«Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии «Ревизор»
Оценка 4.9

«Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии «Ревизор»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
22.09.2024
«Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии  «Ревизор»
Урок литературы в 8 классе на тему " Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии " Ревизор" -- первый урок работы над известным произведением писателя. Учащиеся усвоят литературоведческие понятия " драматическое произведение", "комедия", узнают историю создания комедии " Ревизор".
Разработка.docx

 

 

 

 

 

Разработка

урока литературы

для 8 класса на тему

«Николай Васильевич Гоголь.

История создания комедии  «Ревизор»

учителя русского языка

и литературы высшей категории

СОШ  № 21 

Нурмановой

Замиры   Аблокуловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Николай Васильевич Гоголь.

История создания комедии  «Ревизор»

 

Цели урока: вспомнить изученное ранее о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, познакомить учащихся с историей создания комедии «Ревизор», усвоить литературоведческие понятия «драматическое произведение», «комедия»; развивать аналитические умения и навыки;

воспитывать читательскую культуру, прививать интерес к сценическому искусству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, театральные афиши, маски, программки, иллюстрации к пьесе.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

Настрой класса на продуктивную работу.

Слово учителя о целях и задачах урока.

II.               Введение нового и повторение ранее изученного материала о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Учитель: Имя Николая Васильевича Гоголя  вам хорошо известно. В седьмом классе мы изучали историческую повесть писателя «Тарас Бульба», которая вам очень понравилась. А в этом учебном году мы познакомимся с  Гоголем как замечательным драматургом, обогатившим не только русскую, ни и мировую литературу драматическими произведениями. И одно из них – комедия «Ревизор».

Но сначала предлагаю вам вспомнить изученное ранее о Н.В. Гоголе и заполнить таблицу «ЗХУ» / «Знаю. Хочу узнать. Узнал»./

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 1. – Учащиеся, зная тему урока, до знакомства с текстом учебника заполняют колонку «Знаю» и «Хочу узнать».

Шаг 2. – В ходе знакомства с новым материалом учащиеся заполняют колонку «Узнал».

Шаг 3. – Подведение итогов. Сопоставляется содержание граф и делается вывод.

Через несколько минут работы с таблицей, учащиеся читают вслух записанные ими факты из первой колонки таблицы, не повторяя уже прочитанное.

III.           Объяснение нового материала.

Чтение вслух статьи учебника о Н.В.Гоголe на странице 186-187.

 

Учитель: Ребята в статье учебника вам встретились новые литературоведческие понятия – драматическое произведение, комедия. Какие роды литературы вам известны?

(Эпос, лирика, драма).Драматическое произведение – это произведение, которое относится к роду литературы драма и принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Драматическое произведение предназначено для игры на сцене. От эпоса и лирики драма отличается в первую очередь тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило,  разбит на действия и явления. Комедия – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Учитель: Ребята, предлагаю вашему вниманию небольшую постановку литературно-творческого кружка «Лукоморье» об истории создания комедии «Ревизор».

 

На импровизированной сцене, у доски, три актёра (автор, Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин), одетые в соответствии с девятнадцатым столетием.

Н.В.Гоголь в центре, сидя за столом.А.С.Пушкин, стоя за спиной Гоголя. Автор – у окна.

 

Автор. В первой половине XIXвека в России господствовала чиновно-бюрократическая система, в которой царило казнокрадство и взяточничество.

И Н.В.Гоголь как великий писатель-реалист мечтал посредством ядовитого обличающего смеха «сказать святую правду» о самодовольных, глупых, беспечных «хозяевах» России.

      7 октября 1835 года он пишет А.С.Пушкину письмо с просьбой.

 

Н.В.Гоголь (с пером и листом бумаги в руках читает). Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию. <…> Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта».

Автор.Хотя  Гоголь был на десять лет моложе 36-летнего Пушкина, он был уже достаточно известен благодаря произведениям «Вечера на хуторе близ  Диканьки», «Петербургские повести», «Невский проспект».  Пушкин ценил безграничный талант молодого писателя и с удовольствием помогал ему.

А.С.Пушкин. Извольте! Как-то раз, находясь проездом в Нижнем Новгороде, меня неожиданно приняли за тайного ревизора! А один мой знакомый сам выдавал себя в Бессарабии за важного петербургского чиновника!Вот вам сюжет! Чем не комедия?

Автор. Анекдот о мнимом ревизоре так привлёк Гоголя, что он сразу зажёгся идеей написать комедию. Пьеса «Ревизор» была написана в том же 1835 году. В начале 1836 года Гоголь читал Пушкину, Жуковскому и Вяземскому свой шедевр. А еще через четыре месяца комедия была поставлена и произвела сначала эффект разорвавшейся бомбы сначала в Александринском театре в Петербурге, а затем  вмосковском Малом театре.

А.С.Пушкин. Разрешение на  постановку удалось получить лишь благодаря Василию Андреевичу Жуковскому, лично убедившему Его Императорское Величество в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

Автор. Сам Николай Васильевич так отзывался о своей работе.

Н.В.Гоголь. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну куче всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».

Автор. Император не премьере комедии много смеялся и аплодировал, вероятно, желая подчеркнуть безобидность пьесы. Но он хорошо понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Но, оставшись наедине со свитой, не выдержал и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

IV. Активизация и закрепление нового материала.

Учитель: Представьте себе,что вы находитесь в театре, скоро откроется занавес и начнётся представление. Внимательно рассмотрим афиши к комедии «Ревизор». В руках у вас программки с действующими лицами, познакомимся с ними. (Анализ списка действующих лиц).

       Обратите внимание на то, что автор представляет действующие лица в определённом порядке, предназначенном для читателей, актёров и режиссёров.

         Возглавляет список городничий – начальник уездного города. Эта должность существовала до середины XIX века.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Фамилия напоминает сквозняк, который может просочиться куда угодно, а обладатель этой фамилии очень изворотлив и хитёр.

Следом за ним – целая плеяда городских чиновников:

Лука Лукич Хлопов -смотритель училищ – должностное лицо, которому поручался надзор за каким-либо учреждением. Хлопов = Холопов (Автор намекает на то, что образование в городе N холопское).

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Ещё одна говорящая фамилия. То есть судья, занимающийся своим делом «тяп-ляп», кое-как. Комично звучит и его имя Аммос, означающее в переводе с древнееврейского языка «несущий ношу (бремя)».

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений: больниц, приютов, домов для престарелых. Земляника – к земле никнет; прижат как ягода к земле. Приземлённый и неповоротливый.

Иван КузмичШпекин – почтмейстер (начальник почтовой конторы). Как шпион любопытен, всюду суёт свой длинный нос.

Добчинский и Бобчинский – городские помещики с одинаковыми именами и отчествами (Пётр Иванович). Отличаются друг от друга всего лишь одной буквой в фамилии.

Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга. С чем ассоциируется фамилия мнимого ревизора?  (Фамилия образована от слова «хлестать» то есть «пустословить» и «врать»).

          Фамилия Хлестакова находится в середине списка, и это неслучайно. Автор как бы расставляет ловушку для зрителя (читателя): Хлестаков в центре городской администрации и элиты, хотя мы знаем, что не самом деле он простой чиновник из Петербурга.

Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь. Фамилия образована от глагола «гибнуть».  Как вам такая фамилия для врача?

Степан Ильич Уховёртов – частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города. Фамилия связана с выражением «навертеть уши», «накрутить уши», то есть решать все вопросы с применением силы.

Полицейские Свистунов и Держиморда. Их фамилии подчёркивают, как они выполняют свои должностные обязанности. Они не являются для жителей города опорой и защитой.

            Фамилия купца Абдулина созвучна со словом «обдуть», то есть обманывает покупателей.

 

Учитель: Николай Васильевич Гоголь был чрезвычайно озабочен тем, чтобы и актёры, и постановщики комедии на сцене правильно поняли характеры персонажей и показали их так, как понимал и видел их он сам. С этой целью были написаны авторские указания «Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров». Ознакомимся с ними на странице 190-192 нашего учебника.

V. Обобщение. Рефлексия.

Учитель: Ребята, предлагаю вам вернуться к таблице «ЗХУ» и записать в колонку «Узнал» всё, что вы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Оценивание работы учащихся.

VII. Домашнее задание: 1) прочитать первое действие комедии «Ревизор» и ответить на вопрос: «Кто такой Хлестаков и почему его принимают за ревизора?» 2) Проанализировать речь персонажей и выявить основные черты их характеров.

 

Нурманова  ЗамираАблокуловна,

учитель  русского  языка и литературы

высшей категории СОШ  №  21

г. Ангрена Ташкентской обл.

Мой  контактный  телефон: +998909571197.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока литературы для 8 класса на тему «Николай

Разработка урока литературы для 8 класса на тему «Николай

Тема урока: Николай Васильевич

Тема урока: Николай Васильевич

Эпос, лирика, драма).Драматическое произведение – это произведение, которое относится к роду литературы драма и принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру

Эпос, лирика, драма).Драматическое произведение – это произведение, которое относится к роду литературы драма и принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру

Величество в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками»

Величество в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками»

Фамилия Хлестакова находится в середине списка, и это неслучайно

Фамилия Хлестакова находится в середине списка, и это неслучайно

«Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии «Ревизор»

«Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии  «Ревизор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024