Разработка
урока литературы
для 8 класса на тему
«Николай Васильевич Гоголь.
История создания комедии «Ревизор»
учителя русского языка
и литературы высшей категории
СОШ № 21
Нурмановой
Замиры Аблокуловны
Тема урока: Николай Васильевич Гоголь.
История создания комедии «Ревизор»
Цели урока: вспомнить изученное ранее о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, познакомить учащихся с историей создания комедии «Ревизор», усвоить литературоведческие понятия «драматическое произведение», «комедия»; развивать аналитические умения и навыки;
воспитывать читательскую культуру, прививать интерес к сценическому искусству.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, театральные афиши, маски, программки, иллюстрации к пьесе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Настрой класса на продуктивную работу.
Слово учителя о целях и задачах урока.
II. Введение нового и повторение ранее изученного материала о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
Учитель: Имя Николая Васильевича Гоголя вам хорошо известно. В седьмом классе мы изучали историческую повесть писателя «Тарас Бульба», которая вам очень понравилась. А в этом учебном году мы познакомимся с Гоголем как замечательным драматургом, обогатившим не только русскую, ни и мировую литературу драматическими произведениями. И одно из них – комедия «Ревизор».
Но сначала предлагаю вам вспомнить изученное ранее о Н.В. Гоголе и заполнить таблицу «ЗХУ» / «Знаю. Хочу узнать. Узнал»./
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
|
|
|
Шаг 1. – Учащиеся, зная тему урока, до знакомства с текстом учебника заполняют колонку «Знаю» и «Хочу узнать».
Шаг 2. – В ходе знакомства с новым материалом учащиеся заполняют колонку «Узнал».
Шаг 3. – Подведение итогов. Сопоставляется содержание граф и делается вывод.
Через несколько минут работы с таблицей, учащиеся читают вслух записанные ими факты из первой колонки таблицы, не повторяя уже прочитанное.
III. Объяснение нового материала.
Чтение вслух статьи учебника о Н.В.Гоголe на странице 186-187.
Учитель: Ребята в статье учебника вам встретились новые литературоведческие понятия – драматическое произведение, комедия. Какие роды литературы вам известны?
(Эпос, лирика, драма).Драматическое произведение – это произведение, которое относится к роду литературы драма и принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Драматическое произведение предназначено для игры на сцене. От эпоса и лирики драма отличается в первую очередь тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. Комедия – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Учитель: Ребята, предлагаю вашему вниманию небольшую постановку литературно-творческого кружка «Лукоморье» об истории создания комедии «Ревизор».
На импровизированной сцене, у доски, три актёра (автор, Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин), одетые в соответствии с девятнадцатым столетием.
Н.В.Гоголь в центре, сидя за столом.А.С.Пушкин, стоя за спиной Гоголя. Автор – у окна.
Автор. В первой половине XIXвека в России господствовала чиновно-бюрократическая система, в которой царило казнокрадство и взяточничество.
И Н.В.Гоголь как великий писатель-реалист мечтал посредством ядовитого обличающего смеха «сказать святую правду» о самодовольных, глупых, беспечных «хозяевах» России.
7 октября 1835 года он пишет А.С.Пушкину письмо с просьбой.
Н.В.Гоголь (с пером и листом бумаги в руках читает). Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию. <…> Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта».
Автор.Хотя Гоголь был на десять лет моложе 36-летнего Пушкина, он был уже достаточно известен благодаря произведениям «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургские повести», «Невский проспект». Пушкин ценил безграничный талант молодого писателя и с удовольствием помогал ему.
А.С.Пушкин. Извольте! Как-то раз, находясь проездом в Нижнем Новгороде, меня неожиданно приняли за тайного ревизора! А один мой знакомый сам выдавал себя в Бессарабии за важного петербургского чиновника!Вот вам сюжет! Чем не комедия?
Автор. Анекдот о мнимом ревизоре так привлёк Гоголя, что он сразу зажёгся идеей написать комедию. Пьеса «Ревизор» была написана в том же 1835 году. В начале 1836 года Гоголь читал Пушкину, Жуковскому и Вяземскому свой шедевр. А еще через четыре месяца комедия была поставлена и произвела сначала эффект разорвавшейся бомбы сначала в Александринском театре в Петербурге, а затем вмосковском Малом театре.
А.С.Пушкин. Разрешение на постановку удалось получить лишь благодаря Василию Андреевичу Жуковскому, лично убедившему Его Императорское Величество в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».
Автор. Сам Николай Васильевич так отзывался о своей работе.
Н.В.Гоголь. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну куче всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».
Автор. Император не премьере комедии много смеялся и аплодировал, вероятно, желая подчеркнуть безобидность пьесы. Но он хорошо понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Но, оставшись наедине со свитой, не выдержал и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»
IV. Активизация и закрепление нового материала.
Учитель: Представьте себе,что вы находитесь в театре, скоро откроется занавес и начнётся представление. Внимательно рассмотрим афиши к комедии «Ревизор». В руках у вас программки с действующими лицами, познакомимся с ними. (Анализ списка действующих лиц).
Обратите внимание на то, что автор представляет действующие лица в определённом порядке, предназначенном для читателей, актёров и режиссёров.
Возглавляет список городничий – начальник уездного города. Эта должность существовала до середины XIX века.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Фамилия напоминает сквозняк, который может просочиться куда угодно, а обладатель этой фамилии очень изворотлив и хитёр.
Следом за ним – целая плеяда городских чиновников:
Лука Лукич Хлопов -смотритель училищ – должностное лицо, которому поручался надзор за каким-либо учреждением. Хлопов = Холопов (Автор намекает на то, что образование в городе N холопское).
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Ещё одна говорящая фамилия. То есть судья, занимающийся своим делом «тяп-ляп», кое-как. Комично звучит и его имя Аммос, означающее в переводе с древнееврейского языка «несущий ношу (бремя)».
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений: больниц, приютов, домов для престарелых. Земляника – к земле никнет; прижат как ягода к земле. Приземлённый и неповоротливый.
Иван КузмичШпекин – почтмейстер (начальник почтовой конторы). Как шпион любопытен, всюду суёт свой длинный нос.
Добчинский и Бобчинский – городские помещики с одинаковыми именами и отчествами (Пётр Иванович). Отличаются друг от друга всего лишь одной буквой в фамилии.
Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга. С чем ассоциируется фамилия мнимого ревизора? (Фамилия образована от слова «хлестать» то есть «пустословить» и «врать»).
Фамилия Хлестакова находится в середине списка, и это неслучайно. Автор как бы расставляет ловушку для зрителя (читателя): Хлестаков в центре городской администрации и элиты, хотя мы знаем, что не самом деле он простой чиновник из Петербурга.
Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь. Фамилия образована от глагола «гибнуть». Как вам такая фамилия для врача?
Степан Ильич Уховёртов – частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города. Фамилия связана с выражением «навертеть уши», «накрутить уши», то есть решать все вопросы с применением силы.
Полицейские Свистунов и Держиморда. Их фамилии подчёркивают, как они выполняют свои должностные обязанности. Они не являются для жителей города опорой и защитой.
Фамилия купца Абдулина созвучна со словом «обдуть», то есть обманывает покупателей.
Учитель: Николай Васильевич Гоголь был чрезвычайно озабочен тем, чтобы и актёры, и постановщики комедии на сцене правильно поняли характеры персонажей и показали их так, как понимал и видел их он сам. С этой целью были написаны авторские указания «Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров». Ознакомимся с ними на странице 190-192 нашего учебника.
V. Обобщение. Рефлексия.
Учитель: Ребята, предлагаю вам вернуться к таблице «ЗХУ» и записать в колонку «Узнал» всё, что вы узнали нового сегодня на уроке.
VI. Оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание: 1) прочитать первое действие комедии «Ревизор» и ответить на вопрос: «Кто такой Хлестаков и почему его принимают за ревизора?» 2) Проанализировать речь персонажей и выявить основные черты их характеров.
Нурманова ЗамираАблокуловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории СОШ № 21
г. Ангрена Ташкентской обл.
Мой контактный телефон: +998909571197.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.