Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша» («Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ. (Первый урок)
Оценка 4.7

Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша» («Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ. (Первый урок)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
Детсад
15.07.2020
Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша»  («Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ. (Первый урок)
Урок «Н.С.Лесков. Рассказ «Левша». Что такое сказ - первый урок по этому произведению, на котором учащиеся узнают об истории создания сказа «Левша», о том, что такое сказ, каламбур, а также узнают об особенностях изобразительных средств сказового языка произведения.
Лесков.docx

Тема урока: Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша»

(«Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ.

(Первый урок)

Цели урока:

Образовательные: ознакомить учащихся творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», усвоить понятия:  «сказ», «каламбур»,  подготовить учащихся к пониманию темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительных средств сказового языка произведения;

Воспитательные:  воспитывать грамотного, творческого читателя; прививать вкус к художественной литературе;

Развивающие: развивать речь, навыки вдумчивого чтения, формировать  критическое  мышление  учащихся.

Тип   урока:  изучение  нового   материала.

Метод: Частично-поисковый. Объяснительно-иллюстративный

Оборудование:    портрет Н.С.Лескова,  подборка  книг   писателя,  экран, видеопроектор,     компьютер,  слайдовая   презентация.

Ход   урока.

      I.            Организационный  момент. Мониторинг  посещаемости учащихся. Настрой   класса  на продуктивную   работу.

   II.            Проверка   домашнего   задания.

1)    Экспресс-опрос.

Ø    Где  и  когда  родился Н.С.Лесков?

Ø    Где  провел  своё детство   будущий  писатель?

Ø    Кем   были  родители Лескова?

Ø    Где  учился  Лесков?

Ø    Где   служил   писатель?

Ø    Когда Н.С. Лесков  полностью  посвятил   себя  литературе?

2)    Составление   кластера  «Произведения  Н.С.Лескова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III.            Введение  и   объяснение   нового   материала.

Учитель :  Однажды   творчество Николая  Семеновича Лескова  сравнили  с   храмом  Василия Блаженного  в  Москве  ( демонстрируется  слайд   с  изображением  храма). Если  вы  посмотрите  на  этот   храм,  вы   увидите,  какой  он  своеобразный.  С  одной  стороны  это  храм Божий. И  он   должен  быть  строгим  и  величественным. А  он  какой-то  весь  озорной,  весёлый, яркий. И  Богу  угодно ,  и  глаз  веселит.

Мы  ещё  вспомним   это  сравнение,  когда  начнём  читать  не  самое  большое,  но, пожалуй, самое  знаменитое  произведение  Лескова  - рассказ «Левша» (На  слайде  подзаголовок  рассказа  -  «Сказ  о  тульском  косом  Левше  и  о стальной  блохе»).

- Здесь всё понятно,   кроме   слова «сказ». Что  же   такое  «сказ»?

Сказ – это  особая  литературная  форма, и  Лесков  -  один из  её изобретателей.(Уральские  сказы  Бажова  появились  позднее).

В   тетрадях  делается   запись  определения:

Сказ   -  способ  повествования,  воспроизводящий  живую,  устную  речь, имитации  импровизированного   рассказа,  рождающегося на  глазах   у  читателя.  Это  всегда «чужая»  речь, повествовательная  маска, за  которой   нужно   увидеть  лицо  автора.

Учитель:  Рассказ «Левша»  ведется  не  от  лица  автора – Лескова, а от   лица  рассказчика. Его образ  мы  с  вами  выявим  позже.

 «Сказ о  тульском  косом Левше  и  о  стальной   блохе» был  написан  и  впервые  напечатан в  журнале «Русь» в 1881 году. Отдельным  изданием  это  произведение  вышло  в  1882 году.  В  первых печатных  изданиях Лесков  предпослал  рассказу  такое  предисловие: « Я  записал эту  легенду  в Сестрорецке по  тамошнему  сказу  от  старого   оружейника,   тульского  выходца,  переселившегося на Сестру-реку ещё  в  царствование  императора Александра Первого.

           Позже  автор  сам  «разоблачил» себя:  «… я  весь этот  рассказ  сочинил  в  мае  месяце прошлого  года,  и Левша  есть лицо  мною выдуманное»  (На  слайде изображение Левши).

IV.            Активизация  и   закрепление  нового  материала.

Работа  с  текстом   сказа.

·        Чтение  вслух   первой  главы.

·        Попутное  изучение  новой   лексики:

Ø Цейгауз – военный  склад для хранения  оружия, снаряжения, обмундирования.

Ø Кунсткамера  -  собрание  редкостей, музей.

Ø Складень  -  складная  двух-, трёхстворчатая  икона.

Учитель:  В первой  главе действуют реальные исторические  личности -  император  Александр Павлович и атаман донского  казачества, граф  Матвей Иванович Платов.  Но  всё же перед нами не исторический документ, а предание,  сказ, то есть – художественное  произведение.

              Рассказчик  передает  нам  исторические  события не  так,  как  они  были  на  самом   деле,  а  как  он  их  понимает. И  исторические  лица  не  такие,  какие  они  были  на  самом   деле,   а  такие, какое   сложилось  о  них   представление  в  народной   памяти.

      - Найдем   приметы   сказа   в  этой   главе.

(«проездиться», «через  свою  ласковость», «дерябнул  хороший  стакан»  -  просторечная   лексика; 

«междоусобные  разговоры» - неверное  употребление  слов

 (междоусобные  войны);

 «чужестранность»  -  новообразование.

     -  Как  видите,  речь  рассказчика  в «Левше» также   интересна,  как  и события  и  герои,  в  нём описанные.

Глава вторая.  Чтение  в  лицах (  рассказчик, государь,  атаман Платов.)

Беседа  по  вопросам:

Ø Чем  удивляли  англичане  высоких  гостей  в  кунсткамере?

Ø Чем Платов «сконфузил» англичан?

Ø Какие  необычные (непривычные)  слова встретились  вам  в этой  главе? («Бюстры», «Аболон  полведерский», «мерблюзьи   мантоны», «двухсестная   карета», «непромокабль», «ажидация».

 

Учитель:  Далее   в  рассказе Лескова  мы  встретим ещё   другие   примеры игры  слов,  когда  рассказчик  переделывает  непонятные   слова  или   употребляет их в  другом,  не   свойственном им  значении. Такие  слова  называются  каламбурами.

Запись  в  тетрадь:    Каламбур ( от  франц.  calembou – игра  слов) – литературный  приём   с использованием  в  одном  контексте разных  значений   одного  слова  или   разных слов  или  словосочетаний,  сходных  по  звучанию.

Ø    - Как   вы  думаете,  зачем  автор  изобразил  речь  рассказчика  таким   образом?  

Ø    - Каким  в  вы  представляете  себе   рассказчика?

Ø    -  Каково,  на  ваш  взгляд,  отношение  рассказчика  автора  к  Платову?

V.            Обобщение.   Подведение  итогов  урока.

Учитель:  Сегодня мы  с вами  ознакомились  с  первыми  главами   рассказа «Левша». Встреча  с  главными  героями,  самим  Левшой и  стальной  блохой ещё  впереди.

Рефлексия. Приём  «Неоконченное   предложение».  Учащиеся  продолжают   предложения:

Ø Теперь  я  знаю…

Ø Я  не  знал(а)….

Ø Мне   было  интересно  узнать….

Учитель  комментирует  оценки  учащихся   за  работу   на  уроке.

VI.            Задание  на  дом:  дочитать  сказ  до  конца,   выписать из  текста  каламбуры и   записать понятия,  которые  они  обозначают.

Например:  «клеветон»  -  фельетон,  « мелкоскоп» - микроскоп)

Нурманова  Замира  Аблокуловна,

учитель  русского  языка  и  литературы

высшей  категории общеобразовательной

школы № 21  города Ангрена Ташкентской области.

Мой  телефон: +9989-0-957-11-97

 


 

Тема урока: Николай Семёнович

Тема урока: Николай Семёнович

Составление кластера «Произведения

Составление кластера «Произведения

Сказ - способ повествования, воспроизводящий живую, устную речь, имитации импровизированного рассказа, рождающегося на глазах у читателя

Сказ - способ повествования, воспроизводящий живую, устную речь, имитации импровизированного рассказа, рождающегося на глазах у читателя

Найдем приметы сказа в этой главе

Найдем приметы сказа в этой главе

Учитель: Далее в рассказе

Учитель: Далее в рассказе

Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша» («Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ. (Первый урок)

Николай Семёнович Лесков. Рассказ «Левша»  («Сказка о тульском косом Левше»).Что такое сказ. (Первый урок)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2020