Мастер-класс «Нетрадиционные технологии, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка на уроках биологии»
учитель биологии: Баянова И.А.
Любая
деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по
активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих
способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения:
обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить
обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь
научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо
подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной
специальностью.
Таким образом, можно сказать, что развитие
познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а
применение различных приемов активизации является средством достижения этой
цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося,
необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные
методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень
развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные
задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития
познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития
познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие
к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут
сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у обучающихся веру в свои
силы и способности.
Все это позволяет заключить, что развитие
познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы
учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться
с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой
цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося. И в то же
время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать
постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и
одновременно формирование у них мотива к учению.
Но в начале нашей работы я попрошу помахать рукой тех,
-у кого есть дома кошка, - у кого больше одной кошки, - кто боится собак, - кто пытался завести хомяка, -крокодила, - кто хоть раз грозился убить питомца за испорченную обстановку
Сейчас мы с вами проиграли прием, который можно использовать для формирования обратной связи, эмоционального настроя на работу/
Если вы были внимательны, то вы легко ответите мне, что связывало все вопросы, адресованные вам. Ответы.
Да, все они связаны с домашними животными. Они, в свою очередь, относятся к классу млекопитающих.
Именно с этой темой и будет связан следующий прием, который называется «АЛФАВИТ» Этот прием можно провести на этапе изучения нового материала или на этапе закрепления. У всех вас есть знания по этой теме (у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени). Я предлагаю составить как можно больше слов, относящихся к этой теме и начинающихся скаждой буквы слова «млекопитающие» После работы вам нужно будет обосновать свой список, показав связь слов с темой.
М Л Е К О П И Т А Ю Щ И Е
Можно такую работу провести в начале урока, а затем вернуться к ней после изучения темы, чтоб увидеть положительную динамику в знаниях.
На уроках биологии, как и на уроках химии, не обойтись без практической работы. Она позволяет повысить интерес учеников к предмету и поможет прочнее усвоить знания.
Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой -спиртосодержащая жидкость. Попробуйте смешать содержимое колб и понаблюдайте, что произойдет.
- как вы думаете, что произошло с содержимым?
Мы увидели, что происходит с белком в теле человека под влиянием алкоголя. Такая работа позволит не только проиллюстрировать материал учебника, но имеет и воспитательный аспект, так как наглядно покажет вред алкоголя для здоровья человека.
Еще один прием называется “ДЕЛО В ШЛЯПЕ”( можно использовать на любом уроке для проверки домашнего задания ). Шляпу под музыку пускаем по кругу, музыка останавливается – учащийся, у которого оказалась в руках шляпа, достает из нее вопрос и отвечает на него. Например,
- Какое значение имеет линька для зайца-беляка? (зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)
- Все ли млекопитающие живут на суше? (нет - дельфины и киты - млекопитающие, живущие в воде)
- Является ли человек млекопитающим? (Да)
- сколько камер в сердце млекопитающих? (4)
- сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7, искл. - ленивцы)
- Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (травоядные)
Сейчас я предлагаю первой группе перевернуть картинки, которые лежат на ваших столах, второй группе рассмотреть содержание коробки, а вам, уважаемые члены жюри, посмотреть на слайд и определить четвертого лишнего. Ответ свой обоснуйте. «Четвертый лишний?»
1 группа: МАЛИНА, ЖЕЛУДЬ, ПЕРСИК, СМОРОДИНА – (лишний ЖЕЛУДЬ- т.к. сухой плод, остальные плоды сочные)
2 группа:ЛАМИНАРИЯ, УЖОВНИК, ОДУВАНЧИК, РЫЖИК- (лишний РЫЖИК- т.к. это гриб)
ИЛИ: ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЕНОК. –( лишний ЛИСИЧКИ- т.к. пластинчатый гриб, остальные трубчатые)
Перед учащимися поставлена задача- определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.
Как вы увидели, такую работу можно проводить как с картинками, так и с муляжами или со слайдами презентации.
Уже много лет подряд ученики 9 и 11 классов выбирают для сдачи ГИА биологию, поэтому подготовка учащихся начинается с 5 класса. Для учеников среднего звена использую прием «Лови ошибку».
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Такие задания готовят учащихся к ГИА.
НАПРИМЕР,
при закреплении темы «Позвоночные животные» (7кл.): Найдите ошибки в приведенном тексте.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Позвоночные животные имеют позвоночник, черепа, челюсти.
2. К позвоночным животным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
3. Рыбы дышат лёгкими.
4. К пресмыкающимся относятся лягушки.
5. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.
Ошибки допущены в предложениях:
1)3 – Рыбы дышат жабрами
2)4 – К пресмыкающимся относятся ящерицы, крокодилы, черепахи.
3)5 – Жираф, морж, кит – это животные класса Млекопитающие.
И в конце мастер-класса я предлагаю вам взять в руки карандаш и нарисовать самое большое наземное животное. Вы правы, это слон. Изобразите его, пожалуйста, проявите свои скрытые таланты.
А теперь мы посмотрим, насколько вы были внимательны в течение последних 20 минут.
ПРИЕМ «СЛОН» Расшифруй свое настроение
Учащимся дается задание на листочках нарисовать слона, затем устно дается характеристика элементов.
Если выделяются:
• Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
• Глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
• Хобот – знания, которые вы приобретаете;
• Голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища:
• Большая голова – автор рисунка больше действует головой;
• Ноги тонкие – неуверенность.
Таким приемом можно завершить работу с учениками так же, как завершаю ее я. Спасибо вам за внимание и сотрудничество.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.