Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8
Оценка 4.7

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Оценка 4.7
Лекции
русская литература
5 кл
10.09.2019
Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8
Краткосрочный план №65 Раздел долгосрочного плана: Школа: №92 Дата:15.05.2019 ФИО учителя: Худайбергенова С.М. Класс:5д Количество присутствующих: отсутствующих: Тема урока Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8 Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Оценка и сравнительный анализ 5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. Цели урока Проанализировав эпизоды произведения, посвященные Насте и Митраше, обеспечить вос¬приятие, осмыс¬ление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате¬риала. формировать умение читать, комментировать, интерпретировать художественный текст; воспитывать ответственность за свои поступки, заботливое и терпимое отношение к людям. Критерии оценивания Учащийся достиг цели обучения, если: Знает содержание сказки-были; иметь представление о литературном портрете, находить в тексте портрет героя и определять его роль в раскрытии характера героя; Умеет анализировать эпизод художественного произведения (по предложенному плану), распознавать художественные приемы, выражающие авторское отношение к героям; делать выводы по теме урока; соблюдает последовательность и смысловую цельность письма; - демонстрирует хороший уровень грамотности. Языковые цели Раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих разделах, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста, на написании творческих работ с учетом норм языка. Привитие ценностей Уважение и сотрудничество Толерантность Межпредметные связи Этот раздел связан межпредметной связью с историей. Ресурсы Помощь бездомным. Делай добро! Ход урока Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово (Психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала) Мы познакомились с героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, узнали о том, как тяжело приходилось детям в трудные военные годы. Давайте узнаем, какие испытания еще ожидают наших героев и сформулируем тему нашего урока. Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку Вспомните, что мы уже знаем о героях, как их описывает автор. Выделите основные черты характера Митраши. (слайд 5) Как автор называет мальчика? Что он вкладывает в понятие «Мужичок в мешочке»? На кого равняется Митраша? Чему он научился от отца? В начале произведения рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах. Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь? Середина урока Анализ фрагментов текста. С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Каким представлено Блудово болото? Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Как показаны тревога и страх лисы? (уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной). Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой). - Какую роль в развитии событий играет природа? (Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”). - Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни) Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. Как, по-вашему, автор относится к происходящему? Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ) Работа с текстовым фрагментом. Анализ эпизода «Встреча с лосем» Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час? Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания? Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всяк Что помогло Насте обрести прежний облик? Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте. -Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда? ойна… А кого она забрала у Насти и Митраши? + Война забрала родителей: отец погиб на фронте. – Главное счастье ребенка – это чтобы рядом были родители. Что принесла война в эту семью? + Слезы, боль, потери. – Персидский поэт Фирдоуси сказал: «Самые горячие слезы – слезы сирот, самое неутешное горе – горе сирот». Война стала трагедией. Как же они выжили? + Выжить им помогло хозяйство (зачитывают фрагмент из текста). – Изба-пятистенная… Кто может нам объяснить, в чем особенность такой избы (выслушать ответы детей). – А теперь послушаем, что нашел Юра о пятистенной избе. + Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Дверь из теплой избы открывалась не на улицу, а в сени. Летом здесь прохладно было, можно было спать, устраивали здесь и посиделки. – Такой дом не строили в одиночку, помогали всей деревней. А теперь его должны были держать в руках дети. Разве это детское занятие?! – Кто помогал детям? + Первое время им помогали соседи (зачитывают фрагмент из текста). – Как вы считаете, Настя и Митраша, научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строчками из текста. + «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». + «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные». + «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». + «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами». – А теперь каждый мысленно ответьте на вопрос: «А я смогу выполнить все это сам?!» – У кого на Блудовом болоте жизнь тоже можно назвать трудной, несчастной? + Из двух семечек выросли ель и сосна. – За что борется каждое из деревьев?! + Борьба за пропитание, желание самоутвердиться, эгоистическое начало. – А ведь наши герои тоже борются за право быть первым, главным. Когда это проявилось? + Когда они собираются на Блудово болото за клюквой. – Они не были злыми, почему же поссорились? + Не смогли услышать друг друга: Настя хотела набрать побольше клюквы, а Митраше хотелось изведать новую тропу. – Блудово болото – это испытание… Испытание в чем?! (ответы детей) – Выдержали ли они его? А почему? – Настя и Митраша только в лесу, на болоте по-настоящему поняли, как они дороги друг другу. С этого дня друг к другу относится будут более терпимее, будут более внимательными. Задание: написать эссе. Учащиеся будут писать аргументированное эссе по выбранной теме из заметки или блога. Им будет важно выразить собственное мнение по отношению к бездомному человеку и его проблеме. Учащиеся должны выбрать позицию, которую они будут отстаивать в эссе и приводить аргументы из прочитанного текста для ее подтверждения. Это может быть позиция осуждения или сочувствия, предупреждения не повторять ошибок или призыв бороться. 5. Перед началом написания важно выработать определенные критерии, по которым будет оцениваться работа. Например: Критерии оценивания Дескрипторы Соблюдает структуру текста-рассуждения Полностью соблюдает Не полностью соблюдает Не соблюдает Раскрывает тему Полностью раскрывает Частично раскрывает Не раскрывает Использует однородные члены предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения использует все синтаксические единицы использует не все синтаксические единицы Не использует синтаксические единицы Дифференциация: учащимся с низкой мотивацией к учебе при написании эссе-рассуждения можно предложить ПОПС-формулу: П – позиция (я считаю, что…) О – объяснение (потому что…) П – пример/аргументы (я могу доказать это на примере…) С – следствие (таким образом, … из этого можно сделать вывод, что…). оценивание работ учителем. Конец урока Рефлексия «3 М»: Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Краткосрочный план №65 Раздел долгосрочного плана: Школа: №92 Дата:15.05.2019 ФИО учителя: Худайбергенова С.М. Класс:5д Количество присутствующих: отсутствующих: Тема урока Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8 Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Оценка и сравнительный анализ 5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. Цели урока Проанализировав эпизоды произведения, посвященные Насте и Митраше, обеспечить вос¬приятие, осмыс¬ление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате¬риала. формировать умение читать, комментировать, интерпретировать художественный текст; воспитывать ответственность за свои поступки, заботливое и терпимое отношение к людям. Критерии оценивания Учащийся достиг цели обучения, если: Знает содержание сказки-были; иметь представление о литературном портрете, находить в тексте портрет героя и определять его роль в раскрытии характера героя; Умеет анализировать эпизод художественного произведения (по предложенному плану), распознавать художественные приемы, выражающие авторское отношение к героям; делать выводы по теме урока; соблюдает последовательность и смысловую цельность письма; - демонстрирует хороший уровень грамотности. Языковые цели Раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих разделах, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста, на написании творческих работ с учетом норм языка. Привитие ценностей Уважение и сотрудничество Толерантность Межпредметные связи Этот раздел связан межпредметной связью с историей. Ресурсы Помощь бездомным. Делай добро! Ход урока Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово (Психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала) Мы познакомились с героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, узнали о том, как тяжело приходилось детям в трудные военные годы. Давайте узнаем, какие испытания еще ожидают наших героев и сформулируем тему нашего урока. Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку Вспомните, что мы уже знаем о героях, как их описывает автор. Выделите основные черты характера Митраши. (слайд 5) Как автор называет мальчика? Что он вкладывает в понятие «Мужичок в мешочке»? На кого равняется Митраша? Чему он научился от отца? В начале произведения рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах. Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь? Середина урока Анализ фрагментов текста. С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Каким представлено Блудово болото? Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Как показаны тревога и страх лисы? (уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной). Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой). - Какую роль в развитии событий играет природа? (Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”). - Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни) Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. Как, по-вашему, автор относится к происходящему? Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ) Работа с текстовым фрагментом. Анализ эпизода «Встреча с лосем» Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час? Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания? Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всяк Что помогло Насте обрести прежний облик? Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте. -Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда? ойна… А кого она забрала у Насти и Митраши? + Война забрала родителей: отец погиб на фронте. – Главное счастье ребенка – это чтобы рядом были родители. Что принесла война в эту семью? + Слезы, боль, потери. – Персидский поэт Фирдоуси сказал: «Самые горячие слезы – слезы сирот, самое неутешное горе – горе сирот». Война стала трагедией. Как же они выжили? + Выжить им помогло хозяйство (зачитывают фрагмент из текста). – Изба-пятистенная… Кто может нам объяснить, в чем особенность такой избы (выслушать ответы детей). – А теперь послушаем, что нашел Юра о пятистенной избе. + Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Дверь из теплой избы открывалась не на улицу, а в сени. Летом здесь прохладно было, можно было спать, устраивали здесь и посиделки. – Такой дом не строили в одиночку, помогали всей деревней. А теперь его должны были держать в руках дети. Разве это детское занятие?! – Кто помогал детям? + Первое время им помогали соседи (зачитывают фрагмент из текста). – Как вы считаете, Настя и Митраша, научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строчками из текста. + «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». + «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные». + «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». + «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами». – А теперь каждый мысленно ответьте на вопрос: «А я смогу выполнить все это сам?!» – У кого на Блудовом болоте жизнь тоже можно назвать трудной, несчастной? + Из двух семечек выросли ель и сосна. – За что борется каждое из деревьев?! + Борьба за пропитание, желание самоутвердиться, эгоистическое начало. – А ведь наши герои тоже борются за право быть первым, главным. Когда это проявилось? + Когда они собираются на Блудово болото за клюквой. – Они не были злыми, почему же поссорились? + Не смогли услышать друг друга: Настя хотела набрать побольше клюквы, а Митраше хотелось изведать новую тропу. – Блудово болото – это испытание… Испытание в чем?! (ответы детей) – Выдержали ли они его? А почему? – Настя и Митраша только в лесу, на болоте по-настоящему поняли, как они дороги друг другу. С этого дня друг к другу относится будут более терпимее, будут более внимательными. Задание: написать эссе. Учащиеся будут писать аргументированное эссе по выбранной теме из заметки или блога. Им будет важно выразить собственное мнение по отношению к бездомному человеку и его проблеме. Учащиеся должны выбрать позицию, которую они будут отстаивать в эссе и приводить аргументы из прочитанного текста для ее подтверждения. Это может быть позиция осуждения или сочувствия, предупреждения не повторять ошибок или призыв бороться. 5. Перед началом написания важно выработать определенные критерии, по которым будет оцениваться работа. Например: Критерии оценивания Дескрипторы Соблюдает структуру текста-рассуждения Полностью соблюдает Не полностью соблюдает Не соблюдает Раскрывает тему Полностью раскрывает Частично раскрывает Не раскрывает Использует однородные члены предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения использует все синтаксические единицы использует не все синтаксические единицы Не использует синтаксические единицы Дифференциация: учащимся с низкой мотивацией к учебе при написании эссе-рассуждения можно предложить ПОПС-формулу: П – позиция (я считаю, что…) О – объяснение (потому что…) П – пример/аргументы (я могу доказать это на примере…) С – следствие (таким образом, … из этого можно сделать вывод, что…). оценивание работ учителем. Конец урока Рефлексия «3 М»: Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Краткосрочный план №65 Раздел долгосрочного плана: Школа: №92 Дата:15.05.2019 ФИО учителя: Худайбергенова С.М. Класс:5д Количество присутствующих: отсутствующих: Тема урока Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8 Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Оценка и сравнительный анализ 5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. Цели урока Проанализировав эпизоды произведения, посвященные Насте и Митраше, обеспечить вос¬приятие, осмыс¬ление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате¬риала. формировать умение читать, комментировать, интерпретировать художественный текст; воспитывать ответственность за свои поступки, заботливое и терпимое отношение к людям. Критерии оценивания Учащийся достиг цели обучения, если: Знает содержание сказки-были; иметь представление о литературном портрете, находить в тексте портрет героя и определять его роль в раскрытии характера героя; Умеет анализировать эпизод художественного произведения (по предложенному плану), распознавать художественные приемы, выражающие авторское отношение к героям; делать выводы по теме урока; соблюдает последовательность и смысловую цельность письма; - демонстрирует хороший уровень грамотности. Языковые цели Раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих разделах, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста, на написании творческих работ с учетом норм языка. Привитие ценностей Уважение и сотрудничество Толерантность Межпредметные связи Этот раздел связан межпредметной связью с историей. Ресурсы Помощь бездомным. Делай добро! Ход урока Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово (Психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала) Мы познакомились с героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, узнали о том, как тяжело приходилось детям в трудные военные годы. Давайте узнаем, какие испытания еще ожидают наших героев и сформулируем тему нашего урока. Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку Вспомните, что мы уже знаем о героях, как их описывает автор. Выделите основные черты характера Митраши. (слайд 5) Как автор называет мальчика? Что он вкладывает в понятие «Мужичок в мешочке»? На кого равняется Митраша? Чему он научился от отца? В начале произведения рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах. Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь? Середина урока Анализ фрагментов текста. С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Каким представлено Блудово болото? Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Как показаны тревога и страх лисы? (уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной). Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой). - Какую роль в развитии событий играет природа? (Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”). - Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни) Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. Как, по-вашему, автор относится к происходящему? Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ) Работа с текстовым фрагментом. Анализ эпизода «Встреча с лосем» Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час? Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания? Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всяк Что помогло Насте обрести прежний облик? Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте. -Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда? ойна… А кого она забрала у Насти и Митраши? + Война забрала родителей: отец погиб на фронте. – Главное счастье ребенка – это чтобы рядом были родители. Что принесла война в эту семью? + Слезы, боль, потери. – Персидский поэт Фирдоуси сказал: «Самые горячие слезы – слезы сирот, самое неутешное горе – горе сирот». Война стала трагедией. Как же они выжили? + Выжить им помогло хозяйство (зачитывают фрагмент из текста). – Изба-пятистенная… Кто может нам объяснить, в чем особенность такой избы (выслушать ответы детей). – А теперь послушаем, что нашел Юра о пятистенной избе. + Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Дверь из теплой избы открывалась не на улицу, а в сени. Летом здесь прохладно было, можно было спать, устраивали здесь и посиделки. – Такой дом не строили в одиночку, помогали всей деревней. А теперь его должны были держать в руках дети. Разве это детское занятие?! – Кто помогал детям? + Первое время им помогали соседи (зачитывают фрагмент из текста). – Как вы считаете, Настя и Митраша, научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строчками из текста. + «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». + «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные». + «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». + «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами». – А теперь каждый мысленно ответьте на вопрос: «А я смогу выполнить все это сам?!» – У кого на Блудовом болоте жизнь тоже можно назвать трудной, несчастной? + Из двух семечек выросли ель и сосна. – За что борется каждое из деревьев?! + Борьба за пропитание, желание самоутвердиться, эгоистическое начало. – А ведь наши герои тоже борются за право быть первым, главным. Когда это проявилось? + Когда они собираются на Блудово болото за клюквой. – Они не были злыми, почему же поссорились? + Не смогли услышать друг друга: Настя хотела набрать побольше клюквы, а Митраше хотелось изведать новую тропу. – Блудово болото – это испытание… Испытание в чем?! (ответы детей) – Выдержали ли они его? А почему? – Настя и Митраша только в лесу, на болоте по-настоящему поняли, как они дороги друг другу. С этого дня друг к другу относится будут более терпимее, будут более внимательными. Задание: написать эссе. Учащиеся будут писать аргументированное эссе по выбранной теме из заметки или блога. Им будет важно выразить собственное мнение по отношению к бездомному человеку и его проблеме. Учащиеся должны выбрать позицию, которую они будут отстаивать в эссе и приводить аргументы из прочитанного текста для ее подтверждения. Это может быть позиция осуждения или сочувствия, предупреждения не повторять ошибок или призыв бороться. 5. Перед началом написания важно выработать определенные критерии, по которым будет оцениваться работа. Например: Критерии оценивания Дескрипторы Соблюдает структуру текста-рассуждения Полностью соблюдает Не полностью соблюдает Не соблюдает Раскрывает тему Полностью раскрывает Частично раскрывает Не раскрывает Использует однородные члены предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения использует все синтаксические единицы использует не все синтаксические единицы Не использует синтаксические единицы Дифференциация: учащимся с низкой мотивацией к учебе при написании эссе-рассуждения можно предложить ПОПС-формулу: П – позиция (я считаю, что…) О – объяснение (потому что…) П – пример/аргументы (я могу доказать это на примере…) С – следствие (таким образом, … из этого можно сделать вывод, что…). оценивание работ учителем. Конец урока Рефлексия «3 М»: Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2019