Несколько слов об учителе...(Образ учителя в произведении В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"). Формирование читательской грамотности на уроках литературы.
Оценка 4.9

Несколько слов об учителе...(Образ учителя в произведении В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"). Формирование читательской грамотности на уроках литературы.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—11 кл
20.03.2023
Несколько слов об учителе...(Образ учителя в произведении В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"). Формирование читательской грамотности на уроках литературы.
Данная разработка урока литературы будет интересна тем, кто занимается темой формирования читательской грамотности на уроках литературы и русского языка
технологическая карта урока.docx

Приходько Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №2» г. Северодвинска

 

Литература.

   8 класс.

"Несколько слов об учителе..." Образ учителя в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

 

Цели урока: 1) формирование читательской грамотности;

2) формирование у подростков положительного образа педагогической профессии и уважительного отношения к труду педагога.

Задачи урока:

1) развитие критического мышления через чтение;

2) развитие аналитических умений, внимания, умения логически излагать свои мысли;

3) развитие культуры речи: овладение нормами литературного произношения, навыками русской орфографии и пунктуации;

4) развитие умений быстро и эффективно решать задачи, которые ставит перед подростками жизнь;

5) формирование знаний об основах взаимоотношений между людьми, выстроенных на способности признавать свои ошибки и прощать ошибки окружающим людям, умения опираться на нравственные ценности при принятии решений в жизненных ситуациях;

6)создание условий для получения эмоционального опыта подростков в реакции на различные ситуации, умении целенаправленно выражать свои чувства и мысли.

Планируемые образовательные результаты:

1) личностные - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду;

2) регулятивные - умение определять цели обучения, идентифицировать собственные проблемы и определять главную, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

3) познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение; находить существенную информацию, резюмировать главную идею текста;

4) коммуникативные - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, критически относиться к собственному мнению, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

Методы: информационный, частично-поисковый, побуждающий.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: беседа, слушание, просмотр фильма.

Учебно-методическое обеспечение:

1) Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч 2/Г.С.Меркин - 9-е изд.- М.: ООО "Русское слово- учебник", 2022.

2) Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5-9 классы)- Учебно-методическое пособие. /сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич - Красноярск, 2021, 325ст.

3) Фильм "С Новым годом, Раиса Родионовна!" Программа воспитания "Киноуроки в школах России" https://youtu.be/3Ov8maA-NMs

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

1

Организационный момент

Создать мотивацию к деятельности на уроке

Учитель мобилизует внимание обучающихся, создает мотивацию к деятельности на уроке.

Обучающиеся приветствуют учителя.

2

 

 

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Развивать аналитические умения, внимание, умения логически излагать свои мысли, развивать культуру речи: овладение нормами литературного произношения.

2023 год по приказу Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Кого мы называем "педагогом", "наставником"? Подберите синонимы. Какова его роль  в жизни учеников? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель?

Делает запись на доске ответов учеников.

На основе личного жизненного опыта формулируют определение "педагог", "наставник". Отвечают на вопросы учителя.

·         Воспитатель, учитель, гувернёр, ментор, репетитор, словесник, математик, преподаватель, учитель, вожатый, инструктор, руководитель, пестун.

·         Учитель дает знания, прививает любовь к учению, учит видеть прекрасное и многое другое.

·         Учитель должен быть внимательным к своим ученикам, понимающим, добрым, обладающим широким кругозором знаний и т.п.

 

3

Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать мотивацию к деятельности на уроке

Роль учителя в жизни каждого из нас важна, порой определяющая выбор пути, судьбы. Тема сегодняшнего занятия "Несколько слов об учителе..." На примере рассказа В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" мы рассмотрим образ учителя, его влияние на жизнь деревни Овсянки, а также поразмышляем об изменениях, которые произошли в современном обществе, о требованиях сегодняшнего дня, предъявляемых учителю.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

4

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные)

1) развитие критического мышления через чтение;

2) развитие аналитических умений, внимания, умения логически излагать свои мысли;

3) развитие культуры речи: овладение нормами литературного произношения

Обратимся к тексту рассказа.

1)Какое время воспроизведено в рассказе? По каким приметам это определили?

2)И вот в такое непростое время в селе появляется семейная пара учителей. Какие детали в рассказе передают отношение жителей села к учителю? В чем причина такого отношения?

 Анализ эпизода "Посещение семьи героя учителем" стр.303 -304

3) На что обращает внимание В.П.Астафьев, рассказывая о приходе учителя в дом к герою-повествователю?

4) Почему бабушка дает такой совет внуку: "Учись, Витька, хорошеньче! В учителя, может, выйдешь або в десятники..."?

Работа со словарем. Толкование слов "снедь", "десятники"

Снедь- (разг.) пища

Десятники - руководитель рабочей группы.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение , умозаключение; находят существенную информацию, резюмируют главную идею текста. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свое мнение.

1) Довоенное время (автор, глядя на фотографию, вспоминает своих товарищей, не вернувшихся с войны. В деревне есть школа, клуб, но нет средств, чтобы обеспечить всем необходимым жителей села. Описание школы (стр.302-303).

2) Молчаливое уважение. (стр.302 1 абзац), помогают учителям тайно, заботятся, оберегают. Это уважение взаимное, учитель вежлив, искренен, добр ко всем, не деля сельчан на богатых  и бедных  (стр.302 3 абзац)

3) На торжественность момента, желание и бабушки, и внука быть в глазах учителя лучше, воспитаннее. Богатый стол как дань уважения.

4) На селе  образованным людям - почет и уважение. Общественное мнение очень важно.

5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1)развитие умений быстро и эффективно решать задачи, которые ставит перед подростками жизнь;

2) формирование знаний об основах взаимоотношений между людьми, выстроенных на способности признавать свои ошибки и прощать ошибки окружающим людям, умения опираться на нравственные ценности при принятии решений в жизненных ситуациях;

3)создание условий для получения эмоционального опыта подростков в реакции на различные ситуации, умении целенаправленно выражать свои чувства и мысли.

 

Обратимся к дополнительным материалам, к текстам 2-5 (смотри Приложение №1)

1) Прочитайте предложенные тексты 2-5. Как, на ваш взгляд, этот материал связан с рассказом В.П.Астафьева?

2) Каким образом, с вашей точки зрения, можно изменить создавшуюся в обществе ситуацию? Как в будущем будут развиваться взаимоотношения учителей и учеников?

Просмотр фильма "С Новым годом, Раиса Родионовна!" (10 минут)

3) Что, на ваш взгляд, спровоцировало создание конфликтной ситуации между Раисой Родионовной и Тимофеем?

4) Как объяснил свой поступок Тимофей?

5) Раиса Родионовна признала свою ошибку. Как вы думаете, могут ли учителя ошибаться?

6) Были ли у вас конфликтные ситуации с учителем? Какой способ разрешения конфликта вы нашли? Что бы вы посоветовали своему ровеснику в случае, если произошел конфликт с учителем?

 

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение , умозаключение; находят существенную информацию, резюмируют главную идею текста. Формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение, критически относятся к собственному мнению, предлагают альтернативное решение в конфликтной ситуации.

Читают тексты и отвечают на вопросы учителя.

1) Объединяет данные тексты тема - роль учителя в жизни общества, его сегодняшнее положение "бедного учителя", которого просят защитить, вернуть прежнее положение - уважаемого человека, влияющего на  качество образования и нравственную основу жизни общества.

2) Обучающиеся предлагают свои способы разрешения сложившейся ситуации.

3)Недопонимание сложившейся ситуации со стороны Раисы Родионовны. Тимофей стоял у доски и у него был испачкан мелом пиджак, она решила, что надпись на доске сделал он.

4) Тимофей не знал, как по-другому выразить свою обиду из-за ложного обвинения.

5) Ошибку может совершить любой человек: взрослый и ребенок. Из-за того, что неправильно понял кого-то или неверно оценил поступок. Если ошибка очевидна, то нужно поговорить и объяснить, почему тебя не так поняли.

6) Умение общаться, спокойно обсуждать возникшие ситуации всегда помогает людям понимать друг друга. Нельзя выражать свою обиду плохими поступками. Раиса Родионовна искренне сожалеет о своей ошибке и просит прощения. Тимофей в ответ предлагает ей свою помощь – донести сумки и всерьез задумывается, как помочь ей, поднять настроение в праздничный вечер.

6

Сообщение домашнего задания и инструктаж

 

Напишите эссе по одной из предлагаемых тем:

а) Моя будущая профессия  - педагог.

б) Школа будущего.

в) Учитель - мой друг и наставник.

 В электронном дневнике прилагается памятка "Рекомендации по написанию эссе".(смотри Приложение №2)

Записывают задание, задают вопросы по содержанию домашней работы.

7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формирование позитивного отношения к людям, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду педагога.

Вернемся к первой записи на доске, где перечислены качества настоящего учителя. 1)Что вы бы изменили в ней, чем дополнили, чтобы получился образ современного учителя?

2) А каким запомнил своего учителя герой рассказа В.П. Астафьева?

Желаю вам встретить на своей жизненном пути как можно больше людей, похожих на учителя Евгения Николаевича - настоящего сподвижника и просветителя. Спасибо за работу на уроке.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение.

1) Обучающиеся предлагают свои варианты характеристики современного учителя.

2) стр.306 2 абзац. "И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в  памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька"

 

Приложение №1

Текст 2

…Ещё вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Его слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. Сегодня мы живём в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относились А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.

Ю.В. Горохова

URL: https://moluch.ru/archive/118/32759/ (Горохова Ю. В. Изменение роли учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. №14 (118). С. 528-530)

 

Текст 3

О бедном учителе замолвите слово…

Почему с каждым годом учителя становятся всё бесправнее, а их авторитет в обществе продолжает неуклонно снижаться? Без ответа на этот вопрос и исправления ситуации ожидать повышения качества образования достаточно проблематично. Представляется, что основная проблема заключается в изменении социального статуса учителя и падении привлекательности педагогической профессии. Рассчитывать на высокие зарплаты в школе никогда не приходилось, но возможность для реализации своих способностей, уважение и общественное признание учителю всегда были гарантированы.

Что же мы видим сегодня? Несмотря на многочисленные декларации руководства страны, в большинстве субъектов РФ зарплата работников в сфере образования (без учёта доходов высокооплачиваемых чиновников) существенно ниже средней по региону. Даже в Москве, где возможности бюджета позволяют более достойно оплачивать труд педагогов, их оклад сопоставим с окладом уборщицы, но не дотягивает до оклада офис-менеджера или операциониста в многочисленных банках. Соответственно, для получения относительно нормального дохода учителя вынуждены до предела повышать свою нагрузку за счёт смежных предметов или оказывать платные образовательные услуги, к чему их усиленно подталкивают сверху… Всё это, наряду с периодическими предложениями сдать деньги на ремонт школы или класса, охрану, учебные пособия и т.д., формирует у многих родителей устойчивый негативный образ учителя… Но, наверное, самый серьёзный удар по положению учителей (и без того незавидному) наносит навязывание порочного принципа «ученик всегда прав». Педагоги практически не имеют рычагов воздействия на бездельников и обнаглевших хулиганов, поскольку со стороны администрации школы настойчиво рекомендуется не наказывать их и не ставить им неудовлетворительные оценки. В свою очередь, если завуч или директор встают на сторону учителя в конфликтной ситуации, то родители таких учеников нередко обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции, после чего в школу направляются многочисленные проверяющие, а иногда и ставится вопрос о соответствии представителей администрации школы занимаемым должностям… Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в России и росту безнравственности в обществе…

URL: http://trudsam.ru/main/

 

Текст 4

МОСКВА, 18 янв. 2020 – РИА Новости. Директор московской школы, где ученик ударил учителя, уволился, не снимая с себя ответственности, в школе проводится проверка, сообщили РИА Новости в пресс-службе департамента образования Москвы. Ранее в СМИ сообщалось, что в Москве 15-летний восьмиклассник напал на учительницу по физике, когда она вырвала наушники и порвала провод. Молодой человек ударил учительницу по лицу, после чего начал крушить кабинет.

 URL: https://ria.ru/20200118/1563576199.html

 

Текст 5

Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации

Приложение №2

Рекомендации по написанию эссе.

 

Эссе - это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую        трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение позиции и может иметь научный и публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.

Отличие эссе от других научных работ в его краткости, лаконичности и изложения материала. В эссе автор обязательно выражает собственное мнение. Личностное отношение автора к предмету сочинения может обосновываться ссылками на нормативные правовые акты, учебную и научную литературу.

Эссе должно представлять собой творческую письменную работу мини— сочинение, в котором автор аргументирует свое видение выбранной темы, стараясь обосновать его, опираясь на современное состояние образования и науки, личный опыт. эссе должно иметь внутреннее единство и логическую последовательность  в раскрытии избранной темы. Эссе должно быть аккуратно и грамотно оформлено.


 

Приходько Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Приходько Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Фильм "С Новым годом, Раиса Родионовна!"

Фильм "С Новым годом, Раиса Родионовна!"

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные) 1) развитие критического мышления через чтение; 2) развитие аналитических умений, внимания, умения логически излагать свои…

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные) 1) развитие критического мышления через чтение; 2) развитие аналитических умений, внимания, умения логически излагать свои…

Обратимся к дополнительным материалам, к текстам 2-5 (смотри

Обратимся к дополнительным материалам, к текстам 2-5 (смотри

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 1)развитие умений быстро и эффективно решать задачи, которые ставит перед подростками жизнь; 2) формирование знаний…

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 1)развитие умений быстро и эффективно решать задачи, которые ставит перед подростками жизнь; 2) формирование знаний…

Приложение №1 Текст 2 …Ещё вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний

Приложение №1 Текст 2 …Ещё вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний

Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в

Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в

Отличие эссе от других научных работ — в его краткости, лаконичности и изложения материала

Отличие эссе от других научных работ — в его краткости, лаконичности и изложения материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023