Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8
Оценка 4.7

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
5 кл
10.09.2019
Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8
Публикация является частью публикации:
66.docx
Краткосрочный план  №66 Раздел долгосрочного плана:  Школа: №92 Дата:16.05.2019 Класс: 5д Тема урока Цели обучения,  которые  достигаются на  данном уроке  (ссылка на  учебную  программу) Цели обучения Цель урока ФИО учителя:Худайбергенова С.М. Количество  присутствующих:  отсутствующих: Счастливый финал сказки­были «Кладовая солнца» 5.2.8.1   Анализировать   изобразительные   средства   в   художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини­сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). формирование ключевых компетенций обучающихся на материале сказки  – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».  закрепить и обобщить материал на новой основе, изученный на  предыдущих уроках. продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного   отношения   к   страдающим   людям;   начать   обсуждение проблемы   последствий   вооруженного   конфликта   для   тех,   кто   не принимал   в   нем   участия;   углубить   представление   о   характере литературного героя, данном в развитии; ­ все ученики будут читать текст и понимать его основную мысль;  подбирать заголовок в соответствии с темой высказывания;  ­ большинство учеников смогут исправить фактические и логические  недочеты текста;  ­ некоторые ученики смогут редактировать текст, изменяя структуру  отдельных предложений и фрагментов текста.  Критерии  оценивания Учащиеся достигает цели, если ­ создает собственный тест объемом 100­120 слов; ­ сохраняет композицию и идею текста; ­ исправляет стилистические ошибки; ­ исправляет грамматические ошибки; ­ демонстрирует богатый словарный запас; ­ использует выразительные средства языка. Привитие  ценностей  Межпредметные  связи Предварительные  знания Ресурсы  Патриотизм, уважение к историческому прошлому народу. Ценностное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.  Уважение и сотрудничество: формирование уважения к мнению  одноклассников во время обсуждения основных понятий. Общенациональная идея «Мәңгілік ел»  формирование интереса детей к изучению науки в будущем и  самообразованию способствует становлению интеллектуального  потенциала Казахстана, конкурентоспособного и здорового поколения. Литература, история, география Учащиеся умеют правильно использовать в речи паронимы, причастия и  деепричастия, а также уместно используют вводные слова; писать творческие работы.  Фотографии военных лет: фронт, тыл. Фотоальбом «Встреча с  ветераном». Флипчарты, плакаты с предыдущих уроков. Ход урока Запланированн ые этапы урока Начало урока 2 мин 10 мин 1 мин 5 мин Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Звучит  музыка Приветствие. Психологический настрой на урок:  Учитель:  – Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг  другу. Скажите всем мысленно «Добрый день!» Пожелайте  удачи, скажите про себя: «Пусть у меня все получится!» Вы  сейчас очень красивые, красивыми вас делают добрые,  позитивные мысли. Молодцы! Откройте глаза.  Начнем урок.   Проверка домашнего задания:  Ученики получили творческое задание и выполнили его в  группах.  Учитель задает вопросы по очереди каждой команде.  1. Какими профессиями овладел М.М.Пришвин? (Агроном,  писатель, этнограф, географ­ краевед)  2. Чем в детстве любил заниматься писатель? (ловить певчих  птиц, разводить почтовых голубей)  3. Как в детстве называли Мишу Пришвина? (Курымушка)  4. Как говорили о гимназистах, сбежавших путешествовать?  («Поехал в Азию, а попал в гимназию»)  5. В каком университете за границей учился М.Пришвин? (в  Лейпцигском)  6. Какую повесть писатель посвятил Казахстанским степям?  («Черный араб»)  Учащиеся в группах / парах будут читать текст и  редактировать их.  Алгоритм действий учащихся: 1. В парах ученики прочитают текст в первый раз и отметят  слова и выражения, затрудняющие понимание. 25 мин На выбор  учителю Уже несколько уроков мы бродим с вами таинственными и  чудесными тропами «Кладовой солнца» Пришвина, многое  узнали, поняли, многому научились. И вот теперь мы на лесной  полянке. Была здесь когда­то избушка мудреца­лесника  Антипыча, но «как­то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился, как разваливается карточный домик от одного дыхания младенца». Однако в сказке, как и в жизни,  ничего не пропадает бесследно: домика нет, но есть холмик в  красных цветах, а под ним потайная дверка, которую стережет  верная Травка. Это вход в сокровищницу «Кладовой солнца».  Чтобы войти туда, надо вспомнить название цветов, которые  здесь растут.  А сокровища пришвинская кладовая покажет только тем, кто  ее пополнит, свои дары принесет. У нас две команды: команда  Насти и команда Митраши. Давайте порадуем ее новыми  подарками. Представьте свои домашние работы. Наши группы  представляет «Иллюстрированную лесную  энциклопедию». В ней мы представили краткие сведения о  животных и птицах , которые встречаются в произведении  Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Каждая словарная  статья сопровождается иллюстрацией и текстом из  произведения. Читая нашу энциклопедию, вы узнаете много  познавательного и животном и птичьем мире. Например, то, что ворону можно научить разговаривать. В конце энциклопедии  мы оставили немного места. Надеемся, что следующие за нами  классы дополнят ее, например, сведениями о растениях,  встречающихся в произведении. Мы составили «Иллюстрированный толковый словарь для  юных читателей». В нем собраны незнакомые и малопонятные слова и выражения. Каждому слову дается толкование,  приведен пример из текста, а также иллюстрации. В работе над  словарем мы использовали толковый словарь Ушакова, сетью  Интернет. Иллюстрации выполнены моими одноклассниками.  Мы думаем, что данные нашего словаря помогут читателям  зрительно представить предметы, которые в современной  жизни почти не встречаются.  Туесок с лесными ягодами. ТУЕСОК С ЛЕСНЫМИ ЯГОДАМИ Откроем сперва туесок. Что в нем? О, да это лесные ягоды.  Попробуйте узнать их по описанию Пришвина. . с текстом описания черники Вопрос группе  Насти 1. «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку,  как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие  листики, и у листиков сидят мелким горошком…  черные ягодки с синим пушком». (Черника). Вопрос группе Митраши . с текстом описания брусники. «…кровяно­красная ягода, листики темно­зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место Речевые  клише Цветная  бумага на  выбор,  крупы,  (клей) кажется кровью полито…» (Брусника) Вопрос группе  Насти 1.  «…Красно­рубиновая ягода кисточкой, и каждый  рубчик в зеленой оправе». (Костяника) Вопро группе Митраши . «…растет в болоте кустиком, ягода голубая, более крупная,  не пройдешь, не заметив». (Голубика) : Молодцы, попробовали лесных даров, витаминами  напитались, сил набрались, можно и отдохнуть. Заглянем в  музыкальную шкатулку. МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА  Музыкальная шкатулка. Здесь собраны таинственные и неповторимые звуки леса. Вот,  например, журчание ручья.  (Фото ручья с музыкой). Вопрос группе  Насти: Чью песню Пришвин сравнивает со звоном ручья? Ученик: Песню токующих тетеревов: «И тогда как будто  довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по  невидимым камешкам…» Вопрос группе Митраши: Это была радостная песня. Но, что это: «… где­то горько  плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Что  производит такое тоскливое впечатление?  Стон сосны и ели, пронзающих друг друга сучьями. Вопрос группе  Насти: Переведите с птичьего языка «Чуф! Ши!» и скажите, какая  птица так говорит.  Это приветствие тетерева восходящему солнцу: «Здравствуй,  солнце!». Вопрос группе Митраши: Кому из птиц принадлежит этот звук, который переводится как «Будет пожива!», «Слышу и жду!»?  Этот звук принадлежит ворону и Вопрос  группам: Когда Митраша увяз в болоте, к болоту мчался и заяц,  убегающий от травки. Появление того и другого вызвало  сорочий переполох, и «сороки на Слепой Елани … разделились  на две партии». Одни кричали про человека, другие про зайца. Вопрос группе Насти: Воспроизведите крик по человеку. ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.  Фото слайд загадки. А у меня есть загадки для внимательных читателей. Вопрос  команде Насти: 1. Какие животные, по Пришвину, умеют плести корзинки? Ответ: Волки.  Фото волка и подпись. ­ А почему это лыко называется волчьим? – спросила она. ­ Отец говорил, ­ ответил брат, ­ волки из него себе  корзинки плетут. Вопрос команде Митраши: 1. Кто из обитателей леса любит похвастаться своим  белоснежным бельем? Ответ: Тетерев. Фото тетерева и подпись. «…Он вдруг подпрыгнул на  своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее  белье подхвостья, подкрылья…) КОРЗИНА СКАЗОК Хорошо, ребята, посмотрим теперь, что за сокровища в этой  корзине.  Фото корзины и подпись Корзина сказок. Учитель: В этой корзине лежат сказки, близкие своим сюжетом  или героями произведению Пришвина, а кроме того, целый  ворох сказочных элементов, которые можно найти в «Кладовой солнца». Достаньте рисунок к сказке и объясните, что в ней  сходно с произведением Пришвина. 1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (В этой  сказке брат и сестра остались без родителей; сестра  отговаривает братца от неверного шага испить водицы). 2. «Иван­царевич и серый волк» (один из героев – волк;  погиб конь; Ворон кружит над Иваном­царевичем, как и  над Митрашей). 3. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (Герои  братья­царевичи стоят перед выбором, по какой дороге  пойти). 4. «Сивка­бурка» (Главный герой Иванушка справился с  конем, а Митраша убил волка) 5. «гуси­лебеди» (Главные герои – старшая дочка и  маленький сыночек; сестра искала брата, котрого  унесли гуси). 6. «Финист Ясный Сокол» ( Героиня Марьюшка сама вела  хозяйство и очень хорошо с этим справлялась) Вопросгруппе Насти: А теперь выберите из ряда волшебных средств тот предмет,  который по своим функциям похож на предмет из сказки.  Перед вами зеркальце, дудочка, расческа, гребешок, клубок,  ключ, игла. Выберите тот предмет, который близок «чудесной  вещи»­ компасу. Ответ: клубок. Вопрос группе Митраши: Мы знаем, что Настя и Митраша осиротели. «После родителей  все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба  пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза,  безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок  Хрен».  Фото перечисленных животных. Какие сказочные мотивы можно узнать в этом описании  наследства. Ответ: В сказках героями часто достаются от родителей в  наследство животные, которые становятся их помощниками:  «Кузьма Скоробогатый»(он владел овцами, лошадьми,  коровами); «Крошечка –Хаврошечка» (У нее была корова),  «Кот в сапогах» (у братьев были осел и кот); «Три брата»(в  наследство достается братьям конь). Также в сказке животные  и птицы носят сказочные имена: петух Петя, коза Дереза. Вопрос обеим группам: Каким образом природа участвует в событиях сказки  Пришвина? Ответ: Ветер. Он поселил на болоте семечки сосны и ели,  заставляет их выть и рычать, разрушил избушку Антипыча,  отнес в сторону крик Насти. Ответ: Трава белоус – спутник тропы человеческой. Ответ: Блудово болото – кладовая солнца, потому что солнце  отдавало свое тепло растениям, они умирали, становились  удобрением. Эти удобрения сохранялись под водой тысячи лет  и становились торфом – полезным ископаемым. Учитель: Не простая корзина оказалась. Может в котомке  найдем более знакомые ценности? КОТОМКА ТРОПОВ . Фото котомки Учитель: «Кладовая солнца необыкновенно богата не только  лесными тропами, но и тропами художественными. Найдите в  выбранном вами отрывке художественные средства, с помощью которых создается картина. Группаи: «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими  корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы». Эпитеты: низенькие, корявые, могучие. Сравнения: как зажженные свечи Метафора: храм природы. Группа  Митраши: «…Косач как будто стал расцветать в лучах  восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся  огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала  переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его  радужный, раскинутый лирой хвост. Эпитеты: огненный, радужный. Сравнения: Гребешок – с огненным цветком, хвост – с лирой Метафоры: расцветать, загорелся. ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.  Фото слайд загадки. Группа Насти: 1. У кого в книге Пришвина есть трон с золотыми ножками и где он прячется? (У солнца. Опускает оно его на  палестинку.) Учитель: Проверим. . «Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона». Группа Митраши: 1. У кого из птиц на хвосте древний музыкальный  инструмент? (У тетерева). Учитель: Проверим КУВШИНЧИК С ЖИВОЙ ВОДОЙ Учитель: Заглянем, что еще в нашей сокровищнице. Вот  кувшинчик с живой водой. Эта вода, которая позволяет оживить наш ум, реакцию.  Предлагаю вам вопросы по тексту произведения, на которые  надо быстро дать короткий ответ. Группа  Насти: 1. С помощью кого Митраша выбрался из болота? (Травка). 2. Что за старушки обитали на болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные) 3. Кто такой Серый Помещик? (Волк). 4. Кто рассказывает нам всю эту историю? Геологи). 5.Что такое елань? (Самое топкое место) Группа Митраши: 1. Отчего Настя про Митрашу забыла? (Она попала на  ягодное место). 2. Как окончил свою жизнь Серый Помещик? (Его убил  вытрелом Митраша). 3. Что такое «палестинка»? (В рассказе это место, где  росло много клюквы; урожайная земля) 4. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились) 5. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их детям,  эвакуированным из Ленинграда). КУЗОВОК С ЛЕСНЫМИ СЕКРЕТАМИ Учитель: А теперь перейдем к кузовку с лесными секретами. Вопрос группе Насти: Почему елочки на болоте такого маленького роста? («Кислая  болотная почва не дает им расти…»). Вопрос группе Митраши: Почему к вечеру на черном пне собирается столько живности? («…Пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.  Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло»). КОРОБ ПРЕМУДРОСТИ. Учитель: А этот короб для ваших капитанов. Отвечать им  придется на самые мудреные вопросы. Группа Насти: В чем заключалась правда Антипыча? (В любых  испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит  окружающим любовь, доброту, тепло. «Эта правда есть правда  вековечной суровой борьбы людей за любовь») Группаа Митраши: Почему Пришвин назвал сказку­быль «Кладовая солнца»? («Кладовой солнца» в сказке­были  называют Блудово болото, которое хранит энергию солнца в  залежах торфа, но его энергия и в целебной клюкве, которой  много на болоте. Но самая главная «кладовая» ­ в  человеческих душах, умеющих любить и делиться своим  теплом с другими). Вопрос обоим группам: Какие уроки вынесли из своего  путешествия Митраша и Настя? (Митраша и Настя поняли, что надо уметь прощать, уступать, помогать друг другу, отвечать за свои поступки и считаться не только со своими желаниями). Учитель: Итак, мы побывали в пришвинской сокровищнице.  Надеюсь, что самое ценное и доброе вы возьмете в свой  жизненный путь. А теперь подведем итоги.  Критерии оценивания: ­ сохраняет композицию и идею сказки; ­  демонстрирует богатый словарный запас; ­ использует выразительные средства языка. Или: ­ соответствие письменной работы теме; ­ соответствие письменной работы стилю и жанру; ­ логичность и последовательность изложения; ­ использование выразительных средств языка; ­ правильная пунктуация при вводных словах. Учащиеся напишут друг другу комментарии к работе по  критериям оценивания. Учитель предлагает синтаксические конструкции –  словосочетания, которые помогут написать комментарий: Ф Взаимооценивание К Работа с одаренными детьми: Предложить учащимся выложить/нарисовать из крупы (рис,  пшено, гречка, манка) на цветной бумаге рисунок­ассоциацию  «Сказка». – Как бы вы теперь выразили свои чувства к этому слову? Учитель может сфотографировать «шедевры» и распечатать  или создать слайд­шоу, чтобы продемонстрировать на  следующем уроке.  (Учитель может предложить другое слово, например,  «Оценка», если хочет акцентировать дальнейшее внимание на  оценивании какого­либо вида деятельности). В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (по  желанию): – Я понял, что … – Я узнал, что … – Я научился … Конец урока 5 мин 2 мин Домашнее задание: продолжить сбор сведений о неизвестных героях­казахстанцах. Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный  раздел для записи методов, которые Вы будете  использовать для  оценивания того, чему  учащиеся научились во  время урока. Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие  технологии. Используемые физминутки  и активные виды  деятельности. Пункты, применяемые из  Правил техники  безопасности на данном  уроке.    Используйте данный раздел для размышлений об уроке.  Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой  колонки.  Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Дифференциация может  быть выражена в подборе  заданий, в ожидаемом  результате от конкретного  ученика, в оказании  индивидуальной поддержки  учащемуся, в подборе учебного  материала и ресурсов с  учетом индивидуальных  способностей учащихся  (Теория множественного  интеллекта по Гарднеру).  Дифференциация может  быть использована на любом  этапе урока с учетом  рационального использования  времени. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели  обучения реалистичными?  Все ли учащиеся достигли  ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена  дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были  временные этапы урока?  Какие отступления были  от плана урока и почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об  обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об  обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных  учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8

Невероятные приключения Насти и Митраши. СОР№8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2019