравенства? |
- Если про углы мы повторили, значит будем изучать стороны. |
5. |
Целеполагание и мотивация
Слайд 4
|
- На слайде предложено несколько целей, какие выбираете вы? Можете обсудить со своим соседом и ответить. Список целей урока 1. 1. Изучить материал 2. 2. Составить собственное представление о предлагаемом объекте. 3. 3. Усвоить основные понятия темы. 4. 4. Выполнить самостоятельно исследование по данной теме. 5. 5. Проявить и развить свои способности (назвать их). 6. 6. Научиться аргументированно спорить, доказывать и опровергать утверждения педагога. - Хорошо. Все аргументы выслушали, а теперь посмотрите внимательно на цель 4. Как вы можете прокомментировать эту цель? - Сформулируем цель нашего урока |
Учащиеся предлагают свои цели с обоснованием, почему они выбрали именно её.
- Мы можем что-то в треугольниках исследовать и находить новые факты
- Выполнить самостоятельно исследование по данной теме, составить собственное представление о предлагаемом объекте. |
6. |
«Открытие» нового знания Проведение исследования: Работа в парах Слайд 5
Слайд 6
|
Работа в парах - Все вы получили наборы с трубочками разной длины. Выполнить задание 1 и 2, заполнить таблицу в карточке с заданиями.
- Теперь давайте определим, а из любых ли трубочек можно составить треугольник. Для этого мы сделаем следующее задание. Задание 1. Изготовьте всевозможные треугольники из четырех предоставленных наборов.
- Почему у кого- то не получилось треугольника? - Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание: Задание 2: Измерить все стороны получившихся и не получившихся треугольников. Измерения занести в таблицу. Задание 3. Сравнить сторону треугольника с суммой двух других сторон и выдвинуть гипотезу.
- Возникает проблемная ситуация: как определить, не выполняя построения, существует ли треугольник с данными сторонами? - А теперь сделайте предположение, когда же треугольник с данными сторонами существует? - Это утверждение называется неравенством треугольника. Итак, тема нашего урока «Неравенство треугольника. - Запишем теорему Неравенство треугольника и следствие из теоремы Но это только предположение. Что же мы должны сделать?
|
Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом: задания, 4 набора с трубочками, линейка.
Учащиеся составляют треугольники и видят, что не из всех наборов они получаются. Из некоторых получается отрезок, из каких-то наборов можно построить треугольник, а из каких-то нет. В связи, с чем у учащихся были разные предположения Учащиеся измеряют стороны треугольников, которые получились и длину трубочек из которых не удалось составить фигуры. Учащиеся заполняют таблицы и выдвигают гипотезы - Если сторона, построенная первой, строго меньше суммы двух других сторон, то треугольник можно построить. - Сравнить каждую сторону треугольника с суммой двух других сторон.
- Если каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон
Учащиеся записывают теорему и следствие - Доказать неравенство треугольника это ваше домашнее задание
|
|
|
Теорема (неравенство треугольника) Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон. Следствие. Для любых трех точек А,В и С, не лежащих на одной прямой, справедливы неравенства: АВ<AC+CB, AC<AB+BC, BC<AB+AC –Каждое из этих неравенств называется неравенством треугольника - А что будет, если три точки лежат на одной прямой? |
-Треугольник не будет существовать |
7. |
Первичное закрепление. Включение нового знания в систему знаний. Слайд 8
Слайд 9
|
- Проверим как вы пользуетесь изученной теоремой. Предлагаю решить устные задачи по готовым чертежам. Какие треугольники существуют (Фронтальная работа с классом). - Проверим верные ответы и добавляем баллы в оценочные листы Существуют треугольники с номерами 1,4, 6. – Ребята, что вы заметили? Как быстро применить теорему о неравенстве треугольника?
|
Учащиеся выполняют упражнение и записывают в тетрадь номера, которые существуют.
Учащиеся проверяют ответы и добавляют себе баллы в карту учета Учащиеся высказывают свои решения - Для того чтобы быстро проверить существует ли треугольник, надо сравнить большую сторону с суммой двух меньших сторон. |
8. |
Организация первичного контроля. Самоанализ и самоконтроль. Слайд 10 |
Физкультминутка «да» встали - «нет» сели 1. В любом треугольнике против большей стороны лежит больший угол; 2.Внешний угол треугольника называется угол, вертикальный с углом треугольника 3.В треугольнике со сторонами 7, 3 и 8 наибольший угол лежит против стороны 8 см 4. В любом треугольнике против большего угла лежит большая сторона; 5 В тупоугольном треугольнике все углы тупые 6. Треугольника с углами, равными 60, 40 и 90 не существует; 7. В прямоугольном треугольнике гипотенуза всегда больше катета; 8. Если в треугольнике два угла равны, то он равносторонний; 9. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный. 10.Существует треугольник, в котором медиана является биссектрисой и высотой + - + + - + + - + + - Решаем задачу из учебника № 250 (а) Найдите сторону равнобедренного треугольника, если две другие стороны равны: а) 7 см и 3 см. - Знаем ли мы длину основания равнобедренного треугольника и длину боковой стороны треугольника?
- Может ли длина боковой стороны быть равна 7 см? 3см?
- Как проверить существует треугольник с такими сторонами?
- Какой вариант можно еще записать для сторон треугольника?
- Ответ: 7 см.
|
Учащиеся внося в карту учета количество правильных ответов.
- Мы не знаем какая сторона является основанием, какая боковой Учащиеся записывают в тетрадь решение задачи - Пусть длина боковой стороны треугольника равна 7 см, тогда стороны треугольника равны 7 см, 7 см, 3 см - Составим неравенство треугольника 7 < 7 + 3; 3 < 7 + 7. Неравенство треугольника выполняется, значит, треугольник с такими сторонами существует. Третья сторона треугольника равна 7 см. - Пусть длина боковой стороны равна 3 см, тогда стороны треугольника равны 3 см, 3 см, 7 см. И проверяем существование треугольника 7 < 3 + 3. Неравенство треугольника не выполняется. Такого треугольника не существует. |
9 |
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
|
- Подведем тоги нашего урока. – Какую тему мы сегодня изучили? -Достигли ли мы с вами цели, которые ставили?
– Итак, какое условие должно выполняться, чтобы можно было построить треугольник? – Что нового вы узнали на уроке?
-Какие свойства треугольника повторили?
|
- Неравенство треугольника - Да, мы выполнили самостоятельно исследование по данной теме, составили собственное представление о сторонах треугольника, закрепили изученное при решении задач. - Большая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух меньших сторон. - Любая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон
|
10. |
Информация о домашнем задании. Слайд 11
|
-- Запишем домашнее задание: 1 п. 34 (док-во теорема и следствие №250 (б,в), №253 2 Исследовательское: Найти все треугольники, длины сторон которых выражены натуральными числами и а) не превосходят числа 2; б)периметр треугольника равен 5 (Ответы: а)1,1,1; 2, 2,2; 1, 2, 2 б)1,2,2.) 3. Задача. Докажите, что в произвольном четырехугольнике ABCD AB + CD < AC + BD.
|
Учащиеся записывают домашнее задание
|
11. |
Рефлексия деятельности Слайд 12
Слайд 13 |
- Посчитаем свои баллы за урок и переведем их в отметку 0 -10 б. «2» 11- 16 б. «3» 17- 22 б. «4» 23 – 24 б. «5»
- Предлагаю оценить вашу работу в виде смайлика
|
Учащиеся заполнили карту учета деятельности на уроке, выставляют себе отметку, рисуют смайлик и сдают учителю. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.