Тема урока: Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша»
(«Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ.
(Первый урок)
Цели урока:
Образовательные: ознакомить учащихся творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», усвоить понятия: «сказ», «каламбур», подготовить учащихся к пониманию темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительных средств сказового языка произведения;
Воспитательные: воспитывать грамотного, творческого читателя; прививать вкус к художественной литературе;
Развивающие: развивать речь, навыки вдумчивого чтения, формировать критическое мышление учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: Частично-поисковый. Объяснительно-иллюстративный
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, подборка книг писателя, экран, видеопроектор, компьютер, слайдовая презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мониторинг посещаемости учащихся. Настрой класса на продуктивную работу.
II. Проверка домашнего задания.
1) Экспресс-опрос.
Ø Где и когда родился Н.С.Лесков?
Ø Где провел своё детство будущий писатель?
Ø Кем были родители Лескова?
Ø Где учился Лесков?
Ø Где служил писатель?
Ø Когда Н.С. Лесков полностью посвятил себя литературе?
2) Составление кластера «Произведения Н.С.Лескова.
III. Введение и объяснение нового материала.
Учитель : Однажды творчество Николая Семеновича Лескова сравнили с храмом Василия Блаженного в Москве ( демонстрируется слайд с изображением храма). Если вы посмотрите на этот храм, вы увидите, какой он своеобразный. С одной стороны это храм Божий. И он должен быть строгим и величественным. А он какой-то весь озорной, весёлый, яркий. И Богу угодно , и глаз веселит.
Мы ещё вспомним это сравнение, когда начнём читать не самое большое, но, пожалуй, самое знаменитое произведение Лескова - рассказ «Левша» (На слайде подзаголовок рассказа - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»).
- Здесь всё понятно, кроме слова «сказ». Что же такое «сказ»?
Сказ – это особая литературная форма, и Лесков - один из её изобретателей.(Уральские сказы Бажова появились позднее).
В тетрадях делается запись определения:
Сказ - способ повествования, воспроизводящий живую, устную речь, имитации импровизированного рассказа, рождающегося на глазах у читателя. Это всегда «чужая» речь, повествовательная маска, за которой нужно увидеть лицо автора.
Учитель: Рассказ «Левша» ведется не от лица автора – Лескова, а от лица рассказчика. Его образ мы с вами выявим позже.
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» был написан и впервые напечатан в журнале «Русь» в 1881 году. Отдельным изданием это произведение вышло в 1882 году. В первых печатных изданиях Лесков предпослал рассказу такое предисловие: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.
Позже автор сам «разоблачил» себя: «… я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» (На слайде изображение Левши).
IV. Активизация и закрепление нового материала.
Работа с текстом сказа.
· Чтение вслух первой главы.
· Попутное изучение новой лексики:
Ø Цейгауз – военный склад для хранения оружия, снаряжения, обмундирования.
Ø Кунсткамера - собрание редкостей, музей.
Ø Складень - складная двух-, трёхстворчатая икона.
Учитель: В первой главе действуют реальные исторические личности - император Александр Павлович и атаман донского казачества, граф Матвей Иванович Платов. Но всё же перед нами не исторический документ, а предание, сказ, то есть – художественное произведение.
Рассказчик передает нам исторические события не так, как они были на самом деле, а как он их понимает. И исторические лица не такие, какие они были на самом деле, а такие, какое сложилось о них представление в народной памяти.
- Найдем приметы сказа в этой главе.
(«проездиться», «через свою ласковость», «дерябнул хороший стакан» - просторечная лексика;
«междоусобные разговоры» - неверное употребление слов
(междоусобные войны);
«чужестранность» - новообразование.
- Как видите, речь рассказчика в «Левше» также интересна, как и события и герои, в нём описанные.
Глава вторая. Чтение в лицах ( рассказчик, государь, атаман Платов.)
Беседа по вопросам:
Ø Чем удивляли англичане высоких гостей в кунсткамере?
Ø Чем Платов «сконфузил» англичан?
Ø Какие необычные (непривычные) слова встретились вам в этой главе? («Бюстры», «Аболон полведерский», «мерблюзьи мантоны», «двухсестная карета», «непромокабль», «ажидация».
Учитель: Далее в рассказе Лескова мы встретим ещё другие примеры игры слов, когда рассказчик переделывает непонятные слова или употребляет их в другом, не свойственном им значении. Такие слова называются каламбурами.
Запись в тетрадь: Каламбур ( от франц. calembou – игра слов) – литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.
Ø - Как вы думаете, зачем автор изобразил речь рассказчика таким образом?
Ø - Каким в вы представляете себе рассказчика?
Ø - Каково, на ваш взгляд, отношение рассказчика автора к Платову?
V. Обобщение. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы с вами ознакомились с первыми главами рассказа «Левша». Встреча с главными героями, самим Левшой и стальной блохой ещё впереди.
Рефлексия. Приём «Неоконченное предложение». Учащиеся продолжают предложения:
Ø Теперь я знаю…
Ø Я не знал(а)….
Ø Мне было интересно узнать….
Учитель комментирует оценки учащихся за работу на уроке.
VI. Задание на дом: дочитать сказ до конца, выписать из текста каламбуры и записать понятия, которые они обозначают.
Например: «клеветон» - фельетон, « мелкоскоп» - микроскоп)
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории общеобразовательной
школы № 21 города Ангрена Ташкентской области.
Мой телефон: +9989-0-957-11-97
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.