«Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии»
Оценка 4.9

«Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии»

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
биология
10.02.2022
«Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии»
мастер -класс.doc

Мастер-класс  «Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии»

                                                                        учитель биологии: Баянова И.А.

 

    Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у обучающихся веру в свои силы и способности.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

 

Но в начале нашей работы я попрошу помахать рукой тех,  

-у кого есть дома кошка,                                                                                                                               - у кого больше одной кошки,                                                                                                                                                            - кто боится собак,                                                                                                                                                                           - кто пытался завести хомяка,                                                                                                                           -крокодила,                                                                                                                                                             - кто хоть раз грозился убить питомца за испорченную обстановку

Сейчас мы с вами проиграли прием, который можно использовать для формирования обратной связи, эмоционального настроя на работу/

Если вы были внимательны, то вы легко ответите  мне, что связывало все вопросы, адресованные вам. Ответы.

Да, все они связаны с домашними животными. Они, в свою очередь, относятся к  классу млекопитающих.

Именно с этой темой и будет связан следующий прием, который называется «АЛФАВИТ»   Этот  прием   можно провести на этапе изучения нового материала или на  этапе закрепления. У всех вас есть знания по этой теме (у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени). Я предлагаю составить как можно больше слов, относящихся к этой теме  и начинающихся скаждой буквы слова «млекопитающие» После работы вам нужно будет обосновать свой список, показав связь слов с темой.

М  Л  Е  К  О  П  И  Т  А  Ю  Щ  И  Е

Можно такую работу провести в начале урока, а затем вернуться к ней после изучения темы, чтоб  увидеть положительную динамику в знаниях.

На уроках биологии, как и на уроках химии, не обойтись без практической работы. Она позволяет повысить интерес учеников к предмету и поможет прочнее усвоить знания.

Перед вами колбы, в одной находится  куриный белок, в другой -спиртосодержащая жидкость. Попробуйте смешать содержимое колб и понаблюдайте, что произойдет.

- как вы думаете, что произошло с содержимым?

Мы увидели, что происходит с белком в теле человека под влиянием алкоголя. Такая работа позволит не только проиллюстрировать материал учебника, но имеет и воспитательный аспект, так как наглядно покажет вред алкоголя для здоровья человека.

Еще один прием называется “ДЕЛО В ШЛЯПЕ”( можно использовать на любом уроке для проверки домашнего задания ). Шляпу под музыку пускаем по кругу, музыка останавливается – учащийся, у которого оказалась в руках шляпа, достает из нее вопрос и отвечает на него.  Например,

-         Какое значение имеет линька для зайца-беляка? (зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

-         Все ли млекопитающие живут на суше? (нет - дельфины и киты - млекопитающие, живущие в воде)

-         Является ли человек млекопитающим? (Да)

-         сколько камер в сердце млекопитающих? (4)

-         сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7, искл. - ленивцы)

-         Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (травоядные)

Сейчас я предлагаю первой группе перевернуть картинки, которые лежат на ваших столах, второй группе рассмотреть содержание коробки, а вам, уважаемые члены жюри, посмотреть на слайд и определить четвертого лишнего. Ответ свой обоснуйте.                                                                             «Четвертый лишний?»

1 группа: МАЛИНА, ЖЕЛУДЬ, ПЕРСИК, СМОРОДИНА – (лишний ЖЕЛУДЬ-  т.к. сухой плод, остальные плоды сочные)

2 группа:ЛАМИНАРИЯ, УЖОВНИК, ОДУВАНЧИК, РЫЖИК- (лишний РЫЖИК- т.к. это гриб)

ИЛИ: ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЕНОК. –( лишний ЛИСИЧКИ- т.к. пластинчатый гриб, остальные трубчатые)

Перед учащимися поставлена задача- определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.

Как вы увидели, такую работу можно проводить как с картинками, так и с муляжами или со слайдами презентации.

Уже много лет подряд ученики 9 и 11 классов выбирают  для сдачи ГИА биологию, поэтому подготовка учащихся начинается с 5 класса. Для учеников среднего звена использую  прием «Лови ошибку».

Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Такие задания готовят учащихся к ГИА.

 НАПРИМЕР,  при закреплении темы «Позвоночные животные» (7кл.): Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Позвоночные животные  имеют позвоночник, черепа, челюсти.

2. К позвоночным животным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

3. Рыбы дышат лёгкими.

4. К пресмыкающимся относятся лягушки.

5. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.

Ошибки допущены в предложениях:
1)3 – Рыбы дышат жабрами

2)4 – К пресмыкающимся относятся ящерицы, крокодилы, черепахи.

3)5 – Жираф, морж, кит – это животные класса Млекопитающие.

 И в конце мастер-класса я предлагаю вам взять в руки карандаш и нарисовать самое большое наземное животное. Вы правы, это слон. Изобразите его, пожалуйста, проявите свои скрытые таланты.

А теперь мы посмотрим, насколько вы были внимательны в течение последних 20 минут.

ПРИЕМ «СЛОН» Расшифруй свое настроение

Учащимся дается задание на листочках нарисовать слона, затем устно дается характеристика элементов.

 Если выделяются:

      Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

      Глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

       Хобот – знания, которые вы приобретаете;

       Голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища:

      Большая голова – автор рисунка больше действует головой;

      Ноги тонкие – неуверенность.

Таким приемом можно завершить работу с учениками так же, как завершаю ее я. Спасибо вам за внимание и сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии» учитель биологии:

Мастер-класс «Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии» учитель биологии:

Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой -спиртосодержащая жидкость

Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой -спиртосодержащая жидкость

Рыбы дышат лёгкими. 4. К пресмыкающимся относятся лягушки

Рыбы дышат лёгкими. 4. К пресмыкающимся относятся лягушки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022